Введение
Одним из показателей успешности и престижности вуза является трудоустройство его выпускников, что напрямую связано с их качеством подготовки. Вуз несет ответственность за соответствие программ подготовки не только федеральным государственным образовательным стандартам, но и требованиям, предъявляемым к выпускникам со стороны работодателей. Однако, как отмечают И.В. Краковецкая и Л.А. Кудашкина в настоящее время «в российских университетах отсутствуют системы формирования личной конкурентоспособности студентов, действующей в рамках всего вуза» [1]. Чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда, по мнению С. Д. Резника «студент должен развивать свои предпринимательские компетенции в период обучения в вузе, через привлечение студентов к реальной практической деятельности в рамках взаимодействия вузов с организациями-работодателями» [2, с. 291]. Кучигина С.К. и Резник Г.А. в своем исследовании отмечают, что «знания, полученные в вузе и опыт производственных практик позволяют студентам более успешно адаптироваться на рынке труда и справляться с поставленными производственными задачами» [3]. Чтобы помочь стать студенту конкурентоспособным, необходимо учитывать как требования работодателей к профессиональным и личностным качествам выпускников вуза, так и их ценностные ориентации [4]. Анкетирование работодателей для мониторинга их мнения о качестве подготовки выпускников является одной из форм их взаимодействия с вузом [5]. Работодатели являются активными участниками образовательной деятельности и имеют право участвовать в оценке ее осуществления. Мнение работодателей и их представителей, участвующих в реализации образовательных программ имеет существенное значение при оценке качества подготовки выпускников, так как именно они являются индустриальными партнерами вуза и будущими работодателями для выпускников. Кроме этого, важно исследовать отзывы самих выпускников, об актуальности полученных во время обучения в вузе знаний. Анализ удовлетворенности выпускников также позволяет определить требования, которые предъявляет работодатель к профессиональной подготовке выпускников, что позволит определить структуру образовательных программ и организацию учебного процесса.
Цель исследования – выявление требований работодателей к качеству подготовки выпускников и образовательного процесса.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены задачи [6]:
– определены направлений участия организаций в образовательной деятельности вуза;
– проведена оценка удовлетворенности работодателей уровнем теоретической и практической подготовки выпускников;
– установлены наиболее важные, по мнению работодателей, знания и умения выпускников, необходимые им для осуществления профессиональной деятельности;
– выявлены наиболее важные, по мнению работодателей, профессиональные качества и soft-skills выпускников, необходимые им для осуществления трудовой деятельности;
– дана оценка удовлетворенности выпускников уровнем теоретической и практической подготовки, соответствием полученных компетенций;
Материал и методы исследования
Анализ удовлетворенности работодателей и выпускников позволяет определить требования, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников, что позволяет определить мероприятия по улучшению профессиональных компетенций обучающихся.
Ежегодно управлением менеджмента качества образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» проводится мониторинг удовлетворенности работодателей, сотрудничающих с университетом
Опрос проводится в онлайн форме через сервис Google. Анкета, предложенная работодателям, содержала 41 вопрос из которых 31 вопрос входил в базовый блок (общие для всех работодателей), а 10 – в профильный (только для работодателей Экономического института).
Объектом исследования выступали работодатели и выпускники университета.
Предмет оценки – уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускаемых специалистов.
Результаты исследования и их обсуждение
Так в 2023 г., экономическим институтом ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» было опрошено 23 организации (таблица 1) [7].
