Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕЗАКОННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Петрова О.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России»
В современных условиях проблемы обеспечения экономической безопасности России вызывают наибольший интерес у различных исследователей. В настоящее время система экономической безопасности претерпевает изменения в части усиления существующих угроз и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности. Автор рассматривает незаконные миграционные процессы в двух аспектах: с одной стороны, в качестве самостоятельной угрозы экономической безопасности, с другой – во взаимосвязи с другими угрозами экономической безопасности, возникающих под их влиянием. В статье производится оценка влияния незаконных миграционных процессов на целую систему угроз экономической безопасности России на основе использования метода экспертных оценок, в рамках которого определяются наиболее существенные угрозы экономической безопасности, на которые оказывают влияние незаконные миграционные процессы. Оценка угроз имеет первостепенное значение, поскольку позволяет определить наличие, степень актуализации и опасности тех или иных угроз экономической безопасности и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы для противодействия этим угрозам.
незаконные миграционные процессы
экономическая безопасность
угрозы экономической безопасности
метод экспертных оценок
этапы экспертного оценивания
экспертные группы
ранжирование факторов
1. Чегодаев А.И. Математические методы анализа экспертных оценок // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2010. – № 2 (64). – С. 130-135.
2. Примакин А.И., Большакова Л.В. Метод экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1 (53). – С. 192-193.
3. Литвиненко А.Н. Методика оценки основных детерминант криминализации экономики как угрозы экономической безопасности страны. – Санкт-Петербург: Лема, 2010. – 29 c.

Оценка влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность России

В условиях сложившейся современной социально-экономической и международно-политической ситуации достаточно большое внимание уделяется проблемам обеспечения экономической стабильности и безопасности России.

В настоящее время комплексная система экономической безопасности претерпевает изменения в части, касающейся усиления существующих угроз и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности. Одной из таких угроз, по нашему мнению, является распространение негативного влияния незаконной миграции на экономическую и национальную безопасность государства в целом, которое несет в себе разрушительно-деструктивный потенциал и может негативно сказаться на социально-экономическом развитии России.

Факты незаконной миграции в контексте их влияния на экономическую безопасность России рассматриваются с двух основных позиций:

- во-первых, как процессы, оказывающие влияние на интересующие исследователя экономические процессы;

- во-вторых, как явление, способное «проверить на прочность» анализируемые объекты.

При непосредственном изучении системы экономической безопасности России автором был проанализирован и систематизирован ряд теоретических и эмпирических исследований, которые рассматривают незаконные миграционные процессы как самостоятельную угрозу экономической безопасности. При этом непроработанным остается вопрос определения взаимосвязи незаконных миграционных процессов с другими угрозами экономической безопасности, возникающими под их влиянием.

При обобщении эмпирической доказательной базы автор пришел к выводу о том, что рассчитать удельный вес такой угрозы как незаконные миграционные процессы среди всех угроз экономической безопасности достаточно сложно в силу того, что отсутствует единый и исчерпывающий перечень угроз экономической безопасности во всех сферах экономики.

Для подтверждения существенности влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность России в рамках возникающих под их воздействием угроз с учетом специфики изучаемой проблемы, имеющей не только количественные, но и качественные характеристики, применен метод экспертных оценок. Этот метод применяется для решения сложных, комплексных проблем в условиях неопределенностей и неполноты информации посредством логико-эвристического анализа на основе экспертного оценивания, которое осуществляют компетентные в данной области специалисты [1, с. 130].

Для эффективного применения метода экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности России автором было соблюдено требование, заключающееся в последовательном прохождении всех этапов, предусмотренных особенностями этого метода:

- формулировка проблемы, постановка задач;

- подготовка, организация и проведение экспертного оценивания;

- анализ и обработка экспертной информации;

- получение выводов, рекомендаций и прогнозов [2, с. 192].

На первом этапе экспертного исследования была сформулирована проблема, заключающаяся в научном обосновании негативного влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность, определении последствий этого влияния, а также возможности создания необходимых условий, способствующих наиболее оптимальному и эффективному менеджменту миграционных потоков. Основная задача настоящего исследования заключалась в оценке влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность через призму возникающих под их воздействием угроз.

