Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Самаева Е.В. 1 Казакова Г.Я. 1 Тимошкеева Б.Э. 1 Самаева А.Д. 1 Сангаджиева Р.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»
В данной статье рассматривается политика обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, её цели, задачи и методы. В статье рассмотрены основные подходы, используемые для определения понятия «национальная экономическая безопасность». Авторами проанализирован один из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года». Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы. Исследование государственной политики по обеспечению экономической безопасности страны показало внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России. В целях мониторинга экономической ситуации в стране авторы проанализировали соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность: качество жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, степень вовлеченности российских предприятий в мировой рынок и способность к получению выгод от участия в международном разделении труда, темпы экономического роста, уровень безработицы, дефицит бюджета, его динамика, внешний и внутренний государственный долг.
экономическая безопасность
государственная политика
стратегия
угрозы экономической безопасности
национальная безопасность

Введение

Одним из наиболее важных национальных приоритетов для Российской Федерации на современном этапе развития международных рыночных отношений является экономическая безопасность как всего государства в целом, так и его регионов.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» укоренился в современном обществе, став частью внутренней и внешней политики многих стран. Национальная безопасность не может быть обеспечена без экономической, социальной, экологической, информационной и других типов безопасности [7].

Большое число российских исследователей выражают сущность национальной экономической безопасности через подход «общее состояние экономической системы». Так, А.Н. Азрилиян полагает, что «экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [4].

С точки зрения Г.С. Вечканова, «экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [2].

По мнению Н.В. Никифоровой, «экономическую безопасность следует определять как состояние национальной экономики, сохраняющееся до того момента, когда экономическое благосостояние нации, стабильность внутреннего рынка данной страны не зависят от действия внешних факторов, т. е. негативное влияние извне нейтрализуется компенсирующими резервами хозяйства страны, позволяющими сохранить экономическую, социальную и политическую стабильность» [3].

Существует множество определений понятия «экономическая безопасность», но в обобщенном виде она представляет собой способность экономики сохранять устойчивое развитие под влиянием как внешних, так и внутренних угроз и других факторов, обеспечение высокого уровня жизни населения, а также защита национальных экономических интересов страны [8].

Уровень экономической безопасности страны обеспечивается состоянием самой экономики, в частности высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны.

Цель исследования: исследовать государственную политику по обеспечению экономической безопасности страны. Рассмотреть Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России. В целях мониторинга экономической ситуации в стране проанализировать соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, анализу подходов к определению понятия «национальная экономическая безопасность».

Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание авторов уделено изучению стратегии национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В процессе исследования применялись системный и логический подходы и экономико-статистический метод. Использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».

Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы.

Система экономической безопасности, согласно стратегии национальной безопасности, включает в себя все виды безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а именно, экономическую, финансовую, информационную, фондовую, кадровую, общественную, ресурсную, валютную, ценовую, государственную, энергетическую, экологическую, транспортную, безопасность личности. Отсюда следует необходимость в повышении уровня экономической безопасности государства и расставлении стратегических приоритетов в современных условиях с акцентом на все процессы и подпроцессы [4].

Основой государственной политики по обеспечению экономической безопасности является Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года», утвержденный 13 мая 2017 года. В данном документе отражены внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России.

Среди основных вызовов и угроз экономической безопасности в документе отмечены следующие:

1) несостоятельность экспортно-сырьевой модели экономического развития в современных условиях;

2) низкая конкурентоспособность несырьевых компаний на мировом рынке;

4) технологическое и инновационное отставание от развитых стран;

5) высокий уровень коррупции в экономической сфере и другие.

Среди поставленных в стратегии задач можно отметить следующие:

1) развитие высоких технологий и связанного с ними производственного сектора;

2) преодоление зависимости от импортного оборудования в соответствующих сферах;

3) разработка более совершенных мер в ответ на возможное введение санкций со стороны других государств;

4) наиболее эффективное использование бюджетных средств;

5) снижение зависимости кредитно-денежной системы от изменений конъюнктуры на международных товарных и финансовых рынках;

6) налаживание партнерских связей в рамках межгосударственных организаций и т. д.

В соответствии с поставленными задачами были разработаны этапы и механизмы реализации данной стратегии. В настоящий момент Россия находится на стадии завершения I этапа (до 2019 года), носящем подготовительный характер и предполагающим разработку нормативно-правовых мер, совершенствование механизмов реализации мониторинга состояния уровня экономической безопасности. На II этапе (до 2030 года) планируется реализация разработанных мер по нивелированию обозначенных вызовов и угроз [1].

