Введение
Современный мир характеризуется разнообразием производственных подходов, включая как постиндустриальные, так и индустриальные методы. В то же время в условиях глобализации формируются сложные сетевые структуры, где традиционные иерархии власти теряют свою значимость. Вместо этого появляются новые формы сотрудничества, такие как транснациональные альянсы и межотраслевые кластерные сети, которые опираются на инновационные хабы. При этом инновации являются важным двигателем экономического роста и могут развиваться как в официальных, так и в неформальных структурах.
Необходимо понимать, что новые интернет-технологии и онлайн-платформы помогают преодолевать барьеры в мировой экономике, открывая возможности для более эффективного общения. Поэтому в разных странах наблюдается увеличение кластеризации и укрепление прямых связей между участниками экономики. В то же время в России кластеризация охватывает все сферы бизнеса, где для достижения успеха компании должны адаптироваться к современным экономическим вызовам. Поэтому цифровая трансформация становится важным инструментом для достижения лидерства в своей отрасли.
В частности Г.А. Алояном подчеркивается, что инновационное предпринимательство обеспечивает создание и внедрение новых идей, продуктов и услуг, способных изменить бизнес и общество [1]. А.Г. Бездудная отмечает, что инновация представляет собой функцию предпринимателя, который создает новые комбинации ресурсов [2].
Инновационное предпринимательство не только способствует экономическому росту, но и влияет на социальный прогресс. В работах [3, 4, 12] отмечается, что инновационные компании создают больше рабочих мест и способствуют повышению уровня жизни, что подчеркивает значимость инноваций для устойчивого развития.
В.О. Кожина и С.А. Измайлова справедливо пишут, что компании, активно использующие цифровые технологии, имеют более высокие показатели роста и прибыльности [5]. Все это подчеркивает необходимость адаптации к цифровым изменениям.
Цель исследования – обоснование развития инновационного предпринимательства и цифрового бизнеса.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались различные методы. Например, морфологический анализ и обобщение применялись для уточнения понятия «цифровая трансформация бизнеса». Также в ходе исследования применялись диалектический подход и дедукция для выявления ключевых проблем. Эти методы способствовали более глубокому пониманию объекта исследования. Кроме того, использовались исторический и контент-анализ, что позволило проанализировать развитие теории и изменения в научных подходах к цифровому бизнесу.
Анкетирование проводилось для оценки уровня цифровой зрелости респондентов, а системный анализ использовался для изучения препятствий и драйверов развития цифрового предпринимательства. Экспертные оценки применялись для анализа цифровой грамотности, а информационной базой исследования явидись законодательные акты, статистические данные, научные издания и результаты опросов бизнес-структур.
Результаты исследования и их обсуждение
Практика показала, что существуют два основных подхода к изучению инновационной сферы: на общенациональном уровне и на региональном уровне. При этом можно выделить несколько ключевых аспектов, касающихся инновационного предпринимательства. Первый аспект связан с тем, что высокотехнологичные отрасли нуждаются в значительных инвестициях, но не способны полностью компенсировать утрату рабочих мест в традиционных секторах. Второй аспект свидетельствует о том, что инновационное предпринимательство играет ключевую роль в инновационном развитии страны.
При этом экономический рост зависит не только от науки, но и от интуитивных решений людей, а постоянные инновации являются движущей силой этого роста. В этих условиях корпорации акцентируют внимание на максимизации прибыли, что достигается как за счет новых технологий, так и изменения принципов управления. Поэтому знания становятся основным продуктом труда, что приводит к реорганизации отраслей вокруг производства информации.
Несмотря на важность капитала, многие инновационные производства характеризуются низкой капиталоемкостью и требуют небольших инвестиций на одно рабочее место. Они также требуют затрат, и связаны с рисками, что создает необходимость в страховании для минимизации потерь инвесторов. При этом дополнительные характеристики инновационного предпринимательства включают новаторство и инициативность [6, 8, 15, 16].
Также в законодательстве предпринимательства выделяются два ключевых аспекта: инициативность и риск. Предпринимательство дает возможность людям применять свои уникальные навыки, когда они комбинируют различные ресурсы с инновационными методами и активно используют новые технологии, а также оптимизируют процессы, что помогает им снижать затраты и предлагать конкурентные цены. Кроме того, они успешно управляют маркетингом, определяют целевую аудиторию и прогнозируют спрос на свои товары. В этом контексте можно выделить два ключевых аспекта: действия предпринимателей, реализующих инновации, и сам процесс новаторства.
