Введение
В настоящее время метод «проб и ошибок», который наиболее часто использовался при разработке методического обеспечения инновационного развития регионального промышленного комплекса исчерпал свои возможности, т.к. с учетом быстро меняющейся внешней и внутренней среды, а так же возникновению новых вызовов, он дает большое количество изъянов в промышленном производстве, в связи с чем требуются сбор, изучение и формирование новых элементов для подобного механизма. Такие новые формы и элементы практически предлагались и внедрялись на всех региональных площадках, где рассматривались предложения с использованием государственного и бюджетного регулирования, налогового стимулирования, пространственного развития и др. Ряд предложений по обеспечению инновационного развития региональных промышленных комплексов были приняты и внедрены, некоторые отвергались. Однако со временем происходила корректировка и то, что в начале было отвергнуто, принималось как базис. Тем не менее, такая активность по данному направлению имела низкую эффективность и основная причина этого процесса является отсутствие системности, как при разработке, так и по внедрению. Таким образом, наиболее целесообразно, в первую очередь, сформировать и выстроить каркас, структуру методического обеспечения инновационного развития регионального промышленного комплекса, позволяющую четко определить иерархию, соподчиненность, а так же связи и коммуникации ее элементов.
Цель исследования
Безусловно, ведущую роль в условиях экономического кризиса и санкций в развитии регионального промышленного комплекса играют интересы инновационного развития. Именно интересы инновационного развития формируют интенсивность и направленность других интересов, входящих уже в политическую, экологическую, духовную, этническую и др. сферу. Таким образом, с целью учета различных взаимосвязей и трансформаций интересов инновационного развития и их влияния на разные уровни управления РПК, как самостоятельным и обособленным субъектом, необходимо исследовать современные задачи по поиску новых технико-технологических решений для РПК.
Материалы и методы исследований
При проведении исследования применялся метод по поиску новых технико-технологических решений для региональных промышленных комплексов (далее по тексту – РПК).
Развитие инновационной деятельности РПК во многом определяет условия достижения конкурентоспособности промышленности страны. Динамика индексов промышленного производства по видам экономической деятельности, составляющих основу функционирования РПК в % к предыдущему году [1] приведена в таблице 1, показывающая некоторое снижение данного индекса.
Таблица 1
Динамика индекса промышленного производства, в% к предыдущему году
Индексы производства по виду экономической деятельности |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Добыча полезных ископаемых |
101,0 |
101,1 |
101,4 |
100,3 |
102,5 |
Обрабатывающие производства |
105,1 |
100,5 |
102,1 |
94,6 |
100,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
101,3 |
97,5 |
99,9 |
98,4 |
101,5 |
Наши расчеты на основе данных Росстата [2] показали, что в 2016 году удельный вес оборота промышленных предприятий в составе РПК (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в общем объеме оборота организаций по всем видам экономической деятельности составил
(11851 + 33534+8961) : 120159 = 45,2%.
Удельный вес оборота промышленных предприятий (обрабатывающие производства) в общем объеме оборота организаций по всем видам экономической деятельности составил
33534 : 120159 = 27,9%,
а удельный вес оборота предприятий (обрабатывающие производства) в обороте промышленных предприятий (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) составил
33534 : (11851 + 33534+8961) = 61,7%.
Товарная структура экспорта и импорта промышленной продукции являются основой для проведения анализа и выявления эффективной структуры инновационной деятельности РПК. Показатели товарной структуры экспорта и импорта промышленной продукции на примере РПК Центрального федерального округа приведены в таблице 2 [3].
В структуре промышленного производства развитых стран возрастающую роль играют высокотехнологичные товары, в первую очередь машиностроительных предприятий в составе РПК.
