Введение
Актуальность темы обусловлена глобальными изменениями в технологиях и растущими требованиями граждан к эффективности и прозрачности работы государственных органов. Процесс цифровой трансформации государственного управления неразрывно связан со следующими значимыми аспектами:
1. Повышение эффективности работы органов управления. Цифровизация позволяет автоматизировать многие процессы, что снижает временные и материальные затраты. Это ускоряет принятие решений и повышает качество предоставляемых услуг.
2. Прозрачность и подотчетность. Внедрение цифровых решений способствует повышению открытости государственных данных. Это улучшает доверие граждан, поскольку они могут отслеживать действия органов власти и участвовать в процессах принятия решений.
3. Удовлетворение ожиданий граждан. Современные граждане привыкли к быстрому и удобному обслуживанию в частном секторе, поэтому они ожидают аналогичных стандартов и от государства. Цифровая трансформация помогает органам власти предлагать удобные и доступные электронные услуги.
4. Оптимизация управления и принятия решений на основе данных. Использование больших данных и аналитики позволяет точнее предсказывать потребности общества и принимать решения, основанные на реальных данных, а не предположениях.
5. Поддержка экономического роста и инноваций. Цифровизация государственного управления способствует созданию условий для инновационного развития и улучшает взаимодействие между государством, бизнесом и обществом.
6. Безопасность и устойчивость. Современные цифровые технологии позволяют повысить кибербезопасность, обеспечить защиту данных и создать устойчивую инфраструктуру, способную эффективно работать в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, цифровая трансформация государственного управления является необходимым шагом для адаптации к современным вызовам и требованиям, улучшения взаимодействия с гражданами и создания более эффективной и прозрачной системы управления. В современных условиях использование больших данных позволит повысить эффективность государственного управления за счет более точного планирования, мониторинга и оценки достигнутых результатов.
Процесс цифровой трансформации для государственных органов имеет первостепенное значение в современных условиях, поскольку это позволяет улучшить качество управления, оперативность принятия решений и открытость перед гражданами. Цифровая трансформация уже меняет подходы к управлению по всему миру, и большие данные занимают центральное место в этом процессе. Проблема состоит в том, что традиционные методы управления государственными процессами часто не успевают за стремительным ростом объема информации и сложности задач, требующих комплексного подхода.
Цель данного исследования состоит в обосновании необходимости интеграции больших данных в госуправление, анализе примеров успешного применения и выявлении ключевых вызовов и угроз.
Материалы и методы исследования
В работе использованы материалы научных исследований в сфере цифровизации процессов государственного управления, проанализирован зарубежный и отечественный опыт на примере работ ученых-экономистов в сфере цифровой трансформации экономики. При написании статьи был осуществлен анализ федеральных программ и отчетов ООН по цифровизации государственного управления. В качестве основных методов применены методы эмпирического и теоретико-методологического характера, такие как анализ и синтез, наблюдение, сравнение и другие.
Результаты исследования и их обсуждение
Широкий круг исследователей уделял и продолжает уделять внимание вопросам регулирования процесса цифровизации государственных услуг. Так, Мануэль Кастельс, известный социолог и исследователь цифровой эпохи, рассматривает влияние цифровых технологий на государственные процессы с позиций «информационного общества» [2]. В своей работе он подчеркивает, что «цифровизация способствует развитию сетевого общества, где знания и информация становятся важнейшими ресурсами» [3]. Кастельс видит цифровизацию как «неотъемлемую часть трансформации управления, которая улучшает взаимодействие государства с гражданами и повышает прозрачность» [7].
Дэвид Осборн и Тед Гэблер в своей книге «Переосмысление Правительства» («Reinventing Government») исследуют реформы и новаторские подходы в государственном управлении, включая цифровые инструменты. Авторы делают акцент на повышении эффективности управления через автоматизацию и использование технологий. Осборн и Гэблер считают, что «цифровизация открывает возможности для создания «предпринимательского государства», где государственные органы действуют более гибко и клиентоориентированно» [11].
Джейн Фонтейн и Патрик Данливи занимаются исследованием «цифрового правительства» (Digital Government), рассматривая, как государственные структуры адаптируются к цифровым вызовам. Они подчеркивают роль технологий в улучшении доступности государственных услуг и повышения эффективности работы государственных организаций. Исследователи считают, что «цифровизация повышает конкурентоспособность государств, но они подчеркивают важность преодоления барьеров, таких как низкий уровень цифровой грамотности и недостаток ресурсов» [10].
