Введение
В последние десятилетия высшее образование Российской Федерации претерпело существенные изменения, которые связанны с экономическими, технологическими и социальными преобразованиями. Деятельность высших учебных заведений направлена на формирование человеческого капитала, который является основой инновационного развития экономики. Как отмечают М.Х. Рабаданов и соавторы в своей работе, глобализация и переход к новым образовательным стандартам, требуют от российской системы высшего образования постоянной адаптации к мировым тенденциям, однако сталкиваются с рядом проблем, связанных с качеством образования, финансированием и массовизацией системы [9].
Основной проблемой российского высшего образования является снижение конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, которое связано с сокращением бюджетного финансирования и коммерциализацией системы образования. Как указывает коллектив авторов под руководством А.А. Коваль, в современных условиях основной задачей развития высшего образования является совершенствование механизмов государственного регулирования и повышения качества подготовки специалистов [6].
Основная роль в формировании высшего образования отведена цифровым технологиям. В статье Н.Д. Мырзатаева и К.К. Тастекеева акцентируется внимание на необходимость интеграции цифровых образовательных платформ, позволяющих повысить доступность и качество обучения [7]. Государственное регулирование и контроль за качеством образовательных услуг отмечено в работе М.У. Байсаевой, которая указывает на необходимость эффективного использования ресурсов образовательных учреждений, направленных на экономический рост страны [2].
Цель исследования заключается в анализе текущего состояния системы высшего образования Краснодарского края и определении перспектив развития с учетом текущих тенденций.
Материалы и методы исследования
Обзор литературы по состоянию и перспективам развития высшего образования отражает множество аспектов, связанных с его цифровизацией и качественным управлением. В работе М.Х. Рабаданова и соавторов подробно анализируются последствия глобализации для системы высшего образования России, отмечается необходимость адаптации к мировым тенденциям [9]. Авторы утверждают, что снижение качества образования из-за массовизации, коммерциализации и сокращения бюджетного финансирования, отрицательно сказывается на конкурентоспособности российских вузов на международной арене [9].
Н.Д. Мырзатаев и К.К. Тастекеев в своей статье рассматривают роль цифровых технологий в модернизации системы высшего образования [7]. Авторы акцентируют внимание на необходимость использования онлайн-образования и IT-технологий, которые направлены на повышение качества обучения и адаптации студентов к современным требованиям. Цифровизация – важный компонент образовательного процесса, который позволяет внедрять гибкие формы обучения, экономить время и ресурсы, а также обеспечивает доступ к обучению широким слоям населения.
М.Д. Чогулдуров анализирует дистанционные формы обучения как одну из перспективных моделей, предлагающих гибкость и мобильность в образовательном процессе. Автор отмечает, что дистанционное образование открывает возможности для создания равноправного образовательного пространства, снижая психологические барьеры и предоставляя гибкость в обучении, которая имеет особое значение в условиях пандемии и постпандемического мира [12].
А.А. Коваль в своем исследовании указывает на необходимость государственного регулирования в обеспечении качества высшего образования. Автор указывает на то, что государство должно осуществлять управление образовательными процессами, начиная от подготовки кадров и заканчивая контролем за качеством образовательных услуг. Однако, как отмечается, механизмы государственного регулирования нуждаются в совершенствовании, обеспечивая соответствие современным требованиям рынка труда и образовательных стандартов [6].
Таким образом, можно сказать, что состояние высшего образования в России находится на пересечении многих задач: глобализация, цифровизация и необходимость реформирования государственного регулирования. Все рассмотренные авторы сходятся во мнении, что для повышения конкурентоспособности российской системы образования необходимы изменения, которые включают цифровую трансформацию, улучшение качества образования и совершенствование механизмов государственного управления.
В работе А.А. Поляковой рассмотрен процесс интернационализации системы высшего образования как одного из основных факторов, способствующих ее развитию. Автор отмечает, что, несмотря на схожие задачи России и Китая по экспорту образовательных услуг и привлечению иностранных студентов, Китай достиг больших успехов в этой области. Например, КНР демонстрирует, что для успешной интернационализации необходимы структурные реформы, в т. ч. активное использование цифровых технологий и международного сотрудничества. Следует отметить растущую конкуренцию на мировом рынке образования, при которой российские вузы сталкиваются с такими проблемами, как необходимость повышения качества преподавания и исследований [8].
