Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И НАЛОГОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Зубова Л.В. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье рассматриваются налоговые риски и налоговая неопределенность как значимые вызовы для современных компаний, функционирующих в быстро меняющейся экономической среде. Налоговые риски могут быть классифицированы на регуляторные, операционные и рыночные, каждый из которых требует особого внимания и подхода к управлению. Автор анализирует влияние изменений в налоговом законодательстве, внутренних процессов компании и экономической ситуации на налогообложение. В статье предлагаются эффективные стратегии для управления налоговыми рисками, включая проактивное налоговое планирование, применение новых технологий и автоматизацию процессов, а также важность диверсификации бизнес-моделей и развития корпоративной культуры соблюдения налоговых норм. Акцентируется внимание на необходимости постоянного обучения сотрудников и наладке коммуникации с налоговыми органами для минимизации потенциальных угроз. Статья предназначена для специалистов в области налогообложения, управленцев и бизнес-аналитиков, стремящихся улучшить свои знания о налоговых рисках и внедрить лучшие практики управления в своей организации. Ожидается, что предложенные стратегии помогут компаниям не только защититься от негативных последствий, но и создать условия для устойчивого роста и развития в условиях неопределенности.
управление налоговыми рисками
налоговая неопределенность
идентификация налоговых рисков
оценка налоговых рисков
минимизация налоговых рисков
налоговое законодательство
контроль и аудит налоговых рисков
воздействие налоговых рисков на проекты
финансовая устойчивость
налоговые проверки
1. Викулов С.Ф., Зубова Л.В. Рискозащищенность закупок на основе оценивания рискоустойчивости участников, начальной цены контракта с учетом рискоемкости товаров, работ услуг как новое научное направление // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. Т. 20, № 10 (439). С. 1802-1816.
2. Викулов С.Ф., Давыдова А.А. Методология сопровождения государственного оборонного заказа с учетом мониторинга рискоемкости процессов на основе проектного подхода // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. Т. 20, № 3 (432). С. 408-420.
3. Викулов С.Ф., Зубова Л.В., Чернышев В.В. Модель рискоемкости этапов жизненного цикла ракетно-космической техники // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. Т. 20, № 8 (437). С. 1509-1517.
4. Зубова Л.В. Повышение экономической эффективности закупок на основе оценивания рискоустойчивости участников с учетом рискоемкости товаров, работ услуг // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2023. № 4 (68). С. 36-42.
5. Бычков А.В., Зубова Л.В. Инновационная методология определения начальной цены контракта проектно-изыскательских работ с учетом затрат на риски инвестиционно-строительных проектов // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2023. № 4 (68). С. 83-99.
6. Чернышев В.В., Карпенко К.А. Методика определения рискоемкости этапов жизненного цикла гособоронзаказа // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2023. № 3. С. 106-117.
7. Асташенко А.Н. Теоретико-методологические аспекты экономической безопасности и рискоустойчивости системы управления инвестиционно-строительным проектом // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 5. С. 358-365.
8. Бычков А.В. Модель мониторинга рискоустойчивости предприятий архитектурно-строительного проектирования // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 5. С. 366-374.
9. Асташенко А.Н. Инновационный метод принятия управленческих решений на основе управления рискоустойчивостью организаций различных отраслей экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19, № 5. С. 139-145.
10. Викулов С.Ф., Зубова Л.В.//Обоснование состава и структуры технико-экономических исходных данных в отношении прогнозной цены на единицу продукции по государственному оборонному заказу на основе риск-ориентированного подхода // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19, № 4 (421). С. 629-639.
11. Карпенко К.А., Чернышев В.В., Зубова Л.В., Зубов А.О. Методика определения рискоемкости этапов жизненного цикла гособоронзаказа // Вестник санкт-петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России». 2023. № 3. С. 106-117.
13. Zubovа L.V., Korovin E.V., Smirnov A.S., Kuzmin V.N., Kurakov A.V. Development of Problem-Oriented Management and Decision-Making System and Optimization of Economic and Social Systems // Webology. 2021. Т. 18, № Special Issue. С. 436-451.
14. Петушков А.М. Алгоритм принятия управленческих решений при разработке ракетно-космической техники в рамках выполнения гособоронзаказа // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17, № 3. С. 22-28.
15. Кузьмин В.Н., Шерстюк А.В. Комплексная оценка предприятий-участников кооперации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе риск-ориентированного подхода // Вооружение и экономика. 2020. № 2 (52). С. 95-102.
16. Наговицына А.Н., Кузьменко Г.А. Методика определения совокупной стоимости хозяйственного риска в процессе поставки электронно-компонентной базы // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16, № 5. С. 68-72.
17. Гоцкая Н.Р., Мартыненко О.В., Петров Д.М., Фарбер В.А. Методология оценивания рискоустойчивости хозяйствующих субъектов с учетом этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-1. С. 51-58.
18. Korovin E.V., Smirnov A.S., Kuzmin V.N., Kurakov A.V. Development of Problem-Oriented Management and Decision- Making System and Optimization of Economic and Social Systems // Webology. 2021. Т. 18. № Special Issue. С. 436-451.
19. Yakovleva A., Tregulova N., Vasenev S., Zibrova N. Development of a Risk Assessment System for the Creation of Space Rocket Technology // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9, № 1. С. 2745-2750.
20. Gotskaya N.R., Davydyants D.E., Karlik A.E., Petrov D.M. Comprehensive Value of Enterprise Solutions and Algorithm of Risk Level Assessment. Technical Sciences // Science and Society. 2018. Т. 82, № 3. С. 111-121.
21. Kuzmin V.N., Sherstyuk A.V. Model of Administration of Managerial Decisions Based on Estimation of Risk-Stability of Enterprises // Social Science and Humanity. 2018. № 3. С. 6-15.
22. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ (дата обращения: 15.06.2024).