На втором этапе были проведены мероприятия, направленные на подготовку, организацию и проведение экспертного оценивания:

- сформированы экспертные группы;

- выбрана форма проведения процедуры экспертного оценивания;

- подготовлено задание для экспертов и определен вид информации, которая должна быть от них получена;

- проведено анкетирование экспертных групп и осуществлен сбор экспертной информации.

При формировании экспертной группы вначале были определены оптимальная численность этой группы и ее окончательный состав. Количество опрашиваемых экспертов определялось исходя из соображения о существовании нижней и верхней границ числа экспертов. При этом, нижняя граница равна числу факторов, оцениваемых в задаче, верхняя определяется, например, как потенциальное число возможных экспертов [2, с. 193].

Так, в рамках исследования были проанкетированы две группы экспертов по 15 человек в каждой:

1) эксперты-теоретики;

2) эксперты-практики.

В группу экспертов-теоретиков вошли представители образовательных и научных организаций из различных субъектов России, среди которых:

- Всероссийский научный исследовательский институт МВД России;

- Санкт-Петербургский университет МВД России;

- Ростовский юридический институт МВД России;

- Смоленский филиал Саратовской государственной юридической академии;

- Костромской государственный университет.

Экспертами-практиками, в свою очередь, выступили представители следующих подразделений:

- Главное управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

- Управление по вопросам миграции по Костромской области;

- Управление по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан;

- Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Костромской области;

- Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Линейного отдела МВД России на станции «Москва-Киевская».

Важно отметить, что качество информации, полученное в ходе проведения экспертного оценивания для решения задач обеспечения экономической безопасности, зависит не столько от количества проанкетированных специалистов-экспертов, сколько от уровня их компетентности и осведомленности в исследуемой проблеме.

Подбор экспертов в рабочую группу осуществлялся на основе следующих критериев:

1) в группу экспертов-теоретиков, которая составила 15 человек, отбирались специалисты в области экономической безопасности с помощью метода «снежного кома», которые имеют высшее образование, ученую степень, стаж работы не менее 10 лет, а также публикации в рамках исследуемого вопроса;

2) в группу экспертов-практиков вошло 15 специалистов, имеющих высшее образование и практический опыт работы в подразделениях по вопросам миграции и экономической безопасности не менее 10 лет.

Параллельно с формированием экспертных групп была определена форма проведения процедуры экспертного оценивания – одноразовая процедура без обратной связи. Она заключалась в проведении одноразового раздельного опроса экспертов. При этом форма участия экспертов – заочная, решаемые задачи – оценивающие варианты, способ формирования оценок – ранжирование факторов по шкале, количество привлекаемых экспертов: ограниченное.

В рамках исследования была подготовлена анкета для каждого из экспертов, в которой необходимо было проранжировать предложенные варианты ответа, т.е. распределить числа (ранги) от 1 до 7 таким образом, чтобы вариант ответа, который должен иметь приоритетное значение получил ранг, равный 1; следующему по значимости влияния и степени важности варианту ответа присваивается ранг, равный 2 и т.д., до тех пор, пока последнему (наименее значимому) варианту ответа не будет присвоено число 7.

Каждый эксперт отвечал на следующий вопрос: «Как Вы считаете, какое влияние незаконные миграционные процессы оказывают на экономическую безопасность России? Вариантами ответа, которые необходимо было распределить по степени значимости и влияния на экономическую безопасность, выступили следующие угрозы экономической безопасности:

1) сохранение значительной доли теневого сектора экономики России;

2) отток финансовых ресурсов (ремиттансов) в зарубежные страны-исхода мигрантов (вывоз капитала из страны);

3) несбалансированность национальной бюджетной системы за счет сокращение доходной части бюджетов из-за не поступления налоговых отчислений от нелегальной деятельности трудовых мигрантов;

4) повышение уровня криминализации и коррупции в экономической сфере, а также рост коррумпированности в органах государственной власти;

5) рост безработицы среди коренного населения России за счет увеличения мигрантских ниш занятости;

6) снижение инновационной активности и отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий;

7) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

После проведения анкетирования была проанализирована и обработана с помощью математических методов экспертная информация. В рамках третьего этапа были решены следующие задачи:

1) проанализированы индивидуальные оценки каждого эксперта по двум сформированным группам;

2) проведен анализ совокупности оценок каждой из двух групп экспертов;

3) объединены экспертные оценки.

