Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Чунихина Т.Н. 1 Косников С.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
Целью статьи является анализ состояния и перспектив развития высшего образования в Краснодарском крае. Исследование фокусируется на таких проблемах, как финансирование, качество подготовки кадров, цифровизация и необходимость усиления государственного регулирования образовательного процесса. В статье использованы статистические данные, позволяющие выявить текущих тенденций в системе высшего образования региона. Основные выводы показывают, что развитие высшего образования возможно за счет внедрения цифровых технологий, улучшения взаимодействия с рынком труда и расширения международного сотрудничества. Авторы отмечают, что модернизация образовательных программ и усиление государственного регулирования повысят конкурентоспособность вузов Краснодарского края. Особое внимание уделяется интеграции международного опыта и инновационных технологий в учебные процессы. Важную роль имеет совершенствование образовательной инфраструктуры и расширение доступности высшего образования для различных социальных групп. Кроме того, в исследовании отмечена необходимость активного взаимодействия вузов с работодателями с целью создания актуальных образовательных программ, соответствующих запросам современного рынка труда. В результате предложены меры, которые способствуют укреплению образовательной системы и ее роли в экономическом развитии региона, создав условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в различных отраслях экономики Краснодарского края.
высшее образование
цифровизация
финансирование
государственное регулирование
конкурентоспособность
1. Ашилова М.С., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. Состояние и перспективы развития высшего образования // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 13-17.
2. Байсаева М.У. Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 9(55). С. 138-143.
3. Боташева А.А., Абдурайимов К.Х. Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 107-4. С. 23-25.
4. Власова В.И., Сыпко Е.В. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2(93). С. 19-22.
5. Жамангарин Д.С., Садвокасова К.Ж., Бактымбет А.С. Развитие высшего образования в Республике Казахстан:состояние, риски и перспективы // Флагман науки. 2023. № 11(11). С. 274-277.
6. Коваль А.А. Механизм государственного регулирования высшего образования: состояние и перспективы развития // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». 2020. № 2(18). С. 136-146.
7. Мырзатаев Н.Д., Тастекеев К.К. Внедрение цифровой технологи в системе высшего образования современное состояние и перспективы развития // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2018. № 4(40). С. 39-45.
8. Полякова А.А. Интернационализация высшего образования КНР: современное состояние и перспективы // Global and Regional Research. 2021. Т. 3, № 3. С. 119-127.
9. Рабаданов М.Х., Амиров Р.А., Гусейнов А.Г. Российское высшее образование в эпоху глобализации: состояние и перспективы // Региональные аспекты социальной политики. 2017. № 19. С. 5-19.
10. Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Состояние и перспективы поддержки студенческих семей в системе высшего образования: экспертные оценки // Вопросы управления. 2024. № 1(86). С. 36-50.
11. Хачатурян Н.Р., Мартиросян Г.В. Сравнение разных моделей образования и перспективы развития российской системы высшего образования в условиях конкурентной среды // Академическая публицистика. 2022. № 8-1. С. 70-73.
12. Чогулдуров М.Д. Управление качеством дистанционного образования в системе высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. № 3. С. 173-178.
13. Шарафидинова Г.Е. Современное состояние и перспектива развития сферы высшего образования // Экономика Таджикистана. 2021. № 4-1. С. 144-149.

Введение

В последние десятилетия высшее образование Российской Федерации претерпело существенные изменения, которые связанны с экономическими, технологическими и социальными преобразованиями. Деятельность высших учебных заведений направлена на формирование человеческого капитала, который является основой инновационного развития экономики. Как отмечают М.Х. Рабаданов и соавторы в своей работе, глобализация и переход к новым образовательным стандартам, требуют от российской системы высшего образования постоянной адаптации к мировым тенденциям, однако сталкиваются с рядом проблем, связанных с качеством образования, финансированием и массовизацией системы [9].

Основной проблемой российского высшего образования является снижение конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, которое связано с сокращением бюджетного финансирования и коммерциализацией системы образования. Как указывает коллектив авторов под руководством А.А. Коваль, в современных условиях основной задачей развития высшего образования является совершенствование механизмов государственного регулирования и повышения качества подготовки специалистов [6].

