Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В РОССИИ

Блошенко Т.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота динамично изменяется и в нормативное правовое регулирование золотодобывающей отрасли вносится ряд изменений, которые могут оказать негативное влияние на деятельность золотодобывающих компаний в существующих условиях функционирования макро- и микроэкономики в России. Проведен анализ состояния учета драгоценных металлов в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота. В статье представлен тест изменений в нормативные правовые акты, в постановление Правительства РФ № 270 от 26.02.2021, а именно, редакция изменений в пункт 12 Постановления № 270 от 26.02.2021, вводимого в действие Постановлением № 1605 от 22.11.2024, позволяющие снизить риски ликвидности золотодобывающих компаний в существующих условиях функционирования экономики России.
драгоценные металлы
учет драгоценных металлов в гиис дмдк
золото
аффинаж
аффинированное золото
минеральное сырье
содержащее драгоценные металлы
товарная продукция
1. Блошенко Т.А. Налогообложение организаций при добыче и комплексной переработке минерального сырья: теория и практика. М.: КУРС, 2020. 304 с. ISBN 978-5-907228-95-5.
2. Куренной Д.С., Голембиовский Д.Ю. Оценка вероятности дефолта компании на основе системно-динамической модели // Проблемы анализа риска. 2018. № 2. С. 86-92. DOI: 10.32686/1812-5220-2018-15-2-86-92.
3. Караев А.К. Влияние финансиализации и неравенства распределения доходов на рост экономики, инвестиционные процессы и инновации // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 6. С. 57-68. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-57-68.
4. Понкратов В.В., Караев А.К., Мастеров А.И., Шмиголь Н.С., Сигарев А.В., Бондаренко Н.О., Яковлев Н.Д. Фискальные правила в отношении конъюнктурных сырьевых доходов: российский опыт, лучшие зарубежные практики, новые подходы к конструированию / под ред. В.В. Понкратова. М.: Шелест, 2020. 224 с. ISBN 978-5-907677-37-1.
5. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. № 11. С. 134-140. DOI: 10.26425/1816-4277-2017-11-134-140.
6. Солянникова С.П., Аландаров Р.А., Горлова О.С., Караев А.К., Макашина О.В., Мастеров А.И., Понкратов В.В., Седова М.Л., Тюрина Ю.Г., Фрумина С.В. Федеральный бюджет на 2019-2021 годы: сбалансированность или экономический рост? // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22, № S11. С. 4-41. DOI: 10.26794/2587-5671.
7. Улезко А.С., Филонович А.Г. Мораторий на банкротство: ожидания должников и реальность // Имущественные отношения в РФ. 2020. № 7(226). С. 68-79. ISSN: 2072-4098.
8. Рынок драгоценных и полудрагоценных камней в России – 2020. Показатели и прогнозы // TEBIZ group. Июль 2020. 126 c. URL: https://tebiz.ru/assets/pdf/mi/rynok-dragotsennykh-i-poludragotsennykh-kamnej-v-rossii.pdf (дата обращения: 15.02.2025).

Введение

Концепция развития золотодобывающей отрасли направлена на полное извлечение всех полезных компонентов, находящихся в минеральном сырье.

В работе [1] представлена методология учета полезных ископаемых, начиная от их содержания в запасах полезных ископаемых, на стадии добычи, переработки, содержания в отходах добычи и переработки, вовлечения в переработку последних, а также реализацию товарной продукции, определения цены и варианты определения налоговой базы и налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

В свою очередь, регуляторы подошли к разработке автоматизированной системы сквозного учета драгоценных металлов от стадии добычи, переработки минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, в форме государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК).

В целом можно отметить, что государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота функционирует достаточно успешно, но тем не менее, остаются вопросы, требующие обсуждения так как минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы является неоднородным, в силу различных технологических схем трудноизвлекаемым, и соответственно подлежит корректировке количество полезного компонента (золота) на этапах его извлечения (добычи) и количество товарной продукции (аффинированного золота), полученной в целом на всех этапах его получения и реализации.

Таким образом, в настоящее время в нормативное правовое регулирование золотодобывающей отрасли вносится ряд изменений, но данные изменения могут оказать негативное влияние на обеспечение стабильной работы организаций-недропользователей, то есть на: 1) своевременное исполнение обязательств; 2) бесперебойный процесс реализации товарной продукции (аффинированного золота); 3) соблюдение требований регулятора.

Исходя из этого разработаны предложения, позволяющие организациям сохранить оборотный капитал в существующих условиях функционирования макро- и микро-экономики в России.

Цель исследования – анализ законодательства в целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций-недропользователей в существующих условиях, в частности функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, и оценка влияния регуляторных изменений на деятельность организаций, осуществляющих комплексную переработку минерального сырья и реализацию товарной продукции (аффинированного золота).

