Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЗАВИСИМОСТЬ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТИПЕНДИИ ОТ СРЕДНЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Хрусталева Н.В. 1 Любавина М.А. 1
1 ВЛГУ «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
В статье изучается комплексная система нормативно-правового регулирования стипендиальных выплат студентам высших учебных заведений Российской Федерации. Цель исследования – проанализировать систему стипендиальных выплат студентам, определить причины различий в размерах стипендий между вузами. Повышенное внимание уделено процессу формирования стипендиального фонда, используемого для начисления государственных академических стипендий. Рассматриваются многочисленные аспекты, влияющие на величину предоставляемых стипендий, включая показатели учебной успеваемости студентов. Проводится углублённый анализ связи между размерами назначенных стипендий и образовательными результатами обучающихся на примерах нескольких ведущих российских вузов. Также затрагивается вопрос эффективности существующих механизмов распределения стипендиальных средств и возможные направления их совершенствования. Научная новизна заключается в более углубленном анализе механизма формирования стипендиального фонда. Рассмотрены различные выплаты обучающимся в высших учебных заведениях.
государственная академическая стипендия
размер стипендии
норматив стипендии
успеваемость обучающихся
нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 09.02.2025).
2. Гринько В.С., Кальней В.А., Шишов С.Е. Результаты мониторинга стипендиального обеспечения студентов российских вузов // Агроинженерия. 2013. № 4. С. 10-13.
3. Цыгалов Ю.М., Козловская М.И., Савгиря Е.Ю. Направления совершенствования социальной поддержки обучения в высшей школе России // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 82-88.
4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 N 1390 «О формировании стипендиального фонда» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71470302/ (дата обращения: 09.02.2025).
5. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Информационно-правовой портал «Консультант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71494794/ (дата обращения: 09.02.2025).
6. Андреев С.Н., Бережная Е.Н.. Аналитический обзор стипендиального обеспечения обучающихся в российской федерации. Отдельные проблемы использования организациями высшего образования средств стипендиального фонда // Образование и право. 2019. № 10. С. 205-214.
7. Богатырева М.И., Баржаев Р.Р., Подобреевская Е.С. Система финансовых мер поддержки молодых исследователей как фактор их качества жизни на уровне материальных потребностей // Научные записки молодых исследователей. 2024. № 4. С. 37-47.

Введение

Государственная академическая стипендия (ГАС) представляет собой важное средство финансовой поддержки студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Она направлена на стимулирование активной учебной деятельности и способствует обеспечению социальной защищенности студентов. Однако суммы стипендий значительно различаются между различными вузами, что вызывает интерес к изучению механизмов расчета и распределения стипендиальных фондов.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью глубокого понимания факторов, влияющих на размер академической стипендии, и выявления различий в подходах к её расчету в разных учебных заведениях. Это позволит оценить справедливость и прозрачность существующих формул расчета стипендий, а также определить возможные пути оптимизации системы распределения финансовых ресурсов.

Целью данной работы является анализ действующих формул расчета государственных академических стипендий и исследование причин различия размеров стипендий в различных вузах. Научная новизна исследования заключается в попытке систематизировать подходы к расчету стипендий и выявить ключевые факторы, определяющие итоговую сумму выплаты. Авторская позиция основана на убеждении, что понимание механизма формирования стипендий поможет улучшить систему поддержки студентов и повысить её эффективность.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок назначения и выплаты государственных академических стипендий, а также труды отечественных ученых, посвящённые вопросам стипендиального обеспечения студентов. В рамках данного исследования использовался сравнительный анализ, который позволил сопоставить величины стипендий в различных вузах, а также проанализировать критерии их назначения

Результаты исследования и их обсуждение

1. Проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих процесс формирования стипендиального фонда в высших учебных заведениях Российской Федерации. Это позволило систематизировать требования законодательства и выявить ключевые принципы, лежащие в основе распределения стипендиальных средств.

2. Выполнено сравнительное исследование размеров стипендий, предоставляемых студентам в различных образовательных организациях высшего образования. Были выявлены различия в подходах к назначению стипендий, обусловленные особенностями финансирования, региональных стандартов и внутренних регламентов вузов.

