Введение
Указом президента РФ установлены национальные цели развития РФ в средне- и долгосрочной перспективах, среди которых, в частности, обозначены комфортная и безопасная среда для жизни, экологическое благополучие, устойчивая и динамичная экономика [9]. Взаимосвязь данных стратегических целевых ориентиров подразумевает комплексный научный подход к обоснованию институциональных, административно-правовых, организационно-экономических методов, инструментов, форматов их достижения. Указанные обстоятельства в полной мере аргументируют актуальность идентификации показателей эксплуатации ресурсного потенциала, в целом, и водных ресурсов, в частности, в том числе на мезоуровне, в рамках региональной экономической системы субъекта РФ.
Целью исследования является выявление динамики и сравнительный анализ экономических показателей водопользования Краснодарского края, а также обоснование направлений совершенствования государственного регулирования водохозяйственной деятельности на региональном уровне.
В научных трудах отечественных учёных находят отражение процессы социально-экономического развития регионов РФ. Соболев Э.В., Вихарев В.В., Михайлов В.В. [7], Сугак А.С., Солоницкая Е.В. [8] осуществляют структурно-динамический анализ экономки Краснодарского края, выявляют институциональные императивы и тенденции трансформационных процессов, обосновывают прогнозные характеристики. Аврашко А.Э., Миненкова В.В. [1] исследуют вклад индустрии гостеприимства в показатели краевой экономики. Плохотникова Г.В. [5] анализирует результаты экономической деятельности агропромышленного комплекса Южного макрорегиона, в том числе Краснодарского края.
Принимая во внимание вклад вышеуказанных учёных в исследование различных аспектов функционирования региональной экономики, необходимо отметить, что некоторые вопросы, связанные анализом эффективности использования ресурсного потенциала, в целом, и водных ресурсов, в частности, нуждаются в дополнительной научной интерпретации, учитывающей социально-экономическую специфику Краснодарского края.
Материалы и методы исследования
Информационная база настоящей статьи сформирована опубликованными результатами научных исследований, материалами территориального органа Росстата, публикациями органов государственной власти Краснодарского края. Использование общенаучных методов познания (синтез, анализ, дедукция, форсайт), эконометрического инструментария обеспечивает высокий уровень достоверности и репрезентативности итоговых результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время Краснодарский край и входит в состав Южного федерального округа РФ. Анализируемый регион является одним из крупнейших субъектов РФ по численности населения, составляющей более 5,8 млн чел. [3]. Основными отраслями экономики Краснодарского края являются агропромышленный комплекс, представленный, главным образом, сельскохозяйственным товаропроизводством растениеводческого направления, переработкой сельхозсырья и производством продуктов питания; транспортно-логистический комплекс региона обеспечивает межрегиональные хозяйственные связи, а также общероссийскую внешнеэкономическую деятельность на южном направлении (в основном через Новороссийский и Сочинский торговые порты). Значительный вклад в экономику региона вносят туризм и рекреация, в летний период Краснодарский край привлекает наибольшее количество отдыхающих. Крупнейшими промышленно-хозяйственными агломерациями Краснодарского края являются Краснодарская, Новороссийская, Сочинская. Энергетический комплекс региона не обеспечивает в полной мере потребности экономики; значительная доля электроэнергии поставляется объектами генерации Ростовской области. Для рассматриваемого субъекта РФ характерен дефицит речного стока, в связи с чем широкое распространение получила практика эксплуатации подземных источников водных ресурсов.
Рассмотрим показатели валового регионального продукта Краснодарского края, представленные на рисунке 1 [4] (в целях обеспечения сопоставимости данных, здесь и далее значения представлены в основных ценах 2016 г.).
Рис. 1. Динамика ВРП анализируемого субъекта РФ с 2020 г. по 2022 г.
Рис. 2. Динамика совокупного водозабора анализируемого субъекта РФ с 2020 г. по 2022 г.
Согласно представленной информации, ВРП Краснодарского края увеличился в течение анализируемого периода с 2320,0 млрд руб. до 2710,0 млрд руб. (+320,0 млрд руб., +16,8 %). Подобный темп экономического роста превосходят аналогичный показатель ВВП РФ в том же периоде, что позволяет отнести Краснодарский край в группу динамично развивающихся субъектов РФ, чьи показатели роста превосходят общероссийские. Установленная нами тенденция закономерно предопределяет возрастающую потребность в ресурсах, в том числе водных. Среди факторов, детерминирующих специфику регионального водопользования необходимо отметить, во-первых, природно-климатические условия (жаркий, засушливый климат), что подразумевает значительное потребление водоресурсных благ в целях сельскохозяйственного водоснабжения, во-вторых, значительные колебания потребления водных ресурсов в целях питьевого водоснабжения в летний период, в связи с большим количеством туристов из других субъектов РФ. Сезонный рост объёма потребления питьевой воды необходимо учитывать при модернизации сетей водоснабжения и водоотведения муниципалитетов региона, особенно расположенных на побережье Чёрного моря. Динамика совокупного водозабора, включающего в себя акватории водных объектов и подземные источники анализируемого региона, представлена на рисунке 2 [3, 4].
