Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН БРИКС: ТЕКУЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Федотова А.В. 1 Дворникова Ю.В. 1
1 Одинцовский филиал ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
В данной статье рассмотрена финансовая инфраструктура стран БРИКС в контексте трансформации мировой финансовой системы. В ходе анализа, основанного на обзоре литературы, экспертных оценках и модели взвешенного усреднения, оценено текущее состояние, выявлены сильные и слабые стороны, риски и возможности финансовой интеграции БРИКС. Проводя детальный анализ данных и показателей, специфичных для этих стран, исследование углубляется во взаимосвязь между развитием финансовой инфраструктуры, общим финансовым прогрессом и экономическим ростом. Несмотря на сложности создания единой валюты, предлагается альтернативный путь развития, включающий создание единой расчетно-депозитарной платформы и расчетной единицы. В заключение представлены рекомендации по укреплению сотрудничества и инвестициям в инфраструктуру группы БРИКС для построения более устойчивой и справедливой глобальной финансовой системы.
финансовая инфраструктура
сотрудничество брикс
цифровая валюта
экономическая интеграция
1. Тимофеев И. Финансовые расчеты в рамках БРИКС: движение вперед, несмотря на проблемы // Российский совет по международным делам. 2024. 18 марта. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/financial-settlements-within-the-brics-framework-moving-forward-despite-problems/ (дата обращения: 27.10.2024).
2. Смагулова Д.К. Финансовая инфраструктура и ее основные характеристики // Вестник Евразийской науки. 2016. № 8(3). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN316.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
3. Киртон Дж., Ларионова М. Первые пятнадцать лет БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. Т. 17, № 2. С. 7–30. DOI: 10.17323/1996-7845-2022-02-01.
4. Бунич Г.А. Перспективы формирования системы расчетов стран БРИКС // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 5, № 4. С. 54–61. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.05.008 (дата обращения: 27.10.2024).
5. Едовина Т. Альянс развивающихся // Коммерсантъ. 2023. № 123. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6174195 (дата обращения: 27.10.2024).

Введение

За последние 15 лет БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) стала внушительной силой на мировой арене, бросая вызов устоявшимся силовым структурам и меняя международный ландшафт. Благодаря развитой сети сотрудничества группа зарекомендовала себя как платформа для развития многостороннего диалога и взаимодействия, особенно в областях общих экономических и политических интересов. Недавнее расширение группы БРИКС+ в январе 2024 года за счет присоединения Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов знаменует собой кардинальный сдвиг в геополитических раскладах и подчеркивает растущее влияние этого формирующегося блока. Это расширение, наряду с бурно развивающимися торгово-инвестиционными связями и развитием совместных инициатив в области технологий и инноваций, указывает на будущее, в котором БРИКС будет играть все более ключевую роль в глобальном управлении и экономике.

Финансовая сфера становится одним из приоритетных направлений сотрудничества в рамках БРИКС, где группа активно работает над созданием многополярной финансовой системы. Ярким примером этих усилий служит Рабочая группа БРИКС по платежам (BPTF), занимающаяся разработкой инновационных трансграничных платежных систем [1].

Цель исследования – оценить текущее состояние финансовой инфраструктуры БРИКС, выявить ключевые проблемы и возможности, определить векторы развития системы совместных платежей.

Материал и методы исследования

Комплексный анализ текущего состояния и перспектив развития единой финансовой инфраструктуры БРИКС основан на материалах базы данных Всемирного банка, экспертных оценках по результатам анкетирования специалистов из стран БРИКС, статистических данных, характеризующих ключевые показатели развития финансового рынка и институтов. В процессе исследования применялся метод экспертных оценок, модель взвешенного усреднения, метод анализа статистических данных и композиционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка финансового развития зачастую сводится к анализу размера финансового сектора. Однако, как показывает практика, важен не только размер, но и содержание. Развитая финансовая инфраструктура – это нечто большее, чем просто механизм для проведения транзакций. Она улучшает поток информации, повышает эффективность корпоративного управления, обеспечивает грамотное управление рисками, мобилизует сбережения и упрощает торговлю [2]. Другими словами, способствует созданию устойчивой и эффективной финансовой системы, способной противостоять кризисам. И хотя влияние финансовых систем на экономику неоспоримо, оценить их эффективность – задача нетривиальная.

