Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА РЕГУЛЯТОРНЫХ И ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Боташева Л.Х. 1 Фешина С.С. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В данной статье рассмотрены подходы к оценке эффективности механизмов межведомственного взаимодействия в системе противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма на территории Российской Федерации. Современная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма базируется на создании единой правовой, институциональной и операционной платформы, обеспечивающей результативное взаимодействие федеральных органов власти. Основное внимание уделяется выявлению, предупреждению и пресечению финансовых преступлений через укрепление координации и коммуникации между всеми участниками национальной системы ПОД/ФТ. Институциональная структура и механизмы взаимодействия в этой системе формируются с учетом специфики и рисков финансового сектора, что позволяет объединять ресурсы, знания и компетенции для повышения эффективности контроля над финансовыми институтами и надзора за реализацией мер в области ПОД/ФТ. Кроме того, интеграция функций надзора и финансовой разведки усиливает возможности финансового мониторинга, обеспечивая своевременную реакцию на выявленные риски отмывания доходов и финансирования противоправной деятельности.
противодействие отмывания доходов
полученных преступным путем и финансированию терроризма
эффективность системы под/фт
противодействие отмыванию доходов
полученных преступным путем; отмывание преступных доходов; риски отмывания доходов; под/фт
1. Федеральная служба по финансовому мониторингу. Годовой отчет о работе. 2023. [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D1%84%D0%BC%202023.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
2. Десятов М.С., Лугович С.М. Оценка эффективности межведомственного взаимодействия субъектов оперативно-разыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 103-107.
3. Замолоцких Ю.Н. Мониторинг результативности межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти в Российской Федерации // Вестник ПАГС. 2016. № 5 (56). С. 18-22.
4. Меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Российская Федерация. Отчет о взаимной оценке. Декабрь 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/OVO_RF_final_.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
5. ФАТФ. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/methodology/MUMCFM-Russsian-Methodology.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
6. Короткий Ю.Ф., Ливадный П.В., Глотов В.И. и др. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: в 2 т. Т. 1 / под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. М.: Юстицинформ, 2018. 696 с.
7. Рекомендации ФАТФ: Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132941/St10-21_RU.PDF (дата обращения: 15.10.2024).
8. Российская Федерация: 1-й отчет о прогрессе (с пересмотром рейтингов). Декабрь 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/fur_RF_ru.pdf (дата обращения: 15.10.2024).
9. Глотов В.И., Альбеков А.У., Макаренко Е.Н. и др. Финансовый мониторинг: учебник / под ред. В.И. Глотова, А.У. Альбеков. М.: КноРус, 2024. 196 с.
10. Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 № 219 «Об утверждении модели риск-ориентированного надзора» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202190012 (дата обращения: 15.10.2024).
11. ФАТФ. Российская Федерация. Отчет о взаимной оценке. 2019. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.fatf-gafi.org/content/dam/fatf/documents/reports/mer4/fatf-2019-rossijskaa-federacia.pdf (дата обращения: 16.10.2024).

Введение

Эффективность системы борьбы с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма определяется степенью устойчивости национальной финансовой системы перед рисками и угрозами, связанными с такими действиями, а также с финансированием распространения оружия массового уничтожения. Достижение этой эффективности основано на последовательной реализации комплексной политики, законодательных и нормативных инициатив, а также программных мер, охватывающих правоприменительную практику, надзор, разведывательную деятельность и другие направления. Ключевым фактором успешности такой системы выступает целостный подход, который обеспечивает согласованное взаимодействие всех ее элементов, способствуя их взаимодополнению и усилению общего защитного потенциала.

На уровень эффективности напрямую влияют такие факторы, как степень зрелости и развитости регуляторного и надзорного режима в стране, уровень коррупции и эффективность антикоррупционных мер, а также объем и доступность предоставляемых финансовых услуг. Эти факторы способны как усиливать, так и ослаблять риски в сфере ПОД/ФТ, влияя тем самым на результативность принимаемых мер.