Одной из особенностей водохозяйственной практики Краснодарского края в течение периода наблюдения является реализация комплекса мер, связанных с выявлением и постановкой на учёт бесхозных объектов гидротехнической инфраструктуры, сокращением количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих потребление водных ресурсов на бездоговорной основе, что привело к улучшению качества учёта потребления водных ресурсов за счёт уменьшения нелегального потребления в период 2020-2021 гг. Подобная тенденция нашла статистическое отражение в беспрецедентном росте совокупного водозабора с 3781,1 млн м3 в 2020 г. до 6767,9 млн3 в 2021 г., однако данное увеличение в значительной мере является отражением сформировавшейся в исследуемом регионе многолетней практики водопользования, для которой было характерно безучётное потребление водных ресурсов. Планомерная работа госорганов способствовала резкому сокращению ненадлежащего использования водных ресурсов, что нашло отражение в показателях потребления воды за 2021 и 2022 годы, составивших, соответственно, 6767,9 млн3 и 6224,6 млн3.
С учётом вышеизложенной информации, осуществим расчёт показателей водоёмкости, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика водоёмкости ВРП анализируемого субъекта РФ с 2020 г. по 2022 г. Источник: рассчитано автором
Рис. 4. Сравнительный анализ водоёмкости ВВП РФ и ВРП Краснодарского края с 2020 г. по 2022 г.
В связи с высоким уровнем безучётного потребления, характерного для водохозяйственной практики Краснодарского края до 2020 г. включительно, целесообразно принять во внимание показатели водоёмкости регионального ВРП в 2021 г. и 2022 г., составившие, соответственно, 2,70 м3/тыс. руб. и 2,30 м3/тыс. руб. Согласно представленных данных, имеет место некоторое снижение (-0,40 м3/тыс. руб.) удельного потребления водных ресурсов. Подобная тенденция является позитивной, свидетельствующей об интенсификации использования водоресурсных благ региональной экономикой. На рисунке 4 [4, 6] представлены показатели водоёмкости валового внутреннего продукта РФ и ВРП Краснодарского края.
Сравнительный анализ водоёмкости ВВП РФ и ВРП Краснодарского края с 2020 г. по 2022 г. позволяет сделать вывод наличии разнонаправленных тенденций: водоёмкость ВВП РФ демонстрирует рост, увеличиваясь с 0,68 м3/тыс. руб. до 0,71 м3/тыс. руб. (+0,03 м3/тыс. руб.), при этом аналогичный показатель ВРП Краснодарского края снижается с 2,70 м3/тыс. руб. до 2,30 м3/тыс. руб. (-0,40 м3/тыс. руб.). Также необходимо отметить, что в течение всего периода наблюдения показатели водоёмкости экономки анализируемого субъекта РФ значительно превосходят аналогичные показатели экономики РФ, в целом.
Выводы
В завершение статьи сформулируем следующие основные выводы:
1. Результатами исследования установлено, что для современной экономики Краснодарского края характерен неэффективный режим водопользования, отличающийся расточительным потреблением водных ресурсов. Данный вывод подтверждается рассчитанными значениями водоёмкости регионального ВРП, а также результатами сравнительного анализа с аналогичными показателями ВВП РФ, показавшими существенное превышение общероссийских значений краевыми. Негативная водохозяйственная практика рассматриваемого региона в значительной мере сформирована следующими основными факторами: высоким уровнем износа сетей водоснабжения и водоотведения, провоцирующим потери водных ресурсов при транспортировке потребителям; использование в производственном процессе хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства устаревших водоёмких технологий. Указанные факторы провоцируют дополнительные издержки на микро- и мезоэкономическом уровнях, что негативно сказывается на конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности экономики Краснодарского края.
2. Конституция РФ [2] относит управление природопользованием, в том числе водопользованием к предмету совместного ведения федерального и регионального уровней госуправления. С учётом практической реализации данной конституционной нормы в законодательстве РФ, субъекты РФ располагают полномочиями по осуществлению регулирования практики водопользования на микро- и мезоэкономическом уровнях. Органами государственной власти и управления Краснодарского края предпринимаются усилия по оптимизации региональной водохозяйственной практики. В частности, в результате реализации мероприятий по снижению безучётного потребления водных ресурсов увеличено количество хозяйствующих субъектов – водопользователей, охваченных системой статистического наблюдения, государственного мониторинга эксплуатации водоресурсного потенциала. Вместе с тем, дальнейшая работа по интенсификации региональной водохозяйственной деятельности подразумевает реализацию институциональных, организационно-экономических мер, направленных на формирование у водопользователей стимулов к повышению эффективности эксплуатации краевого водоресурсного потенциала. Подобный механизм стимулирования может включать в себя как карательную составляющую в виде штрафов за нарушения установленного режима эксплуатации водных ресурсов, так и мотивационный компонент, в виде системы организационно-экономических преференций в отношении добросовестных водопользователей.
3. С учётом вышеизложенного, авторами предлагаются следующие основные направления совершенствования государственного регулирования водохозяйственной деятельности Краснодарского края. В связи с тем, что агропромышленный комплекс региона является одним из крупнейших потребителей водных ресурсов, представляется необходимым дополнить действующие механизмы предоставления господдержки сельскохозяйственного товаропроизводства критериями, отражающими водохозяйственную эффективность сельхозтоваропроиводителей, претендующих на получение субсидий за счёт денежных средств бюджета Краснодарского края; в отношении жилищно-коммунального хозяйства, также являющегося одним из крупнейших водопользователей региона, необходимо разработать механизм государственного софинансирования реализации долгосрочных проектов, связанных модернизацией сетей водоснабжения, водоотведения и направленных на сокращение потерь водоресурсных благ при транспортировке.
Библиографическая ссылка
Евхута О.Н. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ЭКОНОМИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 67-72;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3867 (дата обращения: 22.12.2024).