Введение
Обретение экономической самостоятельности административно – территориальными образованиями в условиях мобилизационной экономики требует пересмотра роли региона как субъекта экономического пространства, в котором принимаются решения, обеспечивающих условия для его эффективного функционирования. Экономическая, финансовая, правовая и другие составляющие функционирования регионов с особым статусом до настоящего времени исследованы недостаточно.
Ухудшение экономической обстановки на юго-востоке Украины, вызванное военным противостоянием, экономической блокадой, привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей, физическому уничтожению капитала предприятий и оттоку человеческих ресурсов из-за боевых действий. В такой ситуации одним из основных резервов восстановления экономики Донбасса является повышение конкурентоспособности регионов с особым статусом.
Достижение и повышение конкурентоспособности является первостепенной целью развития данных регионов, поскольку способствует повышению уровня их экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, улучшению качества жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования: анализ влияния институциональных факторов на уровень конкурентоспособности регионов с особым статусом
Материал и методы исследования
Теоретическим базисом исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам функционирования и развития региональной экономики как целостной системы, повышению конкурентоспособности регионов, исследования влияния институциональных факторов на региональную экономику.
Для обеспечения концептуальной целостности исследования использованы методы: теоретического обобщения, сравнения, анализа и систематизации.
Значительный вклад в создание современной парадигмы регионального развития и решения проблемы повышения конкурентоспособности региона внесли российские и зарубежные ученых такие, как Дж. Бекаттини, Р. Каманьи, П. Кругман, А. Маршалл, М. Портер, И.П. Данилов, Н.Я. Калюжнова, Ю.Н. Полшков, С.Н. Растворцева, Л.Н. Чайникова, Л.С. Шеховцева, и другие.
Теоретические основу исследования институциональных факторов составили работы зарубежных ученых, в числе которых И. Ансофф, Т. Веблен, У. Гамильтон, П. Друкер, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и др.
Анализ формирования и развития институтов, влияния институциональных факторов на региональную экономику связан с работами российский ученых С.Ю. Глазьева, Т.А. Игнатовой, Д.С. Львова, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Политико-территориальные или административно-территориальные образования, обладающие в отличие от других территорий большей самостоятельностью (или автономией) наделяются особым статусом. Государства, находящиеся под протекторатом (покровительством) другого государства (протектора) так же обладают особым статусом.
Согласно Закону Украины № 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» от 16 сентября 2014 г., известному также как закон об особом статусе Донбасса [7], в рамках Минских договоренностей, территориям, которые не контролируют силы АТО по состоянию на день принятия закона, а не на всей территории Донецкой и Луганской области, был присвоен особый статус сроком до 31 декабря 2019 года (с изменениями, внесенными Законом от 5.10.2018 г.).
По мнению Полшкова Ю.Н: «под «особым статусом» понимаются институциональные особенности правового положения территорий, которые, формально являясь частью признанного государства, де-факто вышли за рамки его правового поля и не подчиняются его органам власти». Для самостоятельного социально-экономического развития регионов с особым статусом требуется как модернизация существующих, так и создание новых институтов [12].
Образовавшиеся, в результате референдумов 11 мая 2014 года, Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) проходят сложный путь становления. Неопределенность международного политико-правового статуса ДНР и ЛНР вносит существенные ограничения в развитие государственности, экономики, внешнеэкономических связей.
Любой переход к качественно новой модели экономического развития сопровождается созданием и внедрением элементов новой институциональной системы. Новые реалии требуют серьезных, глубоких изменений на всех уровнях сложной институциональной среды, находящейся в неустойчивом переходном состоянии. Институциональная среда, представляя собой совокупность базовых экономических, политических и социальных институтов, оказывает существенное влияние на взаимодействие субъектов внутри экономической системы и процесс принятия решений. Необходимость создания новых институтов на базе прежних институтов, используя опыт других регионов мира, находящихся в таком политическом и экономическом состоянии, является одним из важных аспектов современной экономической политики с целью формирования и укрепления экономического роста региона.
В условиях внешних политических вызовов и экономического кризиса одним из основных резервов экономического роста является повышение конкурентоспособности регионов с особым статусом. Определяющим условием конкурентоспособности этих регионов является эффективное взаимодействие различных институтов. Отсюда проблемы взаимосвязи институциональных факторов и их влияния на конкурентоспособность являются весьма актуальными.
