Введение
В современных условиях нестабильности оценка бизнеса сопровождается множеством проблем, которые отражаются на целях, задачах и результатах самого процесса. Оценка бизнеса – это одно из самых распространенных направлений в российской практике оценочной деятельности, поскольку востребовано в различных жизненных и хозяйственных ситуациях: наследство, дарение, привлечение инвестиций, выпуск акций и пр. Чаще всего объектами оценки выступают – акции, доли в уставном капитале, имущественные комплексы. А учитывая тот факт, что следует оценивать не только хозяйственный субъект, но и юридическое лицо, сложность оценки бизнеса привлекает внимание исследователей с позиции оптимизации этого процесса. Внешние детерминанты, влияющие на процесс оценки бизнеса можно укрупненно распределить по трем группам: экономические, политические и социальные. Внутренние по четырем: производственные, технологические, инвестиционные и коммерческие [15].
Цель исследования – определить актуальные особенности развития оценочной деятельности с учетом санкций и процессов цифровой трансформации в отдельных отраслях и секторах экономики России.
Материал и методы исследования
В качестве методов исследования были использованы: аналитический метод (например, при выявлении лидеров финтеха в результате реализации процесса импортозамещения в экономике России), исторический (например, при исследовании зарубежного опыта, подтверждающего нестабильность и неодинаковость государственного участия в регулировании оценочной деятельности), моделирования (например, при выявлении основных тенденций развития оценочной деятельности на базе динамично меняющихся секторов экономики России) и статистический метод (использовалась выборка материалов по развитию и росту ИТ-сектора в мире и в России).
В качестве основных материалов при проведении исследования была использована нормативно-правовая база Минэкономразвития и статистические данные Росстата, Высшей школы экономики: Института статистических исследований и экономики знаний.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ российской и зарубежной практики оценочной деятельности позволяет выявить общие закономерности её развития. В частности, многое в оценке бизнеса определяется аналитическими особенностями оценщика и его наработанными профессиональными компетенциями, а также зависит от вида определяемой стоимости и качества (полноты) собранной информации. Следует также отметить, что в российской практике отсутствует унифицированный методологический подход по определению и использованию приемов и методов оценки. Большая часть исследований в рамках этого направления затрагивает аспекты экономического анализа, анализа финансовой отчетности, анализа отрасли (рынка) и анализа макрофакторов. Значительно реже рассматриваются вопросы конкурентоспособности, качества управления, оценки рисков, развитости интеллектуального капитала и банкротства [11]. Оценка бизнеса просто необходима в условиях неопределённости при разработке управленческих решений и определении конкурентоспособности организации или продукта, и это целевое направление повышает актуальность исследования [7].
Более подробно обозначим ситуации, которые отражаются на методологии оценки сегодня наиболее весомо в разрезе отраслей, макроэкономических изменений и достижений в науке и технике.
Вводимые санкции относительно российских компаний существенно меняют направления и наполняемость финансово-хозяйственной деятельности компаний отдельных отраслей. Ситуация в случае проведения оценки стоимости бизнеса достаточно часто усложняется наличием внешнеэкономической деятельности у организаций, так как неправильная оценка имеет достаточно серьезные последствия и требует от оценщика взвешенного выбора при использовании нормативно-правовой базы (преимущественное использование федеральных стандартов оценки или международных стандартов) и определении видов стоимости (рыночный тип стоимости, нерыночный или нормативный). При этом следует отметить о различиях в степени государственного регулирования оценочной деятельности на тот или иной момент времени, характерный для каждой отдельно взятой страны, который косвенно может сказаться на методологии оценки активов. Исследование зарубежного опыта подтверждает нестабильность и неодинаковость государственного участия в регулировании оценочной деятельности от высокого уровня (как например в Германии, Испании, Франции) до среднего (например, в США) и низкого (например, в Великобритании). Многофакторность изменений во внешнеэкономической деятельности напрямую отражается на целях оценки, используемых методах и результатах, особенно при оценке сравнительным подходом. Сегодня многие базы, необходимые для оценочной деятельности, недоступны и ограничивают использование уже сформировавшихся алгоритмов оценки стоимости бизнеса.
В результате санкций появились факторы, которые напрямую влияют на стоимость компании: более дорогая логистика через третьи страны, рост цен на материальные ресурсы, нестабильность национальной валюты, в некоторых случаях необходимость поиска новых клиентов, понижение стоимости акций, отсутствие дивидендов и др.