В рамках данного исследования рассматривается специфика оценки эффективности национальной системы ПОД/ФТ. Особое внимание уделяется общественным отношениям, возникающим в процессе реализации оценки, а также взаимодействию всех участников системы. Анализ направлен на выявление ключевых особенностей и подходов к оценке, способных повысить устойчивость финансовой системы страны к угрозам и рискам в области ПОД/ФТ.

Целью исследования является разработка и обоснование методических подходов к оценке эффективности межведомственного взаимодействия в системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) с учетом реализации комплекса регуляторных и превентивных мер.

Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на устойчивость национальной финансовой системы к рискам и угрозам в данной сфере, а также на формирование рекомендаций для повышения координации и согласованности действий между субъектами системы ПОД/ФТ. Полученные результаты позволят улучшить качество мониторинга, надзора и оперативного реагирования на возникающие риски, обеспечивая соответствие международным стандартам и повышение эффективности системы в целом.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования использован комплексный подход, объединяющий теоретические и эмпирические методы, что позволяет всесторонне изучить эффективность системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Теоретическая часть включает анализ нормативно-правовой базы, международных стандартов, рекомендаций ФАТФ и других методологических материалов, которые служат основой для понимания ключевых аспектов межведомственного взаимодействия.

Для достижения целей работы применялись статистические и аналитические методы обработки информации о функционировании национальной системы ПОД/ФТ. Были использованы материалы официальных органов, отчёты международных организаций и результаты исследований, освещающие проблемы регулирования в данной области. Для наглядного представления результатов применялись графические и табличные способы визуализации, что позволило структурировать материалы и сделать выводы более доступными.

Кроме того, проведён сравнительный анализ национальных практик и международного опыта, что позволило оценить уровень соответствия российской системы рекомендациям и стандартам международного сообщества. Особое внимание уделено изучению взаимодействия ведомств и его роли в выявлении и предотвращении финансовых преступлений. Такой подход обеспечил возможность разработки практических рекомендаций по совершенствованию системы ПОД/ФТ.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка эффективности национальной системы ПОД/ФТ по методологии ФАТФ основана на анализе степени достижения ключевых результатов, представленных в виде иерархии. Уровни оценки эффективности варьируются от высокого до низкого. Основой системы является анализ одиннадцати Непосредственных Результатов (НР), объединённых в три Промежуточных Результата (ПР). Эти результаты включают:

1. Формирование политики и межведомственного взаимодействия для минимизации рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.

2. Выявление и блокировка операций по легализации преступных доходов, создание барьеров для проникновения таких средств в экономику.

3. Выявление угроз и их оперативная блокировка.

Итоговая оценка эффективности формируется на основе выводов о степени достижения этих результатов с учётом предложений по их улучшению.

Эффективность системы также определяется техническим соответствием рекомендациям ФАТФ, где оценивается выполнение международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Уровни соответствия делятся на четыре категории: полное соответствие, значительное соответствие, частичное соответствие и несоответствие.

Оценка включает анализ нормативно-правового регулирования, институциональных аспектов функционирования системы и качества межведомственного взаимодействия [2, 3].

Согласно методологии ФАТФ [5], при анализе взаимодействия в сфере ПОД/ФТ оцениваются:

− доступ к данным финансовой разведки и их использование в расследованиях;

− объем и содержание предоставляемой информации, включая сообщения о подозрительных операциях;

− удовлетворение потребностей финансовых расследований;

− уровень взаимодействия между финансовой разведкой и другими органами, включая защиту конфиденциальной информации.

Этот подход не предполагает оценки выполнения отдельных рекомендаций ФАТФ, но результаты анализа учитываются при составлении итогового отчета об общей эффективности системы ПОД/ФТ страны (рисунок).

Оценка рейтингов технического соответствия проводится по 40 Рекомендациям ФАТФ. При этом требования к субъектам национальной системы ПОД/ФТ и обеспечения между ними межведомственного взаимодействия определены в Рекомендациях ФАТФ: 2, 29, 30, 31, 32, 34, 40.

