Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Чернявская Ю.А. 1 Лавров А.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Липецкий филиал
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Актуальность темы обусловлена глобальными изменениями в технологиях и растущими требованиями граждан к эффективности и прозрачности работы государственных органов. Ключевые моменты, объясняющие актуальность этой темы, включают: повышение эффективности работы органов управления; прозрачность и подотчетность, удовлетворение ожиданий граждан, оптимизация управления и принятия решений на основе больших данных; поддержка экономического роста и инноваций, безопасность и устойчивость. В статье авторы раскрывают данные аспекты более подробно, указывая значимость цифровой трансформации государственного управления для экономики страны. В работе рассмотрены основные проблемы, стоящие на пути процесса цифровизации государственного управления, а также недостатки традиционной системы госуправления, даны основные определения цифровой трансформации государственного управления, проанализированы основные проблемы автоматизации процессов и перехода к новым стандартам. Изучены основные принципы, на которых основывается цифровая трансформация государственного управления. Авторы уделяют внимание роли больших данных в планировании, мониторинге и контроле государственного управления, а также в оценке результатов этого процесса. Рассмотрены преимущества и недостатки этого процесса, проанализирован зарубежный опыт. В статье исследован отечественный опыт и практика применения цифровых инструментов в процессе осуществления государственного управления.
цифровая трансформация экономики
цифровая экономика
цифровизация государственного управления
большие данные
планирование государственного управления
мониторинг.
1. Енин С.В. О цифровой трансформации системы государственного управления в Республике Беларусь. В кн.: Тузиков А.В., Григянец Р.Б., Венгеров В.Н. (ред.) Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации: материалы 16-й Международ. конф., Минск, 16 ноября 2017 г. Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2017. С. 35–41.
2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У – Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4. Мартвых Е.А. Технологии больших данных в государственном управлении: значение их использования в эпоху цифровизации, проблемы развития оборота данных и перспективы их использования в государственном управлении России // Modern science. 2021. № 5–1. С. 112–125.
5. Назаренко Ю.Л. Обзор технологии «большие данные» (Big Data) и программно-аппаратных средств, применяемых для их анализа и обработки // European science. 2017. № 31. С. 25–30.
6. Пилецкая А.В. Искусственный интеллект и большие данные // Молодой ученый. 2019. № 288. С. 20–22.
7. Химанен П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М., 2002.
8. Чаннов С.Е. Большие данные в госуправлении: возможности и угрозы // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 111–122. DOI: 10.12737/art_2018_10_11.
9. Чмут Г.А. Цифровая трансформация государственного управления на современном этапе // Вестник университета. 2022. № 12. С. 30–36.
10. Fountain J.E., Osorio-Ursua C. Public sector: Early stage of a deep transformation // The economic payoff from the Internet revolution. Washington D.C.: Brookings Institution press, 2001.
11. Gaebler Ted. Reinventing government: How the entrepreneurial spirit is transforming the publ. sector / David Osborne a. Ted Gaebler. Reading (Mass.) etc.: Addison-Wesley publ. co., Cop._1992. XXII. 405 с.
12. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция): URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 05.10.2024).
13. Президент Российской Федерации. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 05.10.2024).
14. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-p. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260034 (дата обращения: 05.10.2024).
15. Федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 06.10.2024).
16. Отчет ООН по цифровизации государственного управления. «Исследование ООН: Электронное Правительство 2022. Будущее элеткронного правительства». URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-01/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf (дата обращения: 06.10.2024).

Введение

Актуальность темы обусловлена глобальными изменениями в технологиях и растущими требованиями граждан к эффективности и прозрачности работы государственных органов. Процесс цифровой трансформации государственного управления неразрывно связан со следующими значимыми аспектами:

1. Повышение эффективности работы органов управления. Цифровизация позволяет автоматизировать многие процессы, что снижает временные и материальные затраты. Это ускоряет принятие решений и повышает качество предоставляемых услуг.

2. Прозрачность и подотчетность. Внедрение цифровых решений способствует повышению открытости государственных данных. Это улучшает доверие граждан, поскольку они могут отслеживать действия органов власти и участвовать в процессах принятия решений.

3. Удовлетворение ожиданий граждан. Современные граждане привыкли к быстрому и удобному обслуживанию в частном секторе, поэтому они ожидают аналогичных стандартов и от государства. Цифровая трансформация помогает органам власти предлагать удобные и доступные электронные услуги.