Отечественные ученые Владимир Иванов и Алексей Шишов уделяют внимание процессам цифровизации в условиях российских реалий. Их работы включают анализ барьеров и возможностей цифровой трансформации в госуправлении России, где акцент делается на необходимости защиты данных и развития отечественного программного обеспечения. Авторы считают, что цифровизация госуправления в России требует особого подхода, включая поддержку отечественных технологий и соблюдение кибербезопасности в условиях внешних угроз.
Хелен Марготт и Кристоф Демеке рассматривают концепцию «электронного правительства» (e-Government) и разрабатывают теоретические подходы к цифровой трансформации. Они исследуют, как цифровые технологии могут повысить демократичность и прозрачность управления. Марготт и Демеке поддерживают идею использования цифровых инструментов для улучшения прозрачности, однако предупреждают о рисках конфиденциальности данных и важности адаптации технологий к правовым и культурным особенностям.
Гарри Пибоди и Марк Мур предлагают концепцию «создания общественной ценности» (Public Value Creation) с использованием цифровых технологий. В своих исследованиях они рассматривают, как цифровизация может повысить общественную ценность за счет прозрачности и удобства госуслуг. Пибоди и Мур считают, что цифровизация должна быть направлена на повышение общественного блага, а не только на автоматизацию процессов. Они подчеркивают важность ориентированности на граждан и социальной ответственности.
Каждый из этих исследователей подчеркивает важность цифровизации для улучшения государственных процессов, однако в их работах прослеживается различное видение приоритетов: одни из них акцентируют внимание на прозрачности и общественной пользе, другие – на эффективности и безопасности.
Рассмотрим основные теоретико-методологические положения процесса цифровизации госуправления.
Цифровая трансформация в госуправлении включает внедрение технологий, которые автоматизируют процессы и создают более гибкие структуры для взаимодействия с гражданами. Цифровая трансформация государственного управления – это использование цифровых технологий (например, больших данных, искусственного интеллекта, интернет-вещей) для повышения эффективности работы государственных органов.
Основные аспекты процесса цифровизации состоят в следующем:
- автоматизация процессов: упрощение и ускорение административных процедур, исключение человеческого фактора в рутинных операциях;
- прозрачность: цифровые технологии позволяют отслеживать этапы принятия решений и предоставления услуг, делая их прозрачными для граждан;
- улучшение взаимодействия с гражданами: цифровые платформы обеспечивают обратную связь и способствуют повышению уровня доверия к власти.
К задачам цифровой трансформации относятся:
- повышение качества государственных услуг;
- ускорение процессов принятия решений;
- улучшение координации между ведомствами.
Таблица 1
Этапы цифровой трансформации госуправления
№ |
Этап |
Описание |
1. |
Оценка и планирование |
- Анализ текущего состояния государственных процессов и информационных систем. - Определение целей и приоритетов трансформации. - Создание дорожной карты и выбор технологий для внедрения. |
2. |
Цифровизация базовых процессов |
- Автоматизация рутинных административных операций. - Создание цифровой инфраструктуры для базовых государственных услуг. - Внедрение единой платформы для межведомственного взаимодействия и обмена данными. |
3. |
Внедрение электронных услуг |
- Разработка и запуск электронных сервисов для граждан и бизнеса (порталы, мобильные приложения). - Создание многофункциональных центров, обеспечивающих доступ к услугам через различные каналы (интернет, мобильные устройства, офлайн-пункты). |
4. |
Создание и анализ данных |
- Разработка централизованных хранилищ данных (государственные реестры и базы данных). - Внедрение аналитических инструментов для сбора и анализа данных в реальном времени. - Использование искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования и оптимизации процессов |
5. |
Интеграция и межведомственное взаимодействие |
- Объединение данных и процессов различных ведомств на единой платформе. - Создание API для взаимодействия с другими государственными и частными системами. - Повышение уровня взаимодействия и обмена данными между учреждениями для оптимизации работы. |
6. |
Поддержка и развитие цифровой культуры |
- Повышение уровня цифровой грамотности сотрудников. - Разработка обучающих программ и курсов для освоения новых технологий. - Формирование новой организационной культуры, поддерживающей инновации и цифровые инициативы. |
7. |
Кибербезопасность и защита данных |
- Внедрение систем кибербезопасности для защиты данных и предотвращения кибератак. - Создание нормативной базы по защите данных и приватности граждан. - Обеспечение устойчивости инфраструктуры к внешним угрозам. |
8. |
Мониторинг и улучшение |
- Постоянный мониторинг работы цифровых систем. - Анализ обратной связи от граждан и бизнеса. - Модернизация и улучшение сервисов на основе данных и отзывов пользователей. |
Проанализируем основные этапы цифровой трансформации государственного управления (таблица 1).
Данные этапы представляют собой комплексный подход к цифровой трансформации государственного управления, позволяющий эффективно адаптировать государственные структуры к требованиям цифровой эпохи.