В рамках решения первой поставленной задачи было отмечено, что индивидуальные оценки экспертов в каждой из групп являются логичными и непротиворечивыми. На основании этого вывода был осуществлен переход к решению второй задачи в рамках реализации третьего этапа метода экспертных оценок.

Решение второй задачи предполагало анализ оценки всех экспертов в рамках своей группы на предмет их согласованности. В свою очередь, согласованность экспертов определялась степенью близости их индивидуальных мнений. Так как экспертная информация была представлена в виде рангов, то согласованность оценок экспертов по каждой группе в отдельности проверялась по значению коэффициента конкордации W, рассчитываемого по следующей формуле (при отсутствии у всех экспертов связанных рангов):

Doc19.pdf

где n – число экспертов; k – число факторов; S – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого фактора, полученной от всех экспертов, от среднего ранга.

Расчет коэффициентов конкордации по проанкетированным экспертным группам представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Расчет коэффициента конкордации по группе экспертов-теоретиков

Угрозы, k

Эксперты-теоретики, n

Сумма рангов

Отклонение суммы рангов

Квадрат отклонений суммы рангов, S

Занимаемое место ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ранги, r

 

 

 

M

1

1

3

2

1

4

4

1

3

4

2

1

4

1

2

1

34

-26

676

2

2

3

2

1

2

3

1

4

1

2

3

4

2

2

3

2

35

-25

625

3

3

2

1

3

3

1

2

2

2

1

1

2

1

3

1

3

28

-32

1024

1

4

5

4

5

5

2

3

3

5

3

4

3

3

5

4

4

58

-2

4

4

5

4

7

6

6

5

6

7

4

5

5

6

5

4

5

5

80

20

400

5

6

7

6

4

7

6

5

6

6

7

7

5

7

7

7

7

94

34

1156

7

7

6

5

7

4

7

7

5

7

6

6

7

6

6

6

6

91

31

961

6

Итого:

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

420

 

4846

 

КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ W = 0,77

Таблица 2

Расчет коэффициента конкордации по группе экспертов-практиков

Угрозы,

k

Эксперты-практики, n

Сумма рангов

Отклонение суммы рангов

Квадрат отклонений суммы рангов, S

Занимаемое место ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ранги, r

 

 

 

M

1

4

5

3

4

5

3

5

4

3

4

3

3

4

3

2

55

-5

25

4

2

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

2

1

1

1

3

23

-37

1369

1

3

3

4

2

3

3

2

4

1

2

3

4

5

3

2

1

42

-18

324

3

4

2

1

4

1

1

4

2

3

4

1

1

2

2

4

5

37

-23

529

2

5

6

7

7

6

4

5

7

5

6

5

7

6

6

7

6

90

30

900

6

6

7

6

6

5

7

7

6

6

7

7

6

7

7

6

7

97

37

1369

7

7

5

3

5

7

6

6

3

7

5

6

5

4

5

5

4

76

16

256

5

Итого:

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

420

 

4772

 

КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ W = 0,76

Таблица 3

Распределение экспертами угроз экономической безопасности в зависимости от занимаемых мест

Угрозы экономической безопасности

Занимаемое место

Эксперты-

теоретики

Эксперты-

практики

1) сохранение значительной доли теневого сектора экономики России

2

4

2) отток финансовых ресурсов (ремиттансов) в зарубежные страны-исхода мигрантов (вывоз капитала из страны)

3

1

3) несбалансированность национальной бюджетной системы за счет сокращение доходной части бюджетов из-за не поступления налоговых отчислений от нелегальной деятельности трудовых мигрантов

1

3

4) повышение уровня криминализации и коррупции в экономической сфере, а также рост коррумпированности в органах государственной власти

4

2

5) рост безработицы среди коренного населения России за счет увеличения мигрантских ниш занятости

5

6

6) снижение инновационной активности и отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий

7

7

7) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития

6

5

Так, по результатам анкетирования групп экспертов-теоретиков и экспертов-практиков угрозы экономической безопасности, возникающие, в том числе, под влиянием незаконных миграционных процессов были проранжированы в порядке, представленном в таблице 3.

