Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Зыкова Н.В. 1 Ушакова Т.Н. 1 Худякова О.Н. 1 Чистякова О.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
В статье исследуется возможность оценки экономической эффективности реализации программ в области здравоохранения на примере региональной программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На основе изучения и обобщения информационно-аналитических ресурсов рассчитаны показатели предотвращенного экономического ущерба и представлена оценка экономической эффективности реализации региональной программы. Расчет и анализ экономического эффекта в здравоохранении играет важную роль в формировании стратегий и политик, направленных на улучшение качества медицинской помощи и снижение общего экономического ущерба, связанного с заболеваниями и смертностью. Инвестиции в профилактику, раннее выявление и своевременное лечение сердечно-сосудистых заболеваний приносят долгосрочные выгоды. Они не только улучшают здоровье населения, но и повышают производительность труда, снижают расходы на здравоохранение и улучшают социальное благополучие.
региональные программы
сердечно-сосудистые заболевания
экономическая эффективность государственных программ
1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (ред. от 01.04.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». URL: https://base.garant.ru/71848440/ (дата обращения: 15.07.2024).
2. Постановление Правительства Архангельской области от 30 мая 2020 года № 354-пп «Об утверждении Программы Архангельской области «борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». URL: https://ipbd.ru/doc/2900202206060003/ (дата обращения: 13.07.2024).
3. Постановление Правительства Архангельской области от 11 июня 2021 года № 305-пп «Об утверждении Программы Архангельской области «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». URL: https://ipbd.ru/doc/2900202106180005/ (дата обращения: 17.07.2024).
4. Постановление Правительства Архангельской области от 08 июня 2023 года № 519-пп «Об утверждении Программы Архангельской области «борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и о признании утратившим силу отдельных нормативно – правовых актов Архангельской области. URL: https://ipbd.ru/doc/2900202306140013/ (дата обращения: 15.07.2024).
5. Паспорт федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение» от 14 декабря 2018 г. № 3. URL: https://www.eao.ru/upload/medialibrary/0f4/Паспорт%20ФП%20БССЗ.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
6. Ильясова А.Р. Основы экономики здравоохранения: учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского университета, 2019. 86 с.
7. Каширская Л.В., Зурнаджьянц Ю.А., Хорошева И.В. Тенденции развития экономики здравоохранения в рамках национального проекта «Здравоохранение» // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22, № 10(541). С. 1794-1804.
8. Официальный сайт Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. URL: https://29.rosstat.gov.ru/grp11 (дата обращения: 15.07.2024).
9. Лещук С.И., Суркова И.В., Ольшевский А.Г. Расчет экономического ущерба от заболеваемости населения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2023. № 1(84). С. 137-144.

Введение

Экономический эффект в системе здравоохранения представляет собой важный показатель, который отражает предотвращенный экономический ущерб благодаря проведению медицинских мероприятий. Благодаря проведенным вмешательствам удается избежать определенных потерь, которые могли возникнуть из-за заболеваний и смертности вследствие них.

Цель исследования – провести оценку экономической эффективности региональной программы в области здравоохранения и разработать рекомендации по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ).

Материалы и методы исследования

Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Росстата, нормативные и законодательные акты РФ в области здравоохранения, Положения федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» [1] и программы Архангельской области «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» [2-4]. Методы исследования – анализ статистических данных и нормативных документов, информационно-аналитический метод.

Результаты исследования и их обсуждения

Эффективность в здравоохранении остается одним из ключевых понятий, привлекающих внимание экономического анализа. Она отражает способность системы достигать своих конечных целей. Важно понимать, что экономическая эффективность в сфере здравоохранения не только способствует улучшению здоровья населения, но и вносит значительный вклад в общий национальный доход за счет продления продолжительности жизни граждан.

Когда говорим об эффективности здравоохранения, важно рассматривать ее в двух ключевых аспектах. Первый аспект связан с уровнем предоставляемых медицинских услуг и их качеством. Это включает в себя доступность медицинской помощи, эффективность лечения, использование новейших технологий и медицинских методик.

Второй аспект эффективности здравоохранения связан с финансовыми вопросами и управлением ресурсами. Здесь важно обеспечить оптимальное распределение средств, чтобы достичь максимального результата при минимальных затратах. Это включает в себя эффективное управление медицинским персоналом, закупкой оборудования, а также разработку бюджетов и стратегий финансирования.

