Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СМАРТ-КОНТРОЛЛИНГА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

Лысенко А.А. 1 Сокольникова В.М. 2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Федеральное казначейство
Совокупность процедур и процессов, выполняемых в экономических субъектах государственного и корпоративного секторов экономики, в концепции повсеместной автоматизации экономики государства, обуславливает необходимость поиска новых технологических и управленческих подходов к их реализации для возможности достижения целей современной повестки в условиях меняющейся внешней и внутренней среды. Одним из решений по оптимизации бизнес-процессов и бюджетных процедур является внедрение в деятельность экономических субъектов СМАРТ-контроллинга, направленного на автоматизацию управленческих процедур. В этой связи необходимо обоснование направлений реализации системы контроллинга и разработка организационно-методического обеспечения системы контроллинга в условиях цифровой трансформации (СМАРТ-контроллинга). В этой связи в настоящем исследовании определены циклы реализации контроллинга, концептуальных характеристики системы контроллинга в экономических субъектах, разработана архитектура СМАРТ-контроллинга, предложена модель системы СМАРТ-контроллинга в организационной структуре АО «Газпром диагностика».
контроллинг
смарт-контроллинг
государственный сектор
корпоративный сектор
автоматизация
бизнес-процесс
бюджетная процедура
1. Ведомственный проект Министерства финансов Российской Федерации «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений» [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/projects/electronic_SMART_control/ (дата обращения: 01.03.2024).
2. Исаев Э.А. Актуальные вопросы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере // Вестник университета. 2022. № 8. С. 139-144.
3. Контроллинг в государственном секторе: теория и практика: учебное пособие / И.М. Ванькович, М.Л. Васюнина, И.А. Головчанский и др.; под ред. Э.А. Исаева. М.: Прометей, 2022. 790 с.
4. Контроллинг: теория и практика: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией С.В. Осипова. М.: Юрайт, 2021.
5. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности / Р.В. Нагуманова, А.И. Сабирова. Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. С. 60-70.
6. Зуева А.С. Внедрение СМАРТ-контроллинга в субъектах государственно-финансового сектора на цифровой платформе «ГосТех» // Сегодня и завтра Российской экономики. 2023. № 113-114. С. 88-100.
7. Федченко Е.А., Бурякова А.О. Теоретические основы контроллинга в государственном секторе // Вестник университета. 2024. № 1. С. 13-19.
8. Газпром диагностика / [Электронный ресурс]. URL: https://diagnostika.gazprom.ru/ (дата обращения: 02.04.2024).

Введение

Функционирование в экономических субъектах государственного и корпоративного секторов экономики в условиях повсеместной автоматизации бюджетных процедур и бизнес-процессов требует развития цифрового информационно-аналитического и контрольно-методического обеспечения принятия эффективных управленческих решений [2]. Одним из решений вопросов оптимизации бизнес-процессов и бюджетных процедур является внедрение в деятельность экономических субъектов СМАРТ-контроллинга [1]. Такой инструмент направлен на содействие принятию эффективных управленческих и иных решений через аналитическую информацию, формируемую в цифровой среде, где компилируются данные о реализуемых функциональных и профессиональных процессах, и исключение человеческого фактора при обработке и анализе сведений о деятельности организации. Все вышеобозначенные элементы позволяют говорить о целесообразности формирования концептуальных подходов к организации и внедрению такого инновационного управленческого инструментария как СМАРТ-контроллинг.

Цель исследования. Рассмотрение основополагающих подходов к проблематике исследования формирует его фундаментальную целевую установку, направленную на формирование и обоснование концептуальных подходов к системе СМАРТ-контроллинга в экономических субъектах государственного и корпоративного секторов экономики.

Материал и методы исследования

Исследование содержательных элементов внедрения системы СМАРТ-контроллинга в экономические субъекты государственного и корпоративного секторов экономики реализуется через исследование научно-теоретических подходов к содержанию системы контроллинга отечественных авторов. Методические подходы, позволившие сформировать представленные научные элементы, основаны на аналитических процедурах информационных ресурсов, нормативного правового обеспечения и иного документального обеспечения, позволяющего идентифицировать содержательные характеристики системы СМАРТ-контроллинга в деятельность организаций.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование концептуальных подходов к системе СМАРТ-контроллинга требует обращения к основополагающим процессами, входящим в систему контроллинга в целом. Так, контроллинг в государственном и корпоративном секторах представляет собой многоаспектную цифровую экосистему, направленную на поддержку в принятии эффективных управленческих и иных решений по направлениям контроллинга: целеполагания; стратегического планирования; бюджетирования; контроля и управление рисками.