Анализ рекомендаций ФАТФ по межведомственному взаимодействию и изменения их технического соответствия за 2019 и 2023 годы показал, что:

1. Рекомендация 2. Национальное сотрудничество и координация. Согласно рекомендации, страна должна реализовывать национальную политику в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ [5], включая регулярный пересмотр рисков и эффективную координацию между различными органами. В 2019 и 2023 годах техническое соответствие оценено как «соответствие» (С), что указывает на неизменность уровня реализации рекомендаций.

2. Рекомендация 29. Подразделения финансовой разведки (ПФР). Рекомендация предписывает создание и эффективную работу ПФР, включая доступ к необходимой информации и её анализ. Оценка «соответствие» (С) в 2019 и 2023 годах свидетельствует о стабильной реализации требований.

3. Рекомендация 30. Обязанности правоохранительных и следственных органов. Правоохранительные органы несут ответственность за расследование преступлений в сфере ПОД/ФТ. В обоих периодах соответствие оценено как «значительное соответствие» (ЗС), что показывает необходимость доработки определённых аспектов.

4. Рекомендация 31. Полномочия правоохранительных и следственных органов. Правоохранительные органы должны обладать доступом к информации, возможностью применения следственных методов и механизмов для выявления активов. Оценка «соответствие» (С) в 2019 и 2023 годах отражает устойчивое выполнение этих требований.

5. Рекомендация 32. Курьеры наличных. Рекомендация включает меры по выявлению и пресечению незаконного перемещения наличных средств. Оценка осталась «значительное соответствие» (ЗС) в оба года, что указывает на существующие пробелы в реализации.

missing image file

Соотношение между Целью Высокого Уровня, Промежуточными Результатами и Непосредственными Результатами оценки эффективности системы ПОД/ФТ/ФРОМУ [5, 6]

6. Рекомендация 34. Руководящие принципы и обратная связь. Предполагает создание руководств и обратной связи для выявления подозрительных операций. Оценка «значительное соответствие» (ЗС) в 2019 и 2023 годах сохраняется, что подчёркивает необходимость улучшения.

7. Рекомендация 40. Иные формы сотрудничества. Рекомендация направлена на обеспечение международного взаимодействия в сфере ПОД/ФТ. Оценка «значительное соответствие» (ЗС) в оба года показывает, что взаимодействие нуждается в доработке.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы:

1. Стабильность в реализации рекомендаций: большинство рекомендаций сохранили свои рейтинги между 2019 и 2023 годами, что говорит о стабильности работы системы.

2. Проблемные области: наибольшие трудности остаются в реализации рекомендаций, связанных с международным сотрудничеством, обратной связью, а также мерами по контролю за курьерами наличных. Эти области требуют дополнительных усилий для повышения уровня технического соответствия.

3. Приоритетные задачи: для улучшения рейтингов следует сосредоточиться на усилении координации, внедрении эффективных механизмов обратной связи, а также совершенствовании международного сотрудничества.

В связи с этим возникает необходимость продолжать совершенствование системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ/ФРОМУ), ориентируясь на международные стандарты и рекомендации ФАТФ.

Проведённый в 2019 году в рамках 4-го раунда взаимных оценок ФАТФ анализ, а также первый отчёт о прогрессе за декабрь 2023 года, продемонстрировали, что одним из ключевых преимуществ национальной системы ПОД/ФТ в Российской Федерации является высокий уровень взаимодействия и координации на государственном уровне. Это подтверждается полным либо значительным техническим соответствием российской антиотмывочной системы требованиям ФАТФ. Такой уровень соответствия позволяет сделать вывод о высоком качестве межведомственного взаимодействия и эффективности деятельности всех участников национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В то же время взаимные оценки ФАТФ в 2019 г. выявили по отдельным рекомендациям частичное техническое соответствие, но недостатки по некоторым были устранены к декабрю 2023 г. (таблица 1).