Основная роль в формировании высшего образования отведена цифровым технологиям. В статье Н.Д. Мырзатаева и К.К. Тастекеева акцентируется внимание на необходимость интеграции цифровых образовательных платформ, позволяющих повысить доступность и качество обучения [7]. Государственное регулирование и контроль за качеством образовательных услуг отмечено в работе М.У. Байсаевой, которая указывает на необходимость эффективного использования ресурсов образовательных учреждений, направленных на экономический рост страны [2].

Цель исследования заключается в анализе текущего состояния системы высшего образования Краснодарского края и определении перспектив развития с учетом текущих тенденций.

Материалы и методы исследования

Обзор литературы по состоянию и перспективам развития высшего образования отражает множество аспектов, связанных с его цифровизацией и качественным управлением. В работе М.Х. Рабаданова и соавторов подробно анализируются последствия глобализации для системы высшего образования России, отмечается необходимость адаптации к мировым тенденциям [9]. Авторы утверждают, что снижение качества образования из-за массовизации, коммерциализации и сокращения бюджетного финансирования, отрицательно сказывается на конкурентоспособности российских вузов на международной арене [9].

Н.Д. Мырзатаев и К.К. Тастекеев в своей статье рассматривают роль цифровых технологий в модернизации системы высшего образования [7]. Авторы акцентируют внимание на необходимость использования онлайн-образования и IT-технологий, которые направлены на повышение качества обучения и адаптации студентов к современным требованиям. Цифровизация – важный компонент образовательного процесса, который позволяет внедрять гибкие формы обучения, экономить время и ресурсы, а также обеспечивает доступ к обучению широким слоям населения.

М.Д. Чогулдуров анализирует дистанционные формы обучения как одну из перспективных моделей, предлагающих гибкость и мобильность в образовательном процессе. Автор отмечает, что дистанционное образование открывает возможности для создания равноправного образовательного пространства, снижая психологические барьеры и предоставляя гибкость в обучении, которая имеет особое значение в условиях пандемии и постпандемического мира [12].

А.А. Коваль в своем исследовании указывает на необходимость государственного регулирования в обеспечении качества высшего образования. Автор указывает на то, что государство должно осуществлять управление образовательными процессами, начиная от подготовки кадров и заканчивая контролем за качеством образовательных услуг. Однако, как отмечается, механизмы государственного регулирования нуждаются в совершенствовании, обеспечивая соответствие современным требованиям рынка труда и образовательных стандартов [6].

Таким образом, можно сказать, что состояние высшего образования в России находится на пересечении многих задач: глобализация, цифровизация и необходимость реформирования государственного регулирования. Все рассмотренные авторы сходятся во мнении, что для повышения конкурентоспособности российской системы образования необходимы изменения, которые включают цифровую трансформацию, улучшение качества образования и совершенствование механизмов государственного управления.

В работе А.А. Поляковой рассмотрен процесс интернационализации системы высшего образования как одного из основных факторов, способствующих ее развитию. Автор отмечает, что, несмотря на схожие задачи России и Китая по экспорту образовательных услуг и привлечению иностранных студентов, Китай достиг больших успехов в этой области. Например, КНР демонстрирует, что для успешной интернационализации необходимы структурные реформы, в т. ч. активное использование цифровых технологий и международного сотрудничества. Следует отметить растущую конкуренцию на мировом рынке образования, при которой российские вузы сталкиваются с такими проблемами, как необходимость повышения качества преподавания и исследований [8].

Г.Е. Шарафидинова в своей статье анализирует проблемы и перспективы развития высшего образования в условиях трансформации экономики Таджикистана. Несмотря на то, что акцент сделан на образовательные процессы в Таджикистане, многие аспекты применимы и к России. Так, в частности, автор отмечает, что успех развития высшего образования зависит от создания справедливых условий доступа для всех слоев населения, а также от обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Необходима интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство [13].

