Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПЕРСПЕКТИВЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Сиражудинова С.И. 1
1 Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук
В статье рассматриваются перспективы сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в посткризисный период, которые связаны с развитием инфраструктуры, агропромышленного комплекса и туризма. Для достижения этих целей необходимо развивать дорожную и транспортную сеть, стимулировать инновации в агропромышленном комплексе, что позволит повысить конкурентоспособность продукции. Большое внимание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства через программы кредитования. Анкетирование представителей малого и среднего бизнеса выявило ключевые проблемы и перспективы региона, в частности Дагестана. Туризм, особенно религиозный, имеет значительный потенциал для развития благодаря культурному и природному разнообразию региона, что способствует привлечению туристов из арабо-мусульманского мира. В условиях западноевропейских санкций, обращение государства к арабо-мусульманским странам делает развитие такого туризма своевременным. Автор приходит к выводу, что сбалансированное экономическое развитие СКФО требует скоординированных действий во всех обозначенных направлениях, чтобы достичь улучшения благосостояния региона.
скфо
сбалансированное экономическое развитие
посткризисный период
инновационная экономика
устойчивость региона
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 309 (ред. от 02.02.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/postanovlenie_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ot_15_aprelya_2014.html (дата обращения: 08.09.2024).
2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.skfo.gov.ru/district/soc/sed/ (дата обращения: 08.09.2024).
3. Андрианова Ю.В., Филатов В.В. Приоритетные направления развития туризма в России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 2. С. 20-24. DOI: 10.47576/2411-9520_2022_2_20 23.
4. Беляева С.В. Драйверы устойчивого развития промышленности регионов Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: материалы XIX всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 27–28 ноября 2023 года. Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2024. С. 82-87.
5. Курбанов К.К. Агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа: тенденции и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3(33). С. 130-138.
6. Рябцева С.В., Павлов Е.А. Особенности и перспективы развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе // Студенческая наука: материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной Году науки и технологий РФ, Москва, 11–12 марта 2021 года. М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 216-223.
7. Сиражудинова С.И. Ограничения и возможности сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 4-2. С. 284-287. DOI: 10.17513/vaael.3395.
8. Минэкономразвития: турпоток в СКФО вырос на 55% в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_turpotok_v_skfo_vyros_na_55_v_2023_godu.html (дата обращения: 08.09.2024).

Введение

Посткризисный период в России стал своеобразным этапом формирования новой реальности, где старые механизмы и подходы перестали давать результаты, а новые еще не до конца были исследованы и развиты. Северо-Кавказский федеральный округ, расположенный на пересечении крупных транспортных коридоров и обладающий уникальными природными и культурными ресурсами, пережил значительные изменения в посткризисный период после 2020 года, столкнувшись с глобальной пандемией COVID-19, вызвавшей экономический спад, социальные потрясения и неопределенность.

СКФО является одним из наиболее сложных и проблемных регионов России [7, с. 284]. Он включает в себя семь субъектов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика.

«Некоторые субъекты СКФО являются наименее экономически развитыми в России из-за низкого уровня экономики и социальной сферы и высокой безработицы. По ключевым социально-экономическим показателям округ заметно отстает от других федеральных округов» [1]. Большинство субъектов округа продолжают быть реципиентами федерального бюджета, средства которого направляются в основном на поддержание социальной сферы, а не на развитие реального сектора экономики [2]. Поэтому сбалансированное экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в посткризисный период являются важным аспектом для долгосрочной устойчивости региона. Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие региона, является необходимость создания условий для стабильного экономического развития и повышения качества жизни населения. В этом контексте важно сконцентрироваться на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности местной экономики.

Целью данного исследования является оценка и анализ перспектив сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в посткризисный период.

Материалы и методы исследования

В работе использовались как теоретические, так и эмпирически-аналитические методы. Основными источниками информации стали труды российских авторов в области региональной экономики и устойчивого развития, а также официальные статистические данные, нормативные правовые акты.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь отметим, перспективы сбалансированного экономического развития СКФО в посткризисный период связаны с целым рядом комплексных мер и стратегических приоритетов, направленных на устойчивое экономическое развитие и улучшение благосостояния региона.