Машиностроительные предприятия в составе РПК ЦФО являются основой реального сектора экономики страны и их инновационное развитие оказывает самое существенное влияние на техническую оснащенность всех отраслей экономики. Следовательно, инновационная деятельность в РПК должна создавать условия для последующего повышения уровня конкурентоспособности всей экономики страны в целом, но для этого нужно максимально обеспечить поиск и обоснование новых технико-технологических решений для предприятий в составе РПК.В рамках задачи поиска новых технико-технологических решений можно установить для сегментов рынка инноваций следующие детализированные задачи работы координационного центра по инновационному развитию РПК:
- задача осуществления стратегического контроля над развитием ситуаций в области «нововведения – целевые рынки», которая позволяет установить основные точки, в которых происходит концентрация ресурсов и капиталов РПК и других участников инновационной деятельности,– федеральный сегмент рынка инноваций;
- задача развития системы эффективного управления инновационными проектами, координация, а также контроль над формированием и развитием портфеля инновационных проектов с учетом принятой стратегии инновационного развития страны и установленных планов перехода к инновационной экономике – отраслевой сегмент социально-экономической рынка инноваций;
- задача выбора форм и методов стимулирования и постоянной поддержки активной стратегии инновационного развития РПК, которая сегодня характеризуется упреждающей реакцией РПК на запросы целевых потребителей инноваций и непрерывными перспективными разработками и поиском рациональных научных идей, – региональный сегмент рынка инноваций;
- задача осуществления комплекса мероприятий по созданию в РПК управленческого инновационного климата, предопределяющего постоянный поиск нового, культивирующего «взгляд вовне», исключающего попытки лоббирования амбициозных инновационных проектов, которые требуют неприемлемых капиталовложений для РПК, – корпоративный сегмент рынка инноваций;
- задача обеспечения максимальной децентрализации управленческих полномочий в рамках сохранения интеграционных связей при осуществлении инновационных проектов РПК – внутрифирменный сегмент рынка инноваций.
Таблица 2
Товарная структура экспорта и импорта регионов Центрального федерального округа в 2016 г. (млн. долл. США)
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (группы 1-24) |
Продукция топливно- энергетического комплекса (группа 27) |
Продукция химической промышленности, каучук (группы 28-40) |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (группы 44-49) |
Металлы и изделия из них (группы 72-83) |
Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90) |
|||||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|
Белгородская обл. |
270,8 |
112,5 |
16,2 |
4,5 |
42,9 |
203,1 |
5,6 |
19,5 |
1404,8 |
464,4 |
88,6 |
437,1 |
Брянская обл. |
29,3 |
192,2 |
17,3 |
1,1 |
20,6 |
51,3 |
41,3 |
29,3 |
17,0 |
28,5 |
70,7 |
195,0 |
Владимирская обл. |
120,0 |
372,3 |
2,1 |
4,1 |
93,1 |
329,3 |
63,4 |
4,8 |
19,4 |
77,8 |
106,9 |
223,6 |
Воронежская обл. |
371,4 |
181,5 |
2,6 |
9,5 |
660,4 |
54,6 |
6,4 |
8,9 |
21,2 |
68,1 |
70,4 |
450,3 |
Ивановская обл. |
3,4 |
63,4 |
0,3 |
0,1 |
33,0 |
37,0 |
5,3 |
23,0 |
8,5 |
10,4 |
26,8 |
65,8 |
Калужская обл. |
22,6 |
161,2 |
26,6 |
26,0 |
55,6 |
372,7 |
33,3 |
32,3 |
241,5 |
326,6 |
277,3 |
2992,6 |
Костромская обл. |
1,5 |
3,1 |
0,0 |
- |
24,3 |
13,1 |
176,0 |
17,5 |
15,8 |
7,5 |
17,4 |
90,2 |
Курская обл. |
106,5 |
41,7 |
- |
1,4 |
72,3 |
189,4 |
6,7 |
28,9 |
23,0 |
40,1 |
99,6 |
113,1 |
Липецкая обл. |
117,0 |
113,1 |
26,3 |
19,9 |
12,5 |
125,9 |
3,1 |
15,4 |
2792,3 |
144,3 |
76,4 |
446,8 |
Московская обл. |
628,6 |
2464,9 |
142,7 |
38,8 |
862,1 |
3715,1 |
188,0 |
407,8 |
553,1 |
1219,9 |
1327,0 |
8413,0 |
Орловская обл. |
62,0 |
25,6 |
- |
1,0 |
0,7 |
27,7 |
0,3 |
2,9 |
9,7 |
16,1 |
70,5 |
98,7 |
Рязанская обл. |
47,1 |
67,4 |
22,9 |
11,7 |
27,3 |
216,4 |
7,0 |
4,0 |
25,7 |
27,5 |
90,7 |
155,9 |
Смоленская обл. |
96,5 |
464,1 |
0,8 |
9,0 |
323,6 |
275,4 |
69,6 |
60,3 |
74,3 |
65,7 |
132,0 |
369,0 |
Тамбовская обл. |
61,7 |
48,3 |
0,1 |
0,3 |
30,5 |
38,6 |
0,1 |
0,8 |
0,4 |
12,0 |
17,6 |
45,5 |
Тверская обл. |
22,4 |
55,9 |
4,2 |
3,0 |
12,9 |
45,7 |
40,4 |
6,9 |
20,4 |
61,7 |
41,0 |
175,1 |
Тульская обл. |
115,3 |
206,2 |
4,4 |
0,8 |
783,1 |
226,6 |
14,6 |
30,6 |
536,0 |
54,5 |
116,8 |
247,3 |
Ярославская обл. |
8,2 |
21,8 |
24,5 |
1,5 |
211,6 |
124,3 |
29,3 |
12,2 |
13,9 |
