Введение
Сбалансированность бюджета – один из принципов формирования и исполнения бюджета, указанный в ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [1].
Цель исследования – провести анализ неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и разработать рекомендаций по достижению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации через управление неналоговыми доходами.
Материалы и методы исследования
Проблема достижения сбалансированного государственного и региональных бюджетов освещалась в работах известных теоретиков А. Смита, Д. Рикардо и Дж. Кейнса. Современные исследования в области эффективного управления бюджетом проводились многими отечественными учеными, среди которых Лисачкина Ю.С. [10], Алексеева А.Г., Бурцева Т.С., Элякова И.Д. [8], Баранова С.В., Лямчева Е.С. [9] и др.
Информационной базой для анализа служит российское бюджетное законодательство, статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка и финансовых органов субъектов Российской Федерации, внутренние документы Министерства финансов Омской области, учебная литература по государственным финансам, а также научные публикации по данной теме.
В процессе исследования проблемы сбалансированности бюджетов использовались методы логического, статистического анализа.
Для любого бюджета характерно наличие дефицита или профицита. Нельзя сказать, что лучше для бюджета, дефицит или профицит. Наиболее эффективным является состояние сбалансированности бюджета. Под сбалансированностью бюджета понимается равенство между расходами бюджета и суммой доходов бюджета и источников финансирования дефицита.
Проведем анализ доходов и расходов бюджета на примере Омской области за период 2021-2023 гг. Исходя из данных регионального бюджета в этот период в омской области наблюдается ситуация дефицита бюджета. Расходы превысили доходную часть, которая составила в 2023 году 137 068,13 млн.
Результаты исследования и их обсуждение
Дефициту бюджета в российском законодательстве уделяется больше внимания. Проблеме финансирования бюджетного дефицита посвящена гл. 13 БК РФ, которая определяет конкретные инструменты, которые могут быть использованы – на федеральном, региональном и местном уровне (ст. 94-96), а также пределы дефицита бюджетов субъекта Российской Федерации (далее – РФ) и муниципального образования (ст. 92.1) [1]. Возникновение бюджетного дефицита может быть связанно с решением значимых социальных проблем, что является положительным фактором, так как он становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Можно выделить общую причину дефицита бюджета – рост предельных общественных издержек производства, который связан с расширением политических и социальных функций государства. Государственные вложения в развитие производства, социальную помощь населению, укрепление военной мощи значительно возрастают. В то же время валовой внутренний продукт и, соответственно, доходы бюджета увеличиваются не такими быстрыми темпами. Отсюда необходимость наличия дополнительных ресурсов, не компенсируемых ростом платежей в бюджет.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, есть предельные значения дефицита, которые составляют 15% от общего объёма доходной части бюджета. Бюджет Омской области занимает второй уровень в бюджетной системе РФ – региональный. Как уже говорилось ранее, региональные власти самостоятельно решают проблемы сбалансированности бюджета. Однако, несмотря на широкий круг полномочий, они вынуждены соблюдать ограничения законодательства, а также следовать общему курсу, который определяется федеральными органами.
В 2012 г. «майские указы» Президента РФ определили средне- и долгосрочные цели развития государства до 2020 г., в соответствии с которыми разрабатывался план деятельности как федерального правительства, так и регионального. Указы коснулись, в частности, социальной и демографической политики, сфер здравоохранения и образования, жилищного вопроса, системы государственного управления, проблемы межнационального согласия (указы N 596-602, 606 от 7.05.2012 г.) и установили целевые показатели, обязательные к достижению в конкретные сроки. Данные нормативные документы определили Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 г.
Таким образом, структура расходов областного бюджета во многом определяется политикой государства, направленной на реализацию социально значимых мероприятий и рост благосостояния граждан. Однако следует помнить, что финансирование этих мероприятий обеспечивается не только за счет средств федерального бюджета. В условиях постоянного роста расходов поступления в бюджет не всегда могут обеспечить их покрытие, образуется бюджетный дефицит, и правительство прибегает к заимствованиям.
За последние 3 отчётные года бюджет Омской области имеет растущий дефицит, что наглядно представлено на рисунке 1. Данный показатель увеличивается с каждым годом, в 2023 году по сравнению с 2022 показал рост составил 115,53% что является отрицательной динамикой.
Таким образом, бюджет Омской области формируется и реализуется в условиях наращения расходов на решение социально-экономических проблем, в частности реализацию национальных проектов и индексацию заработных плат работников бюджетной сферы.
Рис. 1. Показатель дефицита бюджета
Кроме того, существуют определенные риски, создающие угрозу роста государственного долга. Основным методом минимизации рисков является достоверное прогнозирование доходов и расходов.