Таблица 1
Организации-работодатели по направлениям подготовки экономического института
Наименование направления подготовки |
Наименование организаций |
38.05.01 Экономическая безопасность «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» |
ПАО СК «Росгосстрах»; ООО «Бизнес Софт»; АО «Биохимик»; |
38.03.01 Экономика «Финансы и кредит» 38.04.01 Экономика «Государственные и муниципальные финансы» 38.04.08 Финансы и кредит «Банки и финансово-кредитные институты» |
Отделение-Национальный банк по Республике Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ; УФНС России по Республике Мордовия; Министерство финансов РМ; |
38.03.01 Экономика «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 38.04.01 Экономика «Учет, контроль и аудит» 38.04.01 Экономика «Международный учет, анализ и аудит» |
ООО «Электропоставщик»; ООО АФ «СилАудит»; ООО «ЭМ-КАТ»; |
38.03.01 Экономика «Экономика организации» 38.04.01 Экономика «Экономика организации» |
ОАО «Птицефабрика»Атямарская»; ООО «ССЗ «Лисма»; ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ»; |
38.03.02 Менеджмент «Менеджмент организации» 38.04.02 Менеджмент «Стратегическое управление в цифровой экономике» 38.04.02 Менеджмент «Маркетинг в цифровой экономике» 38.04.02 Менеджмент «Предпринимательство для устойчивого развития» |
ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»; АО «Плайтерра»; ООО «Импульс-Маркетинг»; |
38.03.04 Государственное и муниципальное управление «Государственная муниципальная служба» 38.04.04 Государственное и муниципальное управление «Механизмы и технологии государственного и муниципального управления» 38.03.05 Бизнес-информатика «Архитектура предприятия» 38.04.05 Бизнес информатика «Архитектура предприятия» |
ООО «Инфомаксимум»; Филиал Государственного фонда поддержки специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике Мордовия; Государственное казённое учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (ГКУ РМ «НЦСЭМ»); Фонд развития промышленности Республики Мордовия; |
27.03.02 Управление качеством профили «Управление качеством в социально-экономических системах» 27.04.02 Управление качеством «Качество 4.0 и интегрированные системы менеджмента» |
АО «Консервный завод Саранский»; ПАО «Электровыпрямитель» АО «Саранский телевизионный завод» |
Таблица 2
Результаты ответа на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены уровнем теоретической подготовки выпускников?»
Критерий |
Вполне удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Не удовлетворен |
Актуальностью теоретических знаний |
100% |
– |
– |
Соответствием теоретических знаний квалификации |
90% |
10% |
– |
Умением применять теоретические знания в профессиональной деятельности |
82% |
18% |
– |
Анализ результатов анкетирования позволил установить, что работодатели взаимодействуют с университетом в рамках организации практической подготовки и проведения занятий (81%), государственной итоговой аттестации (73%), профессиональной общественной и международной аккредитаций (27%). Половина из опрошенных предоставляют студентам обучение в рамках целевого договора. Организации, участвовавшие в опросе отметили необходимость дальнейшего развития деловых связей с университетом и экономическим институтом.
Таблица 3
Результаты ответа на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены уровнем практической подготовки выпускников?»
Критерий |
Вполне удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Не удовлетворен |
Актуальностью теоретических знаний |
64% |
36% |
– |
Соответствием теоретических знаний квалификации |
59% |
41% |
– |
Умением применять теоретические знания в профессиональной деятельности |
68% |
32% |
– |
90% работодателей считают, что компетенции выпускников, сформированные при освоении образовательных программ, полностью или в основном соответствуют профессиональным стандартам.
Результаты ответов об удовлетворенности уровнем теоретической и практической подготовки представлены в таблицах 2 и 3.
Результаты ответов на вопросы свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности теоретической подготовкой студентов, однако удовлетворенность их практической подготовкой находится на среднем уровне. Это же подтверждается и ответами на другие вопросы. Среди достоинств выпускников были отмечены такие качества как «желание работать» (50%) и «высокий уровень теоретической подготовки» (68%), а среди основных недостатков выделили «низкий уровень практической подготовки» (64%).
При ответе на вопрос: «Какие профессиональные качества выпускников Вас интересуют больше всего?» – ряд качеств были отмечены большинством работодателей:
– Знание новейших технологий – 77%;
– Знание законодательства – 27%;
– Знание иностранного языка – 14%;
– Умение проявлять инициативу на работе – 73%;
– Умение применять инновации в своей работе – 77%;
– Социальные навыки (деловое общение, работа в коллективе) – 86%.
Для повышения качества подготовки выпускников работодатели рекомендуют включать практикантов в производственный процесс (59%) и актуализировать образовательные программы в соответствии с новыми цифровыми технологиями (41%), сделать акцент на развитие информационной грамотности (64%).