Настоящее исследование выходит за рамки традиционных подходов к оценке финансовой интеграции, фокусируясь на уникальном опыте стран БРИКС. Текущая ситуация развития БРИКС характеризуется стабильным ростом и институциональным развитием. Группа провела 13 ежегодных и 9 неформальных саммитов, приняв 933 коллективных решения с уровнем реализации 77%. Более того, БРИКС создала около 60 внутренних институтов и механизмов [3], способствуя широкому взаимодействию различных заинтересованных сторон. Такое многостороннее взаимодействие расширило повестку дня БРИКС до 34 отдельных направлений деятельности.

В этой связи к наиболее значимым достижениям в изменении структуры внешнеэкономических расчетов за последние несколько лет можно отнести следующие направления:

• Финансирование проектов и развития: Новый банк развития (НБР) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) к 2023 году совместно выделили более 71 миллиарда долларов США в виде кредитов в различных секторах, включая инфраструктуру, здравоохранение и чистую энергетику.

• Альтернативные платежные системы: БРИКС+ разрабатывает альтернативные платежные системы, такие как BRICSpay, которая позволяет осуществлять транзакции в нескольких валютах, снижая зависимость от доллара США и риски, связанные с санкциями.

• Структуры управления: БРИКС+ создал такие механизмы управления, как Рабочая группа по платежам, Сеть аналитических центров по финансам и Условное резервное соглашение, которые служат платформой для сотрудничества и обеспечивают систему финансовой безопасности.

• Рост финансовых ресурсов: Присоединение Саудовской Аравии и других экономически сильных стран расширяет и диверсифицирует финансовые ресурсы, доступные БРИКС+.

Что касается недавних достижений, в условиях меняющегося мирового порядка группа БРИКС+ выдвигает амбициозные планы по углублению экономической интеграции, включая создание единой расчетной валюты и менее зависимой от доллара США финансовой системы. В соответствии с этим видением Россия в качестве председателя и принимающей стороны БРИКС в 2024 году определила в качестве приоритета развитие международной платежной системы, включающей создание наднациональной расчетной единицы с использованием цифровых технологий, запуск которой запланирован на начало 2025 года [4].

На саммите в Казани принято решение изучить возможность создания независимой расчетно-депозитарной платформы BRICS Clear, а также продолжить работу по расширению использования национальных валют.

Однако, на пути к полной интеграции существуют некоторые трудности:

• Экономическая дивергенция: Экономики БРИКС+ существенно различаются по размеру, структуре и уровню развития. Отсутствует также единая стратегия инновационного развития, единая институциональная система, наблюдается несовершенство экономической интеграции, что затрудняет согласование общей финансовой стратегии и валюты [5].

• Геополитические факторы: сложный геополитический ландшафт, включая напряженность между Россией и Западом, может препятствовать сотрудничеству и продвижению к финансовой интеграции.

• Проблемы дедолларизации: Страны БРИКС по-прежнему привязаны к отношениям, основанным на главенстве доллара, и воспроизводят модель кредитования, принятую основными международными финансовыми организациями, такими как МВФ и Всемирный банк.

Анализ текущих достижений и вызовов, свидетельствует о значительном потенциале группы, реализация которого зависит от способности БРИКС+ преодолеть внутренние разногласия, выработать общее видение финансовой интеграции и эффективно ориентироваться в сложной геополитической ситуации. Формирование надежной и интегрированной финансовой инфраструктуры внутри БРИКС становится ключевым фактором для стимулирования торговли, укрепления экономического суверенитета и достижения долгосрочных стратегических целей объединения.

Традиционные показатели оценки, такие как иностранные инвестиции, не могут в полной мере отражать меняющийся ландшафт финансовой интеграции. Для более точной и объективной оценки независимой финансовой инфраструктуры крайне важны новые, адаптивные показатели.

В основе данного исследования лежит экспертная оценка финансовой инфраструктуры стран БРИКС. Для агрегирования экспертных оценок была выбрана модель взвешенного усреднения, которая позволяет учитывать разный уровень компетентности экспертов через индивидуальные весовые коэффициенты, где больший вес присваивается экспертам с большим опытом, повышая точность агрегированной оценки. При этом метод прост в реализации, не требует сложных расчетов и менее чувствителен к искажению выбросами, чем простое усреднение, что делает его удобным и надежным инструментом.