Существенные изменения в нормативно-правовом регулировании национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, произошедшие в период с октября 2019 года по декабрь 2023 года, сыграли ключевую роль в устранении выявленных недостатков. В этот период был принят межведомственный План мероприятий, направленный на выполнение рекомендаций ФАТФ, включая улучшение оценки рисков, оптимизацию надзорной деятельности в экономической сфере, обновление перечня субъектов первичного мониторинга и повышение прозрачности юридических и финансовых образований.

Кроме того, проведен ряд организационных реформ, таких как создание Межведомственной рабочей группы по возвращению активов из-за рубежа при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, а также развитие международного сотрудничества в области ПОД/ФТ/ФРОМУ. Эти меры, как регуляторного, так и превентивного характера, позволили добиться значительного прогресса в реализации рекомендаций 6, 7 и 25. Однако, несмотря на достигнутые успехи, по результатам анализа технического соответствия изменения в рейтингах рекомендаций 12 и 16 не были зафиксированы.

Таблица 1

Анализ частичного технического соответствия (ЧС) национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ и его прогноз по отдельным рекомендациям

п/п

Рекомендации ФАТФ

Годы

2019

2023

1.

Рекомендация 6. Целевые финансовые санкции за терроризм и финансирование терроризма

ЧС

ЗС

2.

Рекомендация 7. Целевые финансовые санкции за финансирование распространения ОМУ

ЧС

ЗС

3.

Рекомендация 12. Публичные должностные лица

ЧС

ЧС

4.

Рекомендация 15. Новые технологии

ЗС

ЧС

5.

Рекомендация 16. Электронные переводы денежных средств

ЧС

ЧС

6.

Рекомендация 25. Прозрачность и бенефициарная собственность юридических образований

ЧС

ЗС

Источник: составлено по [4, 8].

Вместе с тем следует отметить снижение рейтинга технического соответствия по рекомендации 15, что связано с тем, что после утверждения результатов 4-го раунда взаимной оценки ФАТФ содержание данной рекомендации претерпело изменения в части требований по законодательному регулированию сферы оборота виртуальных валют.

В марте 2029 г., согласно графику 3-го раунда взаимных оценок ЕАГ, Российская Федерация будет принимать выездную миссию ЕАГ по оценке эффективности национальной антиотмывочной системы. В этой связи представляется целесообразным определение в качестве оптимального прогнозного периода не позднее 2028 года.

Произошедшие с октября 2023 г. изменения в регуляторной политике, включающей совершенствование контрольно-надзорных процедур Росфинмониторинга и Банка России, нормативно-правового регулирования, а также реализация сформулированных в данной научно-исследовательской работе предложений по развитию межведомственного взаимодействия в сфере ПОД/ФТ позволяют прогнозировать повышение рейтинга по рекомендациям 12, 15, 16 до уровня «соответствие» к концу 2028 г., когда пройдет 3 раунд взаимных проверок национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ Российской Федерации, проводимый Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ЕАГ).

Результаты 4-го раунда взаимных оценок, проведённого ФАТФ в 2019 году, позволили определить уровень эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Наивысшая оценка (высокий уровень) была присвоена двум ключевым показателям: финансовая разведка и расследование с последующим уголовным преследованием за финансирование терроризма. В то же время минимальный рейтинг (умеренный уровень эффективности) получили такие области, как система превентивных мер, надзор, расследование и уголовное преследование за отмывание доходов, а также применение финансовых санкций за финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения (таблица 2).

Значительный уровень эффективности был присвоен непосредственным результатам: система национальной оценки рисков ОД/ФТ, международное сотрудничество, юридические лица и образования, конфискация.

Таблица 2

Анализ и прогноз оценок эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ Российской Федерации

п/п

Критерий

(Непосредственный результат (НР)

Рейтинг эффективности

Взаимная оценка октябрь, 2019 г.

Прогноз

2028 г.

1

2

3

4

1.

НР 1. Риск, политика и взаимодействие

значительный

высокий

2.

НР 2. Международное сотрудничество

значительный

высокий

3.

НР 3. Надзор

умеренный

высокий

4.

НР 4. Превентивные меры

умеренный

высокий

5.

НР 5. Юридические лица и образования

значительный

высокий

6.

