Введение
Стратегическое планирование позволяет компании сформулировать миссию, разработать конкретные цели, что создает ориентир для каждого подразделения организации и ее сотрудников. Используя различные инструменты стратегического планирования, организации могут рационально распределять финансовые, производственные и кадровые ресурсы и разрабатывать эффективные стратегии развития, обеспечивающие устойчивый рост и развитие.
Цель данного исследования – провести анализ деятельности ООО «Элмат» при помощи использования инструментов стратегического планирования.
Материалы и методы исследования
К материалам, используемым для данного исследования, относятся: научные публикации, учебные пособия, данные исследуемой организации. К методам исследования относятся такие как анализ, синтез, индукция, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегическое планирование является одной из функций управления и выступает своего рода фундаментом или основой функциональной структуры системы управления. «Стратегическое планирование – процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями фирмы и ее возможностей, что допускает набор действий и решений по разработке и реализации стратегии» [1, с. 58].
Инструменты стратегического планирования – это совокупность способов и методов, которые используются в процессе принятия и реализации управленческих решений. Основными инструментами являются: SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица БКГ, Матрица GE McKinsey, модель 5 сил Портера [2, с. 66].
В рамках исследования использован метод построения базовой и расширенной матрицы SWOT-анализа.
SWOT-анализ позволяет выделить сильные стороны, на которые компания может опираться, определить ее слабые стороны и методы их устранения. С помощью анализа прогнозируются возможные угрозы, что позволяет вовремя разработать пути борьбы с ними и минимизировать риски. Так же выделяются возможности, которые при принятии правильных управленческих решений могут помочь компании расширить деятельность, выйти на новые рынки, привлечь большее количество потребителей. SWOT-анализ играет важную роль при оценке конкурентоспособности компании, позволяя определить приоритетные направления развития и обеспечивая долгосрочную конкурентоспособность [4].
Расширенная матрица SWOT-анализа позволяет увидеть комплексную картину состояния компании и сформулировать более обоснованные стратегические решения. С ее помощью разрабатываются конкретные стратегии, в которых основой является поддержание сильных сторон, преодоление слабых, использование возможностей и минимизация рисков [5].
Таблица 1
SWOT-анализ ООО «Элмат»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Занимает лидирующее положение на рынке 2. Наличие широкого конкурентоспособного ассортимента товаров (обеденные комплекты, стулья, мягкая мебель, столы, мебельная фурнитура и т.д.) 3. Достаточное количество финансовых ресурсов для обеспечения бесперебойного производства продукции 4. Имеет хорошую репутацию среди потребителей 5. Наличие большого опыта у высшего менеджмента предприятия 6. Наличие налаженных каналов сбыта продукции (собственный интернет-магазин, мебельные салоны, оптовые партнеры) 7. Наличие корпоративного транспорта |
1. Слаборазвитая логистика, которая приводит к увеличению времени доставки 2. Недостаточность интернет- и телерекламы и, как следствие, слабое продвижение продукции 3. Слабо налаженные коммуникационные связи между руководством и подчиненными 4. Недостаточное управление запасами 5. Слабое применение и использование информационных технологий 6. Высокие цены на некоторые виды товаров, что может привести к снижению спроса. |
Возможности |
Угрозы |
1. Возможность занять нишу ушедшего с рынка основного конкурента (IKEA) 2. Расширение ассортимента (новые расцветки мебели, детская мебель, мебель в стиле DIY (сделай сам)) 3. Поиск новых рынков сбыта 4. Развитие маркетинговых стратегий 5. Увеличение количества поставщиков с более качественным сырьем 6. Повышение квалификации персонала, что приведет к повышению производительности труда 7. Оптимизация бизнес-процессов (внедрение эффективных систем управления и автоматизации бизнес-процессов) |
1. Появление новых конкурентов на рынке 2. Трудности с поставками сырья из зарубежных стран 3. Незапланированный рост цен на сырье 4. Нехватка квалифицированных кадров (может привести к снижению производительности и увеличению затрат на обучение) 5. Недостаточное внедрение инноваций (может отразиться на объеме производства и на конкурентоспособности) 6. Быстрое развитие технологий 7. Неустойчивые финансовые рынки, инфляция и другие экономические факторы, которые могут негативно отразиться на финансовом состоянии компании |
В рамках исследования была рассмотрена деятельность компании по производству мебели ООО «Элмат» в г. Калуга. Был проведен анализ ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз (табл. 1).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания обладает большим количеством сильных сторон, среди которых стоит выделить ключевые: занимает лидирующие позиции на рынке (компания обладает значительными конкурентными преимуществами, тем самым удерживая и повышая свои позиции на рынке, извлекая при этом максимальную прибыль), демонстрирует широкий конкурентоспособный ассортимент товаров (организация постоянно расширяет ассортимент и производит новые виды товаров, удовлетворяя при этом все желания и потребности потребителей), имеет достаточное количество финансовых ресурсов (компания демонстрирует высокие финансовые показатели, которые с каждым годом растут, что говорит о грамотном планировании, оптимизации производственных процессов, эффективном распределении ресурсов и высокой производительности труда), имеет хорошую репутацию среди потребителей (компания стремится учитывать все желания клиентов, улучшая качество, дизайн и расширяя ассортимент своей продукции, что обусловлено высоким спросом и доверием со стороны покупателей), большой опыт у высшего менеджмента предприятия (что приводит к принятию более обоснованных и эффективных стратегических решений).