Проведя анализ доходов бюджета Омской области за указанный период, был получен вывод о том, что налоговые, как и неналоговые доходы выросли, что нельзя сказать о безвозмездных поступлениях. В 2023, по сравнению с 2022 они снизились на 2,47 млрд. руб. или на 5,23%.
Данное снижение, в частности, наблюдается из-за низких поступлений межбюджетных трансфертов. А именно из-за резкого снижения иных межбюджетных трансфертов в 2023 году на 6,77 млрд. руб. или на 45,30%.
На протяжении исследуемого периода наблюдается дефицит, однако его увеличение в большей степени, образовался из-за безвозмездных поступлений. Увеличение расходной части бюджета Омской области над доходной, что является дефицитом, не является сбалансированной ситуацией.
Сложившаяся ситуация не позволяет в полном объёме реализовать принципы бюджетной системы, связанные с обеспечением сбалансированности бюджетов.
Исходя из сделанных выводов, можно сказать, что бюджет Омской области не обладает принципом самостоятельности [6].
Налоговые доходы 2023 года увеличились на 15,93 %, по сравнению с 2022 годом, а неналоговые доходы на 25,54%, однако данный вид доходов занимает небольшую часть в структуре доходов Омской области. То есть рост показателей присутствует. Но данный рост незначительно повлиял на дефицит бюджета Омской области.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета Омской области, необходимо решить такие проблемы, как:
− Отсутствие бюджетного равновесия;
− Слабая роль собственных доходов бюджета Омской области;
− Несоблюдение принципа самостоятельности.
Указанные проблемы ведут к постепенному увеличению дефицита регионального бюджета и, соответственно, государственного долга. Данный факт свидетельствует об угрозе превышения установленного значения в 10%.
Из всех проблем, которые были установлены, наиболее значимой для сбалансированности бюджета является проблема увеличения доли собственных доходов бюджета Омской области. Для решения данной проблемы подвергнем улучшению неналоговые доходы Омской области.
Практика регионального опыта показывает, что максимальный эффект в увеличении поступлений неналоговых доходов, достигается через использование имеющегося в собственности у субъекта имущества. Относительно структуры неналоговых доходов Омской области, данный вид поступлений занимает 5,54% от общей суммы неналоговых доходов бюджета области за 2023 год и 0,06% от общей суммы доходов бюджета за 2023 год.
1) В качестве улучшения вышеперечисленных доходов предложим увеличить количество и повысит качество выездных проверок, связанных с контролем использования бюджетного имущество в соответствии с указанными целями.
2) Необходимо проводить открытые аукционы на право заключения договоров аренды имущества, находящегося в казне Омской области с целью вовлечения свободных и временно неиспользуемых объектов движимого и недвижимого имущества в хозяйственные обороты (вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства).
В связи с тем, что некоторые организации не внесли арендную плату в установленный срок, образовалась дебиторская задолженность в размере 5 857 392,75 руб. То есть, мы видим, что в бюджет не поступило почти 7% от всей суммы поступивших арендных платежей.
Рис. 2. Пути совершенствования доходов от сдачи в аренду имущества
Причинами появления данной дебиторской задолженности стали:
− Невнесение арендных платежей в полном объеме, предусмотренных заключенными договорами, нарушение срока внесения;
− Внесение арендных платежей ниже оговоренной суммы;
− Банкротство предприятия.
В отношении ряда организаций были составлены судебные иски, в связи с чем, проводятся мероприятия по взыскании сумм в необходимом объеме.
Во избежание появления данной задолженности необходимо ужесточить меры наказания в случае неуплаты арендных платежей и нарушения срока уплаты.
На рисунке 2 представлена схема, отображающая возможные меры по повышению доходов от сдачи в аренду имущества.
3) Следующими мерами по увеличению неналоговых поступлений будут приватизация и коммерциализация активов. В отношении этих мер следует отметить, что сначала необходимо оценить все денежные потоки, включая как доходы, так и расходы, чтобы определить эффективность использования этих активов. Если использование активов окажется неэффективным, следующим шагом должен стать выбор между приватизацией и коммерциализацией этого объекта.
В современных условиях прослеживается снижение размеров унитарных предприятий путем приватизации, ликвидации и укрупнения, то есть объединение с более прибыльными предприятиями. Эта тенденция заметна во многих регионах РФ после вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества» [2].
Приватизация объектов собственности Омской области осуществляется в соответствии с вышеперечисленным законом, главы 8 Закона Омской области от 6 июля 2005 года № 652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области», постановлением Правительства Омской области от 24 ноября 2004 года № 82-п «Об отдельных вопросах приватизации имущества, находящегося в собственности Омской области» [3].
В рамках реализации вышеназванных законов в Омкой области Министерством имущественных отношений Омской области принимаются «распоряжения об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации иного имущества, находящегося в собственности Омской области» [5].
