Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Качанова Е.А. 1 Маркова Н.И. 2
1 Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Основной сферой использования механизма инициативного бюджетирования остается сфера местного самоуправления. В Свердловской области наблюдается положительная динамика применения практики инициативного бюджетирования, что свидетельствует об осознании местными органами власти и населением возможностей инициативного бюджетирования, создана нормативная база. Инициативное бюджетирование позволяет гражданам не только участвовать в планировании направлений, реализации проектов и контроле за расходованием средств местных бюджетов, но и решать актуальные социальные вопросы и предупреждать назревающие конфликты с органами власти. Типология реализованных проектов подтверждает их социальную направленность за последние 4-5 лет. Цифровизация бюджетного процесса позволит обеспечить прозрачность, доступность и эффективность бюджетирования, что в свою очередь влияет на инициативное бюджетирование, способствуя более активному вовлечению граждан, повышению качества решений и общей эффективности управления муниципальными финансами. Цифровая трансформация бюджетирования – это процесс, который может принести много преимуществ, но также и значительные риски. Обозначены вызовы развития и наиболее значимые риски реализации таких проектов в городских округах. Сформулированы проблемы, замедляющие реализацию инициативного бюджетирования на практике. Определены инструменты, способствующие развитию инициативного бюджетирования, а также ожидаемые эффекты от внедрения цифрового инструментов по инициативному бюджетированию.
инициативное бюджетирование
цифровизация бюджетного процесса
участие граждан
развитие территории
1. Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления. Материалы к заседанию Совет по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Москва, 2022 г. Официальный сайт Совета Федерации федерального собрания РФ [Электронный ресурс]: URL: http://council.gov.ru/media/files/AAP0o0U2nVGBwYjx6dRDc3c.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
2. О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2022год и плановый период 2023 и 2024 годов. Решение Екатеринбургской Городской Думы №47/64 от 21.12.2021 г. Официальный сайт Екатеринбургской Городской Думы РФ [Электронный ресурс]: URL: https://egd.ru/pravovye-akty/resheniya-ekb-dumy/ (дата обращения: 20.01.2024).
3. О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Решение Екатеринбургской Городской Думы №60/83 от 20.12.2022 г. Официальный сайт Екатеринбургской Городской Думы [Электронный ресурс]. URL: https://egd.ru/pravovye-akty/resheniya-ekb-dumy/ (дата обращения: 10.01.2024).
4. О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2024год и плановый период 2025 и 2026 годов. Решение Екатеринбургской Городской Думы №27/8 от 26.12.2023 г. Официальный сайт Екатеринбургской Городской Думы [Электронный ресурс]. URL: https://egd.ru/pravovye-akty/resheniya-ekb-dumy/ (дата обращения: 12.01.2024).

Введение

Условия ограниченных бюджетных ресурсов в секторе публичного управления ставят насущные задачи привлечения дополнительных доходов в бюджеты бюджетной системы России помимо находящихся в условиях частично выпадающих налоговых и неналоговых доходов. Особенно актуальны эти проблемы на уровне бюджетов городских округов [1], которые, даже сохраняя высокий налоговый потенциал на территории региона, свои бюджеты более чем на половину, формируют за счет безвозмездных перечислений, имеют дефициты и долговые обязательства. Ярким подтверждением тому выступает бюджет городского округа Екатеринбурга, городской агломерации, входящей в пятерку динамично развивающихся мегаполисов России (таблица).

Одним из инструментов решения указанных проблем может выступать достижение открытости и вовлеченности местного населения в процесс формирования и исполнения бюджета муниципального образования в том числе для привлечения добровольных целевых отчислений граждан. Объектом исследования данной публикации является цифровизация бюджетного процесса в городском округе для целей продвижения инициативного бюджетирования (на примере города Екатеринбурга).

Задачи исследования:

− анализ практики цифровизации бюджетного процесса и муниципальных услуг;

− оценка возможностей развития инициативного бюджетирования в городе;

− обоснование требований к программным продуктам инициативного бюджетирования, основных проблем и стратегических рисков его продвижения в стратегии цифровизации бюджетного процесса.

