Введение
На протяжении нескольких десятилетий территориальная организация Российской Федерации претерпевает широкомасштабные, разнонаправленные изменения, динамика которых обусловлена совокупностью природно-климатических, демографических, социокультурных, экономических факторов, что позволяет рассуждать о периоде завершения XX – начала XXI веков как об эпохе беспрецедентной трансформации социально-экономического уклада, отражающейся, в том числе, на различных аспектах пространственного развития нашей страны. С учётом указанных обстоятельств, бесспорной актуальностью и научно-практической значимостью обладают исследования, направленные на идентификацию основных тенденций позиционирования регионов и макрорегионов РФ в мирохозяйственных связях, выявление факторов, стимулирующих развитие их глобальной экономической активности за счёт расширения присутствия на мировом рынке (в том числе сельхозпродукции и продовольствия).
Материал и методы исследования
При подготовке статьи нами использовались такие методы научного познания, как синтез, анализ, расчётно-аналитический инструментарий интерпретации массивов статистических данных, отражающих внешнеэкономическую деятельность Южного и Северо-Кавказского округов РФ. Применение указанных методов и инструментов позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и выводов.
Результаты исследования и их обсуждение
В трудах советских и российских учёных представлена аналитика пространственного развития, исследованы её различные аспекты, в том числе касающиеся территориальной организации хозяйственной деятельности. Экономико-географические аспекты регионального развития находят научную интерпретацию в научных трудах Алаева Э.Б. [1], Саушкина Ю.Г. [8], Трофимова А.М., Шарыгина М.Д. [10]. Обоснование организационно-экономических и правовых инструментов развития агропромышленного комплекса субъектов РФ исследуют Брик А.Д., Ревунов Р.В. [2]. Строев П.В., Фаттахов Р.В., Матчинов В.А., Губанова Е.В., Орловцева О.М. [9] анализируют механизмы улучшения инвестиционной привлекательности регионального агропромышленного комплекса.
Помимо внутренних факторов на процессы регионального развития в разной степени влияют внешние, в частности: экономическая глобализация, обусловливающая формирование трансграничных деловых взаимосвязей и включение различных отраслей экономик регионов РФ в процессы международного разделения труда, экономического обмена; глобальная межкультурная коммуникация, выражающаяся в обмене поведенческими (в том числе потребительскими) практиками, моделями при сохраняющимся социокультурном разнообразии субъектов РФ; мировое геополитическое соперничество, выражающееся в политическом давлении, группировке государств по военно-политическим блокам, расширении применения силы при решении конфликтов, падении авторитета и влияния международных объединений, таких, как ООН, ВТО и др.; постепенном (хотя и нелинейном, в значительной мере ассиметричном, подверженном рецессиям) увеличении мирового уровня жизни, сопровождаемом усилением миграционных потоков, спроса на продукцию сельского хозяйства, энергетические ресурсы; технико-технологическим прогрессом, значительно ускорившим информационный обмен и сделавшим возможным беспрецедентное развитие инновационных отраслей экономики; постепенную, вызванную интенсивным техногенно-антропогенным воздействием, деградацию планетарной среды обитания, выражением которой являются процессы глобальных климатических изменений, резкое увеличение количества природных катастроф, стихийных бедствий, разрушительные последствия которых проявляются по всему миру.
В условиях имеющегося широкого разнообразия регионов Российской Федерации по географическим, социокультурным, экономическим признакам, совокупное действие вышеперечисленных факторов формирует как пространство рисков, угрожающих целостности РФ, гражданскому миру, экономическому благополучию граждан, стабильности природных экосистем, так и пространство возможностей, позволяющих регионам РФ, в частности, РФ, в целом занять достойное место в глобальных процессах экономического, культурного обмена, усиливая свою роль как один из мировых центров притяжения.
