Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ ВЫПУСКНИКОВ

Гуськова Н.Д. 1 Ерастова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Трудоустройство выпускников вузов во многом определяется взаимодействием вуза с работодателями. Учет требований работодателей к выпускникам способствует повышению качества их подготовки и востребованности на рынке труда. Важно учитывать мнение выпускников, которые уже на практике могут оценить качество теоретических знаний и практических навыков, полученных в вузе. В статье проведен анализ удовлетворенности работодателей и выпускников качеством подготовки выпускников экономического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва». Исследование позволило выявить такие сильные стороны выпускников как актуальность теоретических знаний, соответствие теоретических знаний квалификации, умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Работодатели отметили желаемые компетенции, необходимые для эффективной работы выпускников: владение современными информационными технологиями, аналитические способности, умение работать в команде и коммуникабельность. Среди личностных качеств они рекомендуют воспитывать в себе стрессоустойчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность. Также дана оценка удовлетворенности выпускников, полученными в процессе обучения в вузе теоретическими знаниями и практическими навыками. Они отмечают необходимость усиления практической подготовки как в процессе производственных практик, так и на семинарских занятиях.
выпускники
работодатели
вуз
качество подготовки
конкурентоспособность
анкетирование
1. Краковецкая И.В., Кудашкина Л.А. Формирование личной конкурентоспособности cстудентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2. С. 106-115.
2. Резник С.Д., Черниговская М.В. Оценка предпринимательского потенциала российского студента: методические подходы и структурные элементы // Друкеровский вестник. 2023. № 2. С. 113-126.
3. Резник Г.А., Кучигина С.К. Проблема формирования иерархии ценностей современных выпускников вузов в условиях социально-экономических преобразований // Науковедение. 2014. № 5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/47PVN514.pdf (дата обращения: 09.09.2024).
4. Гуськова Н.Д., Ерастова А.В. Трансформация традиционных ценностей: качество образования в условиях современных вызовов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2. С. 163-172.
5. Мельник С.В., Пильник Н.Б. Анализ результатов анкетирования работодателей в системе управления качеством образования в университете // Актуальные вопросы профессионального образования: качество, приоритеты, технологии. 2024. С. 43-47.
6. Отчет по результатам анкетирования представителей работодателей об удовлетворенности качеством подготовки выпускников и образовательным процессом ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» от 09.10.2023 г. [Электронный ресурс] URL: https://mrsu.ru/upload/iblock/1a5/gx67nbvrun8n9b7320osuf6lebfr7uo1/2023_Rabotodateli_Otchet.pdf (дата обращения: 01.09.2024).
7. Отчет о результатах самообследования Экономического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» от 27.03.2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://mrsu.ru/upload/iblock/18e/qv1dk1qjme9or1xfuyemafwkd1oyezhf/Otchet-o-rezultatakh-samoobsledovaniya-EI_2024.pdf (дата обращения: 18.09.2024).

Введение

Одним из показателей успешности и престижности вуза является трудоустройство его выпускников, что напрямую связано с их качеством подготовки. Вуз несет ответственность за соответствие программ подготовки не только федеральным государственным образовательным стандартам, но и требованиям, предъявляемым к выпускникам со стороны работодателей. Однако, как отмечают И.В. Краковецкая и Л.А. Кудашкина в настоящее время «в российских университетах отсутствуют системы формирования личной конкурентоспособности студентов, действующей в рамках всего вуза» [1]. Чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, по мнению С. Д. Резника «студент должен развивать свои предпринимательские компетенции в период обучения в вузе, через привлечение студентов к реальной практической деятельности в рамках взаимодействия вузов с организациями-работодателями» [2, с. 291]. Кучигина С.К. и Резник Г.А. в своем исследовании отмечают, что «знания, полученные в вузе и опыт производственных практик позволяют студентам более успешно адаптироваться на рынке труда и справляться с поставленными производственными задачами» [3]. Чтобы помочь стать студенту конкурентоспособным, необходимо учитывать как требования работодателей к профессиональным и личностным качествам выпускников вуза, так и их ценностные ориентации [4]. Анкетирование работодателей для мониторинга их мнения о качестве подготовки выпускников является одной из форм их взаимодействия с вузом [5]. Работодатели являются активными участниками образовательной деятельности и имеют право участвовать в оценке ее осуществления. Мнение работодателей и их представителей, участвующих в реализации образовательных программ имеет существенное значение при оценке качества подготовки выпускников, так как именно они являются индустриальными партнерами вуза и будущими работодателями для выпускников. Кроме этого, важно исследовать отзывы самих выпускников, об актуальности полученных во время обучения в вузе знаний. Анализ удовлетворенности выпускников также позволяет определить требования, которые предъявляет работодатель к профессиональной подготовке выпускников, что позволит определить структуру образовательных программ и организацию учебного процесса.