В целях мониторинга экономической ситуации в стране были также разработаны соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность. Далее представлены следующие основные индикаторы:

- качество жизни населения, в состав которого входят такие показатели, как ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), средняя и минимальная заработная плата, прожиточный минимум, реальный располагаемый доход и др.

По данным Росстата, средние денежные доходы на одного человека в 2017 г. составили 31477,4 рублей, что на 2,4% больше, чем в 2016 г. Среднемесячная начисленная заработная плата по состоянию на 2017 г. составила в среднем 39085 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снизились на 1,7% [9];

- конкурентоспособность национальной экономики, степень вовлеченности российских предприятий в мировой рынок и способность к получению выгод от участия в международном разделении труда.

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, оборот внешней торговли России за 2017 г. составил 584 050 млн. долл. США. Главным экономическим партнером России во внешней торговле на протяжении нескольких лет остается Европейский Союз, на чью долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, далее за ЕС следуют страны, располагающиеся на территории Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) с 32%, за ними следуют страны-члены Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с 31% в структуре внешнего торгового оборота России, затем идут страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), далее следуют государства-участники СНГ с 12%, в том числе страны ЕАЭС – 9%, страны ОПЕК – 3%. На графике ниже представлены главные торговые партнеры России 2017 года (рисунок);

- состояние финансово-валютной системы государства, которое оценивается, прежде всего, через показатели степени устойчивости национальной валюты, степени её конвертируемости, уровня инфляции, котировки национальной валюты и валют ведущих стран, соотношения между темпами инфляции и динамикой валютного курса и т.д. Индекс потребительских цен на товары и услуги составил в мае 2018 года 0,38% [9];

- темпы экономического роста.

В 2017 г. российская экономика стала расти ускоренными темпами. Темп прироста ВВП поднялся с 3,3% в 2016 г. до 6,8% в 2017 г. С повышением инвестиционной привлекательности возросли и инвестиционные отчисления. Улучшение внешнеэкономической ситуации на международном рынке и усиливающийся внешний спрос оказывали позитивное влияние на развитие экономики России [9];

- уровень безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы в январе 2018 г. составил 5,2% [9];

- дефицит бюджета, его динамика. Дефицит бюджета РФ составил 2956,4 (3,4% от ВВП) и 1331,4 (1,4% от ВВП) млрд рублей в 2016 и 2017 гг. соответственно [10];

- внешний и внутренний государственный долг.

Doc28.pdf

Рис. 1. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году

Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Согласно данным Министерства финансов РФ, государственный внешний долг в среднем за 2017 г. составил 50728,6 млн долл. За период с января по май 2018 г. внешний долг составил в среднем 50734,3 млн долл., что на 0,01% выше. Государственный внутренний долг РФ в январе-мае 2018 г. возрос по отношению к 2016 г. (8514,729 млрд руб.) на 2,3% и составил в среднем 8707,523 млрд рублей и др. [10].

- развитие малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на положительные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса, в практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующая деятельность малого и среднего бизнеса, высокий уровень налогообложения, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, недостаток квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата, слабая производственно-техническая и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Сохраняется тенденция опережающего роста цен на строительные материалы, комплектующие детали. Основными факторами, сдерживающими производственную деятельность организаций, по-прежнему, остается высокая стоимость материалов и механизмов, оборудования, рост арендной платы по найму помещений, платежей по процентам банка и транспортировке грузов. Таким образом, совершенно очевидно, все вышеперечисленные проблемы, даже не смотря на усилия государства, не позволяют малому бизнесу в нашей стране существовать на том же уровне, что и во многих других странах запада и востока [6].

Выводы или заключение

Сегодня, когда российская экономика находится в стадии глобализации и увеличивающейся международной конкуренции, необходимо обратить внимание на повышении конкурентоспособности отечественных производителей в рамках следующих направлений, чтобы обеспечить экономическую безопасность в Российской Федерации:

1) развитие открытой научной политики, связанной с инновационной и индустриальной политикой, новым этапом приватизационной политики и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение научного и технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве и рыночных механизмах;

3) последовательная политика поддержки российской науки посредством укрепления основ реального сектора российской экономики, в особенности в отношении сельского хозяйства и промышленных секторов, производящих продукты потребления и т.д.

4) занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика[5].

Таким образом, авторы считают, что экономическая безопасность страны заключается в последовательном формировании предпосылок для улучшения качества жизни его населения, в противостоянии как внутренним, так и внешним угрозам, а также в обеспечении его социально-экономической и социально-политической стабильности.

Введение

Одним из наиболее важных национальных приоритетов для Российской Федерации на современном этапе развития международных рыночных отношений является экономическая безопасность как всего государства в целом, так и его регионов.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» укоренился в современном обществе, став частью внутренней и внешней политики многих стран. Национальная безопасность не может быть обеспечена без экономической, социальной, экологической, информационной и других типов безопасности [7].

Большое число российских исследователей выражают сущность национальной экономической безопасности через подход «общее состояние экономической системы». Так, А.Н. Азрилиян полагает, что «экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [4].

С точки зрения Г.С. Вечканова, «экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [2].

По мнению Н.В. Никифоровой, «экономическую безопасность следует определять как состояние национальной экономики, сохраняющееся до того момента, когда экономическое благосостояние нации, стабильность внутреннего рынка данной страны не зависят от действия внешних факторов, т. е. негативное влияние извне нейтрализуется компенсирующими резервами хозяйства страны, позволяющими сохранить экономическую, социальную и политическую стабильность» [3].

Существует множество определений понятия «экономическая безопасность», но в обобщенном виде она представляет собой способность экономики сохранять устойчивое развитие под влиянием как внешних, так и внутренних угроз и других факторов, обеспечение высокого уровня жизни населения, а также защита национальных экономических интересов страны [8].

Уровень экономической безопасности страны обеспечивается состоянием самой экономики, в частности высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны.

Цель исследования: исследовать государственную политику по обеспечению экономической безопасности страны. Рассмотреть Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России. В целях мониторинга экономической ситуации в стране проанализировать соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, анализу подходов к определению понятия «национальная экономическая безопасность».

Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание авторов уделено изучению стратегии национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В процессе исследования применялись системный и логический подходы и экономико-статистический метод. Использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».

Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы.

Система экономической безопасности, согласно стратегии национальной безопасности, включает в себя все виды безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а именно, экономическую, финансовую, информационную, фондовую, кадровую, общественную, ресурсную, валютную, ценовую, государственную, энергетическую, экологическую, транспортную, безопасность личности. Отсюда следует необходимость в повышении уровня экономической безопасности государства и расставлении стратегических приоритетов в современных условиях с акцентом на все процессы и подпроцессы [4].

Основой государственной политики по обеспечению экономической безопасности является Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года», утвержденный 13 мая 2017 года. В данном документе отражены внутренние и внешние угрозы, цели, действия и методы государственной политики по обеспечению экономической безопасности России.

Среди основных вызовов и угроз экономической безопасности в документе отмечены следующие:

1) несостоятельность экспортно-сырьевой модели экономического развития в современных условиях;

2) низкая конкурентоспособность несырьевых компаний на мировом рынке;

4) технологическое и инновационное отставание от развитых стран;

5) высокий уровень коррупции в экономической сфере и другие.

Среди поставленных в стратегии задач можно отметить следующие:

1) развитие высоких технологий и связанного с ними производственного сектора;

2) преодоление зависимости от импортного оборудования в соответствующих сферах;

3) разработка более совершенных мер в ответ на возможное введение санкций со стороны других государств;

4) наиболее эффективное использование бюджетных средств;

5) снижение зависимости кредитно-денежной системы от изменений конъюнктуры на международных товарных и финансовых рынках;

6) налаживание партнерских связей в рамках межгосударственных организаций и т. д.

В соответствии с поставленными задачами были разработаны этапы и механизмы реализации данной стратегии. В настоящий момент Россия находится на стадии завершения I этапа (до 2019 года), носящем подготовительный характер и предполагающим разработку нормативно-правовых мер, совершенствование механизмов реализации мониторинга состояния уровня экономической безопасности. На II этапе (до 2030 года) планируется реализация разработанных мер по нивелированию обозначенных вызовов и угроз [1].

В целях мониторинга экономической ситуации в стране были также разработаны соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность. Далее представлены следующие основные индикаторы:

- качество жизни населения, в состав которого входят такие показатели, как ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), средняя и минимальная заработная плата, прожиточный минимум, реальный располагаемый доход и др.