Целеполагание основано на взаимосвязи стратегической и оперативной среды функционирования организации, формируемой в условиях волатильности внешних и внутренних факторов [4]. В свою очередь, стратегическое планирование определяется как формирование в соответствии с миссией экономического субъекта количественных и качественных показателей деятельности. В этой связи, закономерно предположить, что субъекты государственного сектора в процессе своей деятельности придерживаются единой цели, а именно, достижение общественно-значимого результата вне зависимости от приоритетных целей, установленных субъектами индивидуально. В корпоративном же секторе в основу целеполагания положена установка по максимизации прибыли организации.

Бюджетирование является одним из инструментов выработки оптимального способа использования ресурсов в процессе функционирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами, рассчитанных в разрезе центров финансовой ответственности [7]. Элементами центров финансовой ответственности являются структурные единицы функциональных и профессиональных областей, взаимодействующие в рамках единой системы и выполняющие следующие функции:

1. Координирующая функция позволяет экономическому субъекту сформировать методику согласования задач с обозначенными оперативными и стратегическими целями.

2. Учетная функция позволяет сформировать оптимальную реализацию учетных технологий включающих и компилирующих процедуры и результаты систем бухгалтерского (бюджетного), статистического, налогового и управленческого учета.

3. Контрольная функция позволяет обеспечить координацию информационных каналов через контрольные соотношения и оценку соответствия плановых и фактических показателей.

4. Информационная функция позволяет реализовать механизм по сбору и анализу финансовых и иных данных, необходимых для формирования эффективных управленческих и иных решений для целей экономического субъекта [3].

Последним направлением контроллинга является контроль и управление рисками, которое осуществляется силами органов внутреннего аудита для организаций коммерческого сектора и органами внутреннего финансового аудита для экономических субъектов государственного сектора. Содержательная составляющая направлений контроллинга обосновывает необходимость их автоматизации в связи с ресурсоемкостью выполнения поэтапных операций их реализации. В этой связи внедрение концептуальной модели СМАРТ-контроллинга в организационно-функциональную структуру экономических субъектов государственного и корпоративного секторов экономики позволит сформировать эффективную управленческую модель, направленную на достижение целеполагания организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система контроллинга в экономических субъектах государственного и корпоративного секторов, является информационной поддержкой принятия эффективных управленческих решений. Рассмотренные концептуальные основы системы контроллинга позволяют сформировать концептуальную модель СМАРТ-контроллинга.

Современные условия цифровой трансформации процессов функционирования экономических субъектов, как в государственном, так и в корпоративном секторах, формируют новую парадигму системы контроллинга. Методические подходы, определяющие своей целью превентивное реагирование и контроль потенциально опасных и высокорискованных ситуаций и операций экономических субъектов, в своих концепциях учитывают необходимость осуществления большей части контроллинговых процедур и операций автоматизировано и единовременно для повышения эффективности деятельности контроллинговой системы [5].

Анализируя представленное организационно-методическое обеспечение контроллинга, необходимо отметить, что его автоматизация является одним из приоритетных направлений развития управленческих процессов АО «Газпром диагностика». Техническое диагностирование технологических бизнес-процессов рассматриваемого экономического субъекта как одно из приоритетных направлений его развития направлено на обеспечение устойчивого функционирования ключевых направлений профессиональной деятельности, что обоснованно декомпозируется целевую установку автоматизированной системы СМАРТ-контроллинга [6]. Внедрение системы СМАРТ-контроллинга в организационную структуру компании рационально рассматривать как связующее звено между функциональными и профессиональными сферами через систему сбалансированных показателей. Связеобразующими элементами будут являться координирующая, учетная, контрольная и информационная функции (рисунок).

Оценка взаимодействия и влияния внешних и внутренних факторов на функциональные процессы организации реализуется через систему сбалансированных показателей, определяющую корреляционные процессы стратегических проекций «процессы» и «потенциал», «потребители» и «инвесторы»,. Такие характеристики, выражаемые через расчетный механизм, определяют содержательные элементы в наиболее динамичной и соизмеримой форме, позволяя отразить функциональные признаки бизнес-процессов организации, требующие обособленного анализа в части необходимости принятия в их отношении управленческих решений, направленных на их оптимизацию и повышение эффективности. Так показатели характеризуются как системообразующие, позволяющие провести качественный и количественный анализ с выявлением причин и последствий рискоемких направлений и предотвращение реализации существенных рисков функциональной деятельности организации. Система СМАРТ-контроллинга через информационные системы позволяет анализировать систему сбалансированных показателей и исследует факторы, имеющие прямое или косвенное влияние на функционирование экономического субъекта. Именно результаты исследование системы сбалансированных показателей позволяет принять эффективное управленческое решение по направлению одной из проекций с целью достижение основополагающих цели, задач и миссии организации. В случае АО «Газпром диагностика» как государственной коммерческой организации (коммерческой организации с большей долей участия государства в уставном капитале) основополагающей целью выступает получение прибыли.

missing image file

Концептуальная организационная модель системы СМАРТ-контроллинга на примере АО «Газпром диагностика» Источник: составлено авторами

В этой связи для устойчивого функционирования бизнес-процессов внедрение автоматизированного СМАРТ-контроллинга будет иметь существенную значимость [8].