71,5 |
309,8 |
403,2 |
г. Москва |
2270,7 |
8034,4 |
97126,4 |
521,9 |
2538,2 |
18026,4 |
381,9 |
1150,6 |
1089,1 |
3031,8 |
9571,0 |
35175,6 |
В рамках задачи поиска новых технико-технологических решений можно установить для подсистем рынка инноваций следующие детализированные задачи работы координационного центра по инновационному развитию РПК:
- задача обеспечения адекватной реакции РПК на ряд стратегических проблем, необходимость уточнения целей и постановки новых задач эффективного управления инновационной деятельностью – научно-методическая подсистема рынка инноваций;
- задача поиска новых и развития существующих рынков инновационной продукции, которые входят в стратегические зоны ответственности РПК, – инновационная подсистема рынка инноваций;
- задача рационального распоряжения стратегическими ресурсами РПК, включая осуществление рационального ресурсообмена при перераспределении отдельных видов ресурсов между инновационными проектами РПК, – экономическая подсистема рынка инноваций;
- задача формирования стратегических наборов структур, которые выступают как адаптивные стратегические бизнес-процессы, а также обеспечение балансирования данными наборами структур при достижении требуемой стратегической гибкости и экономической устойчивости РПК – организационно-управленческая подсистема рынка инноваций;
- задача разработки и реализации стратегических планов инфраструктурной поддержки программ инновационной деятельности РПК, а также получения требуемых результатов в области достижения необходимого уровня инфраемкости инновационных разработок – инфраструктурная подсистема рынка инноваций.
Результаты исследования и их обсуждение
Далее для выявленных задач предложим и охарактеризуем соответствующее методическое обеспечение как перечень основных методик, используемых для эффективного выполнения данных задач и гарантирования высокого уровня результативности работы координационного центра по инновационному развитию РПК (табл. 3).
Таблица 3
Методическое обеспечение решения задач работы координационного центра по инновационному развитию РПК [4]
Сегмент/ подсистема |
Задача |
Методическое обеспечение |
Федеральный сегмент |
Осуществление стратегического контроля над развитием ситуаций в области «нововведения – целевые рынки» |
-методики инновационного анализа; -методики принуждения |
Отраслевой сегмент |
Развитие системы эффективного управления инновационными проектами, координация, а также контроль над формированием и развитием портфеля инновационных проектов |
-методики прогнозирования инноваций; -методики оптимизации инновационных процессов |
Региональный сегмент |
Выбор форм и методов стимулирования и постоянной поддержки активной стратегии инновационного развития РПК |
-методики оценки эффективности инноваций; -методики обоснования инновационной политики |
Корпоративный сегмент |
Осуществление комплекса мероприятий по созданию в РПК управленческого инновационного климата |
-методики формирования конкурентных преимуществ; -методики принятия инновационных решений |
Внутрифирменный сегмент |
Обеспечение максимальной децентрализации управленческих полномочий в рамках сохранения интеграционных связей |
-методики убеждения; -методики побуждения |
Научно- методическая подсистема |
Обеспечение адекватной реакции РПК на ряд стратегических проблем |
-методики оценки инновационного потенциала; -методики управления инновационными рисками |
Инновационная подсистема |
Поиск новых и развитие существующих рынков инновационной продукции, которые входят в стратегические зоны ответственности |
-методики инновационного маркетинга; -методики поиска идей инноваций |
Экономическая подсистема |
Рациональное распоряжение стратегическими ресурсами РПК, включая осуществление рационального ресурсообмена |
-методики ресурсного обеспечения инноваций; -методики осуществления рационального ресурсообмена участников |
Организационно-управленческая подсистема |
Формирование стратегических наборов структур, которые выступают как адаптивные стратегические бизнес-процессы |
-сетевые методики организации и управления инновационной деятельностью; -методики функционально-стоимостного анализа инноваций |
Инфраструктурная подсистема |
Разработка и реализация стратегических планов инфраструктурной поддержки программ инновационной деятельности РПК |
-методики осуществления инновационных преобразований; -методики управления сопротивлением инновациям |
Задача – осуществление стратегического контроля над развитием ситуаций в области «нововведения – целевые рынки» для РПК.