Для сбора мнений экспертов стран БРИКС о ключевых показателях развития финансового рынка и институтов была разработана специальная анкета. В ней был представлен ряд из 15 показателей, отобранных из базы данных Всемирного банка, за период с 2009 по 2020 год. Диапазон данных был выбран таким образом, чтобы охватить период, следующий за первым саммитом БРИКС (2009 г.) и заканчивающийся последними доступными данными (2020 г.). Каждый показатель охватывает критически важные аспекты финансовой интеграции, такие как глубина финансового рынка и его ликвидность, уровень развития банковских институтов.

Далее экспертам было предложено присвоить веса каждому показателю, отражающие их относительную важность в определении общей устойчивости финансовой инфраструктуры страны, а также высказать свои замечания, выделив сильные и слабые стороны финансовых систем стран с их точки зрения. В общей сложности в оценке приняли участие десять экспертов из стран БРИКС. Каждый эксперт независимо оценивал вес каждого показателя, присваивая ему значение от нуля до единицы. Результаты исследования представлены в таблице 1, где независимые оценки были сведены в матрицу весов, показывающую средний вес, присвоенный каждому показателю всеми экспертами.

Таблица 1

Показатели оценки финансового развития, ранжированные по весу экспертной значимости

Название индикатора

Средний вес показателя

Непогашенные внутренние частные долговые ценные бумаги к ВВП (%)

0,104

Капитализация фондового рынка к ВВП (%)

0,085

Общая стоимость торгов на фондовом рынке по отношению к ВВП (%)

0,073

Доходность фондового рынка (%, в годовом исчислении)

0,067

Чистая процентная маржа банка (%)

0,066

Рентабельность активов банка (%, после уплаты налогов)

0,065

Рентабельность капитала банка (%, после уплаты налогов)

0,065

Кредит правительству и государственным предприятиям к ВВП (%)

0,065

Банковские депозиты к ВВП (%)

0,064

Банковский кредит к банковским депозитам (%)

0,062

Ликвидные активы к депозитам и краткосрочному финансированию (%)

0,061

Соотношение расходов банка к доходу (%)

0,060

Концентрация банка (%)

0,058

Объем эмиссии корпоративных облигаций к ВВП (%)

0,054

Внешние кредиты и депозиты банков, предоставляющих отчетность,

по отношению ко всем секторам (% от внутренних банковских депозитов)

0,052

Общий результат

1.00

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Общая оценка финансовой инфраструктуры каждой страны БРИКС

Композитный счет Бразилия

Композитный счет Россия

Композитный счет Индия

Композитный счет Китай

Композитный счет Южная Африка

36.66

27.19

28.53

50.95

51.65

Примечание: составлено авторами.

Наибольший вес у экспертов получили показатели, отражающие ликвидность рынка, разнообразие инвестиционных возможностей и динамику развития экономики по сравнению с ВВП, что дает более целостное представление о текущем состоянии финансового развития.

Наименее значимыми были признаны показатели: «Внешние кредиты и депозиты отчитывающихся банков по отношению ко всем секторам (% от внутренних банковских депозитов)» и «Объем эмиссии корпоративных облигаций к ВВП (%)». Причина этого связана с оценкой именно финансовых институтов. Хотя эта группа показателей отражает важные аспекты развития банковского сектора и доверия населения, другие факторы, такие как отношение кредитов к депозитам, финансовая доступность и общая экономическая стабильность, которые также имеют решающее значение, не учитывались. Следовательно, показатели финансовых институтов не дают полной картины и, таким образом, были недооценены экспертами из стран БРИКС.

Эта оценка свидетельствует о том, что эксперты считают финансовую инфраструктуру стран БРИКС скорее рыночно-ориентированной, чем банковско-ориентированной. Приоритет отдается глубине рынка, ликвидности и активности инвесторов, при этом признается важность устойчивого банковского сектора.

На основе матрицы весовых коэффициентов проведена оценка сводного балла для каждой страны БРИКС. Были рассчитаны средние значения показателей за период 2009–2020 годов, которые затем умножались на соответствующие весовые коэффициенты из матрицы весовых коэффициентов. Затем взвешенные значения суммировались, в результате чего был получен сводный балл для каждой страны, отражающий общий уровень развития ее финансовой инфраструктуры (табл. 2).