Санкции повлияли и на степень использования отечественного программного обеспечения в управлении бизнес-процессами практически во всех отраслях экономики, его уровень возрос до 86 %. Отечественные аналоги появились в BMP-системе (Comindware Business Application Platform, ELMA 365, Polycode. Первая форма, Битрикс 24 и др.), ERP-системе (Сбис, 1С:ERP, Галактика ERP, ERP Монолит и др.), CRM-системе (Битрикс 24 1С:CRM, CRM-система, Мегаплан) и в системе электронного документооборота (Docsvision, 1С:Документооборот, БОСС-Референт, МОТИВ, Е1 ЕВФРАТ и др.). В качестве основных преимуществ российских ИТ-решений можно назвать: невысокую стоимость в сравнении с зарубежными аналогами, возможность напрямую влиять на разработку и развитие ПО, более высокая степень безопасности и надежности, приспособленность к отечественной нормативно-правовой базе, возможность локальной техподдержки и ослабление зависимости от зарубежного поставщика [9]. Процесс перехода на отечественного ПО помогает и в формировании методологической и статистической базы оценочной деятельности, значительно упрощая процедуры использования всех способов оценки стоимости.
Нестабильность функционирования малого бизнеса в современных условиях также негативно отражается на оценочной деятельности, а в некоторых случаях делает невозможным использование одного из подходов (доходного, затратного или сравнительного). Степень использования затратного подхода ограничивается УСН (может отсутствовать список основных средств, достоверная информация по дебиторской и кредиторской задолженностям), невозможностью определения точной ликвидационной стоимости, так как исключается оценка Гудвилла. Сравнительный метод может столкнуться с проблемами наличия разносторонней финансовой информации в отраслевом разрезе и ориентацией на зарубежные аналоги с учетом странового риска. Доходный подход затрудняет в использовании – категория «стабильная прибыль», это делает невозможным процесс её капитализации и усложняет определение ставки дисконтирования. Многие модели применимы только для компаний открытого типа, из-за недостаточности статистических данных при расчете коэффициентов [1]. Многочисленность компаний малого с среднего предпринимательства (МСП) и необходимость управления их эффективностью и реорганизацией в условиях налогового реформирования и нестабильности монетарной политики из-за постоянно меняющейся процентной ставки требует адекватной оптимизации методологии оценки с учетом этих изменений и разработки новых федеральных стандартов.
Ещё одним новым направлением исследования может стать семейный бизнес в России, который отличается от зарубежных аналогов, и его доля постоянно растет, достигнув уровня более 74% (2021 год) в структуре МСП. По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Deloitte, 55% от общего количества предприятий приходится на 1-ое поколение, 37% на 2-ое и 8% на 3-е. В развитых странах с рыночной экономикой, средний возраст семейного бизнеса превышает 100 лет [16].
Поэтому, достаточно актуально с позиции формирования теории и практических наработок выглядит оценка семейного бизнеса. Этот процесс должен учитывать не только стандартные систематические риски (связанные с политическими решениями, региональными и отраслевыми особенностями, изменениями в законодательстве и др.) и несистематические риски (вызванные недостаточной диверсификацией продукции и рынков сбыта, неконкурентоспособностью и невысоким качеством управления и др.), но и риск наследования, риск утечки информации от членов семьи, а также высокой степени вероятности возникновения семейных конфликтов. Поэтому в процессе оценки важную роль играют стратегические риски, зависящие от преемственности поколений в семейном бизнесе [8]. Специализированных методик оценки стоимости семейного бизнеса в российской практике практически нет, ситуация усугубляется отраслевым и территориальным аспектом.
В период инновационного развития страны оценка стоимости бизнеса приобретает новые черты, в частности: управление осуществляется в единой информационной системе; появилась возможность оперативного получения необходимой информации и мониторинга ключевых индикаторов в различных форматах; стало доступно бюджетирование основных потоков для различных периодов времени и возможность выполнения корректировок. Цифровая экономика планомерно входит в методологию и инструментарий оценочной деятельности [14]. Широкое использование финтех-продуктов в реализации инновационных финансовых проектов так же способствует росту стоимости отдельных компаний, особенно банковского сегмента, страхования и управления капиталом, улучшая конкурентоспособность.