Среди причин увольнения выпускников экономического института наиболее часто встречаются ответы такие как «переезд в другой город» и «низкая заработная плата». При этом работодатели предлагают выпускникам заработную плату в среднем от 31000 до 40000 руб. (45%).
По мнению работодателей выпускники экономического института должны владеть такими программными средствами как: Excel, 1С-Бухгалтерия, 1С-Предприятие.
Отвечая на вопрос: «Какими soft-skills должен владеть выпускник экономического института для успешного трудоустройства в Вашу организацию?» – работодатели отметили:
– Умение работать в команде (95%);
– Навыки презентации, коммуникабельность (68%);
– Развитые лидерские качества (41%);
– Умение брать на себя ответственность (77%);
– Эффективная самоорганизация (90%).
Работодатели рекомендуют выпускникам экономического института развивать такие профессиональные навыки как: владение современными информационными технологиями, аналитические способности, умение работать в команде и коммуникабельность. Среди личностных качеств рекомендуют воспитывать в себе стрессоустойчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность.
Опрос выпускников экономического института, в котором приняли участие 138 человек (40%) разных форм и направлений подготовки позволил выявить следующее [7]. Большинство респондентов полностью или в большей степени удовлетворены структурой образовательной программы (84,8%), а 85,5% опрошенных удовлетворены качеством образовательной программы.
Удовлетворенность выпускников организацией и проведением практик распределилась следующим образом: 45,7% – удовлетворены полностью; 33,3% – удовлетворены в большей степени; 13% – удовлетворены не в полной мере; 8 % – не удовлетворены (рисунок 1)
Рис. 1. Удовлетворенность выпускников практической подготовкой
Профессионализмом профессорско-преподавательского состава удовлетворены 88,4% опрошенных выпускников.
В настоящее время 83,3% выпускников трудоустроены, из них 42% по направлению подготовки/специальности, а 41,3% не по направлению подготовки/специальности. Опрошенные выпускники отмечают, что практические навыки, полученные университете, соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве – 40,6%, частично соответствуют – 35,5%, не соответствуют – 11,6, затрудняются ответить – 12,3%.
При этом теоретические знания соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве по мнению 47,1%, частично соответствуют считают 37,7%, не соответствует – 5,8%, остальные затруднились с ответом.
Среди положительных качеств вуза большинство выпускников отмечают высокий профессионализм преподавателей. А в качестве рекомендаций – уделять больше внимания практическим навыкам, организации практик, организовывать больше встреч с практиками.
Таким образом, как и при ответах работодателей, выпускники отмечают, что недостаточное внимание уделяется практической подготовке, особенно в ходе производственных практик.
Заключение
Таким образом, следует отметить, что работодатели в целом удовлетворены подготовкой выпускников экономического института, но в тоже время следует сделать акцент на практическую подготовку студентов. В связи с этим следует усилить контроль за прохождением производственной практики как со стороны работодателей, так и руководителей от вуза. Кроме того, необходимо привлекать работодателей не только в рамках проведения занятий, но и в качестве приглашенных лекторов и для проведения мастер-классов. Чаще организовывать выезды студентов на предприятия. Для повышения цифровой грамотности в вузе были разработаны различные программы в рамках проекта «Цифровые кафедры». Экономическим институтом в 2023 году была разработана программа «Бизнес-информатика», специально для студентов нашего института. Ежегодно количество желающих студентов пройти переподготовку по данным программам растет.
Свои мягкие навыки, такие как: умение работать в команде, навыки презентации, коммуникабельность, умение брать на себя ответственность и эффективная самоорганизация студенты могут развить в рамках курса «Основы проектной деятельности», который с 2023-2024 года реализуется в новом формате (группы сформированы из разных институтов/факультетов и направлений подготовки), а также на курсах «Персональный менеджмент», «Проектный менеджмент», «Командообразование и лидерство» и др. Все эти меры будут способствовать повышению удовлетворенности как работодателей, так и выпускников полученными в процессе обучения знаниями и навыками.
Библиографическая ссылка
Гуськова Н.Д., Ерастова А.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ ВЫПУСКНИКОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 188-193;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3795 (дата обращения: 20.11.2024).