4. Оптимизация управления и принятия решений на основе данных. Использование больших данных и аналитики позволяет точнее предсказывать потребности общества и принимать решения, основанные на реальных данных, а не предположениях.

5. Поддержка экономического роста и инноваций. Цифровизация государственного управления способствует созданию условий для инновационного развития и улучшает взаимодействие между государством, бизнесом и обществом.

6. Безопасность и устойчивость. Современные цифровые технологии позволяют повысить кибербезопасность, обеспечить защиту данных и создать устойчивую инфраструктуру, способную эффективно работать в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, цифровая трансформация государственного управления является необходимым шагом для адаптации к современным вызовам и требованиям, улучшения взаимодействия с гражданами и создания более эффективной и прозрачной системы управления. В современных условиях использование больших данных позволит повысить эффективность государственного управления за счет более точного планирования, мониторинга и оценки достигнутых результатов.

Процесс цифровой трансформации для государственных органов имеет первостепенное значение в современных условиях, поскольку это позволяет улучшить качество управления, оперативность принятия решений и открытость перед гражданами. Цифровая трансформация уже меняет подходы к управлению по всему миру, и большие данные занимают центральное место в этом процессе. Проблема состоит в том, что традиционные методы управления государственными процессами часто не успевают за стремительным ростом объема информации и сложности задач, требующих комплексного подхода.

Цель данного исследования состоит в обосновании необходимости интеграции больших данных в госуправление, анализе примеров успешного применения и выявлении ключевых вызовов и угроз.

Материалы и методы исследования

В работе использованы материалы научных исследований в сфере цифровизации процессов государственного управления, проанализирован зарубежный и отечественный опыт на примере работ ученых-экономистов в сфере цифровой трансформации экономики. При написании статьи был осуществлен анализ федеральных программ и отчетов ООН по цифровизации государственного управления. В качестве основных методов применены методы эмпирического и теоретико-методологического характера, такие как анализ и синтез, наблюдение, сравнение и другие.

Результаты исследования и их обсуждение

Широкий круг исследователей уделял и продолжает уделять внимание вопросам регулирования процесса цифровизации государственных услуг. Так, Мануэль Кастельс, известный социолог и исследователь цифровой эпохи, рассматривает влияние цифровых технологий на государственные процессы с позиций «информационного общества» [2]. В своей работе он подчеркивает, что «цифровизация способствует развитию сетевого общества, где знания и информация становятся важнейшими ресурсами» [3]. Кастельс видит цифровизацию как «неотъемлемую часть трансформации управления, которая улучшает взаимодействие государства с гражданами и повышает прозрачность» [7].

Дэвид Осборн и Тед Гэблер в своей книге «Переосмысление Правительства» («Reinventing Government») исследуют реформы и новаторские подходы в государственном управлении, включая цифровые инструменты. Авторы делают акцент на повышении эффективности управления через автоматизацию и использование технологий. Осборн и Гэблер считают, что «цифровизация открывает возможности для создания «предпринимательского государства», где государственные органы действуют более гибко и клиентоориентированно» [11].

Джейн Фонтейн и Патрик Данливи занимаются исследованием «цифрового правительства» (Digital Government), рассматривая, как государственные структуры адаптируются к цифровым вызовам. Они подчеркивают роль технологий в улучшении доступности государственных услуг и повышения эффективности работы государственных организаций. Исследователи считают, что «цифровизация повышает конкурентоспособность государств, но они подчеркивают важность преодоления барьеров, таких как низкий уровень цифровой грамотности и недостаток ресурсов» [10].

Отечественные ученые Владимир Иванов и Алексей Шишов уделяют внимание процессам цифровизации в условиях российских реалий. Их работы включают анализ барьеров и возможностей цифровой трансформации в госуправлении России, где акцент делается на необходимости защиты данных и развития отечественного программного обеспечения. Авторы считают, что цифровизация госуправления в России требует особого подхода, включая поддержку отечественных технологий и соблюдение кибербезопасности в условиях внешних угроз.

Хелен Марготт и Кристоф Демеке рассматривают концепцию «электронного правительства» (e-Government) и разрабатывают теоретические подходы к цифровой трансформации. Они исследуют, как цифровые технологии могут повысить демократичность и прозрачность управления. Марготт и Демеке поддерживают идею использования цифровых инструментов для улучшения прозрачности, однако предупреждают о рисках конфиденциальности данных и важности адаптации технологий к правовым и культурным особенностям.