Рассматривая слабые стороны, стоит обратить большее внимание на следующие: недостаточность интернет- и телерекламы (у компании отмечается слаборазвитый маркетинг, что не дает возможности привлечь большее количество покупателей), недостаточно эффективное управление запасами (что приводит к издержкам на хранение, или к нехватке товаров), недостаточное использование информационных технологий (которое может привести к неэффективному управлению бизнес-процессами и потере конкурентных преимуществ).
У компании отмечается большое количество возможностей: уход с рынка основного конкурента (IKEA), что дает возможность занять освободившуюся нишу; расширение ассортимента, что приведет к увеличению доходов за счет привлечения новых клиентов и удержания существующих; поиск новых рынков сбыта (рынки для мебели из экологически чистых материалов, продажа через онлайн-платформы, дизайнерские студии), что приведет к обеспечению в компании стабильного и долгосрочного роста; развитие маркетинговой деятельности, что приведет к привлечению новых клиентов, увеличению продаж и укреплению позиций на рынке; увеличение количества поставщиков с качественным сырьем, что приведет к появлению более качественной продукции.
Деятельность ООО «Элмат», как любой другой организации, может быть подвержена риску. Основными угрозами компании по производству мебели являются следующие: появление новых конкурентов на рынке, что, в первую очередь, приведет к уменьшению прибыли; проблемы с поставками различного вида сырья из зарубежных стран, что приведет к снижению объемов производства; незапланированный рост цен на сырье, который приведет к увеличению себестоимости; достаточно быстрое развитие технологий, что приведет к требованию значительных инвестиций в обновление оборудования и обучение персонала, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
На основании проведенного базового SWOT-анализа деятельности ООО «Элмат», а также сформулированных выводов, обратимся к расширенному варианту данного способа оценки конкурентоспособности с целью выявления взаимосвязи между обозначенными блоками анализа (табл. 2) [3].
Можно сказать, что, используя ряд возможностей, выделенных в рамках проведенного SWOT-анализа, а также поддерживая и масштабируя имеющиеся сильные стороны, ООО «Элмат» сможет не только минимизировать влияние слабых сторон на результаты своего функционирования, но и снизить степень влияния обозначенных угроз, тем самым обеспечив возможности для развития, а не нивелирования рисковых ситуаций.
Можно сказать, что ООО «Элмат» обладает достаточным уровнем конкурентоспособности, чтобы не только поддерживать прибыльное функционирование, но и обеспечивать возможности и предпосылки для дальнейшего развития на рынке. Компания, занимая лидирующие позиции на рынке мебели, стремится и дальше развивать свою деятельность, улучшать показатели, выходить на новые рынки и повышать конкурентоспособность, удовлетворяя потребности покупателей и расширяя ассортимент предлагаемых товаров.
Таблица 2
Расширенный SWOT-анализ ООО «Элмат»
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
СИВ 1. Наличие достаточного количества финансовых ресурсов может позволить компании развивать ее маркетинговую деятельность, разрабатывать и проводить PR-кампании, тем самым привлекая новых клиентов. 2. Наличие большого опыта у высшего менеджмента предприятия может позволить эффективно оптимизировать бизнес-процессы, что приведет к снижению издержек и повышению конкурентоспособности организации. |
СИУ 1. Лидирующее положение на рынке, хорошая репутация среди населения и широкий ассортимент товаров позволят удерживать клиентов вне зависимости от появления новых компаний-конкурентов. 2. Достаточное количество финансовых ресурсов и наличие большого опыта высшего менеджмента позволят развить кадровый потенциал, предотвращая нехватку квалифицированных кадров. |
Слабые стороны |
СЛВ 1. Выход на новые рынки сбыта, а именно – продажа через онлайн-платформы позволит предотвратить снижение спроса по причине высоких цен на некоторые виды товаров. 2. Разработка и развитие эффективных маркетинговых стратегий позволит, во-первых, повысить узнаваемость компании, во-вторых, привлечь большее количество клиентов. |
СЛУ 1. Оптимизация логистики, расширение сотрудничества с логистическими компаниями, поиск новых поставщиков и сокращение сроков поставок даст возможность минимизировать риск появления трудностей с поставками сырья из зарубежных стран 2. Развитие информационных технологий и обучение персонала навыкам работы с IT-системами позволит снизить риски нехватки высококвалифицированных кадров и недостаточного внедрения инноваций, тем самым повышая цифровые компетенции компании и ее сотрудников. |
Заключение
На примере анализа ООО «Элмат» было продемонстрировано использование инструментов стратегического планирования, а именно базовой и расширенной матрицы SWOT-анализа, что позволило выявить уровень конкурентоспособности компании, ее положение на рынке, а также ее возможности для преодоления и минимизации возможных рисков и угроз. В целом, инструменты стратегического планирования дают возможность компании четко увидеть ее будущее, выделить ключевые драйверы успеха и роста, эффективно распределить ресурсы, принять правильные управленческие решения и оперативно среагировать на любые изменения рынка и адаптироваться к ним. Эти факторы приводят к повышению конкурентоспособности и устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе.
Библиографическая ссылка
Денисова Е.В., Петрова Г.В. ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 194-197;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3796 (дата обращения: 20.11.2024).