Введение
Налоговые риски и налоговая неопределенность играют значительную роль в финансовом управлении и проектном планировании. Они могут возникать из-за изменений в налоговом законодательстве, разночтений в интерпретации норм, а также внешних факторов, таких как экономические колебания и политические изменения [1]. В данной статье мы рассмотрим сущность налоговых рисков, причины налоговой неопределенности и методы их эффективного управления.
Целью исследования является: всесторонний анализ концепции налоговых рисков и налоговой неопределенности, выявление основных вызов, с которыми сталкиваются компании в условиях изменяющегося налогового законодательства и экономической среды, представление эффективных стратегий управления данными рисками с учетом специфики разных секторов экономики.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования статьи: обзор литературы по налоговым рискам и неопределенности, интервью и опросы, сбор данных, сравнительный анализ [2].
В 2024 г. налоговая система России включает в себя несколько уровней и типов налогов, которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоги можно классифицировать по различным критериям, включая уровень налогообложения, тип налогоплательщика и характер налога [22].
1. Уровни налогообложения:
Федеральные налоги: эти налоги взимаются на уровне всей страны и включают в себя:
– Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для доходов до 5 млн рублей в год и 15% для доходов свыше этой суммы.
– Налог на прибыль организаций – с 2025 года ставка увеличится с 20% до 25%.
Региональные налоги: эти налоги устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации:
– Налог на имущество организаций;
– Налог на игорный бизнес.
– Местные налоги: взимаются на уровне муниципалитетов и могут включать:
– Земельный налог.
– Налог на имущество физических лиц.
2. Типы налогов
– Прямые налоги: налоги, которые уплачиваются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Примеры:
– НДФЛ.
– Налог на прибыль организаций.
– Косвенные налоги: налоги, которые включаются в цену товаров и услуг, и уплачиваются конечным потребителем, примеры:
– Налог на добавленную стоимость (НДС) – 20%.
– Акцизы на определенные товары (например, алкоголь и табак).
3. Специальные налоговые режимы
Для малых и средних предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, такие как:
Упрощенная система налогообложения (УСН): позволяет малым предприятиям уплачивать налог по упрощенной схеме, выбирая между налогом на доходы (6%) или налогом на доходы минус расходы (15%).
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): применяется только для сельскохозяйственных производителей.
Патентная система налогообложения (ПСН): Предназначена для индивидуальных предпринимателей, позволяя им уплачивать фиксированный налог.
4. Налоги на доходы от вкладов
С 2024 года вводится новый налог на доходы от банковских вкладов, который будет составлять 13% и 15% в зависимости от суммы дохода. Ниже представлена схема классификации налогов в России в 2024 году.
Таким образом, налоговая система России в 2024 году представляет собой сложную структуру, включающую различные уровни и типы налогов, что позволяет учитывать интересы как государства, так и налогоплательщиков
Налоговые риски: определение и виды. Налоговые риски можно определить как вероятность того, что налогоплательщик столкнется с негативными последствиями в результате неправильного понимания или применения налогового законодательства, то есть это вероятность возникновения финансовых потерь в результате несоблюдения законодательства, неправильных действий или бездействия [3-6].
Рассмотрим основные виды налоговых рисков:
1. Регуляторные риски – это риски, связанные с налоговым контролем, то есть те риски, которые возникают в результате:
– проверок налоговых органов;
– совершения ошибок в налоговой отчетности;
– неправильного исчисления и уплаты налогов, что может привести к дополнительным налоговым платежам, штрафам и пеням.
– наличия неопределенности, возникающей из-за изменений в налоговом законодательстве и новых интерпретаций налоговых норм со стороны различных регуляторов.
