Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И НОВАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ВЗИМАНИЯ

Мусаева Х.М. 1 Назарова Н.А. 1 Керимова З.А. 2
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 Северо-кавказский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции»
Предмет исследования – современные тренды исчисления и взимания налога на прибыль организаций (НПО). Проведен обзор и анализ нововведений в области законотворчества в части изменений ставок налога на прибыль организаций, пропорций его распределения между уровнями бюджетов, а также условий применения нового федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Обоснована необходимость корректировки пропорций распределения НПО между уровнями бюджетов в условиях действия ограничений по применению ФИНВ. Дается сравнительная оценка темпам изменений поступлений налога на прибыль организаций, налоговой базы по НПО и суммы убытков экономике. Выявлен опережающий рост убытков в экономике над темпами изменений налоговой базы и поступлений по налогу на прибыль, что гипотетически свидетельствует о тяжести уплаты НПО и ослаблении его фискальной роли в современных реалиях. Обоснован вывод о вероятности роста недобросовестной оптимизации в условиях пропорционального повышения базовой ставки налога на прибыль организаций. Формулируется вывод, что применяемые в российской практике инструменты реализации стратегии горизонтального и вертикального налогового регулирования не позволяют в должной мере обеспечить справедливость распределения налоговой нагрузки. В целях достижения справедливости распределения налоговой нагрузки в отраслевом сегменте аргументирована целесообразность усиления дифференциации ставок налога на прибыль в зависимости от получаемого дохода и видов деятельности.
налог на прибыль организаций
новации
налоговая ставка
налоговое регулирование
налоговое стимулирование
федеральный инвестиционный налоговый вычет
налоговая нагрузка
горизонтальная стратегия
1. Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/50837 (дата обращения: 01.10.2024).
2. Справка «О поступлении администрируемых Федеральной налоговой службой России доходов в 2023 году» [Электронный ресурс]. URL:https://analytic.nalog.gov.ru (дата обращения: 05.10.2024).
3. Акулов А.Я., Ряховский Д.И. Трансформация бизнес-модели как управленческий инструмент оппортунистического поведения контролирующих должника лиц // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2024. № 1. С. 12–33. DOI:10.24412/2071-6435-2024-1. С.12-33.
4. Богачёв С.В., Вишневский В.П. Налоговое стимулирование экономического роста в России: анализ с позиций налоговой динамичности // Terra Economicus. 2024. № 22(2). С. 22–38.
5. Владимиров Д.Ю. Мисиркаева К.Р. Современные направления совершенствования порядка налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2022. № 6. С. 34-39.
6. Водопьянова В.А. Оценка влияния законодательных изменений на формирование региональных бюджетов Российской Федерации в 2025–2027 гг. на примере Приморского края // Фундаментальные исследования. 2024. № 11. С. 128-132.
7. Зотиков Н. З. Способы оптимизации налога на прибыль и их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации // Управление. 2024. Т. 12, № 1. С. 70–80.
8. Крицкий В. И. Налогообложение прибыли организаций: анализ уязвимостей, рисков и угроз государству // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 160-165.
9. Мандрощенко О. В. Налог на прибыль организаций: риски налогоплательщиков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. № 4(433). С. 686-702.
10. Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Реализация фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль организации // Налоги и налогообложение. 2024. № 3.С. 34. DOI: 10.7256/2454-065X.2024.3.70642.
11. Назарова Н.А., Кондратьева Д.Б. Оценка эффективности применения налоговых инструментов регулирования промышленной деятельности в Российской Федерации // Горизонты экономики. 2020. № 4 (57). С. 26–32.
12. Особенности налогообложения по видам экономической деятельности: учебник / кол. авторов под ред. А.В. Тихоновой. М.: КНОРУС, 2024. 350 с.
13. Романенко О.Н., Рыбак А.В., Артеменко Г.А. Налог на прибыль в России: проблемы и перспективы совершенствования // Спутник высшей школы. 2021. № 5. С. 34-40.
14. Семенова Г.Н. Налог на прибыль как инструмент стимулирования инновационной и инвестиционной активности в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2, № 5. С. 235–243.
15. Терещенко Н.А. Введение налога на сверхприбыль как налога чрезвычайного характера // Economy and Business: Theory and Practice. 2024. № 3-2 (109). С. 134-136.