Исследование позволило нам классифицировать инновационные компании по организационным характеристикам и формам собственности. К ним мы отнесли государственные, акционерные, кооперативные и частные организации, а также ассоциации, занимающиеся конкретными научными задачами. При этом развитие таких компаний зависит от рыночного потенциала и государственной политики, когда они могут существенно отличаться в подходах к созданию инноваций в разных отраслях, уровне применения знаний в исследованиях и организационной структуре.
Инновационное предпринимательство играет значительную роль в экономическом развитии России и ее регионов, способствуя повышению эффективности [7, 9, 14]. Одним из направлений этого процесса является развитие государственно-частного партнерства, особенно в инфраструктурной сфере. Поэтому в рамках цифровизации экономики участники должны стремиться к следующим целям: университеты должны улучшать качество образования и готовить специалистов с актуальными навыками, научные институты – формировать спрос на исследования и привлекать молодых специалистов, а предприятия – удовлетворять потребности в высококвалифицированных инноваторах и создавать конкурентные преимущества через высокотехнологичную продукцию.
Практика показала, что путь покупателя состоит из нескольких ключевых этапов. Сначала формируется представление о брендах, затем потребитель может добавлять или исключать их в зависимости от своих нужд. Однако, в момент покупки происходит окончательный выбор, основанный на предыдущем опыте и ожиданиях. Поэтому для успешного прохождения этих этапов важно доверие, как к институтам, так и между людьми, а в условиях цифровой экономики компании должны быть быстрыми и гибкими, чтобы адаптироваться к изменениям в предпочтениях потребителей.
В то же время невозможность адаптироваться к быстро меняющимся условиям ставит под угрозу конкурентоспособность, а успех требует готовности к изменениям и способности быстро реагировать на новые вызовы, что делает цифровую трансформацию бизнес-процессов ключевым фактором для удовлетворения потребностей клиентов [10, 11, 13]. Также практика показала, что давление на розничную торговлю продолжает расти. В 2024 году интернет-продажи превысили офлайн-продажи, составив более 56% от общего объема покупок.
В этих условиях мобильные телефоны стали основным инструментом для покупок, что подтверждают 35% покупателей. Анализ свидетельствует, что современные потребители предпочитают получать единый опыт взаимодействия с брендом через все доступные каналы, где бренды с омниканальной стратегией сохраняют около 89% клиентов, а 62 % администраторов магазинов отмечают, что покупатели больше знают о товарах.
Поэтому персонализация взаимодействия с клиентами становится все более актуальной, так как 47% цифровых клиентов ожидают индивидуального подхода при использовании различных каналов, а цифровая трансформация бизнес-моделей отвечает на эти потребности. При этом цепочка цифровой трансформации включает несколько этапов. Сначала клиент ищет товар, затем изучает предложения в интернете и читает отзывы. После этого он может посетить магазин, сравнить цены и проконсультироваться с продавцами. После покупки и оплаты товара клиент получает услуги доставки и сервисного обслуживания. Однако в процессе использования продукта могут возникнуть проблемы, поэтому клиент оставляет отзывы, делясь своим опытом в социальных сетях. Это позволяет ему получать персонализированные предложения.
Заключение
В заключение можно отметить, что современные бизнес-модели помогают компаниям лучше взаимодействовать с клиентами, предугадывать их потребности, снижать затраты и увеличивать свою долю на рынке. Поэтому современные покупатели ценят индивидуальный подход, и для его достижения компании могут использовать технологии, которые подсказывают, какие действия предпринять.
При этом цифровые помощники могут помочь покупателям быстрее принимать решения, сокращая время на покупки, и для повышения лояльности клиентов важен омниканальный подход, который обеспечивает единый опыт взаимодействия как в магазинах, так и в интернете. Это способствует увеличению удовлетворенности и улучшению конверсии благодаря персонализированному обслуживанию. Но, сотрудники могут улучшить условия для покупателей, применяя «тепловые карты» для анализа их поведения в магазине. Этот метод помогает определить наиболее привлекательные зоны, что способствует повышению конверсии. Также он позволяет лучше понять предпочтения клиентов и адаптировать предложения к их потребностям.
Оптимизация размещения товаров с учетом актуальных цен и акций также важна, а информирование сотрудников о возможных вопросах клиентов по товарам улучшает качество обслуживания. Поэтому эти меры помогут адаптировать продукты и услуги, создавая дополнительную ценность для клиентов и позволить лучше понимать их предпочтения. Кроме того, клиенты смогут тестировать продукты на месте, а бизнес будет анализировать намерения покупателей на всех этапах продаж.
Библиографическая ссылка
Лебедев К.А., Шавалиева С.М., Ступак Я.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЦИФРОВОГО БИЗНЕСА // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 2-2. С. 219-223;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4007 (дата обращения: 03.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4007