Широкомасштабные экономические санкции в отношении РФ со стороны некоторых иностранных государств являются одним из беспрецедентных вызовов современности. В подобных обстоятельствах экономико-географическое положение регионов и макрорегионов РФ, особенно имеющих выход к морю, является дополнительным конкурентным преимуществом, в связи с тем, что Российская Федерация – крупнейшая страна мира, – не может не быть встроена в мирохозяйственные связи, международное разделение труда, процессы торгового, технологического обмена, глобального движения капитала. Наиболее рациональной альтернативой самоизоляции является диверсификация внешнеэкономической деятельности РФ, в целом, и регионов (групп регионов) в частности за счёт укрепления позиций на традиционных и выходов на рынки в новых для российского экспорта районах мира: Латинская Америка, Ближний Восток, Тихоокеанский регион, Африка. Участие нашей страны в таких международных объединениях, как Шанхайская организация сотрудничества (РФ, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) [11], Союзное государство (РФ, Беларусь) [3], Евразийский экономический союз (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, наблюдатели: Молдавия, Узбекистан, Куба) [4], БРИКС (РФ, Бразилия, Египет, Индия, Иран, Китай, Объединённые Арабские Эмираты, Эфиопия, Южно-Африканская Республика) [5] создаёт предпосылки для успешной экономической, научной, технологической интеграции, что, в свою очередь, подразумевает учёт глобального позиционирования регионов и макрорегионов РФ, необходимость формирования их конкурентных преимуществ при разработке различных аспектов государственной политики пространственного развития РФ в средне- и долгосрочной перспективах. Наблюдаемые нами глобальные изменения, всё более частные и возрастающие по и их пространственным проявлениям и следствиям коррелируют с развитием региональных социально-экономических систем РФ (в соответствии с российской научно-исследовательской традицией являющихся основными элементами экономико-географического анализа, с появлением у подобных региональных систем новых, требующих осмысления, атрибутивных признаков, с новыми форматами взаимодействий, возникающих у регионов (групп регионов).
Одной из задач современной государственной региональной политики РФ является создание условий укрепления центростремительных векторов социально-экономического развития, формирующих самостоятельность региона как территориально обособленного субъекта управления, при одновременном формировании новых (укреплении существующих) центростремительных векторов межрегионального и общестранового уровня, направленных на усилении социально-экономической, культурной интеграции различных по уровню сложности региональных систем в единую общероссийскую.
Одна из ключевых методологических диспозиций советской экономико-географической школы заключается в рассмотрении регионов как некоей упорядоченной, самостоятельно функционирующей, совокупности более мелких единиц пространственной идентификации (главным образом, поселений обладающих различных набором муниципальных прав (в советской классификации – районов)). Одновременно регион интерпретируется как обладающий разным уровнем самостоятельности элемент (составная часть) укрупнённых социально-экономических систем, локализованных в границах макрорегиона (или страны), в отношении которых рассматриваемый регион является взаимосвязанной подсистемой. По нашему мнению, подобный методологический подход исследования пространственного развития не утратил актуальности в наше время, в условиях глобализации, сопровождающейся процессами территориальной интеграции и дезинтеграции в результате которых социально-экономические системы регионов РФ претерпевают значительную трансформацию.
В контексте тематики статьи, мы трактуем Южный макрорегион РФ как совокупность субъектов РФ Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Наиболее полно вовлечённость макрорегиона в мировые экономические связи отражают показатели экспорта. Рассмотрим динамику экспорта Южного макрорегиона РФ, в целом, и продукции агропромышленного комплекса, в частности (рисунки 1, 2) [6, 7].
Анализ информации, представленной на рисунках 1 и 2 показывает, что за период 2018-2021 гг. наблюдался рост экспорта Южного макрорегиона, в целом (+1,2 млрд долл. США, +3,0 %), и продукции агропромышленного комплекса (продовольствие, сельскохозяйственное сырьё), в частности (+1,7 млрд долл. США, +19,5 %). Динамика удельного веса продукции АПК в экспорте Южного макрорегиона за период 2018-2021 гг. представлена на рисунке 3.