Рис. 3. План приватизации собственности Омской области
Министерством имущественных отношений Омской области принято распоряжение № 1956-р от 16 декабря 2022 года определено к приватизации в 2023 году: 45 объектов недвижимого имущества и 24 объекта движимого имущества.
На рисунке 3 представлен план приватизации за анализируемый период и прогнозный 2024 год, исходя из которого можно заметить снижении плана приватизации в 2023 году.
Состав объектов, которые планируется приватизировать, отражается в виде из перечня. Планы приватизации не всегда отражает часть важных сведений. Рекомендуется указывать ожидаемые сумы доходов от приватизации имущества.
4) Для расширения плана приватизации в Омской области необходимо рассмотреть информирование населения о имеющихся объектах, о планируемых аукционах.
5) Следующей мерой по увеличению неналоговых доходов бюджета Омской области является увеличение «доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Омской области» [5]. Он занимает 0,63% от общей суммы неналоговых доходов бюджета Омской области за 2022 год.
Согласно статье 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «размер части прибыли государственных унитарных предприятий, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливается законами соответствующего субъекта Российской Федерации» [1].
Согласно закону Омской области, об областном бюджете на 2024 год и плановый период, рассматриваемый вид дохода поступает в размере ¼ от общей полученной прибыли государственных предприятий. Если же рассмотреть рост доли с 25 до 27%, то данная мера поспособствую притоку дополнительных неналоговых доходов в бюджет в размере около 1 млн. руб.
6) Рассмотрим неналоговые доходы в виде «платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти Омской области» [6]. Они занимают 0,02% от общей суммы неналоговых доходов бюджета Омской области за 2023 год и составляют 384,77 тыс. руб.
Размер платы данного дохода закреплен в Постановлении Правительства Омской области от 26 августа 2015 года № 238-п «О Порядке определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» [4].
Согласно вышеуказанному документу «размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 рублей за каждый год срока действия сервитута» [4].
Для роста данного неналогового дохода прибегнем к увеличению процента зачисления кадастровой стоимости до 0,15%.
Прогноз поступления неналоговых доходов в бюджет Омской области на 2023 год, тыс. руб. [6]
При использовании данного процента для расчета неналогового дохода бюджета 2023 года, плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков Омской области увеличится почти на 100 тыс. руб.
Внедрение предложенных мероприятий в полном объеме или частично приведёт к росту не только доли неналоговых доходов в общей структуре доходов, но и к росту общего объема доходной части Омской области. В долгосрочной перспективе данные мероприятия будут способствовать формированию сбалансированного регионального бюджета.
В силу того, что неналоговые доходы в 2023 году занимают 1,17% от общей суммы доходов бюджета Омской области, налоговые доходы – 66,15%, только с помощью увеличения неналоговых доходов добиться сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации нельзя. Неналоговые доходы могут только поспособствовать в дальнейшем увеличению собственных средств бюджета, но больший эффект увеличения можно добиться увеличением налоговых доходов.
Заключение
Из всех выявленных проблем, большее значение для обеспечения сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации, имеет проблема увеличения доли собственных доходов бюджета Омской области. Для этого увеличим неналоговые доходы Омской области.
Для роста неналоговых доходов бюджета Омской области, были предложены следующие меры:
− Увеличения количества проверок бюджетных учреждений Омской области, по результатам которых необходимо выявлять неиспользуемые участки и предоставление юридическим и физическим лицам договора аренды и купли-продажи;
− Особый контроль договоров аренды, заложение в их расчет регулирующий коэффициент;
− Расширение плана приватизации;
− Ужесточение мер наказания в случае неуплаты арендных платежей и нарушения срока уплаты;
− Увеличению процента зачисления кадастровой стоимости до 0,15%, что поспособствует увеличению «доходов в виде платы по соглашениям об установлении сервитута», так как размер платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
− Увеличение норматива перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Омской области до 27%.
В силу того, что неналоговые доходы в 2023 году занимают 1,17% от общей суммы доходов бюджета Омской области, налоговые доходы – 66,15%, только с помощью увеличения неналоговых доходов добиться сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации нельзя. Неналоговые доходы могут только поспособствовать в дальнейшем увеличению собственных средств бюджета, но больший эффект увеличения можно добиться увеличением налоговых доходов.
Внедрение предложенных мероприятий в полном объеме или частично приведёт к росту не только доли неналоговых доходов в общей структуре доходов, но и к росту общего объема доходной части Омской области. В долгосрочной перспективе данные мероприятия будут способствовать формированию сбалансированного регионального бюджета.
Библиографическая ссылка
Саврасова Д.В. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-1. – С. 102-108;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3828 (дата обращения: 20.11.2024).