Обзор экономической литературы показал, что отсутствует единый универсальный подход к определению понятия «конкурентоспособность региона», полностью охватывающий всю сложность категории [1-5,9,15]. Один тип определений объясняет и описывает конкурентоспособность с точки зрения результата. Другие определения рассматривают факторы, отвечающие за достижение и повышение конкурентоспособности региона.
Объединение различных подходов в одном контексте позволило определить «конкурентоспособность региона» как устойчивую способность региона посредством использования имеющихся факторов конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, институтов соперничать с другими регионами за ресурсы и рынки сбыта для обеспечения устойчивого экономического роста региона, его инвестиционной привлекательности, а также роста качества жизни населения.
В результате терминологического исследования понятия «управления конкурентоспособностью региона» выяснили, что под данным термином понимается:
- условие достижения целей в конкурентной среде, способность выдерживать конкуренцию на определенных рынках и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов населения [9,10,13];
- политика управления региональным развитием, основанная на возможности реализации имеющегося в регионе экономического потенциала, или результат этой политики (устойчивый рост показателей социально-экономического развития региона) [2,11,14];
- способность выявлять, использовать, создавать конкурентные преимущества на основе факторов конкурентоспособности для обеспечения более высокого экономического и социального уровня жизнедеятельности региона, его инвестиционной привлекательности [4,5,15].
Таким образом, «управление конкурентоспособностью региона» – способность эффективно реализовывать и наращивать имеющийся экономический потенциал и конкурентные преимущества в конкурентной среде для обеспечения устойчивого развития региона, повышения качества жизни населения, достижения инвестиционной привлекательности в экономическом соперничестве с другими регионами. Поэтому управление конкурентоспособностью региона с особым статусом, в качестве решающего фактора устойчивого развития, должно обеспечивать не только рост эффективности экономики региона, но и достижение социального прогресса.
Согласно теории М. Портера, объектами управления конкурентоспособностью региона являются институты, факторы и конкурентные преимущества [16]. Институты обусловливают возникновение факторов, а факторы определяют наличие конкурентных преимуществ.
Под конкурентными преимуществами региона следует понимать возможность и способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эффективного использования существующих факторов производства (конкурентного потенциала), выступающие базой формирования конкурентоспособности региона и ведущие к обеспечению сравнительно более выгодной конкурентной позиции и на этой основе более полному удовлетворению региональных интересов.
Если уровень социально-экономического развития региона определяет фактический (достигнутый) уровень конкурентоспособности, то конкурентные преимущества создают базу для дальнейшего формирования конкурентоспособности. В основе преобразования конкурентных преимуществ в реальные, а также создания новых конкурентных преимуществ для формирования более высокого уровня конкурентоспособности лежит экономический потенциал.
Экономический потенциал региона представляет собой совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов региона, способных обеспечить в данных условиях максимальный объем производства товаров и услуг для наиболее полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики региона. Структура экономического потенциала представлена в таблице.
Конкурентоспособность региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны – способностью региональных институтов власти создавать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса интересов экономических субъектов.
Основные структурные составляющие экономического потенциала региона
Структурные составляющие экономического потенциала региона |
Характеристика потенциала |
Природно-ресурсный потенциал |
Обеспеченность экономической деятельности в регионе балансовыми запасами основных видов природных ресурсов |
Производственный потенциал |
Совокупная способность производственных систем, расположенных в пределах границ данного региона, производить материальные блага и удовлетворять общественные потребности, обусловленная существующими ресурсами и условиями их использования |
Трудовой потенциал |
Наличие профессионально подготовленной рабочей силы и квалифицированного инженерно-технического персонала |
Институциональный потенциал |
Качество развития и эффективность деятельности экономических институтов на территории региона |
Инновационный потенциал |
Уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и степень модернизации производства в регионе |
Финансовый потенциал |
Совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении региона, создающаяся в процессе распределения и перераспределения совокупного регионального общественного продукта и дохода. В состав финансового потенциала входят следующие элементы: финансовый потенциал субъектов хозяйствования, бюджетный потенциал, инвестиционный потенциал. |
В системе управления конкурентоспособностью региона, особое внимание следует уделять институциональным факторам, определяющим способность других факторов трансформироваться в конкурентные преимущества. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором оптимизации взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.
Качество и эффективность функционирования региональных институтов определяют уровень расходов на ведение бизнеса, привлекательность участия в бизнесе для частных инвесторов (в том числе иностранных) и инвестиционную активность в регионе, направленность инвестиций, уровень и качество конкуренции на рынках, и именно поэтому они непосредственно влияют на экономический рост. Фактически, региональные институциональные структуры выступают в качестве своеобразных механизмов поддержания экономической стабильности и обеспечения экономического развития региона.