В.И. Власова и Е.В. Сыпко обращают внимание на практическую подготовку студентов в педагогических вузах, которая является основой образовательного процесса в условиях современных требований к высшему образованию. Авторы отмечают, что система подготовки педагогов в России претерпевает изменения, направленные на повышение качества практических навыков студентов. В работе рассмотрены этапы и принципы практической подготовки, которые необходимо осуществить с целью формирования квалифицированных специалистов системы образования [4].

Н.Р. Хачатурян и Г.В. Мартиросян анализируют модели высшего образования и приходят к выводу, что российская система, столкнулась с рядом проблем, связанных с отсутствием собственной модели, способной конкурировать с западными университетами. Авторы отмечают, что российские вузы вынуждены бороться за финансирование и талантливых студентов, внедряя эффективные маркетинговые стратегии и повышая гибкость в управлении образовательными процессами. В этой связи выдвигается идея необходимости разработки уникальной российской модели высшего образования, учитывающей национальные особенности и современные тенденции [11].

На основе анализа работ можно сделать вывод о том, что российская система высшего образования находится на этапе серьезных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности на международной арене и улучшение качества образовательных услуг. Для этого необходимо внедрение передовых практик, усиление государственного контроля за качеством образования, повышение гибкости и адаптивности образовательных учреждений на изменения рынка труда и потребности студентов.

В статье М.У. Байсаевой рассматривается высшее образование как фактор экономического роста. Автор отмечает, что, несмотря на имеющийся образовательный потенциал России, его использование для экономического и общественного развития остается недостаточно эффективным. М.У. Байсаева указывает на диспропорции между количеством студентов и качеством образовательных программ, приводя к снижению конкурентоспособность на международном уровне. Экономическая эффективность высшего образования связана с взаимодействием образовательных учреждений и рынком труда [2].

Работа М.С. Ашиловой и коллег освещает такие тренды в образовании, как цифровизация и коммерциализация, которые являются доминирующими факторами в развитии высшего образования. Авторы указывают, что цифровизация меняет способы обучения и формирует современные требования к компетенциям студентов и преподавателей. В статье акцентируется внимание на необходимости адаптации системы образования к современным условиям, внедрение интерактивных и междисциплинарных подходов [1].

В исследовании Д.С. Жамангарина и коллег проведен анализ системы высшего образования в Казахстане, которая, несмотря на успехи в увеличении количества студентов, столкнулся с дефицитом преподавательского состава и перегруженностью вузов. Авторы акцентируют внимание на необходимости обновления образовательной инфраструктуры и внедрения современных технологий подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Исследование демонстрирует прогноз изменений на рынке труда и подготовки специалистов с учетом международного опыта и мировых трендов [5].

Т.К. Ростовская и Е.А. Князькова обращают внимание на социальные аспекты высшего образования, особенно на поддержку студенческих семей. В их работе рассматриваются демографические проблемы России и влияние поддержки студенческих семей на общий уровень рождаемости. Исследование подтверждает необходимость государственной поддержки для студентов, которые создают семьи во время учебы, способствуя решению демографических задач и социальной стабильности [10].

А.А. Боташева и К.Х. Абдурайимов рассматривают высшее образование как фактор экономического развития России, указывая на необходимость формирования человеческого капитала, который является основой инновационного развития и повышения производительности труда. В статье рассматриваются образовательные инвестиции как ключевой элемент экономического роста, исследование подтверждается примерами развитых стран [3].

Анализ рассмотренных работ позволяет сделать вывод о том, что высшее образование обеспечивает экономическое развитие и социальную стабильность. Однако реализации его потенциала возможна за счет структурных реформ, направленных на повышение качества образования, цифровизацию, тесную связь с рынком труда и поддержку студентов в их социальной адаптации.