Цель исследования – выявление требований работодателей к качеству подготовки выпускников и образовательного процесса.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены задачи [6]:

– определены направлений участия организаций в образовательной деятельности вуза;

– проведена оценка удовлетворенности работодателей уровнем теоретической и практической подготовки выпускников;

– установлены наиболее важные, по мнению работодателей, знания и умения выпускников, необходимые им для осуществления профессиональной деятельности;

– выявлены наиболее важные, по мнению работодателей, профессиональные качества и soft-skills выпускников, необходимые им для осуществления трудовой деятельности;

– дана оценка удовлетворенности выпускников уровнем теоретической и практической подготовки, соответствием полученных компетенций;

Материал и методы исследования

Анализ удовлетворенности работодателей и выпускников позволяет определить требования, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников, что позволяет определить мероприятия по улучшению профессиональных компетенций обучающихся.

Ежегодно управлением менеджмента качества образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» проводится мониторинг удовлетворенности работодателей, сотрудничающих с университетом

Опрос проводится в онлайн форме через сервис Google. Анкета, предложенная работодателям, содержала 41 вопрос из которых 31 вопрос входил в базовый блок (общие для всех работодателей), а 10 – в профильный (только для работодателей Экономического института).

Объектом исследования выступали работодатели и выпускники университета.

Предмет оценки – уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускаемых специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение

Так в 2023 г., экономическим институтом ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» было опрошено 23 организации (таблица 1) [7].

Таблица 1

Организации-работодатели по направлениям подготовки экономического института

Наименование направления подготовки

Наименование организаций

38.05.01 Экономическая безопасность «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

ПАО СК «Росгосстрах»;

ООО «Бизнес Софт»;

АО «Биохимик»;

38.03.01 Экономика «Финансы и кредит»

38.04.01 Экономика «Государственные и муниципальные финансы»

38.04.08 Финансы и кредит «Банки и финансово-кредитные институты»

Отделение-Национальный банк по Республике Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ;

УФНС России по Республике Мордовия;

Министерство финансов РМ;

38.03.01 Экономика «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

38.04.01 Экономика «Учет, контроль и аудит»

38.04.01 Экономика «Международный учет, анализ и аудит»

ООО «Электропоставщик»;

ООО АФ «СилАудит»;

ООО «ЭМ-КАТ»;

38.03.01 Экономика «Экономика организации»

38.04.01 Экономика «Экономика организации»

ОАО «Птицефабрика»Атямарская»;

ООО «ССЗ «Лисма»;

ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ»;

38.03.02 Менеджмент «Менеджмент организации»

38.04.02 Менеджмент «Стратегическое управление в цифровой экономике»

38.04.02 Менеджмент «Маркетинг в цифровой экономике»

38.04.02 Менеджмент «Предпринимательство для устойчивого развития»

ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»;

АО «Плайтерра»;

ООО «Импульс-Маркетинг»;

38.03.04 Государственное и муниципальное управление «Государственная муниципальная служба»

38.04.04 Государственное и муниципальное управление «Механизмы и технологии государственного и муниципального управления»

38.03.05 Бизнес-информатика «Архитектура предприятия»

38.04.05 Бизнес информатика «Архитектура предприятия»

ООО «Инфомаксимум»;

Филиал Государственного фонда поддержки специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике Мордовия;

Государственное казённое учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (ГКУ РМ «НЦСЭМ»);

Фонд развития промышленности Республики Мордовия;

27.03.02 Управление качеством профили «Управление качеством в социально-экономических системах»

27.04.02 Управление качеством «Качество 4.0 и интегрированные системы менеджмента»

АО «Консервный завод Саранский»;

ПАО «Электровыпрямитель»

АО «Саранский телевизионный завод»

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены уровнем теоретической подготовки выпускников?»

Критерий

Вполне удовлетворен

Частично удовлетворен

Не удовлетворен

Актуальностью теоретических знаний

100%

Соответствием теоретических знаний

квалификации

90%

10%

Умением применять теоретические знания

в профессиональной деятельности

82%

18%

Анализ результатов анкетирования позволил установить, что работодатели взаимодействуют с университетом в рамках организации практической подготовки и проведения занятий (81%), государственной итоговой аттестации (73%), профессиональной общественной и международной аккредитаций (27%). Половина из опрошенных предоставляют студентам обучение в рамках целевого договора. Организации, участвовавшие в опросе отметили необходимость дальнейшего развития деловых связей с университетом и экономическим институтом.

Таблица 3

Результаты ответа на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены уровнем практической подготовки выпускников?»

Критерий

Вполне удовлетворен

Частично удовлетворен

Не удовлетворен

Актуальностью теоретических знаний

64%

36%

Соответствием теоретических знаний

квалификации

59%

41%

Умением применять теоретические знания

в профессиональной деятельности

68%

32%

90% работодателей считают, что компетенции выпускников, сформированные при освоении образовательных программ, полностью или в основном соответствуют профессиональным стандартам.

Результаты ответов об удовлетворенности уровнем теоретической и практической подготовки представлены в таблицах 2 и 3.

Результаты ответов на вопросы свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности теоретической подготовкой студентов, однако удовлетворенность их практической подготовкой находится на среднем уровне. Это же подтверждается и ответами на другие вопросы. Среди достоинств выпускников были отмечены такие качества как «желание работать» (50%) и «высокий уровень теоретической подготовки» (68%), а среди основных недостатков выделили «низкий уровень практической подготовки» (64%).

