Введение
Президентом Российской Федерации поставлены цели на период до 2030 года обеспечить устойчивое развитие суверенной финансово-экономической системы. Решение поставленной задачи в условиях беспрецедентных по масштабу и разнообразию внешними шоками, с которыми столкнулась наша страна, в том числе определяется достаточными объемами финансовых ресурсов. Достижение финансового и технологического суверенитета, а также обеспечение экономической безопасности в значительной степени зависят от состояния финансового потенциала отдельных регионов Российской Федерации.
В новой реальности финансовый потенциал можно рассматривать как интегральную экспликацию состояния финансовой системы, каждый компонент которой коррелирует между собой внутри системы и с другими элементами экономической безопасности. В отечественный научный оборот дефиницию «финансовый потенциал» ввели А.М. Волков и А.М. Ляндо во второй половине ХХ века [2]. Различные аспекты формирования финансового потенциала региона в настоящее время рассматривают с точки зрения двух основных подходов: ресурсного и результативного [3, 4, 8]. Следует отметить, что и ресурсный, и результативный подходы к формированию финансового потенциала отражают необходимость обеспечения региона финансовыми ресурсами, которые в значительной степени предопределяют его финансовую устойчивость и бюджетную сбалансированность. По сути, восприятие финансового потенциала региона заключается в понимании его экономического ландшафта и способности к росту. Таким образом, субфедеральный финансовый потенциал выступает одним из значимых компонентов экономической безопасности и способствует адаптации региональной экономики к новым возникающим вызовам, формирует так называемый финансовый иммунитет региона. Финансовый потенциал как совокупность источников финансовых ресурсов и отношений по их воспроизводству может быть использован для решения структурных экономических задач и достижения целей территории.
Целью исследования является анализ состояния финансового потенциала Республики Мордовия с позиции индикаторов экономической безопасности региона.
Материал и методы исследования
Теоретической основой исследования при написании научной работы послужили нормативно-правовые документы, публикации отечественных и зарубежных ученых, аналитические обзоры и материалы региональных финансовых органов управления.
Методологическую основу проведенного исследования составили системный и индикативный методы, методы индукции и дедукции, сочетание исторического и логического, корреляционно-регрессионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Важным стимулом для развития регионов в стремительно изменяющейся реальности является создание условий для формирования их финансового потенциала. В текущей ситуации особое внимание уделяется вопросу его оценки, рассматриваемую с двух аспектов. Во-первых, адекватная и полноценная диагностика финансового потенциала региона позволяет изучить возможности субъекта Российской Федерации по аккумулированию достаточных источников финансовых ресурсов для его дальнейшего развития и роста. Во-вторых, необходимо выявить наиболее действенные инструменты и точки роста, позволяющие вовлечь финансовые ресурсы в процесс реализации повестки регионального развития [1].
Для определения финансового потенциала (PF) возможно использовать интегральную оценку следующего набора показателей (формула 1):
PF = PB + PC + PFE + HFP + IDE, (1)
где PF – финансовый потенциал региона;
PB – бюджетный потенциал региона;
PC – кредитный потенциал или средства финансово-кредитной системы;
PFE – финансовый потенциал предприятий и организаций региона;
HFP – финансовые средства населения региона;
IDE – внешние инвестиции и заимствования региона [5].
Оценка субфедерального финансового потенциала и его составляющих показала, что период 2016-2023 гг. включает годы, когда страна испытывала ряд шоков, оказавших заметное влияние как на финансовый потенциал страны в целом, так и на ее регионы. Снижение инвестиций, увеличение государственного долга способствовали снижению финансовой стабильности республики. Бюджетный потенциал Мордовии показал снижение к 2020 году, однако затем последовал стабильный рост, что свидетельствует о повышении фискальной способности и экономической стабильности республики. Средства финансово-кредитной системы также продемонстрировали восходящий тренд, указывая на увеличение ликвидности и доступных финансовых ресурсов для экономической деятельности. Финансовый потенциал предприятий и организаций испытал колебания, но в целом увеличился к 2023 году. Это говорит о том, что бизнес и организации в Мордовии укрепили свою финансовую базу, что способствует увеличению инвестиций, созданию рабочих мест и экономическому развитию. Что касается внешних инвестиций и займов, то они в анализируемом периоде были весьма нестабильны, но если говорить в целом, то они тоже показали рост. Как правило многие эксперты подобную ситуацию связывают с увеличением доверия со стороны инвесторов, а также в целом с улучшением макроэкономических показателей, которые делают республику Мордовия привлекательной для инвесторов и инвестиций. В дальнейшем приток капитала может способствовать развитию инфраструктуры в регионе и экономическому росту, необходимому для комплексного повышения финансового потенциала (таблица 1).