Введение

Налоговая система Российской Федерации продолжает совершенствоваться, отражая происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы. В настоящее время отечественная экономика испытывает колоссальные испытания, обусловленные во многом субъективными факторами, что, с одной стороны, затрудняет поиск эффективных методов управления ее, с другой стороны, усиливается актуальность исследований, направленных на обеспечение ее устойчивости. В этих условиях особенно важно повышать эффективность все гаммы инструментов государственного регулирования экономики, важнейшим их, которых является налоговая политика.

Известно, что среди налогов, взимаемых с субъектов предпринимательства определяющим, является налог на прибыль организаций (НПО), поскольку именно прибыль является главным естественным ресурсом инвестиционной и инновационной активности субъектов предпринимательства, что особенно важно в условиях трудностей экономического роста. Прибыль «выступает в качестве цели функционирования организации и одновременно источником уплаты налога» [15]. Налог на прибыль организаций взимается «с профицита деятельности хозяйствующего субъекта за вычетом затрат на изготовление, продажу товаров и т. д.» [13]. Среди недостатков НПО следует отметить, что он не в полной мере соответствует новым трендам цифровизации экономики. Кроме того, в современных реалиях усиливаются риски утраты им фискальной значимости [11].

Налог прибыль организаций, наряду с фискальным, обладает потенциалом налогового стимулирования развития приоритетных отраслей экономики, технологического обновления производства, поддержки бизнес – идей, может служит инструментом усиления инвестиционной активности субъектов хозяйствования, повышения инвестиций в исследования и разработки, снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности продукции, а также использоваться как инструмент регулирования территориального развития. Реализация потенциальных возможностей НПО в решающей степени зависит от действующего механизма его исчисления и взимания.

Проблемы улучшения практики исчисления и взимания ключевого налога с субъектов предпринимательства – налога на прибыль организаций рассматриваются в научных трудах таких ученых и специалистов – практиков как: А.Я. Акулов [3], С.В. Богачёв [4], В.А. Водопьянова [6], Н.З. Зотиков [7], В.И. Крицкий [8], О.Д. Мандрощенко [9], Д.И. Ряховский [3], Г.Н. Семенова [14], А.В. Тихонова [12] и ряда других. Однако, значительная фискальная роль, и в особенности имеющийся регулирующий потенциал НПО обуславливают необходимость продолжения исследований, направленных на улучшение действующей практики его исчисления и взимания. Кроме того, актуальным представляется анализ влияний новации в порядке исчисления и взимания НПО на формирование доходов бюджетной системы и состояние экономики в целом.

Цель исследования – анализ современных трендов практики исчисления и взимания налога на прибыль организаций, оценка его влияния на состояние бюджетной системы и поиск путей улучшения в условиях совершенствования российской налоговой системы.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели исследования в работе использован широкий перечень приемов и методов: экспертных оценок, наблюдения, социологических опросов, экономики – статистические методы сравнения, обобщения, группировки, выборки, системного анализа и комплексной оценки. В ходе исследования изучены и проанализированы законодательная литература и нормативные акты, справочные и статистические материалы Росстата и Минфина России, а также отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы России.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе Российской Федерации в области реализации финансовой политики продолжается процесс смещения акцента с антикризисной повестки на достижение национальных целей развития. Важнейшие приоритеты, требующие концентрации финансовых ресурсов – обеспечение технологического суверенитета, социальная поддержка нуждающихся, оборона страны, развитие новых регионов, поддержка семьи. Для полноценной реализации национальных целей развития необходима устойчивая финансовая база, основу которой составляют, прежде всего налоговые доходы, одним из основных из которых является НПО.