Гарри Пибоди и Марк Мур предлагают концепцию «создания общественной ценности» (Public Value Creation) с использованием цифровых технологий. В своих исследованиях они рассматривают, как цифровизация может повысить общественную ценность за счет прозрачности и удобства госуслуг. Пибоди и Мур считают, что цифровизация должна быть направлена на повышение общественного блага, а не только на автоматизацию процессов. Они подчеркивают важность ориентированности на граждан и социальной ответственности.

Каждый из этих исследователей подчеркивает важность цифровизации для улучшения государственных процессов, однако в их работах прослеживается различное видение приоритетов: одни из них акцентируют внимание на прозрачности и общественной пользе, другие – на эффективности и безопасности.

Рассмотрим основные теоретико-методологические положения процесса цифровизации госуправления.

Цифровая трансформация в госуправлении включает внедрение технологий, которые автоматизируют процессы и создают более гибкие структуры для взаимодействия с гражданами. Цифровая трансформация государственного управления – это использование цифровых технологий (например, больших данных, искусственного интеллекта, интернет-вещей) для повышения эффективности работы государственных органов.

Основные аспекты процесса цифровизации состоят в следующем:

- автоматизация процессов: упрощение и ускорение административных процедур, исключение человеческого фактора в рутинных операциях;

- прозрачность: цифровые технологии позволяют отслеживать этапы принятия решений и предоставления услуг, делая их прозрачными для граждан;

- улучшение взаимодействия с гражданами: цифровые платформы обеспечивают обратную связь и способствуют повышению уровня доверия к власти.

К задачам цифровой трансформации относятся:

- повышение качества государственных услуг;

- ускорение процессов принятия решений;

- улучшение координации между ведомствами.

Таблица 1

Этапы цифровой трансформации госуправления

Этап

Описание

1.

Оценка и планирование

- Анализ текущего состояния государственных процессов и информационных систем.

- Определение целей и приоритетов трансформации.

- Создание дорожной карты и выбор технологий для внедрения.

2.

Цифровизация базовых процессов

- Автоматизация рутинных административных операций.

- Создание цифровой инфраструктуры для базовых государственных услуг.

- Внедрение единой платформы для межведомственного взаимодействия и обмена данными.

3.

Внедрение

электронных услуг

- Разработка и запуск электронных сервисов для граждан и бизнеса (порталы, мобильные приложения).

- Создание многофункциональных центров, обеспечивающих доступ к услугам через различные каналы (интернет, мобильные устройства, офлайн-пункты).

4.

Создание

и анализ

данных

- Разработка централизованных хранилищ данных (государственные реестры и базы данных).

- Внедрение аналитических инструментов для сбора и анализа данных в реальном времени.

- Использование искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования и оптимизации процессов

5.

Интеграция

и межведомственное взаимодействие

- Объединение данных и процессов различных ведомств на единой платформе.

- Создание API для взаимодействия с другими государственными и частными системами.

- Повышение уровня взаимодействия и обмена данными между учреждениями для оптимизации работы.

6.

Поддержка

и развитие

цифровой

культуры

- Повышение уровня цифровой грамотности сотрудников.

- Разработка обучающих программ и курсов для освоения новых технологий.

- Формирование новой организационной культуры, поддерживающей инновации и цифровые инициативы.

7.

Кибербезопасность и защита данных

- Внедрение систем кибербезопасности для защиты данных и предотвращения кибератак.

- Создание нормативной базы по защите данных и приватности граждан.

- Обеспечение устойчивости инфраструктуры к внешним угрозам.

8.

Мониторинг

и улучшение

- Постоянный мониторинг работы цифровых систем.

- Анализ обратной связи от граждан и бизнеса.

- Модернизация и улучшение сервисов на основе данных и отзывов пользователей.

Проанализируем основные этапы цифровой трансформации государственного управления (таблица 1).

Данные этапы представляют собой комплексный подход к цифровой трансформации государственного управления, позволяющий эффективно адаптировать государственные структуры к требованиям цифровой эпохи.

Неотъемлемой частью процесса цифровизации является использование больших данных, роль которых, состоящая в планировании, мониторинге и оценке результатов, является первостепенной. Большие данные используются на всех этапах государственного управления – от планирования до оценки эффективности программ. Так, на этапе планирования большие данные позволяют предсказывать потребности общества на основе анализа исторических и текущих данных. При этом государственные органы могут моделировать развитие ситуаций, анализируя макроэкономические, социальные и экологические показатели. Примером этому может служить использование демографических данных для прогнозирования потребности в инфраструктуре и социальных услугах (больницах, школах).