Г.Е. Шарафидинова в своей статье анализирует проблемы и перспективы развития высшего образования в условиях трансформации экономики Таджикистана. Несмотря на то, что акцент сделан на образовательные процессы в Таджикистане, многие аспекты применимы и к России. Так, в частности, автор отмечает, что успех развития высшего образования зависит от создания справедливых условий доступа для всех слоев населения, а также от обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Необходима интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство [13].
В.И. Власова и Е.В. Сыпко обращают внимание на практическую подготовку студентов в педагогических вузах, которая является основой образовательного процесса в условиях современных требований к высшему образованию. Авторы отмечают, что система подготовки педагогов в России претерпевает изменения, направленные на повышение качества практических навыков студентов. В работе рассмотрены этапы и принципы практической подготовки, которые необходимо осуществить с целью формирования квалифицированных специалистов системы образования [4].
Н.Р. Хачатурян и Г.В. Мартиросян анализируют модели высшего образования и приходят к выводу, что российская система, столкнулась с рядом проблем, связанных с отсутствием собственной модели, способной конкурировать с западными университетами. Авторы отмечают, что российские вузы вынуждены бороться за финансирование и талантливых студентов, внедряя эффективные маркетинговые стратегии и повышая гибкость в управлении образовательными процессами. В этой связи выдвигается идея необходимости разработки уникальной российской модели высшего образования, учитывающей национальные особенности и современные тенденции [11].
На основе анализа работ можно сделать вывод о том, что российская система высшего образования находится на этапе серьезных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности на международной арене и улучшение качества образовательных услуг. Для этого необходимо внедрение передовых практик, усиление государственного контроля за качеством образования, повышение гибкости и адаптивности образовательных учреждений на изменения рынка труда и потребности студентов.
В статье М.У. Байсаевой рассматривается высшее образование как фактор экономического роста. Автор отмечает, что, несмотря на имеющийся образовательный потенциал России, его использование для экономического и общественного развития остается недостаточно эффективным. М.У. Байсаева указывает на диспропорции между количеством студентов и качеством образовательных программ, приводя к снижению конкурентоспособность на международном уровне. Экономическая эффективность высшего образования связана с взаимодействием образовательных учреждений и рынком труда [2].
Работа М.С. Ашиловой и коллег освещает такие тренды в образовании, как цифровизация и коммерциализация, которые являются доминирующими факторами в развитии высшего образования. Авторы указывают, что цифровизация меняет способы обучения и формирует современные требования к компетенциям студентов и преподавателей. В статье акцентируется внимание на необходимости адаптации системы образования к современным условиям, внедрение интерактивных и междисциплинарных подходов [1].
В исследовании Д.С. Жамангарина и коллег проведен анализ системы высшего образования в Казахстане, которая, несмотря на успехи в увеличении количества студентов, столкнулся с дефицитом преподавательского состава и перегруженностью вузов. Авторы акцентируют внимание на необходимости обновления образовательной инфраструктуры и внедрения современных технологий подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Исследование демонстрирует прогноз изменений на рынке труда и подготовки специалистов с учетом международного опыта и мировых трендов [5].
Т.К. Ростовская и Е.А. Князькова обращают внимание на социальные аспекты высшего образования, особенно на поддержку студенческих семей. В их работе рассматриваются демографические проблемы России и влияние поддержки студенческих семей на общий уровень рождаемости. Исследование подтверждает необходимость государственной поддержки для студентов, которые создают семьи во время учебы, способствуя решению демографических задач и социальной стабильности [10].
А.А. Боташева и К.Х. Абдурайимов рассматривают высшее образование как фактор экономического развития России, указывая на необходимость формирования человеческого капитала, который является основой инновационного развития и повышения производительности труда. В статье рассматриваются образовательные инвестиции как ключевой элемент экономического роста, исследование подтверждается примерами развитых стран [3].
Анализ рассмотренных работ позволяет сделать вывод о том, что высшее образование обеспечивает экономическое развитие и социальную стабильность. Однако реализации его потенциала возможна за счет структурных реформ, направленных на повышение качества образования, цифровизацию, тесную связь с рынком труда и поддержку студентов в их социальной адаптации.