Оценка комплексного показателя показала, что возглавляет список Южная Африка, а наименьшие значения у Индии и России. Эти данные согласуются с реальными наблюдениями. У Южной Африки действительно развитый и устойчивый, независимый финансовый сектор, а отношение активов к ВВП превышает среднее значение большинства стран с формирующейся рыночной экономикой. Финансовая инфраструктура Китая, несмотря на высокий уровень развития, по-прежнему сильно зависит от торговых отношений с США. Финансовая система России пытается справиться с последствиями санкций, введенных в 2014 и 2022 году, в то время как Бразилия и Индия сталкиваются со своими собственными проблемами в развитии финансовой инфраструктуры.

Повышению эффективности и устойчивости финансовых систем стран БРИКС будет способствовать развитие следующих направлений:

1. Повышение эффективности банковского сектора:

• Улучшить управление рисками и сократить неработающие кредиты: повысить рентабельность банковского капитала (Россия, Индия).

• Снизить операционные расходы и повысить конкуренцию: улучшить доступность кредитования для МСП (Бразилия, Индия, Китай).

• Увеличить ликвидные активы и усилить управление ликвидностью: снизить финансовые риски (Индия, Китай).

2. Развитие рынков капитала:

• Углубить рынки долга: расширить выпуск корпоративных облигаций и других долговых инструментов (Бразилия, ЮАР).

• Повысить ликвидность и капитализацию фондовых рынков: привлечь иностранных инвесторов, упростить регулирование, повысить прозрачность (Бразилия, Россия).

• Развивать рынок корпоративных облигаций: привлечь долгосрочных институциональных инвесторов, обеспечить доступное финансирование компаниям (Индия, ЮАР).

3. Прочие рекомендации:

• Диверсифицировать финансовые инструменты: расширить предложения за пределы традиционных банковских продуктов (Россия).

• Повысить эффективность фондового рынка: снизить волатильность, улучшить корпоративное управление и прозрачность (Китай).

• Укрепить финансовые институты: улучшить управление рисками, стимулировать инновации, повысить финансовую инклюзивность (ЮАР).

Выводы

Основываясь на детальном анализе текущего состояния с использованием экспертных оценок и взвешенного усреднения, исследование формирует целостное представление о проблемах и перспективах, связанных со стремлением стран БРИКС к финансовой интеграции и дедолларизации мировой финансовой системы.

1) Пути дедолларизации: стремление к созданию единой расчетной валюты БРИКС сталкивается со значительными препятствиями, главным образом из-за различий в структуре экономики и уровнях развития, в то время как Россия наиболее активно выступает за дедолларизацию, Китай и Южная Африка обладают наибольшим потенциалом для создания независимой финансовой инфраструктуры, представляя собой наиболее серьезный вызов доминированию доллара в блоке БРИКС.

2) Переосмысление оценки финансовой инфраструктуры. Важно ориентироваться на новые оценочные показатели, такие как: разнообразие бирж и торгуемых валют и валютных инструментов, прежде всего из стран БРИКС, объемы и количество торговых операций, осуществляемых через депозитарии и расчетно-клиринговые центры стран-членов БРИКС.

3) Перспективы: Учитывая геополитическую и экономическую специфику стран БРИКС, создание единой валюты в ближайшей перспективе представляется маловероятным. Финансовая интеграция будет развиваться поэтапно. Первоначальный этап предполагает расширение использования национальных валют во взаимной торговле и создание специализированной расчетно-депозитарной платформы для стран БРИКС. В дальнейшем, на базе цифровых финансовых технологий, возможно создание расчетной единицы, аналогичной SDR. Реализация этого процесса может занять 5-10 лет.

4) Для ускорения финансовой интеграции странам БРИКС рекомендуется приоритезировать обмен опытом в сфере платежных систем, финансовых технологий и развития инфраструктуры, а также активизировать взаимодействие в рамках существующих механизмов, таких как Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС и Рабочая группа БРИКС по ГЧП и инфраструктуре.

Подводя итоги, данное исследование обеспечивает основу для совместной работы стран БРИКС по созданию более справедливой и устойчивой глобальной финансовой системы, что в конечном итоге будет способствовать построению более сбалансированного и многополярного мира.


Библиографическая ссылка

Федотова А.В., Дворникова Ю.В. ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН БРИКС: ТЕКУЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 136-141;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3877 (дата обращения: 22.12.2024).