Таблица 1
Состав и структура финансового потенциала Мордовии, млрд руб.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
БП |
89,4 |
111,6 |
133,9 |
175,8 |
165,5 |
186,2 |
211,7 |
263,8 |
СФКС |
599,0 |
634,3 |
669,6 |
721,7 |
725,7 |
775,9 |
786,7 |
867,7 |
ФППиО |
232,9 |
241,7 |
250,5 |
269,0 |
255,8 |
276,2 |
284,7 |
298,5 |
ФСН |
832,5 |
849,7 |
866,8 |
894,4 |
874,2 |
934,1 |
943,8 |
945,4 |
ВИиЗ |
305,9 |
302,7 |
299,0 |
288,4 |
309,6 |
276,7 |
298,5 |
278,4 |
ФПр |
2059,9 |
2140,2 |
2220,6 |
2349,3 |
2330,8 |
2449,1 |
2525,4 |
2653,8 |
Таблица 2
Рэнкинг регионов ПФО по финансовой привлекательности за 2023 г.
Регион |
Место в рейтинге экономического потенциала регионов |
Регион |
Уровень в рэнкинге инвестиционной привлекательности регионов |
Татарстан |
1 |
Татарстан |
А1 |
Самарская обл. |
2 |
Самарская обл. |
А2 |
Пермский край |
3 |
Саратовская обл. |
|
Нижегородская обл. |
4 |
Чувашия |
А3 |
Оренбургская обл. |
5 |
Нижегородская обл. |
В1 |
Башкортостан |
6 |
Башкортостан |
|
Удмуртия |
7 |
Мордовия |
|
Мордовия |
8 |
Пермский край |
|
Пензенская обл. |
9 |
Оренбургская обл. |
|
Саратовская обл. |
10 |
Кировская обл. |
В2 |
Ульяновская обл. |
11 |
Удмуртия |
|
Чувашия |
12 |
Ульяновская обл. |
|
Кировская обл. |
13 |
Пензенская обл. |
В3 |
Марий Эл |
14 |
Марий Эл |
С |
В 2023 году в топ-10 регионов Приволжского федерального округа в рейтинге экономического потенциала Республика Мордовия занимает восьмое место. Этот показатель свидетельствует о довольно высоком, но не максимальном уровне финансового потенциала по сравнению с лидерами рейтинга, такими как Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская области, Пермский край. Заметим, что первые семь регионов ПФО входят в топ-35 по индексу экономического потенциала регионов России. Республика Мордовия в данный рейтинг не входит. Вместе с тем она опережает такие регионы ПФО, как Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Пензенская, Саратовская, Ульяновская и Кировская области. В рэнкинге инвестиционной привлекательности регионов ПФО Республика Мордовия по итогам 2023 года улучшила свою позицию и вошла в группу регионов с уровнем инвестиционной привлекательности В1, что непосредственно позитивно влияет на формирование финансового потенциала региона (таблица 2).