Методики инновационного анализа. Современный инновационный анализ применительно к организации работы координационного центра по инновационному развитию РПК обладает своей спецификой, обусловленной особенностями разработки и внедрения инноваций в РПК. В связи с этим инновационный анализ ориентирован на изучение данных о структуре инновационного потенциала, результатах разработки и внедрения инноваций, которые отражены в экономической, научно-технической, патентной, технологической, экологической, статистической, социальной информации для последующего выявления факторов, которые способствуют или сдерживают инновационное развитие РПК.
Методики принуждения – методики организации работы координационного центра по инновационному развитию РПК, в соответствии с которыми управляющая подсистема (органы госуправления) рационально воздействует на активность управляемой подсистемы (менеджмент РПК). Эти методики основываются на ряде систем: законодательные акты страны и регионов по вопросам организации и управления инновационной деятельностью; нормативно-директивные и методические документы РПК и вышестоящих органов госуправления; стратегии, программы, задания; государственные заказы, определяющие конкретные потребности целевых рынков в инновационных разработках со стороны РПК.
Задача – развитие системы эффективного управления инновационными проектами, координация, а также контроль над формированием и развитием портфеля инновационных проектов.
Методики прогнозирования инноваций при организации работы координационного центра по инновационному развитию РПК основываются на различных по научной обоснованности и масштабам методах и приемах прогнозирования. Самое значительное распространение при управлении инновациями РПК получили методики прогнозирования, которые связаны с систематизацией, а также обработкой экспертных оценок в отношении формирования и развития портфеля инновационных проектов РПК. Применение экспертных методик прогнозирования является самым подходящим в случае отсутствия количественной ретроспективной информации о результатах инновационной деятельности в отраслях промышленности и в сфере услуг[5].
Методики оптимизации инновационных процессов. Методики оптимизации инновационных процессов РПК – это совокупность положений, которые позволяют заниматься разработкой, а также практическим использованием методов эффективного управления системами организации инновационной деятельности РПК.
Предмет оптимизации инновационных процессов РПК– это системы, ориентированные на рациональное организационное управление инновационной деятельностью, состоящие из значительного числа взаимодействующих участников инновационных процессов, при этом интересы участников инновационной деятельности не согласованы между собой, а также противоречивы и противоположны.
Задача – выбор форм и методов стимулирования и постоянной поддержки активной стратегии инновационного развития РПК.
Методики оценки эффективности инноваций. С учетом содержания, характера, меры выражения системных изменений в инновационной деятельности РПК выбирается соответствующая методика оценки эффективности инноваций. Следует отметить, что многообразие методик оценки эффективности инноваций требует включения в соответствующие группы оценки ряда специалистов, а также целенаправленного согласования методик оценки, применяемых для различных этапов оценки общей результативности организации и управления инновационной деятельностью РПК.
Методики обоснования инновационной политики. Основными методиками обоснования инновационной политики РПК являются методика написания сценариев инноваций, методика организации и разработки игр. Методика написания сценариев инноваций РПК – это создание упорядоченной во времени последовательности эпизодов выбора мероприятий инновационной деятельности, которые логически связаны между собой. Методика написания сценариев инноваций связана с подбором коллектива, который будет составлять сценарии будущего развития инновационных процессов и выявлять потенциальные последствия. Цель подготовки сценариев – описать гипотетические будущие ситуации в инновационной деятельности РПК.