Таким образом, регуляторные риски возникают: из-за изменений в налоговом законодательстве или появлением новых толкований налоговых норм, появлением неопределенности, являющейся благоприятной среду для реализации рисков [7]. Причинами появления регуляторных рисков выступают: изменения в законодательстве: постоянные изменения в налоговых законах могут привести к неясностям и недостаточному пониманию новых обязательств. Разъяснения и указания при появлении новостей или информации о судебных решениях могут влиять на уже существующие налоговые практики, порождая необходимость реализации адаптационных процессов [8-12]. Последствиями регуляторных рисков выступают: увеличение налоговых обязательств в виде изменения ставок налогов или введения новых налогов, что в свою очередь может привести к значительному увеличению расходов для управленцев; штрафы и пени: неправильное или несвоевременное исполнение новых норм может привести к финансовым санкциям.
2. Операционные риски: связанные с внутренними процессами компании, включая ошибки в ведении бухгалтерии и документации. Причинами для появления операционных рисков служат: ошибки в документации в виде неправильного оформления бухгалтерских документов или налоговых деклараций, что в свою очередь может повлечь за собой «недоразумения» с налоговыми органами; недостаточный уровень квалификации персонала организаций, выраженная в виде нехватки знаний или опыта у сотрудников, занимающихся налогообложением, что в свою очередь и приводит, как правило, к ошибкам в расчетах и налоговой отчетности [13]. Последствиями операционных рисков выступают следующие результаты: неправильные налоговые начисления, что может привести к недоплате или переплате налогов и в конечном итоге скажется на финансовом положении компании, ее уровне рискоустойчивости; угрозы репутации: повторяющиеся ошибки могут негативно повлиять на репутацию компании, что может отразиться на доверии клиентов и партнеров [14]. То есть, операционные риски связаны с внутренними процессами компании, включая ошибки в ведении бухгалтерии и финансовой отчетности.
3. Рыночные риски: изменения в экономической среде, которые могут повлиять на налоговые обязательства. Рыночные риски возникают в результате изменений в экономической среде, которые могут повлиять на налоговые обязательства бизнеса. Причинами появления рыночных рисков являются динамические экономические изменения, например колебания в экономике, таких процессов как:
– инфляция;
– рецессия
– изменения в валютных курсах.
Данные процессы так или иначе могут влиять на формирование налоговой базы.
Изменения в спросе и предложении: Изменение рыночной ситуации может оказывать прямое влияние на выручку и, соответственно, на налогообложение.
Последствиями могут выступать такие ситуации, как:
– необходимость корректировки бизнес-стратегий: в условиях изменяющейся экономической среды компаниям может потребоваться пересмотр своих стратегий налогового планирования вплоть до изменения его вектора направления;
– увеличение финансовых обязательств: изменения в рыночной ситуации могут привести к необходимости увеличения налоговых выплат, что негативно скажется на «финансовом здоровье компании» [15].
Каждый из указанных типов налоговых рисков требует внимательного подхода и проактивного (превентивного, то есть заблаговременного) управления. Понимание природы, возможных причин и последствий позволит компаниям разработать эффективные стратегии для минимизации негативного воздействия налоговых рисков. Это включает разнообразные меры, от регулярного мониторинга изменений в законодательстве до повышения квалификации персонала и улучшения внутренних процессов.
Налоговая неопределенность. Налоговая неопределенность возникает, когда налогоплательщики не могут точно предсказать последствия своих финансовых решений в контексте налогового законодательства.
Основными причинами такой неопределенности выступают:
- частые изменения в налоговом законодательстве;
- неполные или противоречивые разъяснения по различным вопросам со стороны налоговых органов;
- различия в интерпретации норм разными налогоплательщиками и практиками.
Последствия налоговых рисков и неопределенности. Налоговые риски и неопределенность могут привести к серьезным последствиям для бизнеса, включая:
- увеличение налоговых обязательств;
- штрафы и дополнительные выплаты за несвоевременную уплату налогов;
- репутационные потери и снижение доверия со стороны клиентов и партнеров.