Результаты исследования и их обсуждение
Российская система высшего образования претерпела значительные изменения. Важным моментом является влияние глобализации в интеграции научных и культурных достижений, которые оказывают воздействие на отечественную систему образования, требуя ее модернизации в ответ на мировые тенденции. Внедрение цифровых технологий является основным направлением развития высшего образования, повышая гибкость и доступность образовательных программ. Цифровизация улучшает качество образования, помогает адаптировать студентов к современным требованиям рынка труда.
Государственное регулирование – эффективный методом управления образовательными ресурсами, направленный на повышение конкурентоспособности вузов и их роли в экономическом развитии страны. Однако существуют проблемы финансирования и доступности высшего образования. В частности, необходимо повысить уровень профессиональной подготовки, качества преподавания и научных исследований с целью формирования конкурентоспособного выпускника.
Таблица 1
Динамика показателей высшего образования в Краснодарском крае
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2023 г. к 2019 г., % |
Число организации высшего образования, ед. |
46 |
42 |
42 |
42 |
42 |
91,3 |
в т.ч. филиалов |
27 |
25 |
26 |
26 |
26 |
96,3 |
Число государственных и муниципальных организации высшего образования, ед. |
31 |
32 |
32 |
32 |
32 |
103,2 |
Число студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел. |
114,7 |
109,3 |
105,2 |
101,9 |
101,4 |
88,4 |
Доля от контингента по РФ, % |
2,75 |
2,67 |
2,58 |
2,5 |
2,43 |
– |
Число студентов очной формы обучения, тыс. чел. |
57,4 |
56,4 |
56,5 |
56,9 |
58,7 |
102,3 |
Обучающихся за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ, тыс. чел. |
37,7 |
36,8 |
36,6 |
37,5 |
38,8 |
102,9 |
Доля обучающихся в государственных и муниципальных вузах, % |
87,7 |
90,0 |
91,0 |
91,0 |
90,9 |
– |
Источник: Мониторинг (ВО) – ГИВЦ
Развитие отечественного образования должно основываться на передовом опыте. Так, опыт интернационализации высшего образования в Китае указывает на необходимость аналогичных реформ в России. В Китае внедрение мировых стандартов образования и активная международная деятельность помогли повысить качество образовательных услуг и привлечь иностранных студентов.
Краснодарский край является крупным образовательным центом Российской Федерации. Динамика ключевых показателей высшего образования в Краснодарском крае представлена в таблице 1.
Анализ данных за период с 2019 по 2023 г. демонстрирует ряд тенденций. Во-первых, наблюдается уменьшение числа организаций высшего образования (с 46 до 42), которое связано с сокращением количества филиалов (на 3,7%). Однако это не повлияло на государственные и муниципальные учреждения, число которых осталось постоянным, т. к. в рамках государственного регулирования осуществляется поддержка вузов, обеспечивая стабильность и конкурентоспособность.
Число студентов в регионе снизилось на 11,6 %, которое можно объяснить изменением запросов на рынке труда, что находить свое подтверждение в исследованиях Г.Е. Шарафидиновой [13]. Тем не менее, доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, увеличилась на 2,9 %, свидетельствуя о поддержке государства и приверженности к обеспечению доступности высшего образования, несмотря на общие экономические тенденции. Это подтверждается увеличением числа студентов очной формы обучения на 2,3 %, говоря о постепенном переходе к традиционным форматам обучения, несмотря на внедрение дистанционных технологий в условиях цифровизации.
Данные подтверждают необходимость разработки современных образовательных программ, усиление взаимодействия вузов с рынком труда с целью обеспечения высокой конкурентоспособности выпускников. Такого же мнения придерживается М.С. Ашилова и коллеги [1], отмечая, что такие глобальные тренды, как цифровизация и демократизация образования, оказывают существенное влияние на структуру и содержание образовательных программ.
