Введение
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными органами власти для обеспечения прозрачности и законности бюджетных процедур, формирования эффективной бюджетной системы и экономии государственных ресурсов. В этой связи качество государственного финансового контроля зависит от многих факторов, одним из который является цифровизация, выступающая сложным многогранным процессом по сбору информации, анализу данных, оценки рисков предметного исследования, мониторингу процессного исполнения, формированию результирующих показателей. Цифровизация и новые информационные технологии позволят не только предупредить возникновение рисков, что является более предпочтительным, чем восстановление законности после совершения нарушений, но и использовать непрерывный процесс мониторинга со сменой формата взаимодействия субъектов и объектов контроля. В то же время процесс цифровизации снижает издержки по организации государственного финансового контроля, сокращает вероятность проявления человеческого фактора через применение искусственного интеллекта, позволяет применять систему электронного документооборота по осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти [1].
Отметим, что в качестве одной из приоритетных целей налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов определена цифровая трансформация системы государственного управления, где основными задачами ставятся развитие системы электронного документооборота, ведение цифровых архивов, использование в исполнении бюджетных полномочий органов исполнительной власти цифровых сервисов и инструментов [2]. Также цифровизация органов государственного финансового контроля является следствием политики государства на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.03.2024 №637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления», предусматривающего развитие ГИИС «Электронный бюджет», централизацию данных бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы, совершенствование электронного документооборота, роботизацию бюджетных процессов. Таким образом актуальность представленного исследования подтверждается дальнейшим развитием цифровых технологий в государственном финансовом контроле, требующим не только технической модернизации, но и изменения подходов к организации контрольной деятельности.
Цель исследования заключается в цифровом обосновании развития государственного финансового контроля, направленного на сложившеюся практику государственных информационных сервисов.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, метод наблюдения, системный подход, наблюдение, системный и логический анализ, сравнение, группировка, классификация, систематизация практического материала, системный и комплексный подходы, метод формализации.
Результаты исследования и их обсуждение
Если рассматривать финансовое обеспечение цифровизации государственного финансового контроля, то согласно федеральному проекту «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» за период 2019–2030 из федерального бюджета направлено 894,9 млрд руб., расходы на цифровизацию за 2019–2024 гг. составили 380 млрд руб. Так например, Счетная плата Российской Федерации, как высший орган государственного финансового контроля (аудита) в рамках Концепции цифровизации Счетной палаты Российской Федерации, реализует проект формирования государственных сервисов на цифровой платформе внешнего государственного аудита и рабочего места «Цифрового инспектора», на который выделено 2,9 млрд руб. (18 октября 2019 года принята концепция цифровизации Счетной палаты Российской Федерации разработанная Департаментом Цифровой трансформации Счетной палаты. Концепция цифровизации представляет замысел, определяющий основные направления цифровизации информационного обеспечения направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) на новом качественном уровне). Активно внедряет в процесс контрольной деятельности цифровые технологии Счетная палата Российской Федерации, где создан институт дата-стюардов – представителей аудиторских подразделений, курирующих работу с данными, разрабатывающих аналитические модели, дашборды для визуальной дата-аналитики, строящие собственные нейросети для решения поставленных задач.
В настоящее время Счетная палата Российской Федерации модернизировала комплекс программных средств. Проведена интеграция с автоматизированной информационной системы «Единая проектная среда», что позволило систематизировать, хранить и обрабатывать информация, поступающую от объектов контроля [3]. Также был сделан упор на технологии искусственного интеллекта. Например, разработан инструмент для повышения эффективности контроля в сфере закупок, позволяющий в автоматическом режиме выявлять нарушения в документации извещений (информационные карты, технические задания. Также создано решение по анализу бухгалтерский записей бюджетного учёта, что позволяет анализировать факты хозяйственной жизни объектов контроля. В то же время Счётная палата Российской Федерации не ограничивалась развитием искусственного интеллекта и создавала различные цифровые системы. В частности, было разработана и успешно внедрено 112 цифровых продуктов и 217 цифровых решений, применяемых при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Кроме того, около двухсот сотрудников реализовало аналитические инструменты на базе языка программирования Phyton и отечественной платформы для анализа данных PolyAnalyst [4, 5].
Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля, реализует свою деятельность через принципы цифровизации, информатизации и автоматизации, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2020 г. №95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». В настоящее время Федеральное казначейство выступает как один из наиболее крупных пользователей и операторов информационных систем в сфере закупок; государственного управления и т. д. (табл. 1).
Таблица 1
Карта цифровой трансформации Федерального казначейства
Период |
Название акта |
Направления цифровой трансформации |
2022–2024 гг. |
Приказ Казначейства России от 14.01.2022 №10 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации на 2022–2024 годы» |
• Развитие инструментов мониторинга реализации национальных проектов, национальных целей и контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использованием инструментов искусственного интеллекта. • Создание единого цифрового пространства закупок. • Развитие единого цифрового пространства обеспечения исполнения бюджета, кассового обслуживания. • Развитие ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства, в том числе централизованной инфраструктуры. • Обеспечение функционирования информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. |
2023–2025 гг. |
Приказ Казначейства России от 09.01.2023 №2 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации на 2023–2025 годы» |
• Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством. • Создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации. • Снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы. • Повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств. • Устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности. |
2024–2029 гг. |
План деятельности Министерства финансов РФ на 2024–2029 годы, утв. Минфином России 18.06.2024. Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами |
• Развитие информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений. • Реализация проектов ведомственной программы цифровой трансформации Федерального казначейства. • Электронные государственные закупки, ориентированные на результаты. |
Активное развитие цифровой трансформации государственного финансового контроля обусловлено в том числе более интенсивным использованием цифровых финансовых активов [6]. Так с практической точки зрения стимулирование цифровых средств контроля и мониторинга необходимо, так как выявить нарушение в данной сфере без их использования невозможно. Посредством их развития снижаются риски неправомерного оборота криптовалюты, ее незаконного перемещения через границу, нарушения порядка совершения операций. При анализе транзакций органы государственного финансового контроля используют технологию блокчейна, децентрализованной базы данных, в которой информация записывается на блоках. При осуществлении переводов транзакции записываются в сети в качестве блоков, каждый из которых имеет свой номер и хэш предыдущего блока. Цепочка блоков содержит всю информацию об осуществлении транзакции от отправителя до получателя, движении денежных средств. В случае продолжения осуществления транзакций по цепочке на каждом компьютере информация в блоках изменяется автоматически. В результате органы государственного финансового контроля имеют доступ к базе данных, хранящейся на разных электронных носителях. Преимуществом такого способа записи информации является снижение риска утраты сведений при кибератаке, взлому одного из носителей. В сфере государственных закупок технология блокчейна позволяет всем ее субъектам истребовать необходимую информацию, большому количеству пользователей ознакомиться с ней. Чем больше в реестре (базе данных) носителей, тем надежнее ее функционирование. Подтасовка, целенаправленное искажение процесса осуществления закупки будет проще выявить, а для реализации данных действий потребуется больше административного и финансового ресурса. Иными словами, прозрачная система процесса закупок, ее открытость усложняет процесс фальсификации смарт-контрактов. Весомым преимуществом для данной системы является невозможность изменения ранее внесенных данных при возможности добавления новых.
Внедрение блокчейна значительно улучшает межведомственное взаимодействие, устраняя необходимость в посредниках и упрощая процессы обмена информацией между различными государственными организациями. Это обеспечивает более быстрый и безопасный обмен данными, что важным образом коллаборирует с другими цифровыми инструментами, такими как электронный документооборот и системы анализа информации. Блокчейн помогает минимизировать риски и повысить качество контроля, снизив затраты на обработку и хранение данных. С помощью технологии блокчейн, государственные органы могут делиться проверенной, достоверной и актуальной информацией по всем этапам осуществления финансовых операций, включая их временные и пространственные параметры, что способствует более эффективному и автоматизированному аудиту и предотвращению фальсификаций.
