Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Шальнева М.С. 1 Томашова В.Д. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Современный мир стремительно развивается, на данный момент драйвером развития является цифровизация, технологичность и производительность компаний выходит на первое место в оценке эффективности и потенциала функционирования компаний в будущем, это ведет к тому, что высокотехнологичные отрасли становятся ключевым фактором экономического роста, технологического лидерства и национальной безопасности. В рамках данной статьи рассмотрены ключевые финансовые инструменты поддержки высокотехнологичных компаний в Российской Федерации. Исследование охватывает различные механизмы государственной поддержки, анализируя их эффективность и степень востребованности со стороны бизнеса. В статье представлена статистическая информация, позволяющая оценить уровень использования финансовых инструментов и выявляющая необходимость повышения осведомленности предприятий о доступных мерах поддержки. Результаты исследования могут быть использованы в качестве аналитики для высокотехнологичных компаний, находящихся в поисках государственного финансирования. Статья выполнена на основе результатов научного исследования по итогам конкурса исполнителей НИР среди обучающихся Финансового университета.
государственная поддержка
финансовые инструменты
гранты
субсидии
инвестиционные фонды
льготное кредитование
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189# (дата обращения: 07.10.2024).
2. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2024).
3. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (дата обращения: 07.10.2024).
4. Фонд развития интернет-инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://fondnid.ru/node/346 (дата обращения: 07.10.2024).
5. Фонд «Сколково» [Электронный ресурс]. URL: https://sk.ru/project-participant-benefits/ (дата обращения: 07.10.2024).
6. Корпорация МСП [Электронный ресурс]. URL: https://msp.рф/services/support/filter/?business= yur&subject=8 (дата обращения: 07.10.2024).
7. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. // URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/biznes_mozhet_poluchit_bonusy_na_prodvizhenie_po_partnerskoy_programme.html (дата обращения: 07.10.2024).
8. Единая система межведомственной информации о государственных и муниципальных услугах [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/nmp/measure/8704586 (дата обращения: 07.10.2024).
9. Инвестиционный фонд ИИДФ [Электронный ресурс]. URL: https://invest.iidf.ru/?utm_source=invest_button&utm_medium=iidfwebsite&utm_content=invest&utm_campaign=january_2024 (дата обращения: 07.10.2024).
10. Фонд Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. URL: https://nti.fund/ (дата обращения: 07.10.2024).
11. ВЭБ.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://veb.ru/biznesu/podderzhka-eksporta/eksportnoye-finansirovaniye/ (дата обращения: 07.10.2024).
12. Слепнева Т.А., Шальнева М.С., Тимонина А.Е. Финансовые инструменты стимулирования инновационной активности компаний АПК в Дальневосточном регионе // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).5.
13. Московская Биржа [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s744 (дата обращения: 07.10.2024).
14. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/uAH3qAgfy9QdJyNzvBAQ26vLieK9B0vk.pdf (дата обращения: 07.10.2024).
15. Решение: Верное [Электронный ресурс]. URL: https://решение-верное.рф/1937-gov-support-2023 (дата обращения: 07.10.2024).

Введение

В России, особенно в условиях геополитической напряженности, необходимо создавать устойчивую инновационную систему, обеспечивающую технологический суверенитет. Несмотря на внедрение современных технологий по повышению эффективности работы предприятия, компании высокотехнологичной отрасли сталкиваются с рядом вызовов, которые оказывают существенное влияние на их функционирование и дальнейшее внедрение технологий. В этом контексте государственная поддержка в виде налоговых преференций, специальных инвестиционных контрактов и других мер, стимулирующих инновационную активность, играет важную роль.

Цель исследования рассмотрение существующих финансовых мер государственной поддержки высокотехнологичных отраслей.