Введение

Налоговые риски и налоговая неопределенность играют значительную роль в финансовом управлении и проектном планировании. Они могут возникать из-за изменений в налоговом законодательстве, разночтений в интерпретации норм, а также внешних факторов, таких как экономические колебания и политические изменения [1]. В данной статье мы рассмотрим сущность налоговых рисков, причины налоговой неопределенности и методы их эффективного управления.

Целью исследования является: всесторонний анализ концепции налоговых рисков и налоговой неопределенности, выявление основных вызов, с которыми сталкиваются компании в условиях изменяющегося налогового законодательства и экономической среды, представление эффективных стратегий управления данными рисками с учетом специфики разных секторов экономики.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования статьи: обзор литературы по налоговым рискам и неопределенности, интервью и опросы, сбор данных, сравнительный анализ [2].

В 2024 г. налоговая система России включает в себя несколько уровней и типов налогов, которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоги можно классифицировать по различным критериям, включая уровень налогообложения, тип налогоплательщика и характер налога [22].

1. Уровни налогообложения:

Федеральные налоги: эти налоги взимаются на уровне всей страны и включают в себя:

– Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для доходов до 5 млн рублей в год и 15% для доходов свыше этой суммы.

– Налог на прибыль организаций – с 2025 года ставка увеличится с 20% до 25%.

Региональные налоги: эти налоги устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации:

– Налог на имущество организаций;

– Налог на игорный бизнес.

– Местные налоги: взимаются на уровне муниципалитетов и могут включать:

– Земельный налог.

– Налог на имущество физических лиц.

2. Типы налогов

– Прямые налоги: налоги, которые уплачиваются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Примеры:

– НДФЛ.

– Налог на прибыль организаций.

– Косвенные налоги: налоги, которые включаются в цену товаров и услуг, и уплачиваются конечным потребителем, примеры:

– Налог на добавленную стоимость (НДС) – 20%.

– Акцизы на определенные товары (например, алкоголь и табак).

3. Специальные налоговые режимы

Для малых и средних предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, такие как:

Упрощенная система налогообложения (УСН): позволяет малым предприятиям уплачивать налог по упрощенной схеме, выбирая между налогом на доходы (6%) или налогом на доходы минус расходы (15%).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): применяется только для сельскохозяйственных производителей.

Патентная система налогообложения (ПСН): Предназначена для индивидуальных предпринимателей, позволяя им уплачивать фиксированный налог.

4. Налоги на доходы от вкладов

С 2024 года вводится новый налог на доходы от банковских вкладов, который будет составлять 13% и 15% в зависимости от суммы дохода. Ниже представлена схема классификации налогов в России в 2024 году.