Рис. 1. Классификация налогов в России в 2024 году Источник: составлено автором
Рис. 2. Эффективные методы управления налоговыми рисками Источник: составлено автором
Методы эффективного управления налоговыми рисками
№ п/п |
Наименование метода управления |
Преимущества |
|
1 |
Прогнозирование и аналитика |
Внедрение систем прогнозирования и аналитики налоговых рисков позволяет компании оценивать возможные налоговые последствия различных сценариев. |
- Предоставляет возможность заранее идентифицировать риски. - Позволяет различным подразделениям интегрироваться для создания единой картины потенциальных угроз. |
2 |
Налоговое планирование |
Это проактивный подход к управлению налоговыми обязательствами, который включает в себя выбор оптимальных схем налогообложения и использование налоговых льгот |
Уменьшает общую налоговую нагрузку. - Способствует более эффективному распределению ресурсов компании. |
3 |
Внедрение корпоративной культуры соблюдения (compliance) |
Создание внутренней культуры соблюдения налогового законодательства включает в себя обучение сотрудников, разработку политик и правил. |
- Гарантирует, что все сотрудники понимают важность соблюдения налоговых норм. - Снижает вероятность компрометации со стороны работников, имеющих доступ к актуальной информации. |
4 |
Автоматизация налогообложения |
Использование современных программных решений для автоматизации учета налоговых обязательств и ведения отчетности. |
- Снижает вероятность человеческой ошибки, обеспечивая точность расчетов. - Упрощает процесс подготовки необходимых документов и отчетов. |
5 |
Привлечение внешних экспертов |
Консультации с налоговыми консультантами и юристами помогают оценивать сложные ситуации и получать рекомендации по улучшению налогового планирования. |
- Обеспечивает доступ к актуальной информации и практическим рекомендациям. - Снижает риски, связанные с неправомерным толкованием налоговых норм. |
6 |
Постоянный мониторинг и аудит |
Регулярные проверки и аудиты помогут выявить слабые места в налоговой практике компании. |
- Своевременное обнаружение ошибок и недоработок. - Поддержание прозрачности и доверия со стороны налоговых органов. |
7 |
Диверсификация бизнес- моделей |
Расширение или изменение направления бизнеса для уменьшения зависимостей от определенных источников дохода. |
- Повышает устойчивость бизнеса к рыночным колебаниям. - Снижает риски, связанные с изменениями в налоговом законодательстве. |
8 |
Использование технологий и инноваций |
Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, может значительно улучшить процессы управления налоговыми рисками. |
- ИИ может анализировать большие объемы данных и выявлять аномалии, которые могут указывать на налоговые риски. - Блокчейн обеспечивает прозрачность и надежность операций, минимизируя вероятность мошенничества и ошибок. |
9 |
Эффективное взаимодействие между подразделениями |
Создание связей между различными функциональными подразделениями, такими как бухгалтерия, юридическая служба и операционная команда, для улучшения координации в вопросах налогообложения. |
- Совместная работа разных команд помогает выявлять риски, которые могут быть неочевидны для отдельного подразделения. - Информация о потенциальных налоговых изменениях может передаваться быстрее и эффективнее, что позволяет всем уровням компании оперативно реагировать на них. |
10 |
Оценка рисков в рамках проектного менеджмента |
Внедрение подходов управления рисками в рамках проектного менеджмента позволяет учитывать налоговые риски на уровне планирования и реализации проектов. |
- Позволяет заранее оценивать налоговые последствия и убытки в рамках каждого проекта. - Позволяет более тщательно планировать бюджет и ресурсы, минимизируя риск перерасходов. |
11 |
Регулярное обновление знаний и развитие кадров |
Образовательные программы для сотрудников, ответственных за налогообложение и бухгалтерский учет. Это может включать семинары, тренинги и сертификационные курсы. |
- Актуальные знания помогают избегать ошибок в интерпретации норм и размеров налоговых обязательств. - Сотрудники становятся более уверенными в своих действиях и способны быстро адаптироваться к изменениям. |
12 |
Постоянная коммуникация с налоговыми органами |
Установка «партнерских» отношений с налоговыми органами, которые включают в себя регулярный обмен информацией и прозрачность в вопросах налогообложения. |
- Открытая коммуникация может облегчить процесс подачи деклараций и взаимодействия с налоговыми органами, уменьшая вероятность возникновения споров. - Наличие хороших отношений с налоговыми инспекторами может помочь в случае необходимости объяснить свои налоговые практики. |
Примечание: составлено автором.