НР 6. Финансовая разведка

высокий

высокий

7.

НР 7. Расследование и уголовное преследование

за отмывание доходов

умеренный

высокий

8.

НР 8. Конфискация

значительный

высокий

9.

НР 9. Расследование и уголовное преследование

за финансирование терроризма

высокий

высокий

10.

НР 10. Превентивные меры и финансовые санкции

за финансирование терроризма

умеренный

высокий

11.

НР 11. Финансовые санкции за финансирование

распространения оружия массового уничтожения

умеренный

высокий

Источник: составлено по [5, 7, 8].

В целом следует отметить, что к 3 раунду взаимных оценок ЕАГ национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, который пройдет в 2029 г., необходимо разработать и реализовать меры по повышению уровня эффективности по непосредственным результатам: НР1, НР2, НР3, НР4, НР5, НР7, НР8, НР10 и НР11. Применительно к непосредственным результатам НР6 и НР9 [5] достаточно своевременного реагирования на происходящие изменения в части реализуемого в настоящее время комплекса регуляторных и превентивных мер.

С октября 2019 года по июль 2023 года была проделана значительная работа по совершенствованию мер в системе ПОД/ФТ/ФРОМУ. Эти усилия привели к улучшению рейтингов технического соответствия рекомендациям ФАТФ. Тем не менее, по ряду рекомендаций (Рекомендации 30, 32, 34 и 40), касающихся межведомственного взаимодействия, сохраняется рейтинг «значительное соответствие».

Несмотря на выполнение большинства требований, заложенных в рекомендациях, отдельные аспекты нуждаются в дальнейшей доработке, включая:

− усиление взаимодействия между субъектами системы ПОД/ФТ;

− развитие механизмов информационного обмена;

− улучшение контроля за реализацией мер в финансовом и реальном секторах экономики.

Для повышения соответствия международным стандартам и устранения выявленных недостатков необходимо продолжить развитие ключевых элементов национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Это позволит достигнуть более высокого уровня эффективности и обеспечить соответствие требованиям мировых стандартов (таблица 3).

Регуляторные и превентивные меры в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (ПОД), и финансирования терроризма (ФТ) представляют собой комплекс действий, направленных на защиту финансовой системы от незаконного использования [1].

Таблица 3

Анализ недостатков по техническому соответствию Рекомендациям ФАТФ, определяющих требования к организации межведомственного взаимодействия в сфере ПОДФТ/ФРОМУ

п/п

Наименование Рекомендации ФАТФ

Оценка

2019 г.

Выявленные недостатки

1.

Рекомендация 30.

Обязанности правоохранительных и следственных органов

ЗС

Обязанности, связанные с проведением финансовых расследований, определены слишком обобщённо, что может создать риски недостаточного или неполного изучения преступлений, связанных с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма.

2.

Рекомендация 32.

Курьеры наличных

ЗС

Система декларирования, как и требования о декларировании, распространяется исключительно на перемещение наличных денег и оборотных инструментов на предъявителя через внешние границы ЕАЭС.

3.

Рекомендация 34.

Руководство и обратная связь

ЗС

Система декларирования, а также установленные требования, охватывают только перемещение наличных средств и инструментов на предъявителя через внешние границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

4.

Рекомендация 40.

Другие формы международного сотрудничества

ЗС

1. Выполнение запроса о помощи может быть полностью или частично отклонено, если, к примеру, по указанным в нем фактам уже ведётся судебное разбирательство.

2. Выявлены препятствия, которые ограничивают эффективность взаимодействия между странами происхождения и странами пребывания.

3. Банк России не наделён полномочиями для инициирования обмена информацией самостоятельно, а действующие требования о конфиденциальности противоречат нормам раскрытия данных, установленным Законом о Банке России.

Источник: составлено по [11].

Регуляторные меры направлены на обеспечение функционирования национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ/ФРОМУ) и закреплены в нормативно-правовых актах. Эти меры регулируют процесс их разработки, принятия и внедрения. Одним из ключевых документов является статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции от 01.09.2024). Основные положения данного закона включают:

− организацию внутреннего и обязательного контроля финансовых операций;

− запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Эти меры направлены на предотвращение незаконной деятельности в финансовой сфере и создание прозрачной системы контроля.