Следует отметить ряд индикаторов, влияющих на величину финансового потенциала региона. Так, индикатор «Степень износа основных фондов», определяемый как процентное соотношение изношенных основных фондов к общему объему основных фондов, при высоком уровне показателя может стать серьезным рискообразующим фактором для экономической безопасности региона. Во-первых, это может привести к снижению производительности труда, поскольку изношенные оборудование и техника работают менее эффективно. Во-вторых, увеличивает затраты на ремонт и обслуживание, что в свою очередь может снизить финансовый потенциал региона. Наличие достаточных ресурсов позволит региону реализовывать политику модернизации производства и внедрять различные инновации на предприятиях, которые позволят не только снизить издержки, затрачиваемые на производство единицы продукции, но и позволят повысить финансовый потенциал всего региона в целом. Индикатор «Уровень безработицы» крайне важен для выявления ситуаций при которых социальные факторы оказывают влияние на финансовый потенциал региона. Недостаток развитости социальных институтов является одной из первостепенных причин низкого финансового потенциала. Индикатор уровня профицита и дефицита бюджета отражает непосредственное влияние на величину финансового потенциала. Показатель, определяющий долю организаций, осуществляющих технологические инновации, говорит о том, что наличие подобных предприятий и достижение порогового значения по этому индикатору обозначает, что в регионе сформирована благоприятная среда для развития инноваций и привлечения инвестиций. Индикатор «Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета» показывает, насколько регион зависим от заемных средств, которые безусловно негативно влияют на финансовый потенциал. В контексте повышения финансового потенциала региона, значительные расходы на научные исследования могут способствовать инновационному развитию, улучшению производительности труда и конкурентоспособности. Они могут привести к созданию новых отраслей и рабочих мест, увеличению доходов и улучшению качества жизни. Вместе с тем, этот индикатор также может служить рискобразующим фактором. Высокие расходы на научные исследования могут оказывать давление на бюджет региона, особенно если они не дают немедленного возврата в виде экономического роста. Кроме того, инвестиции в науку и технологии несут в себе риски, поскольку не все исследования и разработки приводят к коммерческому успеху. Таким образом, при оценке финансового потенциала с позиции экономического безопасности региона важно учитывать баланс между инвестициями в научные исследования и их потенциальной отдачей, а также рисками, связанными с этими инвестициями. Это поможет обеспечить устойчивое и сбалансированное экономическое развитие (таблица 3).
Как отчетливо видно из таблицы 3, за период 2019-2023 гг. степень износа основных фондов показывает небольшое снижение на 2,24 п.п. (с 63,4% до 61,16%). Это может указывать на то, что инвестиции в обновление и модернизацию основных фондов приводят к их меньшему износу. Уровень безработицы достигает пика в 5% в 2020 году, что обусловлено экономическими трудностями, вызванными пандемией. Однако к 2023 году этот показатель снижается до 2,4%, что свидетельствует о восстановлении экономики региона и создании новых рабочих мест.
Таблица 3
Динамика индикаторов, влияющих на величину финансового потенциала Республики Мордовия
Индикатор, единица измерения |
Нормативное значение |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Степень износа основных фондов, % |
≤ 60 |
63,4 |
64,5 |
61,2 |
61,19 |
61,16 |
Уровень безработицы, % |
≤ 4 |
3,8 |
5,0 |
3,5 |
3,9 |
2,4 |
Дефицит/профицит бюджета региона, в % ВРП |
≤ 3 |
3,9 |
4,6 |
4,2 |
3,8 |
3,7 |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % |
≥ 7 |
13 |
12 |
16 |
15 |
17 |
Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, % |
≤ 50 |
11 |
13 |
10 |
10 |
9 |
Расходы на научные исследования, в % к ВРП |
≥ 2 |
0,3986 |
0,3456 |
0,4674 |
0,4565 |
0,4765 |
Примечание: составлено по [6, 9].
Уровень дефицита/профицита бюджета региона имеет неравномерную динамику: он возрастает с 3,9% в 2019 году до максимального значения в размере 4,6% в 2020 году и затем уменьшается до 3,7% в 2023 году. Это отражает позитивные изменения в финансовой политике региона и его способности управлять своими финансами. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, имела тенденцию к росту от 13% в 2019 году до 17% к 2023 году. Это говорит об увеличении инвестиций в научно-техническую сферу и стимулировании инновационной активности. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета за анализируемый период снизилось на 2 п.п., что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости региона и его способности выплачивать свой долг. Расходы на научные исследования увеличились с 0,3986% в 2019 году до 0,4765% в 2023 году, что отражает увеличение инвестиций в науку и технологии, что важно для повышения конкурентоспособности региона. В целом можно отметить, в Республике Мордовия совершаются значительные шаги в направлении укрепления финансового потенциала и безопасности.