Рассмотрим стратегии управления налоговыми рисками. В целях эффективного управления налоговыми рисками и минимизации уровня налоговой неопределенности предлагается использовать следующие стратегии:
1. Идентификация рисков: регулярный анализ налоговой ситуации и выявление потенциальных налоговых рисков, что представляется возможным сделать с помощью специализированных оценок и аудитов;
2. Оценивание и мониторинг: необходимо оценить вероятность возникновения каждого риска и его потенциальное воздействие. Создание системы мониторинга на каждом предприятии позволит своевременно реагировать на изменения в нормативах;
3. Обучение и развитие команды в направлении управления налоговыми рисками: повышение уровня квалификации сотрудников, занимающихся вопросами налогообложения, поможет повысить уровень точности налогового учета и минимизировать возможные ошибки;
4. Сценарный анализ: разработка различных сценариев развития событий поможет руководителям заранее оценить последствия изменений в законодательствах и вовремя подготовить корректирующие меры.
5. Консультации с экспертами: привлечение налоговых консультантов и юридических экспертов поможет получить профессиональные рекомендации и избежать возможных рисков;
6. Гибкие методологии: применение гибких (агильных, т.е. опора на собственные силы, а не самопоглощение) подходов в управлении проектами позволяет быстро адаптироваться к изменениям в налоговой среде [16].
Таким образом, налоговые риски и налоговая неопределенность являются важными факторами, оказывающими существенное влияние на бизнес. Эффективное управление этими аспектами требует комплексного подхода, включающего своевременную идентификацию и оценку рисков, обучение команды и использование инновационных методов управления.
Управление налоговыми рисками является важным аспектом стратегии любого бизнеса [17]. Понимание различных видов налоговых рисков – регуляторных, операционных и рыночных – позволяет разработать соответствующие стратегии их минимизации.
Внедрение проактивных мер, таких как постоянный аудит, обучение персонала и использование современных технологий, сыграет решающую роль в снижении потенциального негативного влияния налоговой неопределенности на финансовое состояние компании.
Эффективное управление налоговыми рисками не только защищает компанию от неожиданных финансовых потерь, но и создает условия для устойчивого роста и развития [18-20]. Понимание налоговой среды и регулярное обновление знаний о текущих изменениях в законодательстве делают организацию более конкурентоспособной и позволяют ей уверенно двигаться вперед, несмотря на неопределенности, возникающие на налоговой арене.
Эффективное управление налоговыми рисками позволяет не только защищать компанию от неожиданных финансовых потерь, но и создает условия для устойчивого роста и развития (таблица).
Эффективные методы управления налоговыми рисками помогут не только защитить организацию от неожиданных финансовых потерь, но и создать прочный фундамент для ее устойчивого роста и стратегического развития.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях постоянно меняющегося налогового законодательства и экономической неопределенности важно адаптироваться и внедрять передовые практики управления рисками. Применение данных методов способствует формированию гибкой и проактивной стратегической позиции, позволяющей организациям не только избегать негативных последствий, но и выявлять новые возможности для развития [21].
В конечном итоге, построение системы эффективного налогообложения может не только снизить налоговые обязательства, но и оптимизировать финансовые ресурсы компании, повысить её конкурентоспособность и обеспечить более устойчивое развитие бизнеса (рисунок 2).
Эффективная налоговая стратегия позволит избежать штрафов и пеней, улучшить отношения с налоговыми органами и создать прочную основу для долгосрочного роста.
Заключение
Комплексный подход к управлению налоговыми рисками и непрерывное совершенствование процессов способны существенно улучшить финансовые показатели компании и повысить доверие со стороны инвесторов и партнеров.
Библиографическая ссылка
Зубова Л.В. НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И НАЛОГОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 73-79;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3868 (дата обращения: 22.12.2024).