Введение
В современных условиях высокого уровня динамизма факторов внешней и внутренней среды и необходимостью оперативной адаптации к ним всех секторов и отраслей национальной экономики, инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, занятых в сфере общественного питания, становится одним из основных инструментов их устойчивого развития.
Инвестиционная деятельность предприятий общественного питания связана с модернизацией основных бизнес-процессов, что приводит к социально-экономическому эффекту.
Инвестиционная деятельность стимулирует инновационную активность предприятий общественного питания и способствует продвижению новых концепций их развития, основным содержанием которых является повышение продовольственной безопасности страны.
Вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью предприятий общественного питания в современных условиях турбулентной экономики с ее инновационной и проектной составляющими, рассматриваются в экономической литературе недостаточно, и все имеющиеся в этом плане научные публикации носят, в основном фрагментарный характер. Вместе с тем, повышение эффективности сферы общественного питания значительной мере связано с адаптацией ее к сложным условиям современных экономических реалий, что предполагает выработку инновационных инструментов в этом направлении.
Целью исследования является разработка основных направлений организации системы управления инвестиционной деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса в сфере общественного питания, где вопрос цифровизации идет медленными темпами.
Материал и методы исследования
Теоретическо-методологической базой данного исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых классиков. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, данные Федеральной службы государственной статистики РФ. В процессе исследования в качестве научного инструментария применялись следующие методы: интеллектуальный, исторический и логический анализ, синтез, моделирование, классификация.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе управления общественного питания осуществляется целенаправленное воздействие на все ступени его деятельности, в том числе на инвестиционную.
Управление инвестиционной деятельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, которые связаны с различными аспектами инвестирования в предприятие [1].
В этой связи основные задачи управления инвестиционной деятельностью предприятия общественного питания сводятся к следующему:
‒ инвестиционная поддержка операционной деятельности;
‒ обеспечение максимальной доходности от инвестиций;
‒ минимизация инвестиционных рисков;
‒ повышения конкурентоспособности услуг общественного питания и предприятий, которые в них участвуют;
‒ создание конкурентной среды, необходимой для взаимодействия с участниками бизнес – экосистемы.
Необходимость управления инвестиционной деятельностью обусловлена так же тем, что каждый из ее участников имеет свои специфические цели, что наглядно представлено в таблице.
Цели участников инвестиционной деятельности предприятий общественного питания
Участник инвестиционной деятельности |
Цели участника инвестиционной деятельности |
1.Инициатор инвестиционного проекта |
1.1 Изыскание необходимой суммы инвестиций 1.2 Финансирование проекта в согласованные сроки 1.3 Выбор наиболее предпочтительного исполнителя инвестиционного проекта 1.4 Получение максимальной прибыли на вложенные инвестиции |
2.Инвестор |
2.1 Изучение предложений об инвестировании 2.2 Изыскание необходимой суммы инвестиций 2.3 Финансирование инвестиционного проекта 2.4 Контроль за сроками реализации инвестиционного проекта |
3.Заказчик |
3.1 Выбор исполнителя инвестиционного проекта 3.2 Запуск инвестиционного проекта 3.3 Обеспечение возвратности средств инвестору |
4.Исполнитель (сторонняя организация) |
4.1 Разработка ТЗ совместно с заказчиком 4.2 Организация выполнения работ 4.3 Взаимодействие с подрядчиками и поставщиками |
Рис. 1. Подсистемы (блоки) управления инвестиционной деятельностью предприятия общественного питания
Поскольку цели участников инвестиционного проекта различны, то необходимо их согласование в рамках управления инвестиционной деятельностью предприятия.
Управления инвестиционной деятельностью требует всестороннего комплексного учета влияния факторов внутренней и внешней среды при максимальном использовании имеющихся у предприятия резервов роста и дальнейшего совершенствования [2].
Изучение различных подходов управления инвестиционной деятельностью предприятия позволило предложить следующий вариант построения ее системы в составе различных взаимосвязанных подсистем (блоков) (рисунок 1).
Рассмотрим более подробно каждого из подсистем (блоков) управления инвестиционной деятельностью предприятия общественного питания.