Для достижения сбалансированного экономического развития необходимо принять ряд мер. Важно развивать инфраструктуру, включая строительство дорог, аэропортов, железных дорог и т.д., для улучшения доступности и снижения издержек. Необходимо развивать промышленность и агропромышленный комплекс в регионах СКФО, что создаст рабочие места, повысит доходы и привлечет инвестиции. Важное значение имеет формирование инновационной стратегии в АПК для повышения эффективности и устойчивого развития экономики региона. Также стоит уделить внимание развитию туристического сектора, включая инфраструктуру, что особенно актуально для Дагестана с его природным разнообразием и культурным наследием. Туризм должен развиваться всесторонне, не превращая экономику региона в экономику услуг [7, с. 285-286].

Вместе с этим, важным аспектом является поддержка малого и среднего предпринимательства, которое играет важную роль в создании рабочих мест и поддержании экономической активности. Разработка и реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса, включая создание благоприятных условий для старта и роста малых и средних предприятий, предоставление кредита с пониженными процентными ставками для новых и уже существующих предприятий, разработку налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, способствующих снижению налогового бремени, и т.п., способствуют повышению конкурентоспособности местного бизнеса и стимулируют инновационные инициативы.

Нами было проведено анкетирование представителей малого и среднего бизнеса для выявления их мнения о текущих проблемах и перспективных направлениях экономического развития региона, в частности, Республики Дагестан.

Результаты анкетирования позволили выявить несколько ключевых аспектов, касающихся текущих проблем и перспективных направлениях экономического развития региона.

Во-первых, одной из наиболее острых проблем, отмеченных респондентами, является высокий уровень бюрократии и административных преград, с которыми сталкиваются предприниматели. Этот фактор существенно замедляет процесс разрешения различных вопросов, связанных с ведением бизнеса, и требует значительных временных и финансовых затрат.

Во-вторых, многие предприниматели указали на недостаток финансирования и ограниченные возможности доступа к кредитным ресурсам. Этот аспект особенно актуален для представителей малого бизнеса, которых такие ограничения ставят в затруднительное положение и препятствуют расширению и развитию их предприятий.

Что касается перспективных направлений экономического развития, большинство респондентов выделили необходимость создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в регион. В этом контексте был отмечен значительный потенциал развития туристической отрасли, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Поддержка вышеуказанных секторов экономики может способствовать как созданию новых рабочих мест, так и улучшению общего уровня жизни населения в регионе.

Также важным элементом экономического развития была названа необходимость улучшения инфраструктуры, включая транспортные сети и коммуникации. Подобные меры могут значительно увеличить привлекательность региона как для внутренних, так и для внешних инвесторов.

На наш взгляд, такой комплексный подход к решению выявленных проблем позволит сформировать устойчивую основу для дальнейшего развития и процветания малого бизнеса в регионах СКФО.

Сельское хозяйство в регионах СКФО также обладает значительным потенциалом, который необходимо правильно использовать для обеспечения продовольственной безопасности и создания дополнительных источников дохода для населения. Введение современных агротехнологий, улучшение мелиоративных систем и стимулирование кооперации среди фермеров позволят значительно увеличить производительность и качество сельскохозяйственной продукции.

Исследователи подчеркивают необходимость активизации инноваций в агропромышленном комплексе СКФО для повышения конкурентоспособности продукции. Это достигается через формулирование и обобщение значимых факторов и показателей, что ведет к росту экономических показателей предприятий региона. В частности, Курбанов К.К. отмечает, что «инновационные процессы во взаимосвязи с факторами конкурентоспособности на предприятиях АПК СКФО приводят к снижению издержек производства и стоимости реализации продукции на рынке, что безусловно влечет к усилению позиций в конкурентной борьбе с производителями и участниками рынка продовольственной продукции» [5, с. 130].

Внедрение новых технологий и методов управления позволяет не только оптимизировать производственные процессы, но и существенно снизить издержки на производство и реализацию продукции. Это снижение стоимости является ключевым фактором, который позволяет предприятиям АПК укреплять свои позиции, выступая более привлекательными для конечного потребителя. Повышение эффективности можно осуществить за счет использования современных цифровых решений, таких как автоматизация процессов и внедрение искусственного интеллекта для прогнозирования спроса. Эти действия способствуют более точному и оперативному планированию производственных циклов, что, в свою очередь, сводит к минимуму потери ресурсов и позволяет адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка. Такой подход открывает новые пути для стабильного развития сельского хозяйства в целом.