По данным Росстата, средние денежные доходы на одного человека в 2017 г. составили 31477,4 рублей, что на 2,4% больше, чем в 2016 г. Среднемесячная начисленная заработная плата по состоянию на 2017 г. составила в среднем 39085 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снизились на 1,7% [9];

- конкурентоспособность национальной экономики, степень вовлеченности российских предприятий в мировой рынок и способность к получению выгод от участия в международном разделении труда.

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, оборот внешней торговли России за 2017 г. составил 584 050 млн. долл. США. Главным экономическим партнером России во внешней торговле на протяжении нескольких лет остается Европейский Союз, на чью долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, далее за ЕС следуют страны, располагающиеся на территории Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) с 32%, за ними следуют страны-члены Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с 31% в структуре внешнего торгового оборота России, затем идут страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), далее следуют государства-участники СНГ с 12%, в том числе страны ЕАЭС – 9%, страны ОПЕК – 3%. На графике ниже представлены главные торговые партнеры России 2017 года (рисунок);

- состояние финансово-валютной системы государства, которое оценивается, прежде всего, через показатели степени устойчивости национальной валюты, степени её конвертируемости, уровня инфляции, котировки национальной валюты и валют ведущих стран, соотношения между темпами инфляции и динамикой валютного курса и т.д. Индекс потребительских цен на товары и услуги составил в мае 2018 года 0,38% [9];

- темпы экономического роста.

В 2017 г. российская экономика стала расти ускоренными темпами. Темп прироста ВВП поднялся с 3,3% в 2016 г. до 6,8% в 2017 г. С повышением инвестиционной привлекательности возросли и инвестиционные отчисления. Улучшение внешнеэкономической ситуации на международном рынке и усиливающийся внешний спрос оказывали позитивное влияние на развитие экономики России [9];

- уровень безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы в январе 2018 г. составил 5,2% [9];

- дефицит бюджета, его динамика. Дефицит бюджета РФ составил 2956,4 (3,4% от ВВП) и 1331,4 (1,4% от ВВП) млрд рублей в 2016 и 2017 гг. соответственно [10];

- внешний и внутренний государственный долг.

Doc28.pdf

Рис. 1. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году

Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Согласно данным Министерства финансов РФ, государственный внешний долг в среднем за 2017 г. составил 50728,6 млн долл. За период с января по май 2018 г. внешний долг составил в среднем 50734,3 млн долл., что на 0,01% выше. Государственный внутренний долг РФ в январе-мае 2018 г. возрос по отношению к 2016 г. (8514,729 млрд руб.) на 2,3% и составил в среднем 8707,523 млрд рублей и др. [10].

- развитие малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на положительные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса, в практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующая деятельность малого и среднего бизнеса, высокий уровень налогообложения, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, недостаток квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата, слабая производственно-техническая и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Сохраняется тенденция опережающего роста цен на строительные материалы, комплектующие детали. Основными факторами, сдерживающими производственную деятельность организаций, по-прежнему, остается высокая стоимость материалов и механизмов, оборудования, рост арендной платы по найму помещений, платежей по процентам банка и транспортировке грузов. Таким образом, совершенно очевидно, все вышеперечисленные проблемы, даже не смотря на усилия государства, не позволяют малому бизнесу в нашей стране существовать на том же уровне, что и во многих других странах запада и востока [6].

Выводы или заключение

Сегодня, когда российская экономика находится в стадии глобализации и увеличивающейся международной конкуренции, необходимо обратить внимание на повышении конкурентоспособности отечественных производителей в рамках следующих направлений, чтобы обеспечить экономическую безопасность в Российской Федерации:

1) развитие открытой научной политики, связанной с инновационной и индустриальной политикой, новым этапом приватизационной политики и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение научного и технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве и рыночных механизмах;

3) последовательная политика поддержки российской науки посредством укрепления основ реального сектора российской экономики, в особенности в отношении сельского хозяйства и промышленных секторов, производящих продукты потребления и т.д.

4) занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика[5].

Таким образом, авторы считают, что экономическая безопасность страны заключается в последовательном формировании предпосылок для улучшения качества жизни его населения, в противостоянии как внутренним, так и внешним угрозам, а также в обеспечении его социально-экономической и социально-политической стабильности.


Библиографическая ссылка

Самаева Е.В., Казакова Г.Я., Тимошкеева Б.Э., Самаева А.Д., Сангаджиева Р.С. ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 167-172;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=388 (дата обращения: 16.06.2024).