Цель исследования – определить инструменты, позволяющие улучшить качество и эффективность инициативного бюджетирования, повысить уровень участия граждан и поддержать прозрачность муниципального управления.

Материалы и методы исследования

Цифровизация организации бюджетного процесса в крупных и средних городах, где высок уровень вовлеченности как самих акторов муниципального управления, так и местного сообщества в мета пространство и цифровую трансформацию повседневной (поведенческой) экономической жизни, как раз могла бы, на взгляд автора, решить вопросы привлечения дополнительных доходов в программы и проекты городского развития. Именно города сегодня перестраиваются и активно внедряют интеллектуальные решения, направленные на развитие комфортной и безопасной городской среды, а также всех видов деятельности муниципальной экономики.

Цифровизация в любой отрасли позволяет осуществить переход от аналоговых данных к цифровым. В результате появляется электронный доступ к документам и улучшается коммуникация и связь между всеми участника бизнес-процесса, а это делает их работу эффективнее и ведет к более быстрому принятию решений. Так, на федеральном уровне, начиная с 2019 г. проект федерального бюджета представляется в Государственную Думу в электронном виде путем размещения соответствующих документов и материалов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Министра финансов Российской Федерации, на едином портале бюджетной системы.

Источники финансирования дефицита, объемы долговых обязательств бюджета г. Екатеринбурга, 2022-2024 гг., млн руб.

Наименование источника

2022 г., сумма

2023 г., сумма

2024 г., сумма

1. Бюджетные кредиты

250

350

460

2. Кредиты кредитных организаций

178,9

130,9

-

3. Остатки средств на счетах по учету средств бюджета

949,9

1244,8

1559,4

4. Иные источники

261,7

260

 

Итого:

1640,5 – 3% от собственных доходов

1985,7 – 6,7% от собственных доходов

2019,4 – 6% от собственных доходов

Объем муниципального долга

930

980,7

200

Источник: рассчитано автором на основе [2-4].

Это позволяет не распечатывать на бумажных носителях документ, который насчитывает почти 7 тысяч страниц. На уровне муниципалитетов также установлен обмен электронными документами по проекту и отчету об исполнении бюджета между представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, участниками публичных слушаний, электронные упрощенные форматы бюджета в виде «Бюджета для граждан», «Открытого бюджета» и других программных продуктов.

В рамках внедрения принципа бюджетной системы – граждан к участию в бюджетном процессе действенной технологией представляется инициативное бюджетирование. По сути – это форма непосредственного участия наиболее активных представителей местного сообщества в лице различных слоев и групп населения в осуществлении расходных обязательств органов местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части местного бюджета. Это механизм, позволяющий в ходе среднесрочного финансового планирования оперативно выявлять и решать наиболее острые (по мнению самих жителей) социально-экономические проблемы местного уровня, наиболее снижающие комфортность проживания на локальной территории.

Вовлеченность граждан в муниципальное управление своими территориями позволяет им не только обсуждать реперные проблемы, но и участвовать в финансировании их разрешения за счет средств самообложения, инициативных платежей, добровольных целевых взносов и пожертвований.

Поведенческий подход к финансовым отношениям муниципалитетов представляется наиболее применимым к сферам инициативного бюджетирования, расширения бюджетной открытости и иных вопросов, предполагающих взаимодействие участников, имеющих свои личностные особенности, влияющие на приятие ими решений и взаимодействие в ходе реализации финансовых отношений. В инициативном бюджетировании и реализации принципов открытости бюджета, задействованы множество субъектов, а значит, взаимодействие в большей степени связано с влиянием субъективных факторов, индивидуальных особенностей и когнитивных искажений.

При привлечении таких доходов в бюджеты мы помним, что средства самообложения – это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (либо части его территории), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей и для которых размер платежей может быть уменьшен. Размер и цель таких платежей устанавливаются путем референдума или схода, сбора граждан, что представляется проблематичным на уровне крупных городов и потребует дополнительных расходов, но действенным на уровне небольших сельских поселений.