Материалы и методы исследования

Нормативно-теоретической основой данного исследования являются НПА в области финансирования технологических компаний, а также данные с официальных сайтов организаций, которые занимаются поддержкой высокотехнологичных компаний. В качестве теоретических методов исследования использовались анализ, обобщение, классификация и аналогия.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ уровня инновационной активности показывает, что с 2017 г. доля организаций, осуществляющих технологические и иные виды инноваций снизилась с 14,6% до 11,3% [1]. При этом стоит отметить, что доля высокотехнологичных компаний на российском рынке также остаётся сравнительно низкой. В настоящее время, несмотря на значимость развития технологий и науки, заметно отсутствие простых и доступных механизмов привлечения капитала в инновационные проекты. Такая ситуация обуславливает высокую важность поиска и анализа эффективности мер и способов поддержки высокотехнологичного бизнеса в Российской Федерации.

С правовой точки зрения, основу развития высоких технологий и инноваций в РФ составляют 5 Федеральных законов (рис. 1).

С целью обеспечения правовых и экономических условий для успешного развития высокотехнологичного бизнеса с 2013 г. в Российской Федерации реализуется Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Одной из ключевых целей программы является достижение общего объёма выручки поддержанных технологических компаний в 2030 году в размере порядка 650 млрд руб. Наблюдается постепенное увеличение бюджетных ассигнований на реализацию рассматриваемой госпрограммы, так в 2022 г. из бюджета было выделено 127 318 602,5 тыс. руб., а в 2024 – уже 136 038 936,4 тыс. руб. Суммарный объём государственной поддержки за последние 3 года составляет около 397 млрд руб. [3].

Государственные гранты и субсидии выступают одной из самых распространённых и известных форм поддержки бизнеса. Грантовые программы Фонда содействия инновациям направлены на развитие и поддержку высокотехнологичных проектов, как новых, так и уже действующих. Анализ сайта фонда позволяет выделить ряд основных направлений распределения гранатовых средств (рис. 2)

missing image file

Рис. 1. Правовая основа регулирования высокотехнологичного бизнеса в РФ Источник: составлено автором на основе [2]

missing image file

Рис. 2. Гранатовые программы Фонда содействия инновациям Источник: составлено авторами на основе [4]

Грантовые программы Фонда содействия инновациям позволяют предприятиям осуществлять внедрение высоких технологий и разработку услуг. Направления грантов предусматривают работу как с развивающимися компаниями, так и с проектами, находящимися на стадии зарождения. Предусматривается также поддержка экспортноориентированных компаний.

Стоит отметить, что указанные программы имеют в основном краткосрочный характер и срок выполнения работ, на который выдан грант составляет 12 месяцев (в ряде программ 24 месяца).

Также ряд программ, например, «Развитие», «Интернационализация» и т.д. реализуются с возможностью внебюджетного финансирования от 15% до 20%.

Грантовая поддержка позволяет получать различные суммы средств, так фонд «Сколково» активно реализует программы микрогрантов. В настоящее время можно выделить следующие направления расходования микрогрантов:

– создание прототипа,

– покупка комплектующих,

– патентование,

– маркетинговые сервисы,

– проведение испытаний и сертификация,

– покупка российского программного обеспечения

– участие в выставках, конференциях и бизнес-миссиях «Сколково» [5].

Размер заявок по микрогрантам составляет до 4 миллионов рублей, при этом предъявляются требования к численности сотрудников и выручке.

Больший размер микрогрантов – до 7 миллионов рублей, доступен для участников акселерационной программы Фонда «Сколково». В рамках акселерационных программ помимо грантов участники получают помощь в разработке бизнес-модели и поиске венчурных инвестиций [5].

Развитие высокотехнологичного бизнеса и предпринимательства является одним из ключевых интересов страны и представлена в виде национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализацией которого занимается Министерство экономического развития Российской Федерации. В рамках данной национальной программы созданы центры «Мой бизнес», Цифровая платформа МСП.РФ и определён перечень банков-участников программы льготного кредитования. В контексте данного исследований наибольший интерес представляет Цифровая платформа МСП.РФ.

В рамках работы платформы высокотехнологичный бизнес может получить поддержку в виде:

1. поиска финансирования,

2. обучения и подготовки кадров,

3. помощи с маркетингом и продвижением,

4. консультирования по различным вопросам,

5. регистрации, получения различных разрешений и проведении экспертиз,

6. участия в выставках и ярмарках и т.д. [6].