Как было выше сказано, особое внимание следует уделить развитию туристической отрасли, обладающей уникальными природными и культурными ресурсами. Стратегическое планирование и инвестиции в туристическую инфраструктуру, формирование бренда региона и продвижение его на внутреннем и международном рынках будут способствовать росту туристического потока и созданию новых рабочих мест в секторе услуг.

Развитие рынка туризма способствует улучшению качества обслуживания и созданию благоприятных условий для инвестиций, что увеличивает внутренний туризм и доступность туризма для населения [3, с. 23].

Как отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников, «Северный Кавказ – один из ключевых центров развития туризма в стране. Здесь есть все, что нужно для круглогодичного отдыха: и горы, и море, и каньоны, и целебные источники, мощная санаторно-курортная база. Показывает самые высокие темпы роста по стране. По итогам 11 месяцев прошлого года отдохнуло 2,5 млн человек по данным Росстата. То есть, турпоток вырос более чем на половину к 2022 году, плюс 55%, это темпы роста существенно выше общероссийских» [8]. Поэтому важно развивать инфраструктуру в регионе, чтобы поддерживать и еще больше увеличивать интерес туристов к этому уникальному уголку России. Развитие транспортной доступности, модернизация гостиничного фонда, создание новых туристических маршрутов и улучшение качества обслуживания – все это необходимо для того, чтобы обогатить туристический опыт и сделать его более комфортным и разнообразным. Также необходимо обратить внимание на цифровизацию туристической индустрии, чтобы облегчить доступ к информации о туристических объектах и услугах, а также усилить продвижение регионов Северного Кавказа на российских и международных рынках.

Северный Кавказ – это не только природные красоты, но и богатое культурное и религиозное наследие. В условиях западноевропейских санкций, когда идет ориентация на арабо-мусульманский мир, акцент следует сделать и на развитие религиозного туризма, который способен привлечь еще больше посетителей. Регионы Северного Кавказа и арабо-мусульманские страны, хоть и отличаются по некоторым параметрам, имеют общие религиозные и культурные ценности с Кавказом. Например, ислам играет важную роль как на Кавказе, так и в этих странах, что является фактором, способствующим привлечению туристов из этих стран.

Самым ярким элементом религиозного наследия являются многочисленные древние мечети и религиозные объекты, которые служат не только местом поклонения и паломничества, но и хранителями истории. Каждая из них воплощает в себе уникальные архитектурные традиции, которые формировались веками. Большое количество таких объектов располагаются в Дагестане. Например, Джума-мечеть в Дербенте – одна из старейших в России и Европе, также мечеть в Кумухе, в Цахуре, оборонительные башни в Гооре и Кахибе, кладбище Кырхляр в Дербенте, крепость Кала-Корейш в Дахадаевском районе и др. Многие из этих сооружений являются мировыми памятниками. Программа по развитию религиозного туризма должна фокусироваться на сохранении культурного и духовного наследия региона. Это не только привлечет иностранных и местных туристов, но и подчеркнет многокультурную сущность нашей страны.

В конечном итоге, такие комплексные меры поддерживают устойчивое развитие туризма, развивая региональную экономику, создавая новые рабочие места и обеспечивая Северному Кавказу достойное место на туристической карте России и мира.

В этой связи необходимо подчеркнуть важность улучшения транспортной доступности и логистических связей региона как внутри страны, так и за её пределами. Развитие транспортного узла, включающего модернизацию автомобильных и железнодорожных магистралей, а также создание и развитие воздушных и морских портов, позволит Северо-Кавказскому федеральному округу более эффективно интегрироваться в национальную и международную экономику.

Заключение

В заключение можно отметить, что сбалансированное экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в посткризисный период требует комплексного и стратегического подхода. Надлежащая модернизация транспортной инфраструктуры и развитие агропромышленного комплекса, представляют собой важные шаги на пути к укреплению позиций региона на национальном и международном уровнях.

Поддержка малого и среднего бизнеса и внедрение инноваций способствуют достижению экономической устойчивости и процветанию. Туризм, особенно религиозный, может стать важным источником дохода для региона, особенно при учете религиозной близости с арабо-мусульманскими странами.

Таким образом, сбалансированное экономическое развитие СКФО требует скоординированных действий во всех обозначенных направлениях, чтобы достичь улучшения благосостояния региона и заложить основу для его долгосрочного роста и процветания.


Библиографическая ссылка

Сиражудинова С.И. ПЕРСПЕКТИВЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-2. – С. 283-287;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3854 (дата обращения: 22.12.2024).