По совокупности экспертных мнений «теоретиков» первое место было присвоено такой угрозе экономической безопасности, как: «несбалансированность национальной бюджетной системы за счет сокращения доходной части бюджетов из-за не поступления налогов от нелегальной деятельности трудовых мигрантов».

В свою очередь, эксперты-практики на первое место поставили такую угрозу как: «отток финансовых ресурсов (ремиттансов) в зарубежные страны-исхода мигрантов (вывоз капитала из страны)».

Для того чтобы установить согласованность мнений двух групп экспертов и найти направление и тесноту связи между ними, был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который позволил определить фактическую степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков.

Для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена была использована формула:

Doc19.pdf

где xi и yi – ранги i-угрозы, поставленные представителями первой и второй групп соответственно.

Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице 4.

В результате произведенных расчетов был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена, равный 0,68, что свидетельствует о наличии прямой связи между ответами двух групп экспертов. При определении меры тесноты связи по шкале Чеддока было установлено, что рассчитанное значение попадает в интервал от 0,5 до 0,7, что говорит о наличии заметной связи между экспертными группами.

В рамках заключительного этапа проведения экспертного оценивания влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность России через призму возникающих под их воздействием угроз были сделаны следующие выводы:

1) установлена взаимосвязь незаконных миграционных процессов и экономической безопасности через возникающие под их воздействием угрозы;

2) научно обоснована прямая пропорциональная связь между незаконными миграционными процессами и целой системой угроз экономической безопасности России;

3) определены две наиболее существенные угрозы экономической безопасности, возникающие под влиянием процессов незаконной миграции: по мнению экспертов-теоретиков, наибольшее влияние незаконные миграционные процессы оказывают на сокращение доходной части бюджетов из-за не поступления налогов от нелегальной деятельности трудовых мигрантов. Эксперты-практики полагают, что наибольшее влияние незаконные миграционные процессы оказывают на отток финансовых ресурсов (ремиттансов) в зарубежные страны-исхода мигрантов.

Таблица 4

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Номер угрозы

k

Порядковые номера рангов

(эксперты-теоретики) xi

Порядковые номера рангов

(эксперты-практики) yi

Разности рангов

di = xi – yi

Квадраты

разности

рангов di2

1

2

4

-2

4

2

3

1

2

4

3

1

3

-2

4

4

4

2

2

4

5

5

6

-1

1

6

7

7

0

0

7

6

5

1

1

 

Doc19.pdf

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена ρ = 0,68

 

Оценка угроз экономической безопасности страны является одним из важнейших инструментов управления в системе обеспечения экономической безопасности. Важность точной и своевременной оценки определяется, в первую очередь, наличием, степенью актуализации и опасности той или иной угрозы экономической безопасности, а также возможностью отражения наиболее опасных угроз, не расходуя и без того ограниченные ресурсы для противодействия всем без исключения угрозам экономической безопасности [3, с. 4].

Таким образом, метод экспертных оценок позволил научно обосновать наличие взаимосвязи между незаконными миграционными процессами и экономической безопасностью России.

Для подтверждения негативного влияния незаконных миграционных процессов на экономическую безопасность была произведена оценка угроз экономической безопасности России, возникающих, в том числе под влиянием процессов незаконной миграции.

В рамках исследования были проранжированы и определены наиболее существенные угрозы экономической безопасности, на которые оказывают влияние незаконные миграционные процессы.


Библиографическая ссылка

Петрова О.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕЗАКОННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 136-142;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=384 (дата обращения: 21.11.2024).