Методика организации и разработки игр – это особый вид планирования инновационных мероприятий, связанный с моделированием процессов поддержки инноваций (экономических, производственных, технических и финансовых) для любого числа участников инновационной деятельности РПК, стремящихся максимизировать свои целевые функции, подчинить их набору правил организации рациональных взаимодействий.
Задача – осуществление комплекса мероприятий по созданию в РПК управленческого инновационного климата.
Методики формирования конкурентных преимуществ. Можно обозначить следующие методики формирования конкурентных преимуществ для РПК: методика обеспечения лидерства в издержках, методика дифференциации видов инновационной продукции, методика фокусирования (концентрации) усилий РПК на обеспечении рациональных взаимодействий с участниками целевых рынков, методика осуществления раннего выхода на целевые рынка инновационных продуктов и услуг. Методики принятия инновационных решений. Здесь можно выделить группу неформальных методик принятия инновационных решений, а также количественных и коллективных методик принятия инновационных решений [6].
Задача – обеспечение максимальной децентрализации управленческих полномочий в рамках сохранения интеграционных связей при осуществлении инновационных проектов РПК.
Методики убеждения основываются на изучении психологических портретов работников и мотивации их потребностей в ведении изобретательской работы в структуре РПК.К конкретным методикам убеждения следует относить: методику мониторинга при нахождении объектов и предметов убеждения; методику моделирование при нахождении оптимальных параметров убеждения; методику психотехнологии осуществления рекомендаций моделирования процессов убеждения; методику морального стимулирования работников за эффективность и качество работы при разработке и внедрении инноваций.
Методики побуждения ориентированы на обеспечение экономии ресурсов инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности и качества инновационной продукции и услуг, целенаправленное развитие инфраструктуры, повышение качества жизни и социальной защищенности работников с учетом идеологии и политики инновационного развития РПК.
Задача – обеспечение адекватной реакции РПК на ряд стратегических проблем.
Методики оценки инновационного потенциала. Здесь, в частности, для РПК можно выделить следующие методики:
- интегральной оценки технико-технологического потенциала РПК, основанной на сравнении абсолютных показателей инновационной деятельности отдельных РПК, которые характеризуют результаты использования инновационного потенциала РПК;
- комплексной оценки научного потенциала РПК, которая предполагает расчет комплексных индикаторов в сфере инфраструктурной обеспеченности, развитости технологической структуру, продуктивности инновационных разработок;
- расчета итогового инновационного индекса РПК, согласно которому инновационный потенциал РПК определяется количеством работников, занимающихся инновационными разработками, повышающими свою квалификацию и получающими среднее специальное и высшее образование;
- рейтингования РПК по динамике инновационного развития, что предполагает определение рейтинга РПК в соответствии с двумя группами факторов: уровнем инновационной восприимчивости, а также уровнем инновационной активности.
Методики управления инновационными рисками. Здесь с учетом текущего состояния инновационных процессов и перспектив развития внешней среды выделяются следующие виды методик управления инновационными рисками: системного уклонения от рисков; рационального распределения рисков; локализации источников возникновения рисков; диссипации рисков; компенсации, страхования и хеджирования рисков инновационной деятельности. Выбор конкретной методики управления инновационными рисками определяется ожидаемыми показателями эффективности локализации возникающих рисков для РПК.
Задача – поиск новых и развитие существующих рынков инновационной продукции, которые входят в стратегические зоны ответственности РПК.
Методики инновационного маркетинга. Здесь выделяются методики:
- стратегического инновационного маркетинга, которые связаны с моделированием параметров рынков инновационной продукции, прогнозированием необходимых ценностей, новых потребностей, ожидаемых изменений параметров инновационной продукции и условий промышленного производства; уточнением ценностей и потребностей целевых аудиторий; стратегической сегментацией целевых рынков; нормированием конкурентоспособности продукции на конкретных целевых рынках; нормированием параметров инновационного развития РПК [7];
- тактического инновационного маркетинг, которые связаны с реализацией в нормативных и методических документах РПК клиентоориентированного подхода; с уточнением нормативов конкурентоспособности инновационной продукции и самой РПК.