Следует отметить, что в 2023 году ряд индикаторов, влияющих на величину финансового потенциала региона в контексте обеспечения его экономической безопасности, превысили установленные пороговые значения, что может указывать на потенциальные риски. Так, степень износа основных фондов составила 61,16%, что на 1,16 п.п. превышает пороговое значение в 60%. Это может указывать на необходимость обновления основных фондов для поддержания уровня экономической безопасности. Уровень дефицита/профицита бюджета региона составил 3,7% ВРП, что на 0,7 п.п. превышает пороговое значение в 3%, что также указывает на потенциальные финансовые риски для региона. Вместе с тем можно отметить и положительные моменты. Уровень безработицы снизился до 2,4%, что значительно ниже установленного порога в 4%. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, возросла до 17 %, значительно превосходя минимальный порог в 7 %. Это говорит о активном развитии инновационной деятельности в регионе. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета снизилось до 9 %, что также положительно отражается на финансовом состоянии региона. Однако расходы на научные исследования составили всего 0,4765 % к ВРП, что значительно ниже порогового значения в 2 %. Это может указывать на недостаток инвестиций в научные исследования, что в долгосрочной перспективе может сказаться на инновационном потенциале региона. В целом, можно сделать вывод о том, что ключевой проблемой в рамках рискообразующих показателей, влияющих на величину финансового потенциала региона, является недостаток финансирования научной деятельности. Проблемные места наглядно изображены на рисунке.
Оценивая финансовый потенциал Мордовии можно отметить следующие индикаторы, непосредственно влияющие на состояние финансовой сферы республики (таблица 4).
Рис. 1. Сравнение фактических и пороговых значений индикаторов, влияющих на величину финансового потенциала Республики Мордовия
Таблица 4
Динамика индикаторов состояния финансовой сферы Республики Мордовии
Наименование показателя |
Пороговое значение |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Доходы консолидированного бюджета, в % к ВРП |
10 |
16,75 |
17,79 |
21,35 |
22,2 |
25,7 |
21,2 |
Доля собственных средств в доходах бюджета субъекта РФ, % |
75 |
69,8 |
62,9 |
53,4 |
56,1 |
45,4 |
54,7 |
Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета субъекта РФ, % |
25 |
30,2 |
37,1 |
46,6 |
43,9 |
54,6 |
45,3 |
Удельный вес убыточных организаций, % |
25 |
31,0 |
27,2 |
29,9 |
26,0 |
26,6 |
26,8 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
Средний по РФ |
18651 |
19748 |
20635 |
22906 |
25504 |
27164 |
Примечание: составлено по [8, 9].
Так, доходы консолидированного бюджета на протяжении всего рассматриваемого периода находятся в зоне стабильности (выше порогового значения), что говорит о том, что в регионе присутствует возможность наращивания расходов, ориентированных на инвестиции. Структура доходов бюджета должна быть сбалансирована и преимущественно финансироваться за счет собственных средств региона. Однако индикатор доли собственных средств в доходах республиканского бюджета за анализируемый период и ежегодно не соответствует пороговому значению, что связано в том числе с высоким государственным долгом Мордовии. Соответственно, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета республики превышает пороговое значение индикатора, в связи с этим у региона формируется зависимость от безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета. Также за анализируемый период ежегодно вне зоны стабильности находится индикатор «Удельный вес убыточных организаций», что негативно сказывается на формировании финансового потенциала региона с позиции обеспеченности его экономической безопасности. Динамика индикатора «Среднедушевые денежные доходы населения» демонстрирует, что в анализируемый период сохраняется положительная тенденция роста этого показателя. Вместе с тем, по сравнению со среднероссийскими данными доходы населения Мордовии довольно низкие, поэтому у жителей республики нет достаточных ресурсов для их инвестирования в экономику региона. В такой ситуации важно привлекать внешние инвестиции и разрабатывать программы поддержки малого предпринимательства, чтобы стимулировать экономический рост и повысить качество жизни населения.