Неотъемлемой частью процесса цифровизации является использование больших данных, роль которых, состоящая в планировании, мониторинге и оценке результатов, является первостепенной. Большие данные используются на всех этапах государственного управления – от планирования до оценки эффективности программ. Так, на этапе планирования большие данные позволяют предсказывать потребности общества на основе анализа исторических и текущих данных. При этом государственные органы могут моделировать развитие ситуаций, анализируя макроэкономические, социальные и экологические показатели. Примером этому может служить использование демографических данных для прогнозирования потребности в инфраструктуре и социальных услугах (больницах, школах).
На этапе мониторинга внедрение цифровизации государственных услуг имеет следующие преимущества:
- В реальном времени большие данные помогают отслеживать выполнение государственных программ. Наглядной иллюстрацией может служить тот факт, что в системе здравоохранения наличие и использование данных о госпитализациях, вакцинации, экстренных вызовах дают возможность быстро реагировать на кризисные ситуации.
- Применение больших данных для мониторинга природных катаклизмов, загрязнений и эпидемий.
На этапе оценки результатов деятельности органов государственного управления использование цифровых инструментов способствует более четкому и прозрачному анализу собранных данных для оценки эффективности госпрограмм, корректировке подходов и более эффективному распределению ресурсов. Таким образом, программа субсидирования малого бизнеса может оцениваться на основе статистики созданных рабочих мест, роста налоговых поступлений и других индикаторов.
В настоящее время существует ряд успешных проектов использования больших данных в госуправлении, которые уже реализуются в зарубежных странах. В Южной Корее данные собираются с камер наблюдения, транспортных систем и сети IoT-устройств для регулирования транспорта и предотвращения аварий. В США большие данные используются для выявления случаев мошенничества в системе медицинского страхования, что экономит бюджеты за счет уменьшения злоупотреблений.
Что касается российского опыта, то в настоящее время запущен и достаточно успешно показывает себя проект «Умный город». Суть проекта заключается в том, что в крупных городах России реализуется программа, направленная на создание систем контроля за дорожным движением, уровнем загрязнения воздуха и управления коммунальной инфраструктурой.
Еще одним реализуемым проектом цифровизации госуправления является проект «Госуслуги» (представленный в виде сайта и приложения для смартфонов). В рамках этого проекта цифровизация и интеграция больших данных помогают ускорить процесс подачи и обработки заявлений, разрешений, справок, что повышает удобство для граждан и снижает нагрузку на госаппарат.
Для оценки преимуществ и недостатков интеграции больших данных в процесс государственного управления проведем SWOT-анализ, который позволит оценить возможности и вызовы, связанные с внедрением больших данных в госуправление, а также выявить сильные и слабые стороны, чтобы минимизировать риски и использовать потенциал данных максимально эффективно. Результаты анализа представлены в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 2
SWOT-анализ интеграции больших данных в процесс государственного управления. Матрица сильных и слабых сторон
Сильные стороны (Strenghts) |
Возможности (Opportunities) |
Улучшение качества решений: использование данных для обоснованных решений и повышения точности прогнозов. - Повышение эффективности: автоматизация процессов обработки и анализа данных, что экономит время и ресурсы. - Прозрачность и подотчетность: открытый доступ к данным повышает доверие граждан к органам власти. - Быстрая реакция на изменения: возможность в реальном времени анализировать данные и оперативно адаптировать стратегии. |
Создание инновационных сервисов: разработка новых цифровых услуг для граждан и бизнеса на основе данных. - Улучшение взаимодействия с гражданами: анализ данных позволяет учитывать потребности населения и улучшать обслуживание. - Партнерство с частным сектором: привлечение экспертизы и технологий из частного сектора для более эффективного управления. - Разработка политик на основе данных: возможность создавать более точные и эффективные государственные программы. |
Слабые стороны (Weaknesses) |
Угрозы (Threats) |
Высокие затраты на внедрение: требует значительных инвестиций в инфраструктуру и обучение персонала. - Сложности интеграции: объединение разрозненных систем данных может быть технически и организационно сложным. - Кадровые ограничения: дефицит специалистов по анализу данных и управлению большими данными в государственных структурах. - Проблемы с качеством данных: необходимость поддерживать актуальность, точность и полноту данных, что требует регулярного контроля. |
Кибербезопасность и утечка данных: высокие риски кибератак и утечек, что может подорвать доверие граждан. - Нормативно-правовые ограничения: обязательность соблюдения законодательства об охране информации и защите персональных и конфиденциальных сведений, что приводит к ограничению их использования. - Неприятие изменений: сотрудники и техническая инфраструктура могут быть не готовы к масштабной цифровизации и работе с данными. - Риск ошибок в аналитике: неверные выводы при анализе данных могут привести к неправильным управленческим решениям. |
В связи с этим, достоинства применения технологии больших данных в систему государственного управления заключаются в следующем:
- повышение эффективности и точности прогнозирования и планирования, что, в свою очередь, значительно снизит угрозы принятия стратегически необоснованных решений;
- повышение скорости принятия решений по сравнению с любыми традиционными методами;
- снижение затрат: снижение количества ручных операций естественным образом приводит к преобладанию автоматизированных процессов и снижению издержек.