В рамках поддержки высокотехнологичного бизнеса и предпринимательства в целом, Министерство экономического развития РФ активно сотрудничает с передовыми цифровыми сервисами. Так, продолжается программа совместной поддержки малого и среднего бизнеса в сотрудничестве с Яндекс Бизнесом, Авито, VK и другими [7].

Ещё одним инструментом помощи высокотехнологичному бизнесу является деятельность компании РОСНАНО, которая занимается инвестициями в высокотехнологичные проекты с применением нанотехнологий.

Основной формой инвестирования РОСНАНО является вклад в уставный капитал, также компания может осуществлять финансирование через предоставление конвертируемых займов. Целевой срок участия компании РОСНАНО в проектах, как правило, составляет около 6 лет для медицинских проектов и 4 лет для других. РОСНАНО реализует свою долю в компаниях, достигших стадии зрелости, чтобы инвестировать полученные средства в новые перспективные проекты [8].

Поддержку высокотехнологичных копаний сферы IT занимается Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), который является крупнейшим венчурным фондом в данной сфере.

Ключевыми аспектами деятельности ФРИИ в рамках поддержки высокотехнологичных компаний являются инвестиции в IT-стартапы, акселерационный программы, помощь с развитием и запуском бизнеса на международные рынки и консалтинг в сфере IPO.

Однако для получения поддержки от Фонда развития интернет-инициатив компания должна соответствовать некоторым требованиям [9].

На данный момент портфель инвестиций Фонда развития интернет-инициатив представлен 376 компаниями, которые находятся на разных стадиях от Pre-seed до Round A (рис. 3). При этом значительная доля – около 86% приходится на компании на стадии Pre-seed.

Анализ годовой отчётности за 2023 г. позволяет выделить 5 основных акселерационных программ, в рамках которых осуществляется финансирование высокотехнологичных стартапов (табл. 1).

Более широкий спектр направлений высокотехнологичного бизнеса поддерживает Фонд Национальной технологической инициативы. Фонд оказывает финансовую и экспертную поддержку компаниям и стартапам, реализующим НТИ проекты [10].

missing image file

Рис. 3. Структура портфеля инвестиций ФРИИ в компании на 2024 г. Источник: составлено авторами на основе [9]

Таблица 1

Акселерационные программы ФРИИ

Акселерационная программа

Суть программы

GoGlobal

• Помощь компаниям в выходе на международные рынки;

• Реализуется в рамках сотрудничества с Российским экспортным центром и Московским экспортным центром.

Система

• Помощь компаниям в подготовке бизнеса к масштабированию;

• Реализуется в рамках сотрудничества с Фондом содействия инновациям.

Спринт

1. Помощь проектам, ориентированным на внутренний рынок и находящимся на ранних стадиях развития;

2. Реализуется в рамках сотрудничества с Минцифры России.

Мастерская продаж

• Цель программы ускоренного роста и развития бизнеса компаний;

• Программа реализуется в рамках сотрудничества с Фондом содействия инновациям.

Корпоративные программы

• Направлена на создание и развитие новых продуктов

• Программа реализуется в рамках сотрудничества с российскими корпорациям.

Источник: составлено авторами на основе [9].

Главной целью Фонда является всестороннее содействие в реализации Национальной технологической инициативы, развитие перспективных «сквозных» цифровых технологий, реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Анализ реестра технологий, созданных в рамках реализации технологических конкурсов показывает, что по итогам 2022 г. в рамках конкурсов создано 23 технологии [10].

В реестре интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности проектов Национальной технологической инициативы на октябрь 2024 г. находятся 372 проекта.

Среди государственных мер поддержки также можно выделить программы льготного кредитования. В рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO» предусмотрено льготное кредитование высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства под 3% годовых. В соответствии с условиями кредитования компании МСП и МТК могут привлечь от 1 млн до 500 млн рублей на инвестиционные цели или на пополнение оборотных средств. Срок предоставления льготных кредитных средств не должен превышать 36 месяцев [6].

Программы по льготному кредитованию высокотехнологичного бизнеса предоставляет и ВЭБ РФ. Ключевым отличием от рассмотренных выше мер является направленность мер поддержки от ВЭБ на экспортные компании. Целью предлагаемых государственной корпорацией ВЭБ.РФ льготных кредитов является расширение доступа российской промышленной и высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки.