По мнению Исаева Э.А. [7], заместителя руководителя Федерального казначейства, сегодня цифровизация способствует сокращению выездных проверок, упрощает аналитические функции контрольных органов, так как необходимая информация предоставляется в режиме реального времени в наглядной доступной форме. Но в то же время цифровая трансформация государственного финансового контроля не отменяет возможности использования традиционных способов осуществления контрольных полномочий. В силу специфики своей деятельности некоторые участники бюджетного процесса до сих пор остаются вне тенденции к цифровизации. Некоторые контрольные процедуры возможно реализовать только по непосредственному месту расположения объекта контроля. В этой связи цифровизация должна проявляться в создании единой цифровой экосистемы осуществления полномочий контрольных органов, автоматизации процессов, без отмены и вытеснения традиционных форм деятельности. При стабильном качественном развитии цифровых технологий органы государственного финансового контроля будут стремиться внедрить их в свою деятельность.
Федеральное Казначейство осуществляет масштабную модернизацию системы внутреннего государственного финансового контроля, внедряя передовые цифровые технологии, радикально меняющие подходы к контролю бюджетных потоков. Реализация новых методов обработки и анализа данных делает контрольные процедуры более прозрачными и оперативными, что существенно повышает качество управления государственными финансами.
Центральное место в цифровой трансформации Федерального казначейства занимает работа с данными. В информационных системах хранится порядка 7,5 ПБайт информации, при этом ежегодный прирост составляет 1,5 ПБайта. Для повышения скорости обработки и удобства аналитического взаимодействия Федеральное казначейство постепенно переходит от традиционных SAN-хранилищ к конвергентным решениям, разработанным отечественными компаниями. В этом контексте одним из ключевых направлений цифрового развития является переход на программное обеспечение отечественного производства. Значительная часть информационных программ функционирует на российских технологиях, а полный переход на национальные серверные операционные системы планируется завершить к 2027 году. Также Федеральное казначейство широко применяет в своей деятельности искусственный интеллект и машинное обучение.
Для более глубокого понимания применения искусственного интеллекта в государственном финансовом контроле важно рассмотреть «среднее интегральное значение Индекса готовности приоритетных отраслей экономики и секторов социальной сферы к использованию искусственного интеллекта в 2024 году. Потребители категорий формируются от начинающих до лидеров. В категорию начинающих (менее 3,2 баллов из 10) с точки зрения готовности к развитию и использованию искусственного интеллекта вошли преимущественно сферы, представленные бюджетными организациями: культура (отрасль впервые оценивалась в 2024 году), общее образование, социальная сфера и отрасль физкультуры и спорта. Позиции сферы развития городской среды в текущем году несколько снизились – она переместилась в группу начинающих. Десять сфер деятельности в 2024 году вошли в группу развивающихся (от 3,2 до 4,1 баллов), при этом существенно укрепились позиции медиа и СМИ, и торговли. Рост наблюдался также в агропромышленном комплексе, в сферах экологии и туризме, которые из начинающих перешли в развивающиеся. Позиции отрасли здравоохранения ослабли – из группы лидирующих отрасль перешла в группу развивающихся. В лидерах (более 4,1 баллов) с точки зрения готовности к развитию и использованию искусственного интеллекта остаются сфера финансовых услуг и сектор информационных коммуникационных технологий. В 2024 году в категорию лидеров вошли топливно-энергетический комплекс и высшее образование, причем позиции последнего значительно укрепились: в 2024 году по ряду показателей данная сфера поднялась на первые места» (табл. 2) [8].
По нашему мнению, необходимо создание единой информационной среды, где будут отображаться индексы готовности отраслей экономики и секторов социальной сферы к интеграции искусственного интеллекта, для дальнейшего отслеживания прогрессии внедрения, а также для упрощения ведения аналитики.