Инвестиционная стратегия представляет собой генеральное направление инвестиционной деятельности предприятия, реализация которого приводят к получению необходимого экономического эффекта.
Несомненно, что инвестиционная стратегия, не должна противоречить общей стратегии предприятия, а только дополнять и развивать ее. При этом, нужно учитывать на каком этапе жизненного цикла находятся предприятие. Например, если предприятие находится на начальном этапе вхождения на рынок общественного питания и нуждается в дешевых инвестициях, представляемых на длительный срок, то стратегией инвестиционной деятельности предприятия может быть, на наш взгляд такая, как использование многоканального инвестирования, то есть получение инвестиций из различных источников. Выделяют следующие источники инвестиций: чистая прибыль, амортизация, кредиты банков, лизинг, дополнительные взносы учредителей, средства государственной поддержки.
Инвестиционное планирование как система включает в себя следующие элементы: плановые задания; показатели, обосновывающие необходимость инвестиционных ресурсов и эффективность их использования.
Основные задачи инвестиционного планирования состоят в следующем [3]:
- обоснование необходимой потребности в инвестиционных ресурсах;
- выявление возможных источников инвестирования и дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с взаимодействием с инвесторами;
- оценка стоимости источника инвестиций;
- проведение финансовых расчетов эффективности инвестиций с учетом процесса возврата заемных средств;
- разработка подробного бизнес – плана инвестиционного проекта с целью предоставления его потенциальному инвестору.
Важность решения этой проблемы связана еще и с тем, что у предприятия общественного питания в настоящее время появились особые конкуренты, которые осуществляют свою деятельность в рамках бизнес – экосистем. Бизнес-экосистема представляет собой структуру взаимосвязанных элементов, таких как: организация или ее структурное подразделение, бизнес – единица(ы) инфраструктуры, окружающей организацию с системой взаимосвязей с целью предоставления своим участникам дополнительных ресурсов для достижения стратегии развития бизнеса и его задач. Сам факт появления и активного развития бизнес – экосистем обусловлен влиянием следующих факторов:
- повышение степени насыщенности рынка и рост конкурентной борьбы;
- трансформация сущности конкуренции;
- формирование принципиально нового поколения потребителей;
- возможность создания для предприятий больших баз данных различных категорий клиентов (Big Data);
- повышение динамизма фактором внутренней и внешней среды.
Иными словами бизнес – экосистемы силами своих неспециализированных подразделений начинают заниматься такой деятельностью, как субъекты малого и среднего бизнеса, в том числе и оказывать услуги общественного питания. Конкурировать с такими структурами довольно сложно, потому что они развиваются за счет собственных инвестиционных ресурсов, а малый и средний бизнес, в подавляющем большинстве случаев — за счет заемных средств. Поэтому инвестиционное планирование должно учесть эту особенность конкуренции в секторе общественного питания и предусмотреть в инвестиционных планах запас финансовой прочности [4].
Подсистема выбора источников инвестирования предполагает расчет стоимости инвестиций при различных вариантах: заемные средства, лизинг, государственная поддержка, собственные источники. Выбор источника осуществляется по критерию его минимальной стоимости, но не всегда такой вывод является очевидным.
Например, лизинг является очень дорогим источником инвестиций, так как лизинговые платежи включают много составляющих, но предприятия его используют, так как для получения кредита у них нет быстро ликвидного залога.
После выбора одного или нескольких источников инвестиций должна быть проведена организационная работа с потенциальными инвесторами. Так, например, при получении кредита должен быть проделан следующий комплекс работ по взаимодействию с инвестором:
- оценка кредитоспособности предприятия;
- оценка предмета залога;
- составление и подписание кредитного договора;
- перечисление суммы кредита на расчетный счет предприятия;
- контроль за целевым расходованием кредита.
При получении государственной поддержки работа проводится с фондами и агентствами по поддержке малого и среднего бизнеса в части оформления необходимой документации, проведения экспертизы, принятия решения о предоставления господдержки, ее получение и мониторинг процесса расходования.