В рамках мер поддержки предполагается:

– финансирование экспортных проектов,

– кредитование с участием зарубежных финансовых институтов,

– документарные операции (гарантийные аккредитивы и т.д.)

– предэкспортное финансирование инвестиционных проектов на территории Российской Федерации,

– финансовая поддержка инвестиционных проектов за рубежом.

Кредит предоставляется на льготных условиях на срок от года до 18 лет, ставка при выдаче в валюте оценивается как сумма минимальных значений CIRR и MPR по валютам, которые установлены странами ОЭСР [11].

Реализация проектов позволяет высокотехнологичным компаниям получать крупные и долгосрочные контракты, работать на высокорисковых рынках и продвигать интересы российских экспортёров.

Поддержка высокотехнологичных компаний осуществляется и в рамках налоговых преференций [12]. Так, для стимулирования инвестиций в высокотехнологичный сектор в соответствии с Налоговом кодексом, частные инвесторы могут получить налоговые льготы. Однако для этого необходимо соблюсти несколько условий:

– ценные бумаги, которыми владеет инвестор, должны в течение всего срока нахождения у инвестора относиться к бумагам высокотехнологичного сектора,

– на дату приобретения не обращаться на организованном рынке ценных бумаг,

– на дату погашения или реализации относиться к ценным бумагам, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг,

– срок владения бумагами должен быть не менее 1 года [13].

Анализ перечня ценных бумаг высокотехнологичного сектора для целей получения налоговых льгот показывает, что с 2016 по 2024 г. в перечне находились 36 ценных бумаг, большую часть из которых составляли биржевые облигации (рис. 4).

Напрямую компаниям налоговые льготы позволяет предоставлять Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2023 г. № 1937-р [2], которое регламентирует перечень российского высокотехнологичного оборудования, в отношении которого при формировании первоначальной стоимости основного средства налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5 [14].

Перечень включает около 40 наименований высокотехнологичного оборудования, что позволит российским компаниям, предпочитающим отечественные решения, сократить налоговые выплаты на прибыль.

Рассмотрение налоговых льгот для высокотехнологичных компаний, в первую очередь IT-сектора позволяет провести сравнительный анализ в аспекте льгот на различные взносы (рис. 5).

Таким образом можно отметить, что по итогам 2023 г. суммарная нагрузка на IT-компании составляла 7,6%, в то время как компании, не относящиеся к высокотехнологичному сектору, имели нагрузку по выплате взносов в размере 30%.

missing image file

Рис. 4. Структура ценных бумаг высокотехнологичного сектора, владельцы которых получают налоговые льготы Источник составлено авторами на основе [11]

missing image file

Рис. 5. Сравнительный анализ размера обязательных взносов для IT и обычных компаний Источник: составлено авторами на основе [15]

При этом необходимо помнить, что применение понижающих коэффициентов на взносы для высокотехнологичной компании доступно только в том, случае, если доход от деятельности, относящейся к высокотехнологичным видам деятельности составляет не менее 70% от общих поступлений.

Заключение

Правовое регулирование сферы высокотехнологичного бизнеса

продолжает развиваться, реализация государственных программ сопровождается постепенным ростом бюджетных ассигнований. Одной из ключевых форм поддержки бизнеса являются грантовые программ, реализуемых фондами и министерствами. Стоит отметить, что в настоящее время преобладают краткосрочные программы поддержки, предполагающие достижение заявленных на грант работ в течении 12 месяцев. В рамках

финансовой поддержки особое место уделяется малому и среднему бизнесу, в рамках существующих программ и платформ предлагается широкий спектр мер поддержки: от финансовой до консультационной. Значительное место занимают программы поддержки предприятий IT-сектора, ключевую роль в данном направлении работы играет Фонд развития интернет-инициатив. Государство не оставляет без внимания и экспортоориентированный бизнес: ВЭБ.РФ активно осуществляет льготное кредитование компаний, которые ставят своей целью расширение доступа российских высоких технологий к зарубежным рынкам.


Библиографическая ссылка

Шальнева М.С., Томашова В.Д. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 163-170;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3881 (дата обращения: 22.12.2024).