Таблица 2
Среднее интегральное значение Индекса готовности приоритетных отраслей экономики и секторов социальной сферы к использованию искусственного интеллекта в 2024 году [9]
<3,2 баллов Средний балл – 2,4 |
3,2–4,1 балла Средний балл – 3,6 |
>4,1 баллов Средний балл – 4,8 |
Начинающие |
Развивающиеся |
Лидеры |
• Физкультура и спорт • Развитие городской среды • Общее, среднее и среднее профессиональное образование • Культура • Социальная сфера |
• Торговля, в т. ч. Электронная • Медиа и СМИ • Здравоохранение • Экология и природопользование • Транспортная отрасль • Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс • Обрабатывающая промышленность • Туризм • Строительство • Наука |
• Сектор ИКТ • Высшее образование • Топливно-энергетический комплекс • Финансовые услуги |
Так, современные алгоритмы выявляют аномалии в финансовых потоках, прогнозируют возможные нарушения и позволяют предсказать риски неэффективного использования бюджетных средств. Автоматическая семантическая обработка данных значительно упрощает классификацию и структурирование, что повышает точность оценки исполнения бюджета. Предиктивная аналитика обеспечивает раннее обнаружение потенциальных проблем в реализации государственных программ, что способствует снижению финансовых потерь. Не менее важно, что внедрение языковых моделей в процесс государственного финансового контроля позволит значительно повысить эффективность работы контролеров. Автоматизация и внедрение интеллектуальных технологий приведут к снижению числа финансовых нарушений. Интеллектуальный мониторинг платежей и контрактных обязательств минимизирует риски нецелевого расходования бюджетных средств, повышая уровень исполнения государственных программ.
В контексте цифрового развития деятельности Федерального казначейства планируется внедрение нового метода – контрольного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля, предполагающего использование информационных систем для обеспечения непрерывного взаимодействия с объектом контроля с целью соблюдения норм бюджетного законодательства. Для применения контрольного мониторинга объект контроля должен обладать высокой степенью цифровой зрелости, высоким уровнем внутреннего финансового аудита и упорядоченной системой управления рисками. Ключевой особенностью применения данного метода контроля является освобождение объекта контроля от проведения в отношении предмета мониторинга контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При этом Казначейство России получает удалённый доступ к данным объекта контроля, что позволяет оперативно формировать рекомендации по осуществлению финансово-хозяйственных операций с учётом требований бюджетного законодательства. Внедрение контрольного мониторинга на постоянной основе позволит эффективно управлять рисками, обеспечивая электронное дистанционное взаимодействие между субъектами, а также снизить административную нагрузку на участников бюджетного процесса. Кроме того, на основании ведомственного проекта «Электронный СМАРТ-контроль» сформированного на базе ГИИС «Электронный бюджет» продвигается интеграция данных и автоматизация контрольного мониторинга, создавая условия для более эффективного управления государственными финансами, сокращая время на обработку и анализ данных с использованием инструментов «Паспорт объекта контроля» и «Риск-анализ».
Если рассматривать исполнение ведомственного проекта «Реализация проектов ведомственной программы цифровой трансформации Федерального казначейства» на период 2022–2030 годов. В рамках проекта на 2024 год предусмотрено финансирование в размере 7 241 597,7 тыс. руб. из федерального бюджета. Основной целью проекта является обеспечение развития единого цифрового пространства казначейского обслуживания, а также совершенствование процессов закупок, финансового контроля и мониторинга. На конец 2024 года и в последующие плановые периоды в рамках достижения данной цели выделяются следующие задачи: к концу 2024 года доля цифровых платформ, интегрированных с информационными комплексами Федерального казначейства и применяемых гражданами и организациями в целях осуществления расчетов за предоставляемые государственные и муниципальные услуги, достигнет 91%; к концу 2024 года уровень внедрения передовых технологических решений в рамках эксплуатации и модернизации государственных и ведомственных информационных комплексов, находящихся в управлении Федерального казначейства, достигнет 82% от общего объема используемой ИТ-инфраструктуры; к концу 2024 года 65% лицевых счетов, зарегистрированных в органах Федерального казначейства для проведения операций с бюджетными средствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, будут обслуживаться посредством ГИИС «Электронный бюджет». Одновременно уровень обработанных Федеральным казначейством запросов на выдачу квалифицированных сертификатов электронной подписи в течение отчетного периода достигнет 96,5%.
