Введение
Экономическая безопасность регионов в последнее время приобретает все большее значение в свете различных угроз, связанных с их развитием. С научной точки зрения появляются различные методики оценки экономической безопасности регионов.
При определении различных подходов к оценке экономической безопасности региона выделяют комплексные подходы на основе статистического анализа, исходя из отдельных показателей, входящих в группы: социальное развитие, продовольственная безопасность, кадровая и промышленная безопасность, бюджетно-финансовая безопасность, макроэкономические показатели [5, 7]. Некоторыми учеными выделяются несколько другие группы, основанные также на системе индикаторов (методика Черемисиной Н.В.): способность к экономическому росту, устойчивость финансовой системы, поддержание научной системы, что выглядит особо важно в перспективе развития региона, уровень и качество жизни населения, демография и охрана окружающей среды [4, 8].
Тем самым, оценка развития экономической безопасности региона строится на основе глубокого анализа ряда сгруппированных показателей, исходя из стремления к устойчивому росту. Поскольку именно экономическая безопасность региона является основой экономической безопасности страны в целом [3, 6, 9].
Цель исследования состоит в оценке экономической безопасности Ханты-Мансийского АО в условиях нарастания санкционного давления, снижения добывающей активности и необходимости развития потенциала региона с учетом диверсификации экономики.
Материал и методы исследования
Материал и методы исследования включают аналитические и статистические данные на основе экономико-статистических методов.
В данной статье рассмотрены основные экономические показатели и индикаторы, на основе которых дана оценка и выявлены проблемы экономической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа.
Результаты исследования и их обсуждение
Направления развития региона в непростых экономических условиях выделены в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года (далее – Стратегия) [1], где целевые ориентиры можно разделить на блоки (рис. 1).
Одной из задач развития региона является поиск и развитие потенциала синергии межотраслевого взаимодействия. Это означает создание сотрудничества между различными отраслями экономики, которое позволит достичь синергетического эффекта и увеличить общий результат. Для этого необходимо проводить анализ и определять области, где возможно сотрудничество, а также создавать условия для его развития.
Рис. 1. Блоки целевых ориентиров согласно Стратегии
При этом Ханты-Мансийский АО является лидером в большинстве рейтингов регионов в РФ. Наблюдаемые показатели по развитию инфраструктуры и социальной сферы на протяжении нескольких лет находятся на лидирующих позициях. Это связано с качеством жизни, уровнем заработной платы и покупательной способности, низкими показателями безработицы, демографическими показателями, удовлетворенностью сферами здравоохранения, образования и культурной составляющей.
ХМАО показывает бюджетную эффективность, возглавляя список регионов-доноров [13]. При этом позиции региона могут быть усилены в направлении научно-технического развития, малого и среднего предпринимательства, экологии и обеспеченности жильем. В качестве аналитической базы рассмотрим динамику валового регионального продукта в разрезе показателей по добыче полезных ископаемых, экспортной составляющей; уровень участия экономически активного населения в составе рабочей силы, бюджетной политики на 2025 год.
В настоящее время в Российской Федерации наиболее наглядна видна проблема неравенства развития регионов. Прежде чем перейти к проблематике, стоит обратиться к теоретической части, а также рассмотреть географические и природные показатели региона. Экономика автономного округа сформировалась в связи с его географическим положением и уровнем освоения природного ресурсов. В последние десятилетия регион находился в благополучном положении, но в настоящее время можно заметить надвигающиеся угрозы для безопасности субъекта Российской Федерации из-за того, что доходная часть не диверсифицирована. В первую очередь это связано с зависимостью от цен на углеводородные ресурсы, что делает Ханты-Мансийский автономный округ уязвимым к колебаниям на мировых рынках.
В целом, можно сказать, что регион продемонстрировал устойчивость к экономическим рискам. Это свидетельствует о сильной экономике и умелом управлении финансовыми ресурсами. Несмотря на некоторые колебания цен на ресурсы, ВРП продолжает расти (с 2014 по 2019 годы рост ВРП составил 1,6 раза при снижении цен на нефть марки Юралс за этот же период снизилась в 1,7 раза), что говорит о перспективном развитии региона в будущем [2].
В разрезе добычи полезных ископаемых ВРП имеет стабильную динамику, за исключением кризисного 2020 года, по обрабатывающим производствам прирост ВРП отражает менее успешные тенденции (табл. 1).
Глобальные вызовы, которые сейчас существуют такие, как политические, экономические, экологические, повышение геополитических рисков ставят управляющий аппарат автономного округа в такое положение, что есть необходимость в кардинальной реформации экономической стратегии, в частности экспортной политики.
Тем самым, одной из главной угрозой экономического угрозы является снижение показателей добычи углеводородных ресурсов, а также отсутствие диверсификации доходов для экономики автономного округа, принимая во внимание слабое развитие малого и среднего предпринимательства в регионе.
Следующим показателем стоит рассмотреть уровень участия экономически активного населения в составе рабочей силы, а также ее численность. Исходя из данных Росстата численность рабочей силы составила на 2019 г. – 915 тыс. человек, 2020 г. – 912 тыс. человек, на 2021 г. – 917 тыс. человек. Что же касается уровня участия в составе рабочей силы, который выражается в процентном соотношении, то в 2019 г. было 70, 9 %, 2020 г.- 70,2 %, а в 2021 г. составило 70 %.