Помимо этого, эффективность здравоохранения может измеряться через анализ результатов лечения, уровень удовлетворенности пациентов, а также общественное здоровье и благополучие населения. Важно стремиться к постоянному улучшению эффективности системы здравоохранения, чтобы обеспечить максимальную пользу для общества и национальной экономики в целом [6]:

1) внутренняя эффективность – экономическое обоснование рациональных форм организации труда медицинского персонала, нормативов потребности в медицинской помощи, фондовооруженность, фондооснащенность, фондообеспеченность, эксплуатация материально– технической базы, использование финансовых средств и кадров, расходы на медицинскую помощь и др.,

2) внешняя эффективность – влияние системы здравоохранения на общественное воспроизводство: воспроизводство рабочей силы, общественного продукта, общественных отношений.

Рассчитаем экономическую эффективности региональной программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в Архангельской области (РП АО БССЗ).

Для его расчета экономической эффективности используем формулу:

missing image file,

Показатель экономической эффективности отражает сколько рублей предотвращенного экономического ущерба приходится на каждый рубль затрат. Логика данного показателя – чем больше значение, тем выше экономическая эффективность использования средств РП АО БССЗ. Экономический ущерб от ССЗ оценивается экспертами ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, которые провели серию исследований по оценке экономического ущерба от ССЗ, что составляет 3,2% ВВП [7].

Таблица 1

Затраты на РП БССЗ АО в 2020 – 2022 гг. (млн руб.)

 

2020

2021

2022

2023

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении

83.259

86.736

92.445

92.422

Обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении

84.958

88.505

94.332

101.500

Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений

162.759

107.496

162.138

140.227

Итого

330.976

282.737

348.915

334.149

Таблица 2

Экономическая эффективность РП БССЗ АО (млн руб.)

   

2020

2021

2022

2023

1

ВРП АО

551 144.7

648 582.9

701 340.5

766 003.9

2

Предотвращенный экономический ущерб (3.2%)

17 636.6

20 754.7

22 442.9

24 512.1

3

Затраты на РП БССЗ АО

330.9

282.7

348.9

334.1

4

Экономическая эффективность

53.3

73.4

64.3

73.3

ВРП АО в 2020 г. составил 551 144.7 млн руб., в 2021 г. – 648 582.9 млн руб., в 2022 г. – 701 340.5 млн руб. [8]. Плановая оценка ВРП АО в 2023 – 766 003,9 млн руб.

Данные по объему финансирования по РП БССЗ (бюджет АО) 2020-2022 гг. представлены в таблице 1.

Используя данные таблицы 1 и формулу был проведен расчет экономической эффективности РП БССЗ АО таблица 2.

На основе полученных данных была составлена диаграмма с показателями экономической эффективности РП БССЗ АО с 2020 по 2023 гг. (рисунок).

Данный показатель отражает размер предотвращенного экономического ущерба от ССЗ с каждого рубля затрат. По результатам можно сделать вывод, что экономическая эффективность использования средств РП АО БССЗ в 2020 – 2023 гг. оказалась низкая.

Итак, можно констатировать, что мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой программы, оказались недостаточно эффективными, так как плановые показатели АО РП БССЗ в 2020 – 2023 гг. не достигнуты, а показатели экономической эффективности низкие.

missing image file

Показатели экономической эффективности РП БССЗ АО с 2020 г. по 2023 г.

В процессе проводимого исследования был разработан ряд рекомендаций по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности от ССЗ в АО.

Для обеспечения высокого уровня медицинской помощи пациентам с заболеваниями кровообращения в АО необходимо не только проводить систематические образовательные мероприятия, но и активно развивать программы повышения квалификации для врачей и медицинского персонала. Эти меры должны начинаться с первичного звена здравоохранения и охватывать все аспекты оказания помощи пациентам с ССЗ.

Важным компонентом таких программ является обучение специалистов по организации эффективного диспансерного наблюдения и реабилитации. Это поможет не только улучшить качество медицинской помощи, но и снизить риск осложнений у пациентов с заболеваниями ССС.

Помимо этого, важно также уделить внимание развитию современных методов диагностики и лечения заболеваний кровообращения. Интеграция новейших технологий и методик поможет улучшить прогнозы для пациентов и повысить эффективность лечения.

Для успешной реализации этих целей необходимо установить тесное взаимодействие между медицинскими учреждениями, образовательными институтами и органами управления здравоохранением. Только объединив усилия, можно обеспечить населению АО доступ к качественной и современной медицинской помощи при заболеваниях ССС.

Архангельская область, расположенная в северо-западной части России, имеет свои уникальные особенности, которые влияют на организацию медицинской помощи. Для улучшения доступности первичной и специализированной медицинской помощи в регионе необходимо активно развивать выездные и дистанционные методы работы, такие как телемедицинское консультирование и телеметрия.

Важным шагом станет подключение всех центральных городских и центров первичной медицинской помощи АО к телемедицинской сети. Это позволит обеспечить более эффективное взаимодействие между врачами и пациентами на удалении, что особенно важно для отдаленных районов области.