Наиболее мобильный элемент налогового регулирования – налоговая ставка. Ставки налога на прибыль организаций могут различаться в зависимости от их территориальности принадлежности. Субъекты федерации могут устанавливать собственные ставки, в части налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в их бюджеты, устанавливать дополнительные льготы для приоритетных отраслей экономики. Различия в региональных налоговых политиках могут влиять на решения организаций о том, где располагать, регистрировать и осуществлять предпринимательскую деятельность, какие регионы выбирать для расширения бизнеса и как управлять налоговыми обязательствами в целом. Путем изменения ставок налога, предоставления налоговых льгот или установления особых условий для приоритетных отраслей экономики регионы обладают определенными возможностями привлечения инвестиции в развитие бизнеса на своей территории, что в перспективе увеличивает налоговую базу и создает основу для перспективного роста налоговых доходов. Однако, важно учитывать, что эффективность такого подхода может зависеть от множества факторов, таких как общая экономическая ситуация в стране, состояние инфраструктуры, наличие необходимого кадрового потенциала и т. д. Реализуя меры по изменению налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций, следует оценивать баланс между стимулированием инвестиций и обеспечением необходимого уровня формирования доходов бюджета в текущем периоде и в перспективе.

Исходя из известных принципов нейтральности и эффективности налогообложения выделяют горизонтальную и вертикальную стратегию налогового регулирования. «Вертикальная стратегия предполагает, что используются налоговые стимулы, которые применяются только налогоплательщиками, занятыми в определенных отраслях (территории, опережающего социально-экономического развития, СПИК, специальные налоговые режимы и др.). Горизонтальная стратегия налогового регулирования предполагает использование налоговых стимулов, которые могут применять налогоплательщики, занятые в различных отраслях экономики» [13].

В рамках горизонтальной стратегии стимулирования институциональных основ развития экономики по НПО в российской практике используются такие инструменты, как: инвестиционный налоговый вычет, инвестиционный налоговый кредит, амортизационная премия, повышающий коэффициент к норме амортизации, коэффициенты учета в расходах затрат на НИОКР.

В последние годы экономика России динамично изменяется по влиянию различных факторов, что объективно вызывает необходимость внесения изменений в инструментарий государственного регулирования. Современные условия экономики потребовали изменений и в налоговой системе, в том числе и по налогу на прибыль организаций. Президент России подписал Федеральный закон от 12.07.2024 г. № 176-ФЗ, предусматривающий существенные изменения в налоговой системе Российской, Федерация, в том числе по налогу на прибыль организаций [1]. Основная цель данных новаций – обеспечить справедливость распределения налоговой нагрузки. Корректировки по налогу на прибыль начнут действовать с 2025 г. и коснуться большей части субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевым изменением по налогу на прибыль организаций является увеличение действующей основной ставки с 20% до 25%. Изменяются также пропорции распределения ставки НПО между различными уровнями бюджетов бюджетной системы. До 2017 г. распределение поступлений налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней выглядело следующим образом: в федеральный бюджет – 2% и в бюджеты субъектов РФ – 18%, с 2017 г. по 2024 г. в федеральный бюджет – 3%, в региональный – 17%. С 2025 г. данная пропорция изменится: в федеральный бюджет налог на прибыль подлежит зачислению в размере – 8%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации – 17%. [1]. Данная схема распределения сохранится до 2030 г. По истечении этого срока в федеральный бюджет будет направляться 7% от суммы налога на прибыль организаций, а в бюджеты регионов – 18%. Таким образом, рост «ставки налога на прибыль организаций не повлияет на доходы консолидированных бюджетов регионов» [5], но приведет к усилению централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете.

Изменения касаются также организаций, занимающихся информационными технологиями. С 2020 г. IT-компании, аккредитованные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций платили налог на прибыль организаций по ставке 3%, с 2022 г. ставка была снижена до 0%. С 2025 г. ставка налога на прибыль для данной категории налогоплательщиков увеличивается до 5%, при этом вся сумма налога будет направлена в федеральный бюджет. С введением общей повышенной ставки НПО остаются без изменений прежние льготные налоговые ставки.