К недостаткам процесса цифровизации государственного управления можно отнести следующее:
- риски, связанные с сохранением конфиденциальности сведений, процесс цифровизации требует обеспечения защитных механизмов для сохранения информации;
- вопросы морали и этики в отношении частных и личных персональных данных, границ частной жизни;
- потребность в подготовленных квалифицированных кадрах, владеющими компетенциями в сфере аналитики, управления и ИТ;
- потребность в зн6ачительных вложениях и инвестициях для модернизации и технического обновления.
С целью снижения рисков и угроз целесообразно применить комплексный подход, который будет включать в себя технико-технологические, нормативно-правовые и организационные меры. Среди этих мер можно выделить следующие:
1. Повышение кибербезопасности:
- создание и интеграция актуализированных современных стандартов и протоколов безопасности для обеспечения защищенности государственных сведений;
- периодический аудит цифровой безопасности и осуществление регулярных проверок на устойчивость к кибератакам;
- внедрение многоступенчатой системы безопасности, включающей использования шифрования сведений, двухфазную аутентификацию и контроль доступа.
2. Соблюдение законодательства по защите персональных данных:
- приведение всех цифровых решений в соответствие с федеральными законами, такими как ФЗ-152 «О персональных данных» [12], чтобы защитить данные граждан;
- внедрение политик, регулирующих сбор, хранение и обработку данных, для предотвращения утечек.
3. Повышение цифровой грамотности сотрудников:
- проведение регулярных обучающих программ по работе с новыми технологиями и методам защиты информации;
- организация семинаров и тренингов по кибергигиене для предотвращения случайных ошибок и мошенничества.
4. Снижение зависимости от иностранных технологий:
- развитие отечественных IT-решений и программного обеспечения для минимизации рисков санкций и зависимости от зарубежных поставщиков;
- поддержка отечественных разработчиков через гранты и госзаказы, чтобы укрепить независимость цифровой инфраструктуры.
5. Эффективное управление данными:
- создание единых стандартов управления данными, которые охватывают хранение, обработку и использование информации в государственных структурах;
- построение центров данных с высокими стандартами безопасности и резервного копирования для предотвращения потерь информации.
6. Укрепление нормативной базы:
- внесение изменений в законодательство, регулирующее цифровизацию, для защиты прав граждан и обеспечения прозрачности использования данных;
- создание четкой нормативной базы, определяющей ответственность за нарушение кибербезопасности и безопасности информации.
7. Контроль над изменениями и минимизация сопротивления:
- постепенное внедрение технологий с учетом восприятия сотрудников;
- проведение образовательной и разъяснительной работы для формирования позитивного восприятия важности и преимуществ цифровизации и ее влияния на оптимизацию рабочих процессов.
8. Мониторинг, контроль и анализ рисков:
- проведение регулярного контроля и осуществление мониторинга вероятных рисков, угроз и уязвимостей с использованием аналитики;
- анализ, оценка и своевременное устранение выявленных угроз и потенциальных рисков с целью предотвращения их повторного возникновения.
Данные мероприятия позволят сформировать устойчивую систему цифровой экономики и цифрового регулирования государственного управления.
Выводы
Таким образом, целесообразность и значимость использования больших данных в государственном управлении является неоспоримым фактом, однако, в реализации данного процесса необходимо учитывать возможные угрозы и риски и осуществлять превентивные меры по их минимизации. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- большие данные играют ключевую роль в обеспечении более эффективного, прозрачного и оперативного госуправления;
- успешная цифровая трансформация невозможна без модернизации инфраструктуры и внедрения защитных мер для персональных данных;
- необходимы комплексные подходы для преодоления вызовов, связанных с этими технологиями, а также постоянное обучение и адаптация к новым вызовам.
Перспективными задачами для реализации поставленных целей являются:
- разработка законодательных и этических норм в области использования больших данных;
- расширение международного сотрудничества и обмена опытом для достижения наилучших результатов;
- исследование и внедрение эффективных аналитических инструментов для оценки влияния больших данных на госуправление.
Библиографическая ссылка
Чернявская Ю.А., Лавров А.В. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 156-162;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3880 (дата обращения: 22.12.2024).