Таким образом, выполнение поставленных задач будет осуществляться во взаимосвязи с внутренней и внешней средой, которые определяются четырьмя стратегическими перспективами: потребители (клиенты), инвесторы, внутренние бизнес-процессы и перспективы развития. Рассмотрим более подробно предложенную модель в разрезе внутренней и внешней среды.

Так основным показателем, который определяется проекцией «инвесторы», будет общая оценка эффективности вложений денежных средств. Основное направление данного показателя – анализ рентабельности инвестиций. Проекция «клиенты» задаёт параметры спроса на оказываемые услуги. Показатели проекции «потенциал» необходимы для достижения результативности, что в свою очередь подразумевает создание действенной системы мотивации сотрудников. Для достижения установленных целей организации используются показатели проекции «процессы», отражающие уровень требующейся результативности осуществления бизнес-процессов.

Как уже было сказано выше, взаимодействие между функциональными областями будет проходить через осуществление координирующей, учетной, контролирующей и информационной функций, а отражают такие функции производственные и финансовые процессы. Приведём примеры таких процессов.

Информационное обеспечение взаимодействует с иными организационными структурами посредством, формируя информационные каналы для таких процессов, как финансовое прогнозирование и планирование, управление, регулирование и принятие управленческих решений. Для оптимизации производственных и финансовых процессов, связанных с этим видом обеспечения, необходима автоматизация информационной структуры. Кадровый отдел взаимодействует с иными отделами на основе координирующий функции, снабжая компанию кадрами с нужной квалификацией. Для данного обеспечения можно предложить автоматизированную систему на основе базы данных о сотрудниках. У компании имеются центральное отделение и несколько филиалов, что обуславливает необходимость автоматизации некоторых повторяющихся производственных процессов, связанных с наймом сотрудников, переводом их в другой филиал и организацией условий труда работников.

Отметим, что создание такой системы позволит автоматизировать заполнение анкет, содержащих информацию о сотрудниках (квалификацию, условия труда, стаж), отслеживание профессиональных навыков и необходимости прохождения курсов повышения квалификации, сбор соответствующих документов. Система будет отражать информацию как по отдельно взятому филиалу, так и по всей организации в целом. Такой подход повысит уровень прозрачности и устранит все препятствия для контроля.

Также через координирующую функцию происходит взаимодействие функциональных подразделений с отделом контрактных отношений, который обеспечивает поддержку бизнес-процессов закупочной деятельностью. Согласно положению о закупках товаров, работ, услуг компаний группы «Газпром», у организации имеется автоматизированная система электронных закупок, однако функционирование этой системы не осуществляется в полной мере. Помимо доработки автоматизированной системы для повышения эффективности можно расширить информационную базу. Например, автоматизировать контроль заключаемых контрактов в части достоверной информации о поставщиках, экономической отрасли. Система сама сможет оценивать риски, анализируя стабильность отрасли или надежность поставщика (например, на предмет сотрудничества с фирмами-однодневками).

Взаимодействие с аудиторским обеспечением строится на основе контрольной функции. Система также может содержать информацию о контрольных точках выполнения рекомендаций и, таким образом, будет автоматически отображать степень реализации полученных рекомендаций.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, отметим, что автоматизация бизнес-процессов и бюджетных процедур экономических субъектов позволит реализовать переход на качественно новый уровень управления бизнес-процессами путём создания автоматизированной системы СМАРТ-контроллинга. Внедрение последней обеспечит информационную контрольно-аналитическую и методическую поддержку принятия эффективных управленческих решений через направления системы контроллинга. Концептуальная организационная модель, предложенная в исследовании обосновывает автоматизацию процессов, реализуемых в экономическом субъекте через внедрение системы СМАРТ-контроллинга.


Библиографическая ссылка

Лысенко А.А., Сокольникова В.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СМАРТ-КОНТРОЛЛИНГА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 236-241;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3802 (дата обращения: 20.11.2024).