Подсистема цифровизации инвестиционных процессов является относительно новой по сравнению с другими подсистемами и связана с применением цифровых технологий в сфере общественного питания, основные из них представлены на рисунке 2.
Цифровизация бизнес – процессов связана, прежде всего, с внедрением в практику деятельности предприятий различных программных продуктов (программного обеспечения) [5]. Для реализации поставленной задачи предлагается использование программного обеспечения «ИТ – простое бюджетирование», которое имеет широкие функциональные возможности обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия (рисунок 3).
Состав операционных бюджетов, формируемых ПО «ИТ-простое бюджетирование», представлен на рисунке 4.
Именно приобретение ПО будет наиболее сложной проблемой для большей части предприятий в силу его дороговизны и необходимости в штате предприятия специалиста по цифровым технологиям.
Рис. 2. Перспективные цифровые технологии для сферы общественного питания
Рис. 3. Функциональные возможности ПО «ИТ-простое бюджетирование»
Рис. 4. Состав операционных бюджетов, формируемых с помощью ПО «ИТ-простое бюджетирование»
Для уменьшения суммы расходов на ПО целесообразно использовать государственную поддержку, сущность которой состоит в следующем. ПО приобретает малое или среднее предприятие, то его стоимость уменьшается на 50%, а в дальнейшем фирма-разработчик ПО получает эту сумму из бюджета в качестве компенсации [5]. Рассмотренное положение является одним из видов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России. Дело в том, что 28 июня 2021 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на возмещение затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения» [5]. В соответствии с этим Постановлением малые и средние предприятия страны имеют право на приобретение российского программного обеспечения со скидкой 50% от среднерыночной цены.
При этом субсидии предоставляются разработчикам ПО и они должны уменьшить цену своего ПО для субъектов малого и среднего предпринимательства, чтобы они смогли сократить свои расходы на его приобретение.
Процесс выплаты субсидии контролирует Российский фонд развития информационных технологий, который также осуществляет конкурсный отбор организаций-разработчиков.
Основное условие получение государственной поддержки – наличие представителей малого и среднего предпринимательства в Едином реестре малых и средних предприятий, дополнительная отчетность при этом не нужна.
Приобретенный предприятием общественного питания программный продукт должен быть установлен на ее технические средства, пройти апробацию, включая обучение персонала навыкам работы с ним.
При осуществлении инвестиционной деятельности предприятиями общественного питания могут возникать различные риски, основными среди которых являются следующие [6]:
1. Риск нехватки различных видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) обусловлен либо их полным отсутствием, либо неправильной исходной оценкой их потребности.
2. Риск использования некачественного сырья и оборудования.
3. Риск принятия неэффективных управленческих решений.
4. Риск кадрового потенциала связан с дефицитом персонала или его низкой квалификацией.
5. Риск неэффективной маркетинговой стратегии состоит в ошибочном выборе целевого сегмента предприятием общественного питания.
6. Риск банкротства.
Для минимизации рисков предприятия следует проводить комплекс мероприятий:
- четко рассчитывать необходимое количество ресурсов, осуществлять их рациональное использование;
- закупать качественное пищевое сырье и технологическое оборудование;
- учитывать последствия принимаемых управленческих решений;
- подбирать квалифицированный персонал и повышать его квалификацию;
- разрабатывать обоснованный маркетинговый план;
- систематически оценивать свои финансовые возможности.
В процессе управления инвестиционной деятельностью в организации будут взаимодействовать управляющая и управляемая подсистемы (рисунок 5) [7].
Рис. 5. Система взаимодействия управляющей и управляемой подсистем
Заключение
Предприятия общественного питания играют важную роль в обеспечении полноценного питания населения страны и обеспечения ее продовольственной безопасности.
Одним из основных условий устойчивого развития сектора общественного питания национальной экономки является эффективная инвестиционная деятельность входящих в нее предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что система управления инвестиционной деятельностью позволит повысить ее эффективность и улучшить качество обслуживания клиентов предприятий общественного питания.
Библиографическая ссылка
Иванова Е.А., Глызина М.П. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-1. – С. 50-56;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3820 (дата обращения: 20.11.2024).