Введение
Рынок веб-технологий в России активно поддерживает развитие цифровизации, отвечает экономическим условиям, санкциям и потребностям пользователям. Он предоставляет прогрессивные веб-приложения – сайты (PWA), веб-приложения, работающие на одной HTML-странице (SPA), серверные системы управления контентом (headless CMS), микрофронтенды, голосовые помощники и чат-боты, различные модели искусственного интеллекта, реализуемые на сайтах, включая рекомендательные системы, организацию платформенных облачных услуг (serverless-computing), API-сервис (Application Programming Interface для интеграции с другими информационными системами, устройствами), инструменты для дизайна и прототипирования пользовательского интерфейса (глубокая кастомизация UX/UI), технологии блокчейн и децентрализации, технологии быстрой доставки контента (например, Google AMP, Яндекс Турбо-страницы), новые методы защиты данных (SSL-сертификаты, HTTPS и двухфакторная аутентификация), стандарты доступности для лиц с ограниченными возможностями (например, WCAG – Web Content Accessibility Guidelines), оптимизированные версии сайтов для мобильных устройств, технику оптимизации веб-страницы, направленную на ускоренную загрузку изображений (Lazy Loading). Кроме программных продуктов, рынок веб-технологий оказывает услуги по установке, обслуживанию, адаптации, обучению и консультированию.
Основными трендами в развитии веб-технологии в текущем году стали:
– повышение производительности;
– использование модульности и микросервисов;
– автоматизация процессов;
– безопасность и приватность [1].
Представляется актуальным проанализировать, что российские организации используют для размещения информации и взаимодействия со стейкхолерами.
Цель исследования – анализ региональных предпочтений организаций при выборе средств для реализации процесса создания, редактирования и управления контентом. Для этого собрана дополнительно статистика по Новосибирской области и решены следующие задачи:
1. Разработан программный продукт для парсинга данных об используемых веб-технологиях на российских сайтах организаций.
2. Выделены наиболее востребованные средства, представленные на региональных российских рынках веб-технологий, для реализации процесса создания, редактирования и управления контентом.
3. Определены особенности в предпочтении организаций Новосибирской области при выборе систем управления содержимым (CMS).
Материал и методы исследования
Теоретический материал. Веб-сайты не только стали источником информации, но и площадками для взаимодействия, торговли и оказания услуг, продвижения продукции и услуг, образования и просвещения, манипулирования и управления общественным мнением, анализа и хранения данных [2-4]. При их создании важно определиться с выбором системы управления содержимым. Оценить все плюсы и минусы, а также затраты. По данным мировой статистики 2022 г., системы управления контентом сайта использовали 64,1% разработчиков [5]. В январе 2024 г. компанией iTrack было опрошено 5 465 652 доменов зоны RU. Они получили следующую статистику: 56,2% опрошенных доменов ответили в течение 30 секунд, а CMS обнаружена на 23,2% доменов. Доля платных тиражных CMS составляет примерно 17,9% от общей доли обнаруженных CMS, а доля узкоспециализированных – 4,1% [6]. Таким образом, системы управления содержимым в России тоже востребованы и набирают популярность. Более подробно посмотреть виды CMS-систем можно на сайте компании iTrack [7].
Методы исследования. В данной статье авторы использовали следующие методы: системного и статистического анализа, обобщения, извлечения структурированных данных из неструктурированной и полуструктурированной информации.
В качестве объектов исследования использовались вебсайты новосибирских организаций следующих видов деятельности: прокат автомобилей, медицинские услуги, насосное оборудование. Выборка формировалась на основе данных электронного справочника (https://2gis.ru/). В качестве примера можно показать процесс поиска организаций, оказывающих медицинские услуги в Новосибирской области (рисунок).
Их большая часть сконцентрирована в г. Новосибирске. Организаций, оказывающих медицинские услуги, на конец 2024 г. найдено 246; предоставляющих прокат автомобилей – 144; занимающихся установкой и сервисным обслуживанием насосного оборудования – 393.
Созданная выборка составила 170 сайтов и была сформирована случайным образом. Она распределилась так: медицинские услуги – 24% от количества организаций, их оказывающих, прокат автомобилей – 36%, насосное оборудование – 15%. Для организаций, устанавливающих и обслуживающих насосное оборудование, выборка была взята меньше, т.к. нет многопрофильности деятельности. Объемы выборок репрезентативны, полученные результаты можно перенести на генеральную совокупность организаций.
Пример поиска организаций, оказывающих медицинские услуги, в электронном справочнике 2ГИС
Парсинг широко применяется, как в разработке программного обеспечения, так и в анализе исходного кода, уже реализованного веб-приложения. Для сбора информации с сайтов была написана программа на языке программирования Python с использованием библиотеки BeautifulSoup.
В своем исследовании авторы выдвигают следующие гипотезы:
1. Выбор организациями CMS-системы зависит от сферы деятельности.
2. Выбор организациями CMS-системы определяется региональными различиями.
Проверим их.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывает спрос на веб-технологии, наиболее популярными в 2024 г. стали CMS-системы, представленные в табл. 1.
Многие CMS-системы имеют открытый код и дорабатываются энтузиастами из разных стран мира. Часть из них ориентированы на конкретную направленность деятельности организаций. Например, системы OpenCart и Shop-Script лучше всего подойдут для сайтов интернет-магазинов. Несмотря на то, что часть веб-продукции бесплатная, на рынке веб-технологий предоставляются услуги по их установке, обновлению и другому сопровождению. Доля работающих сайтов на CMS-системах рассчитана компанией iTrack [7].