Превентивные меры предназначены для минимизации рисков и включают несколько ключевых направлений:

− проверка клиентов и выявление подозрительных операций;

− передача сведений о подозрительных операциях в подразделения финансовой разведки (ПФР);

− регулярная оценка рисков, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма (ОД/ФТ).

Ключевым элементом превентивных мер является взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) и Банка России. Эти структуры занимаются разработкой методических рекомендаций, обновлением кодов типологий финансовых операций и своевременным информированием подотчетных субъектов о выявленных рисках.

Значимым направлением в данной сфере стали инициативы Совета комплаенс, направленные на создание профилей финансового поведения подотчетных лиц. Работа в этом направлении включает оценку рисков в различных сегментах финансовой системы, разработку современных типологий для выявления схем незаконных финансовых операций и финансирования терроризма. Особое внимание уделяется тестированию платформы «Прозрачный блокчейн», которая предлагается для использования в системах внутреннего контроля субъектов первичного мониторинга.

Кроме того, важным шагом стало внедрение обязательного контроля операций с высоким уровнем риска. Это касается в первую очередь мониторинга использования бюджетных средств, направленных на инфраструктурные проекты, поддержку граждан и развитие реального сектора экономики. Такой подход способствует усилению защиты финансовой системы от противоправной деятельности.

В 2023 году был осуществлён ряд значимых регуляторных преобразований, направленных на повышение устойчивости национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В частности, был расширен перечень оснований для исключения субъектов с высокой степенью риска из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Росфинмониторинг получил дополнительные полномочия, включающие мониторинг валютных операций российских экспортеров. Также были сформулированы требования к функционированию платформы цифрового рубля, введена административная ответственность за непредставление сведений о выгодоприобретателях и установлены обязательства экспортеров по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.

Также в рамках развития надзорных процессов внедрена модель риск-ориентированного надзора, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 219 от 19.02.2022 [10]. Эта модель предполагает многофакторный подход к оценке рисков, изменения в консультативной практике, направленные на формирование доверительных отношений между надзорными органами и поднадзорными лицами, а также снижение административной нагрузки через внедрение RegTech-решений и дистанционные форматы взаимодействия. Эти меры способствуют адаптации системы ПОД/ФТ к современным вызовам и повышению её эффективности.

Такие меры укрепляют национальную систему ПОД/ФТ, обеспечивая её адаптацию к текущим вызовам и повышая её гибкость в противодействии финансовым преступлениям.

Выводы

Таким образом, на основе анализа межведомственного взаимодействия, рекомендаций ФАТФ и результатов технической оценки, проведенной в рамках взаимных оценок, формируется системное представление о текущем состоянии национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Главный акцент сделан на необходимости формирования единой правовой, институциональной и оперативной базы, которая способствует эффективной координации между субъектами системы ПОД/ФТ. Выявлено, что интеграция функций надзора и финансовой разведки является основным условием для обеспечения своевременного мониторинга и предотвращения рисков ОД/ФТ.

Вместе с тем остаются области для дальнейшего улучшения. К числу ключевых вызовов относятся:

1. Усиление международного сотрудничества в рамках рекомендаций ФАТФ.

2. Доработка механизмов обратной связи и информационного обмена между субъектами.

3. Повышение прозрачности и надёжности финансовых операций в секторах с высоким уровнем риска.

Результаты исследования показывают, что дальнейшее развитие системы ПОД/ФТ должно быть ориентировано на устранение выявленных недостатков и достижение полного соответствия рекомендациям ФАТФ. Это станет основой для успешного прохождения очередного раунда взаимных оценок и повышения устойчивости финансовой системы России к угрозам легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Боташева Л.Х., Фешина С.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА РЕГУЛЯТОРНЫХ И ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-3. – С. 350-358;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3927 (дата обращения: 05.02.2025).