Таблица 1
Динамика ВРП в разрезе по добыче полезных ископаемых и обрабатывающим производствам [11]
Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах) |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
100,2 |
101,2 |
98,7 |
91,9 |
107,2 |
102,6 |
|
в том числе: |
||||||
Добыча полезных ископаемых |
99,2 |
100,3 |
100,4 |
88,8 |
110,2 |
103,6 |
Обрабатывающие производства |
102,3 |
99,9 |
88,9 |
99,3 |
94,5 |
100,6 |
Рис. 2. Динамика доходов, расходов, дефицита бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2022-2025 гг. [12]
Рис. 3. Характеристики проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [10]
Благодаря другим данным, которые представлены Росстатом можно сделать вывод, что в 2022-2023 гг. автономный округ вошел в пятерку лучших по данному показателю. Следовательно, по сравнению с другими регионами уровень занятости экономически активного населения является очень высоким.
Исходя из данных рисунка 2 можно сделать вывод о том, что расходы субъекта РФ плавно растут или держатся относительно на одном уровне. Стоит отметить, что в каждом году наблюдается дефицит бюджета, что в свою очередь может указывать на то, что бюджетные средства могут использоваться неэффективно, либо большое количество дотаций для юридических лиц, а также различные выплаты физическим лицам и налоговые льготы, которые снижают доходы для бюджета автономного округа.
Если принять во внимание данные Закона от 29 ноября 2023 года «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», то дефицит бюджета будет наблюдаться с 2024 года. По итогам 2023 года бюджет ХМАО остается профицитным (рис. 3).
По прогнозным данным можно наблюдать ухудшение долговой устойчивости субъекта РФ. Это может быть связано с тем, что идет устаревание основных фондов, увеличение льгот для привлечения потока людей в регион и другие факторы, влияющие негативно на расходную часть бюджета автономного округа.
Рассматривая данные из табл. 1 можно сделать вывод о том, что в Югре в 1,4-1,5 раза доходы выше среднероссийского значения, но если рассматривать динамику последних лет, то она уменьшается, что введет к оттоку населения. Также если рассматривать пенсии, то в ХМАО – Югра они выше в 1,5-1,6 раза по России. Что в свою очередь удерживает пожилое население в регионе.
Теперь стоит обратиться к одному из важнейших показателей-миграция населения. На основе данных приведенных на рис. 4 можно сделать вывод о том, что в последние годы прослеживается положительная динамика и в регион прибывают больше людей, чем убывают. На это могут повлиять множество факторов, одним из них являются благоустройство региона, уровень заработной платы, льготы.
Таблица 2
Динамика показателей социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2012-2022 гг. [12]
№ п/п |
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), тыс. руб. |
||||||||||||
ХМАО-Югра |
36,3 |
39,9 |
40,8 |
46,2 |
46,9 |
48,8 |
50,7 |
53,2 |
51,6 |
57 |
63,5 |
||
РФ |
23,1 |
24,9 |
27,7 |
30,3 |
30,9 |
31,9 |
33,2 |
35,2 |
35,0 |
40,3 |
45,3 |
||
ХМАО-Югра\РФ |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
||
2. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, тыс. руб. |
||||||||||||
ХМАО-Югра |
50,8 |
54,5 |
58,0 |
60,1 |
63,6 |
66,7 |
70,9 |
75,1 |
77,8 |
85,4 |
97,6 |
||
РФ |
26,6 |
29,9 |
32,5 |
33,9 |
36,7 |
39,2 |
43,7 |
47,9 |
49,4 |
57,2 |
65,3 |
||
ХМАО-Югра/РФ |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
||
3. |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. |
||||||||||||
ХМАО-Югра |
13,8 |
15,2 |
16,6 |
18,4 |
18,8 |
19,9 |
20,9 |
22,3 |
23,7 |
24,7 |
27,9 |
||
РФ |
9,0 |
9,9 |
10,8 |
12,0 |
12,4 |
12,9 |
13,4 |
14,2 |
15,0 |
16,6 |
17,8 |
||
ХМАО-Югра/РФ |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
Рис. 4. Миграция населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за период 2017-2022 гг., чел. [12]
Рис. 5. Миграционный прирост/убыль населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из стран СНГ за период 2017-2022 гг., чел. [12]
В структуре миграционных потоков отмечается приток мигрантов из стран СНГ (рис. 5).
Как мы можем наблюдать, что большое количество людей уезжает в другие регионы страны, что отражает снижение финансовой дифференциации с другими регионами, и стремление жить в более благоприятные климатические условия. Данная тенденция влияет на низкую смертность в регионе: здесь сохраняется положительная динамика естественного прироста населения и миграционный приток из других регионов.
Заключение
Среди региональных угроз можно выделить низкую диверсификацию экономики, вследствие снижения добычи углеводородов и спроса на данный вид энергоресурсов, отсутствие альтернативных вариантов возмещения доходов для автономного округа, сохраняется угроза сокращения доходной части бюджетных поступлений (по итогам 2023 года налоговые поступления от организаций, связанных с добычей полезных ископаемых, составили 65,3%) [10]. Также значительная изношенность основных фондов, неблагоприятные климатические условия и экологические угрозы несут возможные отрицательные факторы для экономической безопасности региона.
Если рассматривать сценарии развития событий стоит отметить то, что процесс отказ от привычных энергоносителей будет постепенным и плавным. Можно рассмотреть на примере западных стран, где до сих пор существует зависимость от углеводородных ресурсов, несмотря на то, что они стремятся переориентироваться на возобновляемые энергоресурсы.
В целом, регион имеет потенциал для развития и преодоления сложностей. Необходимо активно работать над улучшением экономических показателей, привлечением новых технологий и инвестиций, а также развитием социальной сферы. Только таким образом регион сможет стать более устойчивым и успешным в будущем.
Библиографическая ссылка
Титова А.В., Белов В.С. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-2. – С. 316-322;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3923 (дата обращения: 21.01.2025).