Таблица 3
Сведения о достижении показателей ведомственного проекта за 2024 г.
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Плановое значение на конец отчетного периода |
Фактическое значение на конец отчетного периода |
1. |
Посещаемость цифровых информационно-аналитических сервисов Федерального казначейства, востребованных участниками бюджетного процесса при обеспечении исполнения федерального бюджета, казначейском обслуживании, организации учета и распределения поступлений |
Миллион штук |
14,0 |
16,3 |
2. |
Доля цифровых сервисов, которые реализованы с использованием информационных систем Федерального казначейства и используются физическими и юридическими лицами для платежей за оказание государственных и муниципальных услуг |
Процент |
91,0 |
92,0 |
3. |
Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в ведомственных информационных системах |
Процент |
93,5 |
93,8 |
4. |
Доля современных средств ИТ-инфраструктуры, используемых в процессах эксплуатации и развития государственных и ведомственных информационных систем, оператором которых определено Федеральное казначейство |
Процент |
82,0 |
82,1 |
5. |
Доля обработанных Федеральным казначейством заявлений на получение квалифицированных сертификатов электронных подписей, в соответствующем году |
Процент |
96,5 |
99,9 |
6. |
Доля размещенных в ГИС ГМУ Планов финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) с целью осуществления контроля закупочной деятельности учреждений по части 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г № 44-ФЗ |
Процент |
100 |
100 |
7. |
Доля лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства для учёта операций администраторов доходов бюджетов, операции по которым переведены в подсистему управления доходами ГИИС «Электронный бюджет» из ИС АСФК |
Процент |
6,1 |
6,1 |
К окончанию 2025 года эксплуатация ведомственных информационных платформ будет полностью базироваться на программных решениях и технических компонентах отечественного производства, обеспечивая их полную технологическую суверенность; к концу 2026 года прогнозируется достижение уровня использования цифровых платформ Федерального казначейства, обеспечивающих аналитическое сопровождение и информационное взаимодействие в сфере бюджетного администрирования, на отметке 10,4 миллиона обращений. Информация о степени достижения целевых ориентиров за 2024 год представлена в виде количественных и качественных показателей (табл. 3).
Реализация ведомственного проекта продемонстрировала высокие результаты по большинству целевых показателей, что свидетельствует об успешности выполнения. Важно отметить, что стабильность в достижении ключевых целей указывает на устойчивость и системность применяемого подхода к управлению проектом. В связи с этим, дальнейшее развитие проекта должно быть ориентировано на совершенствование отдельных процессов с целью повышения эффективности и оптимизации деятельности в рамках реализации поставленных задач.
Заключение
Дальнейшее развитие цифровых технологий в государственном финансовом контроле требует не только технической модернизации, но и внедрение автоматизированных систем мониторинга, создание подсистем для предварительного контроля и использование CASE-технологий. что позволит минимизировать риски финансовых нарушений и повысить эффективность использования бюджетных средств. Однако для достижения этих целей необходимо обеспечить согласованность действий всех участников бюджетного процесса, а также продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и подготовке специалистов в области цифровых технологий. Таким образом, цифровая трансформация государственного финансового контроля является не только вызовом, но и возможностью для создания более прозрачной, эффективной и устойчивой системы управления публичными финансами. Дальнейшие исследования и практические разработки должны быть направлены на преодоление существующих барьеров и максимальное использование потенциала цифровых технологий для достижения стратегических целей государственного финансового контроля.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных временным творческим коллективом Финуниверситета – ВТСК-228.
Библиографическая ссылка
Федченко Е.А. ЦИФРОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 3-2. С. 346-353;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4065 (дата обращения: 24.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4065