Для повышения качества медицинской помощи следует также создать систему дистанционного наблюдения за тяжелыми пациентами. Это позволит оперативно реагировать на изменения и обеспечить своевременное оказание помощи. Организация Центра компетенции на базе Регионального медицинского центра с использованием телемедицинского консультирования способствует обмену опытом и повышению квалификации медицинских специалистов.

Такие инновационные подходы помогут сделать медицинскую помощь более доступной и эффективной для всех жителей Архангельской области, независимо от их местоположения. Они способствуют сокращению времени на получение консультации и диагностики, что важно для сохранения здоровья и жизни пациентов. Внедрение современных технологий в медицинскую практику – это важный шаг к улучшению системы здравоохранения региона. Целесообразным будет запланировать расширение сети ГМО АО, использующих методы дистанционной передачи данных: электрокардиографии, холтермониторирования.

Непрерывное совершенствование системы здравоохранения через внедрение инновационных подходов поможет повысить эффективность лечения и улучшить общее здоровье населения [9].

Для улучшения заботы о пациентах, перенесших инфаркт или ОНМК, важно внедрить стратегии, направленные на повышение эффективности и охвата диспансерного наблюдения. Одним из ключевых шагов является создание групп населения на каждом медицинском участке согласно уровню риска преждевременной смерти, включая выделение групп с высоким риском. Это позволит более целенаправленно подходить к каждой категории пациентов.

Внедрение персонифицированного учета данных категорий пациентов имеет важное значение. Это означает, что для каждого пациента будет разработан индивидуальный план наблюдения и лечения, учитывающий его особенности и риски. Такой подход способствует более эффективному контролю за состоянием здоровья и предотвращению возможных осложнений.

Кроме того, необходимо организовать систему наблюдения за пациентами с ХСН, обеспечивая их своевременное выявление и последующее диспансерное наблюдение. Это поможет выявить проблемы заболевания на ранней стадии и предпринять необходимые меры для контроля и управления состоянием пациентов.

Эффективное диспансерное наблюдение играет ключевую роль в сохранении здоровья пациентов после с ССЗ. Правильно организованная система мониторинга и учета пациентов способствует повышению качества медицинской помощи и снижению риска возникновения осложнений.

Целесообразным шагом может стать внедрение региональной системы «Организации оказания медицинской помощи больным ССЗ в АО», в рамках которой следует разработать ведение единого регионального регистра пациентов с болезнями системы кровообращения (ССЗ) высокого риска и обеспечена автоматизация сбора и передачи данных от медицинских организаций.

Для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении Архангельской области необходимо провести комплексное исследование, чтобы выработать эффективные стратегии. Одним из ключевых шагов является пересмотр подходов к кадровому обеспечению и обучению специалистов для участковой службы. Это включает в себя не только привлечение молодых специалистов, но и переквалификацию уже работающих в других сферах.

Помимо этого, важно рассмотреть возможность перемещения части врачебного персонала из стационаров в поликлиники. Такой шаг поможет более эффективно распределять ресурсы и обеспечивать медицинскую помощь населению. Повышение оплаты труда также играет значительную роль в привлечении и удержании квалифицированных специалистов. Это может стать стимулом для медиков остаться работать в регионе, а не уезжать на поиски лучших условий.

Однако, необходимо не забывать и о социальной поддержке медицинских работников. Расширение программ социальной поддержки, включая льготы на жилье, образование для детей и другие меры, способствует улучшению условий труда и повышению уровня удовлетворенности персонала. Такие меры могут сделать работу в здравоохранении более привлекательной и устойчивой.

В целом, решение проблемы дефицита кадров в здравоохранении требует комплексного подхода и согласованных действий со стороны региональных властей, медицинских учреждений и общественности. Важно не только привлечь новых специалистов, но и создать условия для их профессионального роста и развития, что в конечном итоге позитивно отразится на качестве медицинской помощи, доступной жителям области.

Заключение

Итак, можно констатировать, что мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой программы, оказались недостаточно эффективными, так как плановые показатели АО РП БССЗ в 2020 – 2023 гг. не достигнуты, а показатели экономической эффективности недостаточно высокие.

Эффективное обучение, внедрение инновационных методов лечения и сотрудничество между медицинскими учреждениями станут основой для улучшения результатов лечения и обеспечения здоровья пациентов с заболеваниями кровообращения в регионе.


Библиографическая ссылка

Зыкова Н.В., Ушакова Т.Н., Худякова О.Н., Чистякова О.Г. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-1. – С. 35-40;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3773 (дата обращения: 31.10.2024).