Таблица 2
Динамика приведенного контингента студентов по направлениям высшего образования в Краснодарском крае
Направление |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Изменения, +/- |
2023 г. к 2019 г. в % |
|||||
Удельный вес, % |
Количество студентов, тыс. чел. |
Удельный вес, % |
Количество студентов, тыс. чел. |
Удельный вес, % |
Количество студентов, тыс. чел. |
Удельный вес, % |
Количество студентов, тыс. чел. |
Удельный вес, % |
Количество студентов, тыс. чел. |
|||
Математические и естественные науки |
5,1 |
3,23 |
5,4 |
3,35 |
5,4 |
3,38 |
5,7 |
3,56 |
5,8 |
3,64 |
0,7 |
112,7 |
Инженерное дело, технологии технические науки |
20,2 |
12,85 |
20,1 |
12,54 |
20,8 |
12,96 |
21,1 |
13,17 |
21,5 |
13,85 |
1,3 |
107,8 |
Здравоохранение и медицинские науки |
9,7 |
6,18 |
10,0 |
6,26 |
10,4 |
6,47 |
10,4 |
6,47 |
10,2 |
6,59 |
0,5 |
106,5 |
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки |
4,8 |
3,03 |
4,9 |
3,03 |
4,9 |
3,02 |
5,0 |
3,15 |
5,0 |
3,23 |
0,3 |
106,6 |
Науки об обществе |
40,0 |
25,44 |
38,2 |
23,85 |
36,8 |
22,88 |
36,1 |
22,55 |
36,0 |
23,12 |
-4,1 |
90,9 |
Образование и педагогические науки |
10,1 |
6,41 |
11,3 |
7,05 |
11,6 |
7,23 |
11,8 |
7,36 |
11,6 |
7,44 |
1,5 |
116,1 |
Гуманитарные науки |
6,5 |
4,10 |
6,6 |
4,10 |
6,7 |
4,17 |
6,7 |
4,20 |
6,6 |
4,24 |
0,1 |
103,5 |
Искусство и культура |
3,7 |
2,35 |
3,6 |
2,22 |
3,4 |
2,14 |
3,3 |
2,08 |
3,3 |
2,15 |
-0,4 |
91,3 |
Источник: Мониторинг (ВО) – ГИВЦ
В таблице 2 представлена динамика численности студентов по направлениям подготовки в высших учебных заведениях Краснодарского края с 2019 по 2023 г. Анализ данных позволяет оценить популярность отдельных направлений обучения, изменения в предпочтениях абитуриентов, а также структурные изменения в контингенте студентов по ключевым образовательным направлениям. Сопоставление этих данных с исследованиями, проведенными Н.Д. Мырзатаевым, К.К. Тастекеевым [7] и М.С. Ашиловой [1], позволяет утверждать, что такие тренды в образовании, как цифровизация и инновационные технологии, оказывают влияние на распределение студентов по направлениям.
Анализ таблицы 2 показывает следующие тенденции. Во-первых, наблюдается рост числа студентов по направлениям, связанным с инженерным делом и медицинскими науками. Так, например, число студентов, обучающихся по инженерным специальностям, увеличилось на 7,8 %, отражая возросшую потребность рынка труда в технических специалистах. Это подтверждается выводами А.А. Коваля о необходимости усиления государственного регулирования в области подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей [6].
Наблюдается рост числа студентов в области образования и педагогических наук на 16,1%, который отражает государственную политику по поддержке образовательных программ. Важно отметить, что направление «науки об обществе» снизило свою долю на 4,1%, вызванное переориентацией рынка труда на практические и технические профессии.
Следует отметить уменьшение доли студентов, обучающихся на гуманитарных и культурных направлениях, связанное с изменяющимися запросами рынка труда, в следствии снижения востребованности специалистов с гуманитарным образованием.
Развитие высшего образования в Краснодарском крае затруднено рядом проблем, которые требуют анализа и поиска решений. Проблемы касаются как внутренних аспектов функционирования образовательных учреждений, так и внешних факторов. Проблемы связаны с недостаточным финансированием, снижением качества подготовки кадров, а также отсутствием гибкости в адаптации образовательных программ к требованиям современного рынка труда. Рассмотрим основные проблемы развития высшего образования в Краснодарском крае, систематизированные в ходе анализа (таблица 3).
Как видно из таблицы 3, основные проблемы высшего образования в Краснодарском каре связаны со структурными аспектами. Недостаточное финансирование, низкая адаптация к современным требованиям цифровизации, слабая связь образовательных программ с потребностями рынка труда снижает качество подготовки кадров и конкурентоспособность вузов. Для преодоления обозначенных барьеров необходимо комплексные меры, направленные на модернизацию системы государственного регулирования, увеличения финансирования, активное внедрение цифровых технологий и сотрудничество с работодателями.
Большое значение в анализе системы высшего образования Краснодарского края имеет оценка перспективных направлений развития, которые позволят повысить качество образовательных услуг, адаптировать вузы к современным требования. С учетом рассмотренных исследований и тенденций в сфере образования, нами выделены основные направления, на которые необходимо обратить внимание.