Методики поиска идей инноваций. Здесь следует указать на ряд методик, способных значительно усилить влияние и значение инновационной составляющей для перспективной деятельности РПК: ошибок и проб, постановки контрольных вопросов, осуществления мозгового штурма, проведения морфологического анализа, выбора фокальных объектов, проведения синектики, разработки и реализации стратегии по семикратному поиску, теорию решения комплекса изобретательских задач (ТРИЗ).
Задача – рациональное распоряжение стратегическими ресурсами РПК, включая осуществление рационального ресурсообмена.
Методики ресурсного обеспечения инноваций. Здесь выделяются расчетно-аналитические методики; нормативные методики; балансовые методики; методики оптимизации системы плановых решений; факторные методики; методики экономико-математического моделирования; программно-целевые методики, методики диверсификации источников ресурсов для инновационной деятельности РПК.
Методики осуществления рационального ресурсообмена участников инновационной деятельности. В современных экономических условиях наиболее рационально применение следующих методик: по формированию условий обмена ресурсов, комбинированию источников ресурсов, оценке потребности участников инновационной деятельности в обмене ресурсов, оптимизации системы ресурсных потоков; сценарному моделированию и прогнозированию.
Задача – формирование стратегических наборов структур, которые выступают как адаптивные стратегические бизнес-процессы.
Сетевые методики организации и управления инновационной деятельностью. Сюда относится группа графоаналитических методик в области управления процессами по созданию (проектированию) инновационных систем РПК.
Методики функционально-стоимостного анализа инноваций. Это группа методик системного исследования, которые применяются для повышения величины полезного эффекта к общим объемам совокупных затрат на инновационную деятельность применительно к фазам жизненного цикла РПК.
Задача – разработка и реализация стратегических планов инфраструктурной поддержки программ инновационной деятельности.
Методики осуществления инновационных преобразований. Здесь выделяется группа методик осуществления инновационных преобразований: в ресурсах (построение и применение новых баз данных, новой логистики потоков ресурсов, новых систем коммуникаций, новых систем управления финансовыми потоками); организационной структуре (формирование новых звеньев инновационной деятельности, наделение данных звеньев функциями и ответственностью).
Методики управления сопротивлением инновациям. Здесь выделяется группа принудительных, адаптивных, кризисных и эффективных методик управления сопротивлением инновациям в РПК. Выбор методик управления сопротивлением инновациям в РПК зависит от множества факторов: от стиля управления РПК, организационной и инновационной культуры, компетентностного уровня руководителей, стратегии подготовки и переподготовки работников.
Заключение
В статье сформулированы основные задачи и методики по поиску новых технико-технологических решения для РПК, учитывающие ориентацию организационной структуры и технологий РПК на развитие объектов рынка инноваций, среди которых особо следует отметить:
- формирование инновационно-ориентированной, устойчивой и доступной системы объектов рынка инноваций, рассматриваемой в качестве инфраструктурного базиса при обеспечении ресурсной независимости, целостности, безопасности РПК, обеспечения социального и экономического роста, а также расширения условий и возможностей, необходимых для реализации системы потребностей предприятий РПК в инновационных разработках;
- создание комплекса условий, необходимых для углубления тенденций по экономической интеграции и повышению инновационной активности участников РПК для повышения мобильности и конкурентоспособности;
- применение инноваций и ресурсосберегающих технологий снижения издержек и повышения общей эффективности инноваций РПК;
Важным результатом реализации поставленных задач станет создание технологической платформы для РПК. При производстве высокотехнологических изделий РПК следует привлекать участников рынка инноваций России, которые добились необходимых высоких уровней качества, которые соответствуют Международным стандартам. Кроме того, важным аспектом инновационного развития РПК должно стать создание совместных предприятий с зарубежными партнерами по вопросам разработки и последующей коммерциализации инноваций в интересах РПК.
Библиографическая ссылка
Федюнин Д.В., Безпалов В.В., Лочан С.А. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 178-186;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=390 (дата обращения: 14.10.2024).