3. Установлена прямая зависимость размера стипендии от уровня успеваемости студентов.

Из-за отсутствия ясной зависимости размера стипендий от уровня успеваемости студентов в 4 квартале часто перераспределяют бюджет, который не был потрачен в течении всего года. При этом, денежное пособие достаточно сильно отличается от вуза к вузу из-за чего у студентов возникает вопрос о формировании суммы государственной академической стипендии.

В России есть несколько основных документов, регламентирующих стипендиальное обеспечение. Основным является Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 в статье 36 п. 1 из которого мы узнаем о понятии стипендии: «стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ» [1].

Так, можно сделать вывод что государственная академическая стипендия предназначена для стимулирования освоения образовательной программы обучающимся – студентам. В Российской Федерации существует определенное количество стипендий, предназначенных для студентов вузов очной формы обучения, которые обеспечивают финансовую поддержку и стимулируют учебные достижения. Основными являются государственные стипендии, которые делятся на базовые и повышенные. Базовая стипендия выплачивается всем студентам, обучающимся в вузах, и помогает покрывать основные расходы на обучение и проживание. Повышенная стипендия предназначена для студентов, демонстрирующих высокие результаты в учебе и активно участвующих в научной и общественной жизни университета.

Кроме того, существуют стипендии, направленные на поддержку студентов из малообеспеченных семей и студентов с ограниченными возможностями. Важную роль играют также корпоративные и частные стипендии, предлагаемые крупными компаниями. Они могут быть связаны как с определенными специальностями, так и с достижениями студентов в учебе или социальной активности. Специальные стипендии также предоставляются талантливым спортсменам и артистам, что способствует развитию их навыков и достижению высоких результатов в спорте и культуре [7].

Благодаря этому, разнообразие видов стипендий позволяет каждому студенту найти подходящую форму финансовой помощи, что будет способствовать успешному обучению и личностному развитию.

В статье Гринько В.С., Кальней В.А., Шишов С.Е. представлены результаты мониторинга стипендиального обеспечения студентов российских вузов, проведенного по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году [2]. Целью мониторинга была выработка механизмов эффективного распределения средств стипендиального фонда. В статье анализируются источники формирования стипендиального фонда, структура его распределения по различным видам стипендий и материальной помощи, а также размеры стипендиальных выплат. Особое внимание уделяется государственной академической стипендии (ГАС) и ее роли в стимулировании успешной учебы студентов. В мониторинге приняли участие 304 образовательных учреждения высшего профессионального образования.

Авторы выявили значительный разброс в размерах ГАС по вузам, а также случаи нарушения нормативов по минимальному размеру стипендии. Подчеркивается важность дифференциации стипендиальных выплат в зависимости от успеваемости студентов.

Основой стипендиального фонда выступает федеральный бюджет, обеспечивающий 97,6% его объема. Наибольшую долю фонда составляют государственные академические стипендии (ГАС), которые получают 44% студентов, хотя их размер недостаточно стимулирует успешную учебу. Средний размер ГАС равен 1463 рублям, что превышает минимальный норматив, но в 54% вузов он не соответствует установленным требованиям. В 11 образовательных учреждениях отсутствует дифференциация стипендиальных выплат по успеваемости. Повышенные академические стипендии получают 17,9% студентов-очников, обучающихся за счет бюджета.

Также в статье Ю.М. Цыгалова, Е.Ю. Савгири и М.И. Козловской анализируются формы и виды социальной поддержки студентов высших учебных заведений в различных странах, включая Россию [3]. Авторы выявляют преимущества и недостатки существующих подходов и предлагают рекомендации по улучшению социальной поддержки студентов в России. В статье рассматриваются вопросы формирования бюджетов университетов, стоимости обучения и различных видов государственной поддержки студентов.