Рассмотрим статистику, которую удалось собрать нам в результате парсинга 170 сайтов организаций Новосибирской области. Для медицинских центров (объем выборки 59) наиболее популярными стал Битрикс, на втором месте оказалась система WordPress (табл. 2).
Аналогичная ситуация и у сайтов организаций, оказывающих услуги по прокату автомобилей (табл. 3). Объем выборки составил 52 организации.
Таблица 1
Наиболее популярные в России в 2024 г. CMS-системы
CMS-система |
Доля работающих на них сайтов |
Тариф |
Страна владельца |
WordPress |
42,87 |
Бесплатный |
США |
Tilda |
18,51 |
Платный Есть бесплатное предложение с минимум опций |
Россия |
1C-Bitrix |
11,79 |
Платный |
Россия |
Joomla |
7,13 |
Платный |
Австралия |
MODX Revolution |
1,85 |
Бесплатный |
США |
OpenCart |
1,76 |
Бесплатный |
Гонконг |
Drupal |
1,76 |
Бесплатный |
Бельгия |
Evolution CMS |
1,41 |
Бесплатный |
Россия |
DataLife Engine |
1,24 |
Платный |
Россия |
Creatium |
1,21 |
Платный |
Россия |
Shop-Script |
1,06 |
Платный |
Россия |
Битрикс24 Сайты |
0,87 |
Бесплатный |
Россия |
Nethouse |
0,79 |
Платный |
Россия |
uCoz |
0,64 |
Бесплатный |
Россия |
Присечание: составлено на основе [7-21]
Таблица 2
Используемые медицинскими центрами Новосибирской области CMS-системы в 2024 г.
CMS-система |
Количество сайтов |
Примеры организаций |
WordPress |
19 |
Здоровые люди, АвисМед, Врачебная этика, Лаборатория молодости, АЛМИТА, АПЕКС, Санталь и др. |
Битрикс |
25 |
Мать и дитя, Здоровый слух, Парус, Аванта-Мед, клиника Претор и др. |
Не определена |
15 |
Медсанчасть-168, Альфа Клиник, Лазурит, Вера, ЦНМТ и др. |
Таблица 3
Используемые организациями, оказывающими услуги по прокату автомобилей, Новосибирской области CMS-системы в 2024 г.
CMS-система |
Количество сайтов |
Примеры организаций |
WordPress |
8 |
РЕНТАСИБ, ТЕХ-Авто, Авто Кайрос, Самый лучший день, Центр + и др. |
Битрикс |
10 |
АВЕНЮ, Евразкар, Юнакс групп, Пилот, Авангард и др. |
Не определена |
34 |
Сибирский центр лицензирования, Двигай, Arget, WillWay, Luxury auto, прицеп Клуб, Авто Бюро и др. |
Таблица 4
Используемые организациями, оказывающими сервисное обслуживание и установку насосного оборудования, Новосибирской области CMS-системы в 2024 г.
CMS-система |
Количество сайтов |
Примеры организаций |
WordPress |
2 |
Гидрокомплект, Аквацентр |
Битрикс |
30 |
КиТ, Пила, Ремлюкс, Мастер Терм, Гефест-онлайн, Элком, Дюйм и др. |
Не определена |
27 |
Новосёл, Азбука тепла, Партнер, Завод гидравлических машин, Контур, Аквабонус, Ас-групп и др. |
Организации, занимающиеся установкой насосного оборудования и его сервисном обслуживанием, тоже предпочитают Битрикс, а WordPress находится на втором месте в рейтинге популярности (табл. 4). Объем выборки составил 59 организаций.
Битрикс и WordPress – бесплатные системы российского и американского происхождения соответственно. В условиях импортозамещения важный факт – наличие российских конкурентных веб-продуктов.
Как видно из таблиц 2-4, у части организаций в результате парсинга не была определена CMS-система, этому могут быть следующие причины: сайт статический, т.е. не использует ее совсем; система безопасности не позволяет собирать такую информацию, в настройки системы были внесены существенные изменения, используется сложная структура доставки контента и др. [22].
Проведенный анализ показывает, что спрос на CMS-системы в Новосибирской области отличается от общероссийских.
Заключение
Таким образом, рынок веб-технологий в России представлен большим ассортиментом ИТ-продукции и услуг. Наиболее популярные в России CMS-системы – американские, российские, австралийские, китайские и бельгийские. Большинство из них бесплатные. При этом доля работающих сайтов в нашей стране с американской CMS-системой WordPress в 2024 г. составила 42,87%. На втором и третьем месте по популярности российские Tilda и 1С-Bitrix (18,51% и 11,79% соответственно). На наш взгляд, представляется интересным провести такой анализ в региональном разрезе. В Новосибирской области были выбраны организации, оказывающие медицинские услуги, услуги по прокату автомобилей, установке и обслуживанию насосного оборудования. Собранная на основе парсинга статистика показала, что на первом месте по популярности в 2024 г. находится система Битрикс, а на втором уже – WordPress. Этот результат отличается от общероссийского, представленного компанией iTrack. Таким образом, принимается вторая, выдвигаемая авторами, гипотеза. В итоге анализа данных таблиц 2, 3, 4 получены схожие результаты, что не подтверждает первую гипотезу о «выборе организациями CMS-системы в зависимости от сферы деятельности», при этом возникает необходимость расширить отраслевую специфику рассматриваемых объектов и провести более глубокое исследование. Кроме того, представляется интересным в дальнейшем провести сравнительный анализ спроса на CMS-системы в региональном разрезе и в динамике.
Библиографическая ссылка
Хворостов В.А., Алетдинова А.А. СПРОС ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРОДУКЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 4-2. С. 398-403;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4121 (дата обращения: 29.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4121