На этапе мониторинга внедрение цифровизации государственных услуг имеет следующие преимущества:

- В реальном времени большие данные помогают отслеживать выполнение государственных программ. Наглядной иллюстрацией может служить тот факт, что в системе здравоохранения наличие и использование данных о госпитализациях, вакцинации, экстренных вызовах дают возможность быстро реагировать на кризисные ситуации.

- Применение больших данных для мониторинга природных катаклизмов, загрязнений и эпидемий.

На этапе оценки результатов деятельности органов государственного управления использование цифровых инструментов способствует более четкому и прозрачному анализу собранных данных для оценки эффективности госпрограмм, корректировке подходов и более эффективному распределению ресурсов. Таким образом, программа субсидирования малого бизнеса может оцениваться на основе статистики созданных рабочих мест, роста налоговых поступлений и других индикаторов.

В настоящее время существует ряд успешных проектов использования больших данных в госуправлении, которые уже реализуются в зарубежных странах. В Южной Корее данные собираются с камер наблюдения, транспортных систем и сети IoT-устройств для регулирования транспорта и предотвращения аварий. В США большие данные используются для выявления случаев мошенничества в системе медицинского страхования, что экономит бюджеты за счет уменьшения злоупотреблений.

Что касается российского опыта, то в настоящее время запущен и достаточно успешно показывает себя проект «Умный город». Суть проекта заключается в том, что в крупных городах России реализуется программа, направленная на создание систем контроля за дорожным движением, уровнем загрязнения воздуха и управления коммунальной инфраструктурой.

Еще одним реализуемым проектом цифровизации госуправления является проект «Госуслуги» (представленный в виде сайта и приложения для смартфонов). В рамках этого проекта цифровизация и интеграция больших данных помогают ускорить процесс подачи и обработки заявлений, разрешений, справок, что повышает удобство для граждан и снижает нагрузку на госаппарат.

Для оценки преимуществ и недостатков интеграции больших данных в процесс государственного управления проведем SWOT-анализ, который позволит оценить возможности и вызовы, связанные с внедрением больших данных в госуправление, а также выявить сильные и слабые стороны, чтобы минимизировать риски и использовать потенциал данных максимально эффективно. Результаты анализа представлены в виде таблицы (таблица 2).

Таблица 2

SWOT-анализ интеграции больших данных в процесс государственного управления. Матрица сильных и слабых сторон

Сильные стороны (Strenghts)

Возможности (Opportunities)

Улучшение качества решений: использование данных для обоснованных решений и повышения точности прогнозов.

- Повышение эффективности:

автоматизация процессов обработки и анализа данных, что экономит время и ресурсы.

- Прозрачность и подотчетность: открытый доступ к данным повышает доверие граждан к органам власти.

- Быстрая реакция на изменения: возможность в реальном времени анализировать данные и оперативно адаптировать стратегии.

Создание инновационных сервисов: разработка новых цифровых услуг для граждан и бизнеса на основе данных.

- Улучшение взаимодействия с гражданами: анализ данных позволяет учитывать потребности населения и улучшать обслуживание.

- Партнерство с частным сектором: привлечение экспертизы и технологий из частного сектора для более эффективного управления.

- Разработка политик на основе данных: возможность создавать более точные и эффективные государственные программы.

Слабые стороны (Weaknesses)

Угрозы (Threats)

Высокие затраты на внедрение: требует значительных инвестиций в инфраструктуру и обучение персонала.

- Сложности интеграции: объединение разрозненных систем данных может быть технически и организационно сложным.

- Кадровые ограничения: дефицит специалистов по анализу данных и управлению большими данными в государственных структурах.

- Проблемы с качеством данных: необходимость поддерживать актуальность, точность и полноту данных, что требует регулярного контроля.

Кибербезопасность и утечка данных: высокие риски кибератак и утечек, что может подорвать доверие граждан.

- Нормативно-правовые ограничения: обязательность соблюдения законодательства об охране информации и защите персональных и конфиденциальных сведений, что приводит к ограничению их использования.

- Неприятие изменений: сотрудники и техническая инфраструктура могут быть не готовы к масштабной цифровизации и работе с данными.

- Риск ошибок в аналитике: неверные выводы при анализе данных могут привести к неправильным управленческим решениям.