Авторы обращают внимание на несколько важных аспектов. В работе отмечено, что стоимость коммерческого образования в России относительно высока по европейским меркам, особенно в сравнении с теми странами, где высшее образование доступно либо бесплатно, либо по сниженным ценам. Во-вторых, существующая система назначения академических стипендий требует доработки, поскольку она не всегда учитывает финансовые трудности студентов и не позволяет покрыть базовые потребности. Кроме того, авторы указывают на тенденцию в Европе, когда государственное финансирование университетов всё чаще направляется через специализированные научные фонды, в то время как вклад бизнеса и корпоративных структур в развитие высшего образования остаётся ограниченным.

Таким образом, из второго документа – Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 №1390 «О формировании стипендиального фонда» можно понять, что бюджет для государственной академической стипендии в вузе формируется как произведение норматива стипендии к количеству человек, претендующих на нее:

ГАС = (Ai ×Kai) × RKm ×12, (1)

где Ai – норматив для формирования стипендиального фонда, утвержденный Правительством Российской Федерации в отношении государственных академических стипендий студентам и государственных стипендий аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам, для i-го уровня образования;

Kai – среднегодовая численность студентов очной формы обучения i-го уровня образования, среднегодовая численность аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме;

RKm – размер районного коэффициента, установленный Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяемый в m-м субъекте Российской Федерации [4].

Из этого же документа мы узнаем норматив для государственной академической стипендии – 1484 рубля для студентов высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры). Нормативом признается минимальная назначаемая выплата, где размер стипендии не может быть меньше норматива (Фз №273 п. 9,10).

В рамках федерального бюджета предусмотрены ассигнования на финансирование стипендий для обучающихся в подведомственных учреждениях профессионального образования, включая студентов, аспирантов, докторантов, а также интернов и ординаторов [5]. Объем средств стипендиального фонда, рассчитанный с учетом ежегодной индексации на 4% начиная с 1 сентября 2022 года по 2024 год, составит: в 2022 году – 83,4 млрд рублей; в 2023 году – 88,6 млрд рублей; в 2024 году – 92,1 млрд рублей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение средств стипендиального фонда по годам

Год

Объем средств стипендиального фонда, млрд руб.

2022

83,4

2023

88,6

2024

92,1

Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 г. № 1663 часть 2 пункт 5: «Государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.

Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям:

• отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;

• отсутствие академической задолженности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что не все претендующие на академическую стипендию ее получают, так как только определенное количество студентов сдает сессию без оценок «удовлетворительно» и задолженностей.

Разберем на примере процесс формирования размера академической стипендии, предположим, в вузе N в ЦФО учится 1500 студентов на бюджетной форме обучения, но только 320 из них по итогам сессии могут претендовать на государственную академическую стипендию, при условии, что никто из них не оформляет повышенную государственную академическую стипендию:

ГАС = (1484 × 1500) × 1 × 12 = 26 712 000 (2)

Теперь рассчитаем примерный размер академической стипендии в этом вузе:

26 712 000 / 12 / 320 = 6 956,25 – в таком размере студенты вуза N могут получать стипендию. Но может возникнуть ситуация, когда после первой промежуточной аттестации число студентов, успешно сдавших сессию увеличится, и у вуза не хватит средств до окончания календарного года.

Соответственно устанавливается «средний» размер, а часть стипендиального фонда замораживается, чтобы иметь возможность выплатить всем претендующим стипендию и материальную помощь. В конце года, оставшиеся средства распределяются и выплачиваются дополнительно к академической стипендии.

Для сравнения возьмём несколько вузов России:

1. Алтайский государственный университет,

2. Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

3. Кемеровский государственный университет,

4. Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева,

5. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина.

Расчет успеваемости будет проводиться с учетом районного коэффициента: ЦФО – 1, Алтайский край – 1,4, Кемеровская область – 1,3. То есть в этих краях норматив стипендии умножается на определенный коэффициент [4]. Для расчета берется отношение норматива государственной академической стипендии, умноженное на районный коэффициент к реальному размеру стипендии в определенном вузе.

Исходя из расчетов можно понять, что итоговое значение отражает примерную долю студентов бюджетной формы обучения, получающих государственную академическую стипендию.