Инициативные же платежи выступают источником финансирования инициативных проектов, где задействованы также бюджетные ассигнования на их реализацию, в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципалитета. Инициативные платежи – денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

Город Екатеринбург имеет хорошую практику как цифровизации городского хозяйства, так и реализации инициативных проектов. В Екатеринбурге практика инициативного бюджетирования реализуются с 2018 г. Проводится региональный конкурс, муниципальный конкурс и конкурс инициативных проектов. Количественные характеристики инициативного бюджетирования в г. Екатеринбурге представлены на рисунке 1.

Типология реализованных проектов инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, в % в общем объеме реализованных проектов представлена на рисунке 2. Перечисленные направления проектов инициативного бюджетирования являются самыми востребованными гражданами и в Свердловской области.

Анализ типологии реализованных проектов инициативного бюджетирования показал, что проекты имеют социальную направленность и способствуют более активному участию граждан в управлении местными делами, демонстрируя, как их голос может влиять на улучшение качества жизни.

missing image file

Рис. 1. Динамика развития инициативного бюджетирования в г. Екатеринбурге

missing image file

Рис. 2. Типология реализованных проектов инициативного бюджетирования Источник: составлено по [5], в % в общем объеме реализованных проектов

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках развития инициативного бюджетирования в городах как возможности получить дополнительные доходы в виде инициативных платежей представляется возможным создать и внедрить информационное решение в рамках продуктов «Бюджета для граждан» цифровой платформы «Городских инициативных проектов». Данный сервис должен помогать отправить сообщение в адрес органов местного самоуправления – участников бюджетного процесса, сообщить о проблемах, задать вопросы, внести предложения, участвовать в опросах и голосованиях, чтобы повысить качество жизни. Так же, как и при пользовании цифровыми продуктами регионального уровня условием является – регистрация на ЕПГУ и соблюдение правил отправки сообщений через платформу.

На взгляд авторов, цифровая платформа должна включать в себя компоненты сервисов:

− обращения граждан (или отдельных социальных групп) по инициации муниципальных проектов с оценкой возможности со финансирования за счёт собственных средств;

− опросы и голосования по инициативам органов местного самоуправления и оценкой средств для этого местного бюджета;

− оценка и реагирование на муниципальные инциденты (проблемные сообщения и статьи) в социальных сетях и местных порталах;

− муниципальные паблики – официальные страницы различных департаментов и ведомств в структуре органов местного самоуправления, задействованных в формировании и исполнении местного бюджета.

К созданию подобных цифровых продуктов следует привлекать местные IT-компании, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие сейчас финансовые льготы и преференции в рамках получения грантов и бюджетных субсидий, уплате налогов и иных обязательных платежей.

Цифровизация бюджетного процесса – это важный шаг, который может существенно улучшить эффективность управления финансами и повысить прозрачность расходования бюджетных средств. Она также может повлиять на инициативное бюджетирование, которое подразумевает активное участие граждан в процессе формирования бюджета.

Цифровизация бюджетного процесса имеет и значительные риски:

− граждане могут не иметь достаточной информации о бюджетном процессе и возможностях инициативного бюджетирования, что влияет активность граждан;

− цифровое неравенство – низкий уровень цифровых навыков может усилить существующие социальные и экономические проблемы;

− уязвимость к кибератакам и риск утечки информации;

− не все готовы к использованию цифровых технологий – это может стать препятствием для вовлечения населения в процессы инициативного бюджетирования;

− доминирование отдельных групп населения (например, более активных или имеющих доступ к информации) и недостаточной репрезентативности;

− ошибки в алгоритмах обработки или некорректные исходные данные могут привести к принятию ошибочных решений.

Заключение

Для успешного управления этими рисками необходимо заранее планировать стратегию цифровой трансформации, привлекать ключевых заинтересованных лиц и проводить регулярные оценки рисков и возможностей.

Контроль за процессами цифровизации и развитие институтов гражданского общества на территории городских округов позволяет органам местного самоуправления получить новые возможности для финансирования проектов развития территорий проживания в рамках инициативных платежей, добровольных отчислений граждан и бизнеса, межбюджетных трансфертов целевого характера.


Библиографическая ссылка

Качанова Е.А., Маркова Н.И. ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-3. – С. 423-427;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3754 (дата обращения: 28.10.2024).