В целях обеспечения справедливости налогообложения, обеспечения сбалансирования фискальной и регулирующей функции

НПО, одновременно меры по росту основной ставки налога сопровождаются комплексными мерами в области стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования. В частности:

• коэффициент учета в расходах затрат на НИОКР повышается с 1,5 до 2;

• вводятся повышающие коэффициенты для основных средств и нематериальных активов;

• дополнительно к действующему региональному инвестиционному вычету, вводиться новый вычет – федеральный инвестиционный вычет (ФИНФ) для приоритетных отраслей экономики. ФИНФ позволит снизить налог на 50% от стоимости основных средств и нематериальных активов, а также расходов на их реконструкцию или модернизацию.

Федеральный инвестиционный вычет позволит уменьшить часть налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет. Он распространяется на те организации, которые в 2025–2030 гг. платят НПО в федеральный бюджет по ставке 8%. Следует отметить, что размер ФИНВ ограничен. В каждом квартале его можно использовать только в рамках 5% налоговой базы НПО, оставшаяся часть переходит на следующие периоды [1]. Федеральный инвестиционный вычет не распространяется на зарубежные компании, налоговых резидентов Российской Федерации, а также на организации, производящие подакцизные товары и кредитные организации.

Введение ФИНВ считаем назревшим и необходимым в современных реалиях. В предыдущих исследованиях нами отмечалось, что действующий региональный инвестиционный вычет «приводит к выпадению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку федеральный бюджет покрывает лишь незначительную часть доходов регионов при предоставлении инвестиционного вычета, что отрицательно влияет на масштабность его применения» [10]. Необходимы обеспечить доступность льгот, упростить процедуры их предоставления, но при этом «нельзя забывать о контроле их эффективности и применимости».

Проанализированные выше изменения налогового законодательства, безусловно, повлияют на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации. Для более детального понимания того, как изменятся налоговые поступления в бюджетную систему, после реализации в практике изменений налогового законодательства, проведем анализ текущего состояния поступлений в бюджет налога на прибыль организаций в условиях действующего законодательства до 01.01.2025 г.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2023 г. поступило администрируемых Федеральной налоговой службой России налоговых доходов на 35 182,8 млрд руб., что на 7,8% больше, чем в 2022 г., при этом рост в 2023 г. по сравнению с 2021 г. составил 32,1%. В общей структуре налоговых поступлений, администрируемых Федеральной налоговой службой России на долю налога на прибыль приходиться более 20% (в 2023 г. -23,2%), что подтверждает его высокую фискальную значимость. Здесь объективности ради, отметим, что в период 2006–2008 гг. налог на прибыль (вместе с НДС и социальными платежами), составлял лидирующую позицию, но с 2009г. его удельный вес стал снижаться [4]. Тем не менее, НПО продолжает оставаться одним из значимых доходных источников консолидированного бюджета РФ. Сравнительные данные об темпах роста общего объема налоговых доходов и поступлений по НПО в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2021–2023 гг. демонстрируют данные табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные данные о поступлении основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2021–2023 гг.

 

2021

2022

2023

Темп роста (в %)

Млрд руб.

В % к итогу

Млрд руб.

В % к итогу

Темп роста (2022/2021)

Млрд руб.

В % к итогу

2023/

2022

2023/

2021

Всего налоговых доходов,

в том числе:

26 634

100,0

33 349,7

100,0

125,0

35 182,8

100,0

107,6

132,1

НПО

6 048,5

23,0

6 355,8

19,0

105,0

7 922,4

23,2

125,4

131,3

НДФЛ

4 638, 9

17,0

5 727,9

17,0

123,0

6 537, 8

19,4

114,3

141,4

НДС

5 597,8

21,0

6 489,4

19,0

116,0

7 182,4

20,7

111,1

128,5

Акцизы

686,9

3,0

-984,8

-3,0

-143

-677,0

-2,0

69,5

-99,1

Источник: таблица составлена по отчетным данным ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 05.10.2024).