Таким образом, налоговая система России в 2024 году представляет собой сложную структуру, включающую различные уровни и типы налогов, что позволяет учитывать интересы как государства, так и налогоплательщиков

Налоговые риски: определение и виды. Налоговые риски можно определить как вероятность того, что налогоплательщик столкнется с негативными последствиями в результате неправильного понимания или применения налогового законодательства, то есть это вероятность возникновения финансовых потерь в результате несоблюдения законодательства, неправильных действий или бездействия [3-6].

Рассмотрим основные виды налоговых рисков:

1. Регуляторные риски – это риски, связанные с налоговым контролем, то есть те риски, которые возникают в результате:

– проверок налоговых органов;

– совершения ошибок в налоговой отчетности;

– неправильного исчисления и уплаты налогов, что может привести к дополнительным налоговым платежам, штрафам и пеням.

– наличия неопределенности, возникающей из-за изменений в налоговом законодательстве и новых интерпретаций налоговых норм со стороны различных регуляторов.

Таким образом, регуляторные риски возникают: из-за изменений в налоговом законодательстве или появлением новых толкований налоговых норм, появлением неопределенности, являющейся благоприятной среду для реализации рисков [7]. Причинами появления регуляторных рисков выступают: изменения в законодательстве: постоянные изменения в налоговых законах могут привести к неясностям и недостаточному пониманию новых обязательств. Разъяснения и указания при появлении новостей или информации о судебных решениях могут влиять на уже существующие налоговые практики, порождая необходимость реализации адаптационных процессов [8-12]. Последствиями регуляторных рисков выступают: увеличение налоговых обязательств в виде изменения ставок налогов или введения новых налогов, что в свою очередь может привести к значительному увеличению расходов для управленцев; штрафы и пени: неправильное или несвоевременное исполнение новых норм может привести к финансовым санкциям.

2. Операционные риски: связанные с внутренними процессами компании, включая ошибки в ведении бухгалтерии и документации. Причинами для появления операционных рисков служат: ошибки в документации в виде неправильного оформления бухгалтерских документов или налоговых деклараций, что в свою очередь может повлечь за собой «недоразумения» с налоговыми органами; недостаточный уровень квалификации персонала организаций, выраженная в виде нехватки знаний или опыта у сотрудников, занимающихся налогообложением, что в свою очередь и приводит, как правило, к ошибкам в расчетах и налоговой отчетности [13]. Последствиями операционных рисков выступают следующие результаты: неправильные налоговые начисления, что может привести к недоплате или переплате налогов и в конечном итоге скажется на финансовом положении компании, ее уровне рискоустойчивости; угрозы репутации: повторяющиеся ошибки могут негативно повлиять на репутацию компании, что может отразиться на доверии клиентов и партнеров [14]. То есть, операционные риски связаны с внутренними процессами компании, включая ошибки в ведении бухгалтерии и финансовой отчетности.

3. Рыночные риски: изменения в экономической среде, которые могут повлиять на налоговые обязательства. Рыночные риски возникают в результате изменений в экономической среде, которые могут повлиять на налоговые обязательства бизнеса. Причинами появления рыночных рисков являются динамические экономические изменения, например колебания в экономике, таких процессов как:

– инфляция;

– рецессия

– изменения в валютных курсах.

Данные процессы так или иначе могут влиять на формирование налоговой базы.

Изменения в спросе и предложении: Изменение рыночной ситуации может оказывать прямое влияние на выручку и, соответственно, на налогообложение.

Последствиями могут выступать такие ситуации, как:

– необходимость корректировки бизнес-стратегий: в условиях изменяющейся экономической среды компаниям может потребоваться пересмотр своих стратегий налогового планирования вплоть до изменения его вектора направления;

– увеличение финансовых обязательств: изменения в рыночной ситуации могут привести к необходимости увеличения налоговых выплат, что негативно скажется на «финансовом здоровье компании» [15].

Каждый из указанных типов налоговых рисков требует внимательного подхода и проактивного (превентивного, то есть заблаговременного) управления. Понимание природы, возможных причин и последствий позволит компаниям разработать эффективные стратегии для минимизации негативного воздействия налоговых рисков. Это включает разнообразные меры, от регулярного мониторинга изменений в законодательстве до повышения квалификации персонала и улучшения внутренних процессов.

Налоговая неопределенность. Налоговая неопределенность возникает, когда налогоплательщики не могут точно предсказать последствия своих финансовых решений в контексте налогового законодательства.