Сравнительный анализ темпов роста показывает значительное превышение показателя экспорта продукции АПК (19,5 % по сравнению с 3,0 % за период наблюдения), что обусловило увеличение его доли в структуре экспорта Южного макрорегиона с 21,8 % в 2018 г. до 25,3 % в 2021 г.
Рис. 1. Динамка экспорта Южного макрорегиона РФ за период 2018-2021 гг.
Рис. 2. Динамка экспорта продукции АПК Южного макрорегиона РФ за период 2018-2021 гг.
Рис. 3. Динамика удельного веса продукции АПК в экспорте Южного макрорегиона за период 2018-2021 гг.
Выводы
В завершение сформулируем следующие основные выводы:
1. Рассмотренный нами Южный макрорегион РФ обладает уникальным географическим положением, а также комплексом природно-климатических условий, обусловливающих эффективное сельскохозяйственное производство. Указанные факторы образуют естественные конкурентные преимущества исследуемого макрорегиона. Также выделим дополнительные факторы интенсификации внешнеэкономичекой деятельности хозяйствующих субъектов отраслей сельхозпроизводства и переработки, в частности: морские порты в акваториях Азовского, Чёрного и Каспийского морей; возможность использования судоходных рек для доставки грузов судами класса «река-море»; границы с иностранными государствами; развитая транспортно-логистическая инфраструктура; наличие квалифицированных кадров в АПК. С учётом не имеющего аналогов санкционного воздействия со стороны некоторых стран, наличие упомянутых выше факторов усиления конкурентоспособности способствует диверсификации аграрного экспорта Южного макрорегиона РФ, а также проникновению российских экономических субъектов на новые рынки.
3. Вышеизложенные обстоятельства аргументируют необходимость формирования комплекса административно-правовых, организационно-экономических мер, направленных на стимулирование сотрудничества в агропромышленном комплексе в формате Евразийского экономического союза. В числе первоочередных мероприятий выделим следующие: планомерное создание единых для государств-участников ЕАЭС стандартов санитарно-эпидемиологической безопасности продовольственных товаров, сельхозсырья; межгосударственная координация методов, форматом, инструментария симулирования развития АПК; ликвидация избыточных административных процедур, связанных с регулированием движения продукции АПК через госграницы государств-участников ЕАЭС; создание инструментария стимулирования реализации совместных инвестиционных проектов в отраслях АПК. Основными элементами возникающего вследствие реализации данных инициатив социально-экономического результата являются следующие: усилении конкурентоспособности аграрных секторов государств-участников ЕАЭС за счёт развития межгосударственных отраслевых связей, снижении уровня безработицы, создание предпосылок для совместного проникновения на ёмкие продовольственные и сельскохозяйственные рынки дружественных РФ стран (Исламская Республика Иран, Китайская Народная Республика и др.).
3. Экономико-географическое положение Российской Федерации предопределяет её активное участие в международном разделение труда, глобальных товарных, финансовых, туристических, информационных потоках. В данном контексте, одной из основных задач современного этапа является формирование государственного механизма стимулирования усиление конкурентоспособности РФ, в целом, регионов РФ (групп регионов РФ) на мировых рынках товаров и услуг за счёт активизации взаимодействия с дружественными и нейтральными государствами. Динамичное развитие аграрного экспорта Южного макрорегиона обусловливает его позиционирование в мирохозяйственных связях как важного поставщика продовольствия и сельскохозяйственного сырья, в связи с чем представляется уместным отражение в документах стратегического планирования, нормативных правовых актах РФ, субъектов РФ, показателей, критериев, целевых ориентиров внешнеэкономической деятельности в средне- и долгосрочной перспективах, что позволит более эффективно осуществлять межведомственную координацию на федеральном и региональном уровнях управления.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Библиографическая ссылка
Строев П.В., Ревунов Р.В. ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЮЖНОГО МАКРОРЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-1. – С. 121-126;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3785 (дата обращения: 31.10.2024).