Как видно из данных табл. 1, в 2023 г. темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, относительно 2022г. составил – 107,8%, а по сравнению с 2021г. вырос до 132,1%. В данном контексте можно утверждать, что с точки зрения мобилизации налоговых платежей 2022 г. был относительно успешнее 2023 г. Такой рост был обеспечен как улучшением финансовых результатов и деловой активности в отдельных сегментах экономики, так и комплексными мерами по улучшению налогового администрирования, что повысило собираемость налога. При этом темпы роста поступлений по налогу на прибыль в 2023г. относительно 2022г. опережали суммарный рост поступлений в бюджетную систему (табл. 1).

Наблюдаемый прирост суммы НПО был обусловлен ростом прибыли за счет положительных курсовых разниц в сырьевых и несырьевых отраслях экономики, а также значительным ростом прибыли в банковском сегменте экономики [2]. «В 2023 г. наряду с сырьевыми отраслями, наблюдалось значительное улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности в таких не сырьевых секторах экономики, как: металлургическая, энергетическая, строительная и информационная. В целом, рост прибыли прибыльных организаций в 2023 г. в сравнении с 2022 г. составил 24,1%» [10], что не могло не сказаться на значительном приросте фискальных поступлений по налогу на прибыль организаций. Отрицательно повлияли на объемы поступлений НПО снижение поступлений от организаций газового сектора экономики. Сдерживают рост поступлений НПО рост затрат на производство и реализацию продукцию, высокая степень изношенности фондов. « ...уровень износа основных фондов составляет 41%, а доля полностью изношенного оборудования в экономике – более 20%» [7].

Как было отмечено выше, положительный финансовый результат по прибыльным организациям в 2023 г. затемно вырос, что привело к росту налоговой базы. В 2023г. относительно 2022 г. увеличились следующие показатели: налоговая база увеличилась по НПО на 7 354,24 млрд руб. (темп роста-124,6%), налоговая база для исчисления налога на прибыль увеличилась на 6 538,07 млрд руб. (122,7%), исчисленный налог на прибыль организации увеличился на 1304,52 млрд руб. (темп роста -123,4%).

Однако, в целом по экономике общая сумма убытков компаний значительно выросла, при этом, как показывают данные таблицы 2, темпы роста убытков в 2023 г. опережали рост налоговой базы по исследуемому налогу. Так, в 2022 г. относительно 2023 г. темп роста налоговой базы по налогу на прибыль организаций составил 124,5%, инвестиционного налогового вычета -125,5%, а темп роста убытков -166,8%. Недопоступления налога на прибыль в связи с уменьшением налоговой базы по налогу на сумму убытка или его части составили 164,57 млрд руб. Данные результаты демонстрируют, что количество убыточных организаций растёт быстрее, чем прибыльных организаций (табл. 2). Чрезмерный рост ставки налога на прибыль может привести к тому, что компании будут искать и шире применять в практике недобросовестные методы минимизации налоговых платежей, а также отталкивать многих инвесторов от долгосрочных вложений капитала в технологическое обновление производства [14].

Таблица 2

Сравнительные данные об темпах изменений налоговой базы, исчисленного НПО и суммой убытков в экономике в период 2022–2023 гг.

Налоговые поступления

2022

2023

Темп изменения 2023/2022

Сумма

(Млрд руб.)

Сумма

(Млрд руб.)

Млрд руб.

(+, -)

(%)

Налоговая база

29 925, 00

37 279,24

7 354, 2

124,6

Сумма убытков

1 231,47

2 054,26

822,79

166,8

Налоговая база для исчисления НПО

28 695,53

35 233,60

6 538,07

122,7

Исчисленный НПО

5 583,03

6 887,55

1 304,52

123,4

Сумма инвестиционного налогового вычета

55,18

69, 25

14,07

125,5

Сумма недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка

246,29

410,86

164,57

166,8

Источник: таблица составлена по отчетным данным ФНС России и Госкомстата РФ. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 05.10.2024).