Материалы и методы исследования

В настоящей статье рассматриваются проблемы, сложившиеся в сфере регулирования рынка драгоценных металлов, в частности анализ изменений функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота. Анализируется хозяйственная жизнь организаций, когда вносятся изменения в нормативные правовые акты, которые изменяют функционирование организаций-недропользователей. При проведении исследования были использованы системный и институциональный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение

Представлены предложения по внесению изменений в функционирование ГИИС ДМДК нормативные правовые акты, в частности, постановления Правительства РФ № 270 от 26.02.2021, а именно, следующих абзацев в пункт 12 Постановления № 270 от 26.02.2021, вводимого в действие Постановлением № 1605 от 22.11.2024, а также проведен анализ влияния изменений на деятельность организаций золотодобывающей отрасли, который показал, что изменения могут отвлекать оборотные средства организаций, что в условиях роста стоимости кредитных ресурсов приведет к дефициту ликвидности.

Несмотря на рост цены на золото, в силу истощения запасов полезных ископаемых – себестоимость добычи и переработки золота, его аффинажа, роста налога на добычу полезных ископаемых, который относится на затраты, является очень высокой.

Особенность функционирования организаций-недропользователей в существующих условиях (государственной поддержки, наличия прав на применение налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам и поощрении инвестиций и капиталовложений, проектного финансирования, роста ключевой ставки, закредитованности организаций, увеличения налоговой нагрузки [1], снижения инвестиционной активности [5; 7], отвлечения оборотных денежных средств, банкротства [2; 7]) связана с рисками, что требует сбалансированного нормативного правового регулирования отрасли и анализа налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ [3; 4; 6].

Рынок драгоценных металлов отличается волатильностью [8], что требует постоянной адаптации для организаций-недропользователей, пересмотра структуры сделок, денежных потоков, экспорта, таможенного оформления, реорганизации структуры группы и других условий, сопутствующих функционированию золотодобывающих компаний в России.

Кроме того, для компаний (организаций) изменение законодательства приводит к увеличению трудозатрат, новых оптимальных решений и оптимизации производственных, и управленческих процессов.

Статьей 1 Федерального закона № 41-ФЗ добычей драгоценных металлов признано извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгметаллы. Положениями ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения» руды и пески драгметаллов определены как содержащее драгметалл минеральное сырье. Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41 ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1605 от 22.11.2024 (далее – Постановление № 1605) внесены изменения в постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 года № 270 (далее – Постановление № 270), где установлены обязательства с 01.03.2025 представлять в ГИИС ДМДК расчетные сведения (информацию) о драгоценных металлах, содержащихся в добытом минеральном сырье, за вычетом потерь драгоценных металлов при извлечении минерального сырья из недр.

Устанавливаемые изменения могут привести к следующим последствиям для золотодобывающей отрасли:

Дополнительной нагрузке на пользователей недр в виде внесения в ГИИС ДМДК дополнительных сведений, а также невозможность предоставления достоверных сведений о драгоценных металлах, содержащихся в добытом минеральном сырье на этапе извлечения минерального сырья из недр в силу следующего.

Достоверная информация о добытом драгоценном металле появляется только на стадии аффинажа, на стадии добычи минерального сырья (руды) определить содержание драгоценного металла технически невозможно исходя из имеющихся методик апробирования.

Таким образом, сведения, которые подлежат внесению в ГИИС ДМДК по драгоценным металлам, содержащимся в добытом минеральном сырье при добыче минерального сырья, будут при первичном анализе недостоверными и, соответственно, в обязательном порядке возникнет необходимость корректировки данных сведений.

Согласно Постановлению № 270 с учетом Постановления № 1605 корректировку сведений (информации), внесенных в ГИИС ДМДК, допускается осуществлять по итогам отчетного квартала не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и на основании данных отчетности федерального государственного статистического наблюдения по итогам отчетного года не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Установлен предельный срок по внесению корректировок в ГИИС ДМДК (15 февраля года, следующего за отчетным), при этом возможны случаи, когда достоверная информация по добытому драгоценному металлу появится после указанной даты, таким образом отсутствие возможности корректировки сведений, внесенных в ГИИС ДМДК после 15 февраля года, следующего за отчетным, приведет к тому, что в ГИИС ДМДК останутся недостоверные сведения.

Существенное увеличение временного периода между добычей руды и продажей товарной продукции (аффинированного золота- далее золото).

Этот временной период может составить более месяца, учитывая, что производство золота является длительным производственным циклом на временной горизонте планирования в один год разрыв может быть и более месяца.

Такой разрыв временного лага особенно повлияет на деятельность золотодобывающих компаний, которые производят золота около 5 тонн в год.

В среднем, для таких компаний, объем реализации золота около 400 кг в месяц при цене 8300 рублей за 1 грамм золота, недополучение выручки составит около 3 млрд руб. в месяц, что является существенным условием для функционирования компаний золотодобывающей отрасли.

Несмотря на рост цены на золото в 2025 году, себестоимость его производства составляет около 7500 рублей на 1 грамм.