Результаты исследования и их обсуждение

Российская система высшего образования претерпела значительные изменения. Важным моментом является влияние глобализации в интеграции научных и культурных достижений, которые оказывают воздействие на отечественную систему образования, требуя ее модернизации в ответ на мировые тенденции. Внедрение цифровых технологий является основным направлением развития высшего образования, повышая гибкость и доступность образовательных программ. Цифровизация улучшает качество образования, помогает адаптировать студентов к современным требованиям рынка труда.

Государственное регулирование – эффективный методом управления образовательными ресурсами, направленный на повышение конкурентоспособности вузов и их роли в экономическом развитии страны. Однако существуют проблемы финансирования и доступности высшего образования. В частности, необходимо повысить уровень профессиональной подготовки, качества преподавания и научных исследований с целью формирования конкурентоспособного выпускника.

Таблица 1

Динамика показателей высшего образования в Краснодарском крае

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2023 г. к 2019 г., %

Число организации высшего образования, ед.

46

42

42

42

42

91,3

в т.ч. филиалов

27

25

26

26

26

96,3

Число государственных и муниципальных организации высшего образования, ед.

31

32

32

32

32

103,2

Число студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел.

114,7

109,3

105,2

101,9

101,4

88,4

Доля от контингента по РФ, %

2,75

2,67

2,58

2,5

2,43

Число студентов очной формы обучения, тыс. чел.

57,4

56,4

56,5

56,9

58,7

102,3

Обучающихся за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ, тыс. чел.

37,7

36,8

36,6

37,5

38,8

102,9

Доля обучающихся в государственных и муниципальных вузах, %

87,7

90,0

91,0

91,0

90,9

Источник: Мониторинг (ВО) – ГИВЦ

Развитие отечественного образования должно основываться на передовом опыте. Так, опыт интернационализации высшего образования в Китае указывает на необходимость аналогичных реформ в России. В Китае внедрение мировых стандартов образования и активная международная деятельность помогли повысить качество образовательных услуг и привлечь иностранных студентов.

Краснодарский край является крупным образовательным центом Российской Федерации. Динамика ключевых показателей высшего образования в Краснодарском крае представлена в таблице 1.

Анализ данных за период с 2019 по 2023 г. демонстрирует ряд тенденций. Во-первых, наблюдается уменьшение числа организаций высшего образования (с 46 до 42), которое связано с сокращением количества филиалов (на 3,7%). Однако это не повлияло на государственные и муниципальные учреждения, число которых осталось постоянным, т. к. в рамках государственного регулирования осуществляется поддержка вузов, обеспечивая стабильность и конкурентоспособность.

Число студентов в регионе снизилось на 11,6 %, которое можно объяснить изменением запросов на рынке труда, что находить свое подтверждение в исследованиях Г.Е. Шарафидиновой [13]. Тем не менее, доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, увеличилась на 2,9 %, свидетельствуя о поддержке государства и приверженности к обеспечению доступности высшего образования, несмотря на общие экономические тенденции. Это подтверждается увеличением числа студентов очной формы обучения на 2,3 %, говоря о постепенном переходе к традиционным форматам обучения, несмотря на внедрение дистанционных технологий в условиях цифровизации.

Данные подтверждают необходимость разработки современных образовательных программ, усиление взаимодействия вузов с рынком труда с целью обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников. Такого же мнения придерживается М.С. Ашилова и коллеги [1], отмечая, что такие глобальные тренды, как цифровизация и демократизация образования, оказывают существенное влияние на структуру и содержание образовательных программ.

Таблица 2

Динамика приведенного контингента студентов по направлениям высшего образования в Краснодарском крае

Направление

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Изменения, +/-

2023 г. к 2019 г. в %

Удельный вес, %

Количество студентов, тыс. чел.

Удельный вес, %

Количество студентов, тыс. чел.

Удельный вес, %

Количество студентов, тыс. чел.

Удельный вес, %

Количество студентов, тыс. чел.

Удельный вес, %

Количество студентов, тыс. чел.