Таблица 3
Проблемы развития высшего образования в Краснодарском крае
Проблема |
Характеристика |
Отставание в цифровизации |
Не все вузы внедряют современные цифровые технологии, снижая эффективность образования. |
Массовизация и коммерциализация образования |
Введение платного образования привело к снижению качества и массовизации, которые подрывают репутацию вузов. |
Низкая конкурентоспособность на международной арене |
Большинство вузов уступают зарубежным по уровню интернационализации и качества преподавания. |
Недостаточная связь с рынком труда |
Образовательные программы часто не в полной мере соответствуют требованиям работодателей. |
Проблемы государственного регулирования |
Механизмы государственного контроля нуждаются в модернизации с целью повышения эффективности управления вузами. |
Таблица 4
Перспективы развития высшего образования в Краснодарском крае
Направление развития |
Основные задачи |
Ожидаемые результаты |
Цифровизация образовательных процессов |
Внедрение онлайн-курсов, цифровых платформ и интерактивных образовательных ресурсов. |
Повышение доступности образования, повышение качества преподавания, адаптация образовательного процесса к современным реалиям цифровой экономики. |
Международная интеграция и интернационализация |
Увеличение числа иностранных студентов, особенно из дальнего зарубежья, а также участие краснодарских вузов в международных научных программах. |
Рост привлекательности краснодарских вузов на международной арене, повышение качества преподавания и научных исследований. |
Государственное регулирование и финансирование |
Разработка эффективных механизмов государственного контроля, увеличение инвестиций в образовательную инфраструктуру. |
Повышение качества образования, улучшение материально-технической базы вузов, создание конкурентоспособной образовательной среды. |
Укрепление взаимодействия с рынком труда |
Развитие программ сотрудничества с краснодарскими работодателями, создание программ подготовки, соответствующих современным требованиям рынка труда |
Увеличение трудоустройства выпускников по специальности, повышение квалификации и востребованности специалистов на рынке труда. |
Развитие научных исследований и инноваций |
Увеличение финансирования научных исследований, развитие инновационных центров при университетах. |
Повышение роли вузов в инновационном развитии страны, внедрение новых технологий и решений в сельское хозяйство, промышленность и бизнес. |
Социальная поддержка студентов |
Увеличение стипендий, расширение программ социальной помощи, улучшение условий проживания студентов. |
Увеличение охвата высшим образованием, повышение социальной защищенности студентов, улучшение условий для обучения и жизни. |
Качество подготовки кадров |
Повышение квалификации преподавательского состава, модернизация учебных программ. |
Улучшение качества преподавания, подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к современным вызовам и технологиям |
В таблице 4 представлены основные направления перспективного развития высшего образования в Краснодарском крае.
Таким образом, реализация обозначенных направлений развития высшего образования в Краснодарском крае позволит укрепить позиции вузов на российской и международной арене, повысить качество подготовки специалистов, обеспечить тесную связь между образовательной системой и рынком труда. Внедрение цифровых технологий, активизация международного сотрудничества и усиление государственного регулирования представляют собой необходимые шаги направленные на повышение конкурентоспособности системы высшего образования.
Заключение
Анализ состояния и перспектив развития высшего образования Краснодарского края показал, что регион сталкивается с рядом проблем, включая сокращение численности студентов и ограниченные возможности для финансирования. В то же время наблюдается достаточный потенциал для развития за счет внедрения современных цифровых технологий, укрепление связей с рынком труда и расширение международного сотрудничества. Меры по улучшению качества подготовки кадров и модернизации образовательных программ позволят повысить конкурентоспособность вузов Краснодарского края, способствуя региональному и федеральному экономическому развитию.
Однако, основным направлением формирования региональной образовательной среды является развитие инфраструктуры и эффективное использование ресурсов. Создание новых партнерских программ с ведущими краснодарскими предприятиями, внедрение инновационных образовательных методик и поддержка научно-исследовательской деятельности помогут вузам Краснодарского края повысить качество подготовки специалистов в областях высокотехнологичных отраслей. Таким образом, интеграция рассмотренных мер направлена на устранение имеющихся проблем и обеспечение долгосрочных перспектив развития высшего образования в регионе.
Библиографическая ссылка
Чунихина Т.Н., Косников С.Н. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 288-295;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3810 (дата обращения: 20.11.2024).