Существенные изменения произошли в оценке и с появлением криптовалюты, токенов и иных сущностей интернет-экосистем, поскольку актуализировалась правовая сторона вопроса. Цифровых активов более 3000, и при оценке можно столкнуться как с технической сложностью их функционирования, так и с проблемами при определении экономической ценности. В настоящее время оптимизируются дефиниции «цифровое право» и «цифровая собственность», все предыдущие широко используемые концепции не применимы к цифровой собственности на практике [12].
Цифровая трансформация оказала влияние на розничную торговлю, широкое использование получили платформы электронной коммерции и онлайн рынки. В телекоммуникациях произошло развертывание инфраструктуры высокоскоростного интернета и расширение сетей 5G. В здравоохранении – телемедицина, системы мониторинга здоровья и др. Появились «умные города» и «умные фермы». В промышленности более активно внедряется автоматизация, роботизация, анализ данных и решения промышленного Интернета вещей.
В цифровой экономике меняется и сущность рабочего места, из привычной категории, привязанной к местоположению, оно превращается в цифровое, виртуальное или мобильное. Сегодня теоретики и практике больше говорят о «цифровом рабочем месте». И это также необходимо учитывать при определении стоимости бизнеса [13].
Таким образом, цифровая экономика способствует появлению нового бизнеса, новых технологий и новых рынков, а также ускоряет трансформацию уже имеющихся и функционирующих. Но для развития цифровой экономики необходимо создавать благоприятные условия: максимально развивать инвестиции в цифровые коммуникации, обеспечивать надежную защиту персональных данных, использовать коллаборацию при работе со статистическими базами, непрерывно повышать квалификацию в области информатизации, способствовать формированию «Экосистем» и др. Чем комфортнее климат цифровой трансформации, тем выше её возможности, в том числе и для оценочной деятельности, обеспечивая доступность информации, повышая доступность планирования и оптимизации методического обеспечения.
В последние 40 лет наиболее быстро растущим сектором мировой экономики стал ИТ-сектор. В чистом виде его доля составляет на 2021 год – 28%, со смежными компаниями – 39%. Следовательно оценка стоимости бизнеса различными методами этого сектора – это востребованное направление, которое привлекает специалистов в области разработки методологии оценки. Например, Э.И. Гибадуллин обосновал необходимость различия традиционного бизнеса и ИТ-компаний, принимая во внимание «цифровую премию». В среднем на начало 2021 года этот показатель в США составлял 40-70%, а в России – 90%. А это требует, в случае ИТ-компаний, от методологии оценки дополнительной оптимизации и корректировки [3].
Основные показатели развития ИТ-отрасли в России за период от 2019 года до 2023 года, представленные в таблице подтверждают необходимость совершенствования методик оценки для этих компаний, с учетом темпов роста лидирующей отрасли экономики.
Основные показатели развития ИТ-отрасли в России за период 2019-2023 гг. [6]
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Темп роста 2023/2019, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Реализация собственных продуктов и услуг ИТ-отрасли, млрд. руб. |
1,2 |
1,4 |
2,0 |
2,4 |
3,1 |
Более 250 |
Реализация собственных продуктов и услуг ИТ-отрасли, доля в экономике, в % |
1,30 |
1,54 |
1,59 |
1,77 |
2,08 |
⁓ 160 |
Доля ИТ-отрасли в ВВП, в % |
1,32 |
1,62 |
1,63 |
1,74 |
1,96 |
⁓ 150 |
Численность работников в ИТ-отрасли на декабрь, в тыс. чел. |
561 |
617 |
682 |
761 |
857 |
Более 150 |
Заработная плата в ИТ-отрасли, в тыс. руб. |
91,7 |
104,8 |
115,9 |
137,6 |
155,9 |
⁓ 170 |
Заработная плата в ИТ-отрасли к средней по экономике, раз. |
1,93 |
2,05 |
2,05 |
2,14 |
2,12 |
- |
Инвестиции в основной капитал ИТ-отрасли, млрд. руб. |
113 |
162 |
192 |
338 |
495 |
⁓ 440 |
Инвестиции в основной капитал ИТ-отрасли, доля в экономике, в % |
0,77 |
1,06 |
1,11 |
1,57 |
1,92 |
⁓ 250 |
Наиболее высокие значения ИТ-отрасль показала по такому показателю как инвестиции в основной капитал и реализация собственных продуктов и услуг. При этом следует отметить значительные положительные изменения на рынке труда (на 150% выросла занятость в ИТ-отрасли) и по доходам населения (заработная плата выросла более чем на 170%). Динамичность развития ИТ-отрасли отражается на всех других секторах экономики и подтверждает процесс цифровой трансформации в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг.