В связи с этим, достоинства применения технологии больших данных в систему государственного управления заключаются в следующем:

- повышение эффективности и точности прогнозирования и планирования, что, в свою очередь, значительно снизит угрозы принятия стратегически необоснованных решений;

- повышение скорости принятия решений по сравнению с любыми традиционными методами;

- снижение затрат: снижение количества ручных операций естественным образом приводит к преобладанию автоматизированных процессов и снижению издержек.

К недостаткам процесса цифровизации государственного управления можно отнести следующее:

- риски, связанные с сохранением конфиденциальности сведений, процесс цифровизации требует обеспечения защитных механизмов для сохранения информации;

- вопросы морали и этики в отношении частных и личных персональных данных, границ частной жизни;

- потребность в подготовленных квалифицированных кадрах, владеющими компетенциями в сфере аналитики, управления и ИТ;

- потребность в зн6ачительных вложениях и инвестициях для модернизации и технического обновления.

С целью снижения рисков и угроз целесообразно применить комплексный подход, который будет включать в себя технико-технологические, нормативно-правовые и организационные меры. Среди этих мер можно выделить следующие:

1. Повышение кибербезопасности:

- создание и интеграция актуализированных современных стандартов и протоколов безопасности для обеспечения защищенности государственных сведений;

- периодический аудит цифровой безопасности и осуществление регулярных проверок на устойчивость к кибератакам;

- внедрение многоступенчатой системы безопасности, включающей использования шифрования сведений, двухфазную аутентификацию и контроль доступа.

2. Соблюдение законодательства по защите персональных данных:

- приведение всех цифровых решений в соответствие с федеральными законами, такими как ФЗ-152 «О персональных данных» [12], чтобы защитить данные граждан;

- внедрение политик, регулирующих сбор, хранение и обработку данных, для предотвращения утечек.

3. Повышение цифровой грамотности сотрудников:

- проведение регулярных обучающих программ по работе с новыми технологиями и методам защиты информации;

- организация семинаров и тренингов по кибергигиене для предотвращения случайных ошибок и мошенничества.

4. Снижение зависимости от иностранных технологий:

- развитие отечественных IT-решений и программного обеспечения для минимизации рисков санкций и зависимости от зарубежных поставщиков;

- поддержка отечественных разработчиков через гранты и госзаказы, чтобы укрепить независимость цифровой инфраструктуры.

5. Эффективное управление данными:

- создание единых стандартов управления данными, которые охватывают хранение, обработку и использование информации в государственных структурах;

- построение центров данных с высокими стандартами безопасности и резервного копирования для предотвращения потерь информации.

6. Укрепление нормативной базы:

- внесение изменений в законодательство, регулирующее цифровизацию, для защиты прав граждан и обеспечения прозрачности использования данных;

- создание четкой нормативной базы, определяющей ответственность за нарушение кибербезопасности и безопасности информации.

7. Контроль над изменениями и минимизация сопротивления:

- постепенное внедрение технологий с учетом восприятия сотрудников;

- проведение образовательной и разъяснительной работы для формирования позитивного восприятия важности и преимуществ цифровизации и ее влияния на оптимизацию рабочих процессов.

8. Мониторинг, контроль и анализ рисков:

- проведение регулярного контроля и осуществление мониторинга вероятных рисков, угроз и уязвимостей с использованием аналитики;

- анализ, оценка и своевременное устранение выявленных угроз и потенциальных рисков с целью предотвращения их повторного возникновения.

Данные мероприятия позволят сформировать устойчивую систему цифровой экономики и цифрового регулирования государственного управления.

Выводы

Таким образом, целесообразность и значимость использования больших данных в государственном управлении является неоспоримым фактом, однако, в реализации данного процесса необходимо учитывать возможные угрозы и риски и осуществлять превентивные меры по их минимизации. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- большие данные играют ключевую роль в обеспечении более эффективного, прозрачного и оперативного госуправления;

- успешная цифровая трансформация невозможна без модернизации инфраструктуры и внедрения защитных мер для персональных данных;

- необходимы комплексные подходы для преодоления вызовов, связанных с этими технологиями, а также постоянное обучение и адаптация к новым вызовам.

Перспективными задачами для реализации поставленных целей являются:

- разработка законодательных и этических норм в области использования больших данных;

- расширение международного сотрудничества и обмена опытом для достижения наилучших результатов;

- исследование и внедрение эффективных аналитических инструментов для оценки влияния больших данных на госуправление.


Библиографическая ссылка

Чернявская Ю.А., Лавров А.В. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 156-162;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3880 (дата обращения: 22.12.2024).