Таблица 2

Сравнение итоговых значений в выбранных вузах

Вуз

Расчет

Итоговое значение

1

Алтайский государственный университет

1484 × 1,4 / 3605

0,58

2

Владимирский государственный университет

имени А.Н. и Н. Г. Столетовых

1484 / 2816

0,53

3

Кемеровский государственный университет

1484 × 1,3 / 2670

0,72

4

Орловский Государственный Университет

имени И.С. Тургенева

1484 / 2625

0,57

5

Рязанский государственный университет

имени С. А. Есенина

1484 / 2800

0,53

Так, чуть больше половины студентов Алтайского государственного университета получают стипендию, а среди студентов Орловского государственного университета эта доля выше на 4%. Самый высокий показатель у студентов Кемеровского государственного университета, что показывает высокую успеваемость среди студентов в этом вузе.

На основе проведенных расчетов можно заключить, что величина итогового значения положительно коррелирует с уровнем успеваемости: увеличение значения связано с повышением академической успеваемости, тогда как снижение соотношения норматива к размеру ведет к ухудшению учебных результатов в вузе.

При этом стоит отметить, что среди представленных вузов наблюдается схожий уровень успеваемости: около половины студентов успешно проходят промежуточную аттестацию без наличия академических задолженностей и оценок «удовлетворительно».

Дополнительно был проведен статистический анализ размера государственной академической стипендии в вузах России, данные представлены в таблице 3.

Собрав данные по размеру академической стипендии в государственных образовательных учреждениях, был проведен анализ и выведено среднее значение – 3870 рублей.

Лидером рейтинга стал Тюменский индустриальный университет (6300 рублей в месяц). На второй и третьей строчке расположились Московский государственный университет геодезии и картографии (6150 рублей в месяц) и Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (5684 рублей в месяц).

Наиболее низкие значения отмечены в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (2070 рублей), Северо-Кавказском федеральном университете (2200 рублей) и Российском университете дружбы народов (2 тыс. рублей).

Можно предположить, что размер стипендий в некоторых регионах обусловлен особенностями этих территорий, среди которых важную роль играют климатические факторы. Речь идет о районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Учитывая специфику климатических условий данных регионов, для привлечения и удержания квалифицированных кадров было разработано и утверждено правительственное постановление, предусматривающее введение дополнительных выплат как к заработной плате работников, так и к стипендиям студентов высших учебных заведений [6].

Для более обоснованного формирования стипендиального фонда предлагается использовать в качестве базы не общую численность студентов, обучающихся на бюджетных местах, а лишь тех, кто демонстрирует высокий уровень успеваемости, исключая студентов с академическими задолженностями и неудовлетворительными оценками. Численность таких студентов предлагается принимать за 100%, включая всех остальных студентов как 100% плюс количество «должников». Такой подход обеспечит большую равномерность в распределении стипендий между университетами. Финансовые средства, первоначально предназначенные для неуспевающих студентов, целесообразно направить на покрытие рисков, связанных с отчислением студентов, переводом студентов с платной основы обучения на бюджетную, а также восстановлением ранее отчисленных студентов на свободные бюджетные места.

Таблица 3

Размер стипендии в региональных вузах страны

Вуз

Федеральный округ

Размер стипендии, руб

1.

Брянский государственный инженерно-технологический университет

Центральный

федеральный округ

4374

2.

Брянский государственный технический университет

Центральный

федеральный округ

5060

3.

Брянский государственный университет

им. И. Г. Петровского

Центральный

федеральный округ

2800

4.

Бурятский государственный университет

им. Доржи Банзарова

Дальневосточный

федеральный округ

5684

5.

Вологодский государственный университет

Северо-Западный

федеральный округ

3887

6.

Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова

Центральный

федеральный округ

3000

7.

Иркутский государственный университет

Сибирский

федеральный округ

4960

8.

Казанский национальный исследовательский

технологический университет

Приволжский

федеральный округ

2070

9.

Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского

Центральный

федеральный округ

2942

10.

Кемеровский государственный университет,

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

Сибирский

федеральный округ

2800

11.

Курганский государственный университет

Уральский

федеральный округ

4466,49

12.

Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва

Приволжский федеральный округ

3438

13.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Центральный федеральный округ

5600

14.

Московский государственный университет геодезии

и картографии

Центральный федеральный округ

6150

15.

Московский политехнический университет

Центральный федеральный округ

3000

16.

Новосибирский государственный педагогический университет

Сибирский федеральный округ

3631,68

17.

Оренбургский государственный университет

Приволжский федеральный округ

4801

18.

Орловский государственный университет

им. И.С. Тургенева

Центральный федеральный округ

2625

19.

Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет

Приволжский федеральный округ

3722

20.

Псковский государственный университет

Северо-Западный федеральный округ

3750

21.

Российский университет дружбы народов

Центральный федеральный округ

2200

22.

Санкт-Петербургский государственный морской

технический университет

Северо-Западный федеральный округ

3500

23.

Северо-Кавказский федеральный университет

Северо-Кавказский федеральный округ

2200

24.

Сибирский государственный университет геосистем и технологий

Сибирский федеральный округ

2700

25.

Тихоокеанский государственный университет

Дальневосточный федеральный округ

4752

26.

Тюменский Индустриальный Университет

Уральский федеральный округ

6300

27.

Уральский государственный педагогический

университет

Уральский федеральный округ

3371

28.

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Центральный федеральный округ

4600

Предполагается, что такая схема распределения средств могла бы обеспечить большую прозрачность, однако, как показывает практика Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, реализация подобного подхода в образовательной организации сталкивается с рядом трудностей. После объявления о повышении размера стипендии, число успешно сдавших сессии студентов существенно возросло, что привело к нехватке средств для выполнения обязательств перед студентами. Этот факт вызвал социальный кризис внутри вуза. Таким образом, оптимизация формирования стипендиального фонда оказывается затруднительной ввиду несоответствия финансового года учебному календарю, а также обязательного требования назначения стипендии минимум дважды в течение года. Это делает невозможным точный расчет реальной численности успешных студентов в зависимости от периода обучения.

Образовательным учреждениям рекомендуется рассмотреть возможность внедрения системы ранжирования академической стипендии, основанной не только на результатах последнего семестра, предшествующего назначению стипендии, но и на предыдущих семестрах. Примером такого подхода является практика Московского государственного университета, где размер государственной академической стипендии увеличивается в зависимости от числа сессий, сданных на отличные оценки. В ряде вузов применяется дифференцированный подход, предусматривающий повышение размера стипендии в зависимости от итогов последней сессии: студенты, получившие оценки «хорошо», получают базовый размер стипендии, а студенты с оценками «хорошо» и «отлично» – увеличение на 25%, а отличники – на 50%. Такая система стимулирует студентов к более высоким академическим достижениям.

В то же время существует индексация стипендий каждый год в зависимости от уровня инфляции и рекомендаций Правительства РФ, однако не всегда вузы могут это сделать, поскольку средства выплачиваются в размере нормативов от 2016 года, а рекомендации идут с учетом ежегодной компенсации. Так, вузам с высокой успеваемостью обучающихся сложно достичь рекомендованных размеров.

Учитывая вышеизложенное, оптимизация формирования и распределения стипендиального фонда сталкивается с существенными трудностями, поскольку существует множество факторов и рисков, ограничивающих возможность реализации предлагаемых мер в образовательных учреждениях.

Заключение

Таким образом, наш анализ показывает, что размер государственной академической стипендии формируется под влиянием нескольких ключевых факторов. Среди них важное место занимает районный коэффициент, который учитывает особенности региона, включая климатические условия и затраты на проживание. Также значительное влияние оказывает общая успеваемость студентов, проходящих обучение на бюджетной основе, и количество студентов, охваченных системой государственной поддержки. Всё это создаёт сложную систему взаимосвязей, определяющую итоговый размер стипендии, которую получает каждый студент.


Библиографическая ссылка

Хрусталева Н.В., Любавина М.А. ЗАВИСИМОСТЬ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СТИПЕНДИИ ОТ СРЕДНЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 4-2. С. 404-411;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4122 (дата обращения: 27.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4122