Исходя из обобщения, анализа и оценки приведенных выше информационно- статистических данных можно сделать вывод о существующей вероятности повышении налоговых рисков, в следствии роста базовой ставки налога на прибыль организаций.

Выводы

1. Рост базовой ставки налога на прибыль организаций с 20% до 25% в целом не должно оказать существенного влияния на развитие ключевых отраслей экономики, в особенности, в условиях введения ФИНВ и других мер господдержки приоритетных отраслей экономики. Однако, нельзя недооценивать возможные риски удорожания продукции и снижения ее конкурентоспособности, сокращения возможностей накапливать средства для долгосрочных инвестиций вследствие роста налоговой нагрузки. В отдельных отраслях экономики, снижение чистой прибыли может привести к сокращению доходов собственников, получаемых в виде дивидендов. В связи с ростом ключевой ставки Центрального банка РФ и удорожанием банковского кредитования, также могут сократиться заемные средства, являющиеся дополнительным источником не только пополнения оборотных средств, но средством обновления парка изношенного оборудования, инвестиционной и инновационной активности субъектов предпринимательства. Кроме того, в трудоемких отраслях с высокой оплатой труда будет наблюдаться дополнительный рост налоговой нагрузки из-за введения прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ. В случаях заметного снижения чистой прибыли, неизбежны налоговые риски недобросовестной оптимизации налоговых платежей, уход отдельных видов предпринимательства в серую зону. Здесь необходим постоянный мониторинг и оперативное реагирование государства на состояние развитие бизнеса и противодействие возникающим новым налоговым рискам.

2. В российской практике, наряду с базовой ставкой НПО, применяются также льготные ставки для отдельных видов деятельности (образовательная и медицинская деятельность, IT -технологии, радиоэлектроника). Однако, применяемые в практике инструменты реализации стратегии горизонтального и вертикального налогового регулирования не позволяют в должной мере обеспечить справедливость распределения налоговой нагрузки в отраслевом сегменте. Одним из путей совершенствования механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций видеться не в росте базовой ставки, а дифференциации ставок НПО в зависимости от способа получения прибыли или вида деятельности (производство, продажа, перепродажа, оказание услуг, выполнение работ и т. п.), поскольку процесс получения прибыли различен в различных отраслях экономики и не равноценны ресурсные затраты субъектов хозяйствования. Такой подход в части налогообложения прибыли организаций представляется более справедливым, позволяющим наиболее полно реализовывались фискальный и регулирующий потенциал исследуемого налога. При этом следует иметь ввиду, что реализация в практики дифференцированного налогообложения в зависимости от способа получения прибыли или вида деятельности является процессом трудоемким, требующим дальнейших исследований в части обоснования различных размеров ставок НПО.

3. Представляется не справедливым предполагаемый к введению механизм разграничения налога на прибыль между уровнями бюджетной системы РФ. Как было отмечено выше, с 1.01.2025 г. базовая ставка налога на прибыль организаций увеличивается с 20% до 25%, федеральная часть – с 3% до 8%, но при этом, на прежнем уровнем (17%) остается процентная ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджеты субъектов федерации. В целом, необходимость увеличения федеральной части налога на прибыль организаций представляется оправданным, в особенности в условиях введения ФИНВ (с точки зрения компенсации ожидаемых потерь федерального бюджета). Однако, учитывая ограничения по применению федерального инвестиционного вычета (как в части видов деятельности, так и по размеру), предлагаемая пропорция представляется дискриминационной в отношении регионов, требующей пересмотра. В условиях роста базовой ставки на 1/4 и более двухкратного повышения федеральной доли налога на прибыль организаций, сохранение неизменной региональной части налога чревато снижением заинтересованности регионов в стимулировании предпринимательской активности, ограничивает их полномочия в области реализации бюджетно-налогового федерализма, снижает налоговую конкуренцию территорий.


Библиографическая ссылка

Мусаева Х.М., Назарова Н.А., Керимова З.А. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И НОВАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ВЗИМАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-3. – С. 452-458;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3942 (дата обращения: 05.02.2025).