Введение
Успешное функционирование современных вузов во многом зависит от эффективной интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. В этом свете приоритетной целью деятельности отечественных вузов становится расширение международной деятельности за счет привлечения иностранных обучающихся в образовательные организации.
Цель исследования: изучение методов разработки и реализации стратегии международного продвижения образовательных услуг, а также определение направлений развития отечественных вузов в заданном направлении.
Материал и методы исследования: комплексное исследование лучших практик отечественных вузов по привлечению иностранных студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2017 году стартовал приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [3], основная идея которого – повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации. Основным целевым показателем реализации проекта является увеличение роста числа иностранных обучающихся в отечественных образовательных организациях до 750 тысяч человек к 2025 году посредством планомерного решения следующих задач:
- создание нормативно-правовой основы для системного экспорта российских образовательных услуг, включая упрощение миграционного, трудового законодательства для обучающихся и преподавателей из числа иностранных граждан;
- формирование институциональной инфраструктуры для реализации экспорта образовательных услуг;
- обеспечение сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне;
- наращивание компетенций профессиональных кадров в отечественных образовательных организациях, нацеленных на экспорт образовательных услуг, разработка системы мероприятий по повышению их квалификации;
- создание системы маркетинга российского образования и комплексных мероприятий по продвижению российских интеллектуальных «брендов» и проектов;
- оказание информационно-консультационной поддержки российским образовательным организациям по экспорту образовательных услуг;
- создание стандарта «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации»;
- оптимизация системы признания документов о получении российского образования за рубежом;
- создание Консорциума образовательных организаций высшего образования – экспортеров российского образования.
Заданные векторы развития российского образования в международном образовательном пространстве требуют от высших учебных заведений мобилизации деятельности по разработке стратегии международного продвижения образовательных услуг, основанной на активном взаимодействии вузов с внешней средой, в том числе международной.
Процесс разработки и реализации стратегии международного продвижения образовательных услуг предполагает выделение, как минимум двух ключевых направлений деятельности вуза.
1. Поиск и привлечение иностранных граждан в образовательное учреждение.
В рамках решения этой задачи необходимо провести комплексное самообследование вуза, как минимум, по следующим позициям:
- объективная оценка положения с иностранными обучающимися (их численность, география, динамика за последние годы) и определение цели развития индивидуальной (уникальной) академической мобильности конкретной образовательной организации в этом направлении;
- проведение комплексного маркетингового исследования предлагаемых образовательных услуг в рамках международной образовательной деятельности, определение целевых групп воздействия;
- анализ внешней и внутренней среды вуза на предмет выявления сильных и слабых сторон для реализации поставленных задач по расширению международной деятельности (наличие партнерских связей с иностранными образовательными организациями; научных коллективов вуза с участием иностранных преподавателей, учёных; дополнительное образование и стажировки для иностранных граждан; участие вуза в рейтингах; состояние материально-технической базы; возможность трудоустройства для иностранных граждан в период обучения; связи с российскими и иностранными предприятиями-партнерами; географическое местоположение; климатические условия и др.);
- разработка на локальном уровне вуза пакета документов с контрольными точками выполнения поставленных задач, обеспечивающих реализацию стратегии академической мобильности уже в конкретных случаях.
2. Создание благоприятных условий для обучения иностранных граждан в высшем учебном заведении:
- адаптация и организация образовательных программ (устранение языковой проблемы; индивидуальные условия для промежуточной аттестации в течение периода обучения; создание системы социальных и финансовых льгот и т.д.);
- использование электронных технологий;
- кураторство и тьюторство;
- трудоустройство иностранных граждан на период обучения;
- организация повседневной жизни с учетом национальных особенностей;
- социально-культурное обеспечение жизни иностранных обучающихся;
- постоянная связь с родителями иностранных обучающихся, посольствами, министерством;
- рекрутинговая пирамида (скидки, бонусы и др.);
- создание ассоциации иностранных выпускников;
- мониторинг трудоустройства иностранных выпускников;
- постоянное общение через социальные сети;
- организация на регулярной основе встреч выпускников из числа иностранных обучающихся и другие мероприятия.
Возможности образовательных организаций по созданию благоприятных условий для обучения иностранных граждан также значительно расширяются при наличии следующих обязательных составляющих внутренней среды вуза: наличие сотрудников и преподавателей, владеющих иностранным языком; наличие рекламной информации на иностранном языке, сведений на сайте вуза на иностранном языке; присутствие образовательной организации в актуальных для иностранных обучающихся социальных сетях; участие образовательной организации в международных образовательных ярмарках и конференциях; размещение информационно-рекламных сведений в иностранных СМИ; наличие системы сбора информации о представительствах и иностранных предприятиях, действующих на федеральном и региональном уровнях по профильным отраслям.
Кроме того, отдельное внимание вузами должно быть уделено развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Использование электронного обучения позволит вузам значительно упростить некоторые процедуры образовательного процесса на различных его этапах, что в свою очередь существенно повысит привлекательность вуза для иностранных граждан:
- реализация он-лайн обучения (сокращение срока обучения, привлечение большего числа потенциальных обучающихся, активная площадка для рекламы образовательной организации);
- организация вступительных испытаний;
- реализация образовательных программ с использованием виртуальных технологий (смешанные и гибридные технологии, индивидуализация образовательной технологии, снижение затрат для иностранных граждан и для вуза, прозрачность контента и методики преподавания и другие.
Как видно, современная образовательная практика и нормативно-правовая база российской системы образования дают вузам широкие возможности разработки и применения различных технологий привлечения (или увеличения) иностранных обучающихся. В свою очередь основная задача образовательных организаций состоит в том, чтобы провести всестороннюю объективную оценку своих сильных и слабых сторон с целью разработки действенного программного документа по обеспечению продвижения образовательных услуг.
Библиографическая ссылка
Михайлина А.В., Мокеева Е.Ю., Калянов А.В. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 118-121;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=381 (дата обращения: 23.11.2024).