Математические и естественные науки

5,1

3,23

5,4

3,35

5,4

3,38

5,7

3,56

5,8

3,64

0,7

112,7

Инженерное дело, технологии технические науки

20,2

12,85

20,1

12,54

20,8

12,96

21,1

13,17

21,5

13,85

1,3

107,8

Здравоохранение и медицинские науки

9,7

6,18

10,0

6,26

10,4

6,47

10,4

6,47

10,2

6,59

0,5

106,5

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

4,8

3,03

4,9

3,03

4,9

3,02

5,0

3,15

5,0

3,23

0,3

106,6

Науки об обществе

40,0

25,44

38,2

23,85

36,8

22,88

36,1

22,55

36,0

23,12

-4,1

90,9

Образование и педагогические науки

10,1

6,41

11,3

7,05

11,6

7,23

11,8

7,36

11,6

7,44

1,5

116,1

Гуманитарные науки

6,5

4,10

6,6

4,10

6,7

4,17

6,7

4,20

6,6

4,24

0,1

103,5

Искусство и культура

3,7

2,35

3,6

2,22

3,4

2,14

3,3

2,08

3,3

2,15

-0,4

91,3

Источник: Мониторинг (ВО) – ГИВЦ

В таблице 2 представлена динамика численности студентов по направлениям подготовки в высших учебных заведениях Краснодарского края с 2019 по 2023 г. Анализ данных позволяет оценить популярность отдельных направлений обучения, изменения в предпочтениях абитуриентов, а также структурные изменения в контингенте студентов по ключевым образовательным направлениям. Сопоставление этих данных с исследованиями, проведенными Н.Д. Мырзатаевым, К.К. Тастекеевым [7] и М.С. Ашиловой [1], позволяет утверждать, что такие тренды в образовании, как цифровизация и инновационные технологии, оказывают влияние на распределение студентов по направлениям.

Анализ таблицы 2 показывает следующие тенденции. Во-первых, наблюдается рост числа студентов по направлениям, связанным с инженерным делом и медицинскими науками. Так, например, число студентов, обучающихся по инженерным специальностям, увеличилось на 7,8 %, отражая возросшую потребность рынка труда в технических специалистах. Это подтверждается выводами А.А. Коваля о необходимости усиления государственного регулирования в области подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей [6].

Наблюдается рост числа студентов в области образования и педагогических наук на 16,1%, который отражает государственную политику по поддержке образовательных программ. Важно отметить, что направление «науки об обществе» снизило свою долю на 4,1%, вызванное переориентацией рынка труда на практические и технические профессии.

Следует отметить уменьшение доли студентов, обучающихся на гуманитарных и культурных направлениях, связанное с изменяющимися запросами рынка труда, в следствии снижения востребованности специалистов с гуманитарным образованием.

Развитие высшего образования в Краснодарском крае затруднено рядом проблем, которые требуют анализа и поиска решений. Проблемы касаются как внутренних аспектов функционирования образовательных учреждений, так и внешних факторов. Проблемы связаны с недостаточным финансированием, снижением качества подготовки кадров, а также отсутствием гибкости в адаптации образовательных программ к требованиям современного рынка труда. Рассмотрим основные проблемы развития высшего образования в Краснодарском крае, систематизированные в ходе анализа (таблица 3).

Как видно из таблицы 3, основные проблемы высшего образования в Краснодарском каре связаны со структурными аспектами. Недостаточное финансирование, низкая адаптация к современным требованиям цифровизации, слабая связь образовательных программ с потребностями рынка труда снижает качество подготовки кадров и конкурентоспособность вузов. Для преодоления обозначенных барьеров необходимо комплексные меры, направленные на модернизацию системы государственного регулирования, увеличения финансирования, активное внедрение цифровых технологий и сотрудничество с работодателями.

Большое значение в анализе системы высшего образования Краснодарского края имеет оценка перспективных направлений развития, которые позволят повысить качество образовательных услуг, адаптировать вузы к современным требования. С учетом рассмотренных исследований и тенденций в сфере образования, нами выделены основные направления, на которые необходимо обратить внимание.

Таблица 3

Проблемы развития высшего образования в Краснодарском крае

Проблема

Характеристика

Отставание в цифровизации

Не все вузы внедряют современные цифровые технологии, снижая эффективность образования.