Сокращение банковского сектора России происходит параллельно с развитием цифровизации банковских продуктов. Но достаточно сложно сформировать усредненную тенденцию, учитывая существенное различие в развитии регионов. Цифровая трансформация проникает во все сферы экономики. Финансовые рынки в настоящее время подвержены наиболее масштабным изменениям за счет развития новых технологий и это отражается на функционировании компаний отрасли «финтех» и на методологии оценки стоимости бизнеса этих компаний. В качестве яркого примера можно привести финтех-компанию США – Visa, с рыночной капитализацией 547 млрд. долл. В современных условиях 75 % населения мира используют продукты финтех-индустрии. Если в 2018 году было 12131 финтех-стартапов, то в 2024 году уже – 29955, 44 % из которых приходится на США. Доходы компаний этой отрасли с 2018 года по 2024 год выросли более чем на 100%. Уровень внедрения финансовых технологий в России – 82 %, для сравнения Китай и Индия – 87 %, у остальных стран ниже [10].
В рамках вводимых санкций и развития процесса импортозамещения российский рынок финтеха существенно вырос за счет разработки отечественных ИТ-решений и активного внедрения ИИ. В качестве лидеров отрасли можно назвать сегменты: платежные сервисы (ЮMoney, Эвотор), бухгалтерия (Тензор, Контур.Экстерн), финансовые маркетплейсы (Банки.ру, Сравни), перевод средств (KoronaPay), разработчики ПО (Диасофт, АТОЛ) и др. Но рыночная ниша финтеха по объему инвестиций в мире составляет – 40,6 %, а в России всего – 6 % [2]. Можно предположить, что и российский рынок будет иметь устойчивую тенденцию к росту.
Большая часть компаний финтеха разрабатывают стартапы, это частный бизнес, который не публикует свою отчетность и практически не имеет аналогов для сравнения. Добавленная стоимость в данном случае определяется исходя из фазы жизненного цикла, специализации компании и затрат привлекаемых партнеров. Как правило, компании финтеха отличают высокие доходность и риск. Риск может быть связан с кибербезопасностью, с использованием технологий интернета вещей, отсутствием спроса, нехваткой специалистов-разработчиков и др. В результате затратный подход не применим для оценки, сравнительный подход ограничен в использовании и в рамках доходного метода более широкое использование получили как в российской, так и в зарубежной практике – метод дисконтирования денежных потоков и метод реальных опционов [5].
Теория и практика оценки стоимости бизнеса не стоит на месте и постепенно развивается с учетом новых реалий. Например, Гулевич И. в своем исследовании предложил модификацию известных методов: метода дисконтирования денежных потоков, построения финансовой модели и машинного обучения, как наиболее подходящих для условий санкционных экономических изменений. Но даже предложенные модификации ограничены в использовании, прежде всего за счет того, ставка дисконтирования носит субъективный характер для оценщика, имитационная модель существует только в мышлении и , требуется большое количество данных, а самое главное – невозможно учесть все факторы, влияющие на стоимость бизнеса, отражающие последствия от неопределенности и рисков [4].
Заключение
Таким образом, санкции и цифровая трансформация – это особые условия, которые отражаются на всех экономических процессах, а следовательно влияют на механизмы управления, включая учет, анализ, оценку. Особенно это проявляется в тех отраслях и секторах, которые подвержены более динамичным изменениям под воздействием обозначенных факторов. И широко используемые методы оценки уже нельзя использовать в рамках привычных алгоритмов. В качестве российских особенностей, которые можно выделить по результатам проведенного исследования для оценочной деятельности, обозначены: особые условия для внешнеэкономической деятельности, малого бизнеса, семейного бизнеса, ИТ-отрасли, отраслей использующих финтех.
Библиографическая ссылка
Ковалева И.П., Сидорова В.Р., Шахвердян А.Д. АКТУАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 3-1. С. 77-82;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4030 (дата обращения: 03.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4030