Региональные экономические институты можно разделить на следующие основные группы:
- институты права: институты законодательной, судебной системы, институты спецификации и защиты прав собственности;
- институты регионального регулирования и управления экономикой: система организации органов региональной власти; налоговое администрирование; качество бюджетного процесса; административные барьеры; институты развития регионов, экологической и научно-промышленной политики;
- институты региональных рынков: институт частной собственности, институт конкуренции, институт рыночной инфраструктуры, инвестиционные институты;
- институты развития человеческого капитала: институты образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения и др.;
- институты координации и распределения рисков: кредитно-банковская система, фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды.
Институциональные факторы могут, как обеспечивать повышение конкурентоспособности, так и блокировать этот процесс.
К институциональным факторам, влияющим на формирование конкурентных преимуществ регионов, относятся:
- предсказуемость появления и изменения правил, формирующих актуальные условия для функционирования хозяйствующих субъектов;
- стабильность региональных формальных институтов, эффективность регионального управления, общественное доверие власти;
- защищенность прав собственности;
- качество и независимость судебной системы (механизм обеспечения действия правил);
- прогресс в создании институциональной инфраструктуры: широкое распространение государственно-частного партнерства (взаимодействия между частным сектором и государственными структурами); создание фондов развития, технопарков, венчурных фондов, центров кластерного развития и других форм и инструментов управления институциональными преобразованиями.
Неопределенность международного политико-правового статуса Республик, неоднозначность и противоречивость нормативно-правовой базы, слабо защищенные права собственности, незащищенность инвесторов являются институциональными препятствиями конкурентоспособности регионов, преодоление которых требует соответствующих реформ, в том числе в сфере спецификации прав собственности, развития банковской системы, биржевой и внебиржевой структур, создания институциональных механизмов трансформации сбережений в реальные инвестиции, укрепления судебной системы.
Признание Республик Южной Осетией и установление дипломатических отношений между государствами способствует преодолению изоляции и развитию внешнеэкономической деятельности. За период с 2015 по 2017 годы Государственным таможенным комитетом ЛНР зарегистрировано более 5 тысяч субъектов внешнеэкономической деятельности. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта занимают: угольная продукция; машины и оборудование; строительные материалы; продукты питания. В 2017 году наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров. В географической структуре внешней торговли республики особое место занимает Российская Федерация, доля которой во внешнеторговом обороте составит 82%, в том числе экспорт – 28,2%, импорт – 71,8%. В Программе социально-экономического развития ЛНР на 2018 год запланировано:
- увеличение количества субъектов внешнеэкономической деятельности до 5500 субъектов;
- прогнозные показатели внешнеторгового оборота – 66840 млн. рос. руб., что на 17,3% больше показателя 2017 г., в том числе прогноз экспорта – 17160 млн. рос. руб., что на 10% больше показателя 2017 г.[6]
Конкурентоспособность ЛНР и ДНР обусловлена значительными природно-сырьевыми ресурсами, высоким аграрным потенциалом, развитыми отраслями добывающего и обрабатывающего производства.
Основой реального суверенитета ЛНР и ДНР являются: прекращение боевых действий, деэскалация конфликта, восстановление экономики, экономическая самодостаточность, экономическая безопасность.
Заключение
Оценка влияния институциональных факторов позволит повысить эффективность управление конкурентоспособностью регионов с особым статусом, что является основной стратегической задачей восстановления устойчивости и экономического развития данных регионов. Развитие конкурентных преимуществ обеспечит высокие темпы роста экономики, что приведет к повышению уровня доходов и занятости населения, инвестиционной привлекательности регионов, повышению эффективности использования имеющихся потенциалов (природного, производственного, трудового и др.).
Обеспечение эффективности функционирования региональных институтов будет способствовать:
- повышению конкурентоспособности экономики региона;
- стимулированию инновационного развития региональной экономики;
- снижению уровня социально-экономической асимметрии;
- росту количества рабочих мест и доходов населения;
- созданию экономической самодостаточности региона;
- интеграции экономики региона в мировое экономическое пространство;
- повышению степени доверия граждан к государству.
Библиографическая ссылка
Коваленко Н.В., Оникийчук Ю.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНОВ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 77-83;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=375 (дата обращения: 03.12.2024).