Рост себестоимости, в основном, обусловлен высокой стоимостью кредитных ресурсов при ключевой ставке в 21 процент и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (с 2025 года введен дополнительный налог на сверхдоходы), такие условия приводят с снижению уплаты налога на прибыль в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Золотодобывающие компании расположены в районах Крайнего севера и мест, приравненных к ним, запасы являются достаточно большими, поэтому вышеперечисленные условия создают негативное влияние на структуру активов и обязательств, и соответственно, потери ликвидности, если этот коэффициент менее 0,8 – дефицит ликвидности.

Контроль со стороны регулятора, в любом случае подлежит совершенствованию на всех стадиях производства и реализации товарной продукции, поэтому в развитие вопросов контроля за оборотом драгоценных металлов, перечисленных в Постановлении № 1605, законодателем рассматриваются и другие законодательные инициативы, среди которых отмечем, в частности, изменения в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ (далее – Закон о драгоценных металлах), а именно, запрет осуществления аффинажа драгоценных металлов, полученных на этапе геологоразведочных работ.

Согласно действующему пункту 3 статьи 20 Закона о драгоценных металлах в гражданский оборот могут поступать только аффинированные драгоценные металлы.

При этом, рассматриваемые поправки Закона о драгоценных металлах предполагают недопущение аффинажа драгоценных металлов, полученных в результате деятельности по геологическому изучению недр.

Поскольку в большинстве случаев на этапе геологоразведочных работ отбираются пробы и в результате анализа (исследования) данных проб получаются драгоценные металлы, то законодательный запрет на проведение аффинажа драгоценных металлов, полученных на стадии геолого-разведочных работ, может привести к следующему:

– во-первых, недропользователи недр не смогут получить товарную продукцию (аффинированное золото), реализовать ее и, соответственно, получить экономические выгоды, которые могут быть направлены на проведение геолого-разведочных работ, и соответственно, пополнение запасов и ресурсов;

– во-вторых, в силу того, что пользователи недр обязаны обеспечить сохранность драгоценных металлов на всех этапах их получения, в том числе и драгоценных металлов, полученных на этапе проведения геологоразведочных работ, соответственно запрет аффинажа драгоценных металлов, полученных при проведении геологоразведочных работ, приведет к дополнительной нагрузке на пользователей недр, связанной с необходимостью обеспечения сохранности драгоценных металлов.

Этапы проведения геологоразведочных работ, как правило, длятся несколько лет, соответственно, на протяжении всего этапа геологоразведочных работ, пользователь недр не сможет получить прибыль от реализации драгоценных металлов и будет обязан нести дополнительные издержки, связанные с необходимостью обеспечения сохранности драгоценных металлов.

Недопущение аффинажа драгоценных металлов, полученных в результате деятельности по геологическому изучению недр, приведет к снижению мотивации пользователей недр на проведение геологического изучения недр, т.к. в ходе данной стадии пользования недрами пользователи недр не смогут осуществить аффинаж драгоценных металлов, полученных в результате деятельности по геологическому изучению недр, реализовать драгоценный металл и, соответственно, получить денежные средства, которые могли бы быть использованы, в том числе для развития минерально-сырьевой базы.

Кроме того, стоит отметить, что законодателем предложен запрет на осуществление аффинажа драгоценных металлов, полученных в период геологоразведочных работ и при этом не предложен порядок ввода в гражданский оборот драгоценных металлов, таким образом, пользователи недр могут оказаться в ситуации законодательной неопределенности, при которой будет не ясен механизм учета драгоценных металлов, полученных на стадии проведения геологоразведочных работ.

Отсутствие четкого механизма легализации драгоценных металлов, полученных в период геологоразведочных работ может привести к злоупотреблениям со стороны регулятора в области пользования недрами и контроля за оборотом драгоценных металлов, что еще больше может негативно сказаться на деятельности пользователей недр.

В связи с описанными рисками, которые могут негативно повлиять на функционирование организаций золотодобывающей отрасли, то есть, ряд изменений, вносимых постановлением Правительства РФ № 1605 от 22.11.2024, предлагаем рассмотреть возможность доработки постановления Правительства РФ № 270 от 26.02.2021, а именно, следующих абзацев в пункт 12 Постановления № 270, вводимого в действие Постановлением № 1605, в следующей редакции:

«Допускается корректировка указанных в абзацах восьмом-десятом настоящего пункта сведения (информации) по итогам отчетного квартала не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и на основании данных отчетности федерального государственного статистического наблюдения по итогам отчетного года не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным».

Заключение

Предлагаем рассмотреть возможность изменения текста постановления Правительства РФ № 270 от 26.02.2021, а именно следующих абзацев в пункт 12 Постановления № 270, вводимого в действие Постановлением № 1605.

Предложенная редакция текста позволит: 1) поддержать уровень ликвидности недропользователей в условиях высокой стоимости кредитных ресурсов; 2) легализовать учет драгоценных металлов на всех стадиях их получения, включая геолого-разведочные работы; 3) устранить противоречия при функционировании государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.


Библиографическая ссылка

Блошенко Т.А. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 4-2. С. 226-230;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4098 (дата обращения: 27.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4098