Основными причинами такой неопределенности выступают:

- частые изменения в налоговом законодательстве;

- неполные или противоречивые разъяснения по различным вопросам со стороны налоговых органов;

- различия в интерпретации норм разными налогоплательщиками и практиками.

Последствия налоговых рисков и неопределенности. Налоговые риски и неопределенность могут привести к серьезным последствиям для бизнеса, включая:

- увеличение налоговых обязательств;

- штрафы и дополнительные выплаты за несвоевременную уплату налогов;

- репутационные потери и снижение доверия со стороны клиентов и партнеров.

missing image file

Рис. 1. Классификация налогов в России в 2024 году Источник: составлено автором

missing image file

Рис. 2. Эффективные методы управления налоговыми рисками Источник: составлено автором

Методы эффективного управления налоговыми рисками

№ п/п

Наименование метода управления

 

Преимущества

1

Прогнозирование и аналитика

Внедрение систем прогнозирования и аналитики налоговых рисков позволяет компании оценивать возможные налоговые последствия различных сценариев.

- Предоставляет возможность заранее идентифицировать риски.

- Позволяет различным подразделениям интегрироваться для создания единой картины потенциальных угроз.

2

Налоговое планирование

Это проактивный подход к управлению налоговыми обязательствами, который включает в себя выбор оптимальных схем налогообложения и использование налоговых льгот

Уменьшает общую налоговую нагрузку.

- Способствует более эффективному распределению ресурсов компании.

3

Внедрение корпоративной культуры соблюдения (compliance)

Создание внутренней культуры соблюдения налогового законодательства включает в себя обучение сотрудников, разработку политик и правил.

- Гарантирует, что все сотрудники понимают важность соблюдения налоговых норм.

- Снижает вероятность компрометации со стороны работников, имеющих доступ к актуальной информации.

4

Автоматизация налогообложения

Использование современных программных решений для автоматизации учета налоговых обязательств и ведения отчетности.

- Снижает вероятность человеческой ошибки, обеспечивая точность расчетов.

- Упрощает процесс подготовки необходимых документов и отчетов.

5

Привлечение внешних экспертов

Консультации с налоговыми консультантами и юристами помогают оценивать сложные ситуации и получать рекомендации по улучшению налогового планирования.

- Обеспечивает доступ к актуальной информации и практическим рекомендациям.

- Снижает риски, связанные с неправомерным толкованием налоговых норм.

6

Постоянный мониторинг и аудит

Регулярные проверки и аудиты помогут выявить слабые места в налоговой практике компании.

- Своевременное обнаружение ошибок и недоработок.

- Поддержание прозрачности и доверия со стороны налоговых органов.

7

Диверсификация бизнес- моделей

Расширение или изменение направления бизнеса для уменьшения зависимостей от определенных источников дохода.

- Повышает устойчивость бизнеса к рыночным колебаниям.

- Снижает риски, связанные с изменениями в налоговом законодательстве.

8

Использование технологий и инноваций

Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, может значительно улучшить процессы управления налоговыми рисками.

- ИИ может анализировать большие объемы данных и выявлять аномалии, которые могут указывать на налоговые риски.

- Блокчейн обеспечивает прозрачность и надежность операций, минимизируя вероятность мошенничества и ошибок.

9

Эффективное взаимодействие между подразделениями

Создание связей между различными функциональными подразделениями, такими как бухгалтерия, юридическая служба и операционная команда, для улучшения координации в вопросах налогообложения.

- Совместная работа разных команд помогает выявлять риски, которые могут быть неочевидны для отдельного подразделения.

- Информация о потенциальных налоговых изменениях может передаваться быстрее и эффективнее, что позволяет всем уровням компании оперативно реагировать на них.

10

Оценка рисков в рамках проектного менеджмента

Внедрение подходов управления рисками в рамках проектного менеджмента позволяет учитывать налоговые риски на уровне планирования и реализации проектов.

- Позволяет заранее оценивать налоговые последствия и убытки в рамках каждого проекта.

- Позволяет более тщательно планировать бюджет и ресурсы, минимизируя риск перерасходов.

11

Регулярное обновление знаний и развитие кадров

Образовательные программы для сотрудников, ответственных за налогообложение и бухгалтерский учет. Это может включать семинары, тренинги и сертификационные курсы.

- Актуальные знания помогают избегать ошибок в интерпретации норм и размеров налоговых обязательств.