При ответе на вопрос: «Какие профессиональные качества выпускников Вас интересуют больше всего?» – ряд качеств были отмечены большинством работодателей:

– Знание новейших технологий – 77%;

– Знание законодательства – 27%;

– Знание иностранного языка – 14%;

– Умение проявлять инициативу на работе – 73%;

– Умение применять инновации в своей работе – 77%;

– Социальные навыки (деловое общение, работа в коллективе) – 86%.

Для повышения качества подготовки выпускников работодатели рекомендуют включать практикантов в производственный процесс (59%) и актуализировать образовательные программы в соответствии с новыми цифровыми технологиями (41%), сделать акцент на развитие информационной грамотности (64%).

Среди причин увольнения выпускников экономического института наиболее часто встречаются ответы такие как «переезд в другой город» и «низкая заработная плата». При этом работодатели предлагают выпускникам заработную плату в среднем от 31000 до 40000 руб. (45%).

По мнению работодателей выпускники экономического института должны владеть такими программными средствами как: Excel, 1С-Бухгалтерия, 1С-Предприятие.

Отвечая на вопрос: «Какими soft-skills должен владеть выпускник экономического института для успешного трудоустройства в Вашу организацию?» – работодатели отметили:

– Умение работать в команде (95%);

– Навыки презентации, коммуникабельность (68%);

– Развитые лидерские качества (41%);

– Умение брать на себя ответственность (77%);

– Эффективная самоорганизация (90%).

Работодатели рекомендуют выпускникам экономического института развивать такие профессиональные навыки как: владение современными информационными технологиями, аналитические способности, умение работать в команде и коммуникабельность. Среди личностных качеств рекомендуют воспитывать в себе стрессоустойчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность.

Опрос выпускников экономического института, в котором приняли участие 138 человек (40%) разных форм и направлений подготовки позволил выявить следующее [7]. Большинство респондентов полностью или в большей степени удовлетворены структурой образовательной программы (84,8%), а 85,5% опрошенных удовлетворены качеством образовательной программы.

Удовлетворенность выпускников организацией и проведением практик распределилась следующим образом: 45,7% – удовлетворены полностью; 33,3% – удовлетворены в большей степени; 13% – удовлетворены не в полной мере; 8 % – не удовлетворены (рисунок 1)

missing image file

Рис. 1. Удовлетворенность выпускников практической подготовкой

Профессионализмом профессорско-преподавательского состава удовлетворены 88,4% опрошенных выпускников.

В настоящее время 83,3% выпускников трудоустроены, из них 42% по направлению подготовки/специальности, а 41,3% не по направлению подготовки/специальности. Опрошенные выпускники отмечают, что практические навыки, полученные университете, соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве – 40,6%, частично соответствуют – 35,5%, не соответствуют – 11,6, затрудняются ответить – 12,3%.

При этом теоретические знания соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве по мнению 47,1%, частично соответствуют считают 37,7%, не соответствует – 5,8%, остальные затруднились с ответом.

Среди положительных качеств вуза большинство выпускников отмечают высокий профессионализм преподавателей. А в качестве рекомендаций – уделять больше внимания практическим навыкам, организации практик, организовывать больше встреч с практиками.

Таким образом, как и при ответах работодателей, выпускники отмечают, что недостаточное внимание уделяется практической подготовке, особенно в ходе производственных практик.

Заключение

Таким образом, следует отметить, что работодатели в целом удовлетворены подготовкой выпускников экономического института, но в тоже время следует сделать акцент на практическую подготовку студентов. В связи с этим следует усилить контроль за прохождением производственной практики как со стороны работодателей, так и руководителей от вуза. Кроме того, необходимо привлекать работодателей не только в рамках проведения занятий, но и в качестве приглашенных лекторов и для проведения мастер-классов. Чаще организовывать выезды студентов на предприятия. Для повышения цифровой грамотности в вузе были разработаны различные программы в рамках проекта «Цифровые кафедры». Экономическим институтом в 2023 году была разработана программа «Бизнес-информатика», специально для студентов нашего института. Ежегодно количество желающих студентов пройти переподготовку по данным программам растет.

Свои мягкие навыки, такие как: умение работать в команде, навыки презентации, коммуникабельность, умение брать на себя ответственность и эффективная самоорганизация студенты могут развить в рамках курса «Основы проектной деятельности», который с 2023-2024 года реализуется в новом формате (группы сформированы из разных институтов/факультетов и направлений подготовки), а также на курсах «Персональный менеджмент», «Проектный менеджмент», «Командообразование и лидерство» и др. Все эти меры будут способствовать повышению удовлетворенности как работодателей, так и выпускников полученными в процессе обучения знаниями и навыками.


Библиографическая ссылка

Гуськова Н.Д., Ерастова А.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ ВЫПУСКНИКОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 188-193;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3795 (дата обращения: 20.11.2024).