Массовизация и коммерциализация образования

Введение платного образования привело к снижению качества и массовизации, которые подрывают репутацию вузов.

Низкая конкурентоспособность на международной арене

Большинство вузов уступают зарубежным по уровню интернационализации и качества преподавания.

Недостаточная связь с рынком труда

Образовательные программы часто не в полной мере соответствуют требованиям работодателей.

Проблемы государственного регулирования

Механизмы государственного контроля нуждаются в модернизации с целью повышения эффективности управления вузами.

Таблица 4

Перспективы развития высшего образования в Краснодарском крае

Направление развития

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Цифровизация образовательных процессов

Внедрение онлайн-курсов, цифровых платформ и интерактивных образовательных ресурсов.

Повышение доступности образования, повышение качества преподавания, адаптация образовательного процесса к современным реалиям цифровой экономики.

Международная интеграция и интернационализация

Увеличение числа иностранных студентов, особенно из дальнего зарубежья, а также участие краснодарских вузов в международных научных программах.

Рост привлекательности краснодарских вузов на международной арене, повышение качества преподавания и научных исследований.

Государственное регулирование и финансирование

Разработка эффективных механизмов государственного контроля, увеличение инвестиций в образовательную инфраструктуру.

Повышение качества образования, улучшение материально-технической базы вузов, создание конкурентоспособной образовательной среды.

Укрепление взаимодействия с рынком труда

Развитие программ сотрудничества с краснодарскими работодателями, создание программ подготовки, соответствующих современным требованиям рынка труда

Увеличение трудоустройства выпускников по специальности, повышение квалификации и востребованности специалистов на рынке труда.

Развитие научных исследований и инноваций

Увеличение финансирования научных исследований, развитие инновационных центров при университетах.

Повышение роли вузов в инновационном развитии страны, внедрение новых технологий и решений в сельское хозяйство, промышленность и бизнес.

Социальная поддержка студентов

Увеличение стипендий, расширение программ социальной помощи, улучшение условий проживания студентов.

Увеличение охвата высшим образованием, повышение социальной защищенности студентов, улучшение условий для обучения и жизни.

Качество подготовки кадров

Повышение квалификации преподавательского состава, модернизация учебных программ.

Улучшение качества преподавания, подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к современным вызовам и технологиям

В таблице 4 представлены основные направления перспективного развития высшего образования в Краснодарском крае.

Таким образом, реализация обозначенных направлений развития высшего образования в Краснодарском крае позволит укрепить позиции вузов на российской и международной арене, повысить качество подготовки специалистов, обеспечить тесную связь между образовательной системой и рынком труда. Внедрение цифровых технологий, активизация международного сотрудничества и усиление государственного регулирования представляют собой необходимые шаги направленные на повышение конкурентоспособности системы высшего образования.

Заключение

Анализ состояния и перспектив развития высшего образования Краснодарского края показал, что регион сталкивается с рядом проблем, включая сокращение численности студентов и ограниченные возможности для финансирования. В то же время наблюдается достаточный потенциал для развития за счет внедрения современных цифровых технологий, укрепление связей с рынком труда и расширение международного сотрудничества. Меры по улучшению качества подготовки кадров и модернизации образовательных программ позволят повысить конкурентоспособность вузов Краснодарского края, способствуя региональному и федеральному экономическому развитию.

Однако, основным направлением формирования региональной образовательной среды является развитие инфраструктуры и эффективное использование ресурсов. Создание новых партнерских программ с ведущими краснодарскими предприятиями, внедрение инновационных образовательных методик и поддержка научно-исследовательской деятельности помогут вузам Краснодарского края повысить качество подготовки специалистов в областях высокотехнологичных отраслей. Таким образом, интеграция рассмотренных мер направлена на устранение имеющихся проблем и обеспечение долгосрочных перспектив развития высшего образования в регионе.


Библиографическая ссылка

Чунихина Т.Н., Косников С.Н. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 288-295;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3810 (дата обращения: 20.11.2024).