- Сотрудники становятся более уверенными в своих действиях и способны быстро адаптироваться к изменениям.

12

Постоянная коммуникация с налоговыми органами

Установка «партнерских» отношений с налоговыми органами, которые включают в себя регулярный обмен информацией и прозрачность в вопросах налогообложения.

- Открытая коммуникация может облегчить процесс подачи деклараций и взаимодействия с налоговыми органами, уменьшая вероятность возникновения споров.

- Наличие хороших отношений с налоговыми инспекторами может помочь в случае необходимости объяснить свои налоговые практики.

Примечание: составлено автором.

Рассмотрим стратегии управления налоговыми рисками. В целях эффективного управления налоговыми рисками и минимизации уровня налоговой неопределенности предлагается использовать следующие стратегии:

1. Идентификация рисков: регулярный анализ налоговой ситуации и выявление потенциальных налоговых рисков, что представляется возможным сделать с помощью специализированных оценок и аудитов;

2. Оценивание и мониторинг: необходимо оценить вероятность возникновения каждого риска и его потенциальное воздействие. Создание системы мониторинга на каждом предприятии позволит своевременно реагировать на изменения в нормативах;

3. Обучение и развитие команды в направлении управления налоговыми рисками: повышение уровня квалификации сотрудников, занимающихся вопросами налогообложения, поможет повысить уровень точности налогового учета и минимизировать возможные ошибки;

4. Сценарный анализ: разработка различных сценариев развития событий поможет руководителям заранее оценить последствия изменений в законодательствах и вовремя подготовить корректирующие меры.

5. Консультации с экспертами: привлечение налоговых консультантов и юридических экспертов поможет получить профессиональные рекомендации и избежать возможных рисков;

6. Гибкие методологии: применение гибких (агильных, т.е. опора на собственные силы, а не самопоглощение) подходов в управлении проектами позволяет быстро адаптироваться к изменениям в налоговой среде [16].

Таким образом, налоговые риски и налоговая неопределенность являются важными факторами, оказывающими существенное влияние на бизнес. Эффективное управление этими аспектами требует комплексного подхода, включающего своевременную идентификацию и оценку рисков, обучение команды и использование инновационных методов управления.

Управление налоговыми рисками является важным аспектом стратегии любого бизнеса [17]. Понимание различных видов налоговых рисков – регуляторных, операционных и рыночных – позволяет разработать соответствующие стратегии их минимизации.

Внедрение проактивных мер, таких как постоянный аудит, обучение персонала и использование современных технологий, сыграет решающую роль в снижении потенциального негативного влияния налоговой неопределенности на финансовое состояние компании.

Эффективное управление налоговыми рисками не только защищает компанию от неожиданных финансовых потерь, но и создает условия для устойчивого роста и развития [18-20]. Понимание налоговой среды и регулярное обновление знаний о текущих изменениях в законодательстве делают организацию более конкурентоспособной и позволяют ей уверенно двигаться вперед, несмотря на неопределенности, возникающие на налоговой арене.

Эффективное управление налоговыми рисками позволяет не только защищать компанию от неожиданных финансовых потерь, но и создает условия для устойчивого роста и развития (таблица).

Эффективные методы управления налоговыми рисками помогут не только защитить организацию от неожиданных финансовых потерь, но и создать прочный фундамент для ее устойчивого роста и стратегического развития.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях постоянно меняющегося налогового законодательства и экономической неопределенности важно адаптироваться и внедрять передовые практики управления рисками. Применение данных методов способствует формированию гибкой и проактивной стратегической позиции, позволяющей организациям не только избегать негативных последствий, но и выявлять новые возможности для развития [21].

В конечном итоге, построение системы эффективного налогообложения может не только снизить налоговые обязательства, но и оптимизировать финансовые ресурсы компании, повысить её конкурентоспособность и обеспечить более устойчивое развитие бизнеса (рисунок 2).

Эффективная налоговая стратегия позволит избежать штрафов и пеней, улучшить отношения с налоговыми органами и создать прочную основу для долгосрочного роста.

Заключение

Комплексный подход к управлению налоговыми рисками и непрерывное совершенствование процессов способны существенно улучшить финансовые показатели компании и повысить доверие со стороны инвесторов и партнеров.


Библиографическая ссылка

Зубова Л.В. НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И НАЛОГОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 73-79;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3868 (дата обращения: 22.12.2024).