В 2023 году финансовый потенциала региона находится на низком уровне, т.к. практически все рассмотренные индикаторы находятся за пределами зоны стабильности. Так, показатель доли безвозмездных поступлений находится в зоне значительного риска, а индикатор доли собственных средств в зоне умеренного риска. Это приводит к увеличению таких видов финансового риска, как риск зависимости от безвозмездных поступлений, риск снижения доли собственных средств в бюджете, риск увеличения убыточности организаций, риск волатильности реальных доходов населения.
Проведем исследование факторов, влияющих на динамику финансового потенциала в Республике Мордовия, используя регрессионный анализ. На финансовый потенциал региона (Y, млрд руб.) оказывают влияние следующие факторы:
– Х1 – среднедушевые денежные доходы населения, руб.;
– Х2 – количество предприятий малого бизнеса, ед.;
– Х3 – объем оборота малых предприятий, млн руб.;
– Х4 – инвестиции в основной капитал, млн руб.;
– Х5 – субсидии бюджету республики на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, млн руб.;
– Х6 – индекс потребительских цен, %;
– Х7 – собственные доходы в бюджет, млрд руб.
Заметим, что факторы, включенные в регрессионную модель, являются линейно независимыми, однако оказывают влияние на финансовый потенциал региона. Как известно, при проведении корреляционно-регрессионного анализа в уравнение нельзя включать факторы, которые находятся между собой в функциональной или близко к функциональной связи [10]. Проверка этого предварительного условия осуществлялась с помощью ППП «Statistiсa». Нами были вычислены парные коэффициенты корреляции и составлена матрица парных коэффициентов, анализ которой показал, что мультиколлинеарных факторных признаков нет. В результате проведения пошагового корреляционно-регрессионного анализа для дальнейшего исследования оставлены факторы Х1, Х2, Х3 и Х7. Таким образом, искомое уравнение имеет следующий вид (формула 2):
Y = 376974 + 1,27X1 – 3,69X2 + 0,4X3 – 69,1X7, (2)
Согласно полученному уравнению, наибольшее влияние на величину финансового потенциала Республики Мордовия имеют собственные доходы в бюджет, снижение показателя которых на 1 млрд руб. способствует сокращению финансового потенциала на 69,1 млрд руб. Увеличение объема оборота малых предприятий на 1 млн руб. способствует росту финансового потенциала Республики Мордовия на 0,4 млрд руб. Снижение количества предприятий малого бизнеса на 1 ед. способствует снижению финансового потенциала Республики Мордовия на 3,69 млрд руб. Рост среднедушевых денежных доходов населения на 1 тыс. руб. увеличивает суммарный финансовый потенциал на 1,27 млрд руб. Отметим, сокращение предприятий малого бизнеса отражается на финансовом потенциале гораздо сильнее, чем рост среднедушевых денежных доходов или увеличение объема оборота малых предприятий. Поэтому можно сделать вывод, что недопущение сокращения количества предприятий малого бизнеса на территории Республики Мордовия имеет ключевое значение для повышения ее финансового потенциала в интересах обеспечения экономической безопасности региона.
Заключение
Резюмируя, следует отметить, для Республики Мордовия ключевыми направлениями повышения финансового потенциала с позиции обеспечения экономической безопасности региона являются: разработка и реализация стратегий, направленных на привлечение инвестиций, повышение эффективности использования бюджетных средств, развитие предприятий и социальной инфраструктуры, а также создание благоприятного бизнес-климата. Так, упрощение административных процедур и сокращение сроков получения разрешений могут значительно повысить привлекательность Мордовии для инвестиций. Создание специализированных зон, предлагающих выгодные условия для высокотехнологичных и инновационных предприятий, малого и среднего бизнеса также может стимулировать приток инвестиций в регион, что, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и, следовательно, повышению финансового потенциала региона.
Библиографическая ссылка
Еремина О.И., Толкунов В.А. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА С ПОЗИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 205-212;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3798 (дата обращения: 20.11.2024).