Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, АДАПТИРОВАННЫЙ К УСЛОВИЯМ ИХ РАЗВИТИЯ

Аслаева С.Ш. 1
1 Институт социально-экономических исследований, УФИЦ РАН
В современных условиях экономический механизм территориального развития, адаптированный к специфике данного процесса представляет собой актуальную проблему. Территориальное развитие – это многогранный процесс, направленный на повышение конкурентоспособности и устойчивости территорий. Ключевым направлением территориального развития является обеспечение устойчивого экономического роста, которое учитывает интересы населения, экономические факторы и экологические аспекты. Целью работы является определение экономического механизма территориального развития, адаптированного к условиям их развития. В исследовании представлены ключевые аспекты экономического механизма, которые могут помочь создать устойчивую, эффективную стратегию территориального развития, сформулированы основные этапы методики исследования. Основными аспектами экономического механизма являются: всесторонний анализ текущего уровня развития субъектов, расположенных на территории, и качества жизни на них, анализ адаптации механизмов управления, инвестиции и финансирование, инновации и технологии, экологическая устойчивость, социальная политика, интеграция с внешними рынками, культурное и историческое наследие. Для каждого аспекта представлены его ключевые компоненты. Результаты нашего исследования могут быть использованы при разработке программ, проектов, стратегий территориального развития, направленных на повышение экономического потенциала и устойчивости регионов, улучшения качества жизни населения.
территориальное развитие
экономический механизм
адаптация к условиям
компоненты анализа текущего положения
устойчивость
1. Мелкумян О.А. Анализ социально-экономических механизмов территориального развития (на примере республики Армения) // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 53. С. 1300-1309.
2. Корчак Е.А. Роль местных сообществ в достижении устойчивого территориального развития // Региональная экономика и управление. 2020. №4 (64). URL: https://eee-region.ru/article/6411/ (дата обращения: 02.08.2024).
3 Трубкин М.И. Социальное развитие и государственное управление // Экономика и социум. 2016. № 10 (29). С. 622-626.
4. Сбалансированность каркасов социо-эколого-экономического пространства на основе межтерриториального сотрудничества: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2023. 210 с.
5. Троцковский А.Я. Основные тенденции развития аграрного сектора социально-территориальной структуры региона: на примере развития регионов Западной Сибири в 1976-1995 гг.: автореф. дис. ... докт. социол. наук. Барнаул. 1997. 45 с.
6 Казанчева Х.К., Кильчукова А.Л. Россия в контексте глобальных экономических трендов // Инженерный вестник Дона. 2018. № 2 (49). С. 76.
7. Зиннурова Г.Р. Межмуниципальное взаимодействие как приоритет территориального развития // Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. DOI: 10.15862/63ECVN618.
8. Максимова И.В., Молоканов В.М., Новиков М.В., Придачук М.П. Основы анализа социально-экономического развития территорий: учебное пособие для студентов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 200 с.
9. Улезько А.В., Трунов М.С., Реймер В.В. Механизм адаптационного управления развитием сельских территорий // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2024. № 1. С. 174-182. DOI: 10.52210/2224669X_2024_1_174.
10. Бережнюк И.К. Экономический механизм инвестирования хозяйствующего субъекта // Инновационная наука. 2015. № 9. С. 137-139.
11. Тулейко Е. Инновации и технологии в экономике: обзор тенденций // Наука и инновации. 2021. № 5(219). С. 41-45.
12. Михеева А.С., Аюшеева С.Н., Бардаханова Т.Б., и др. Оценка эколого-экономической устойчивости территориальных природно-хозяйственных систем // Московский экономический журнал. 2022. № 9. С. 359-374. DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_9_540.
13. Битуева Д.В. Формирование региональной социальной политики в условиях дифференциации российского пространства // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2007. № 2(10). URL: https://eee-region.ru/article/1009/ (дата обращения: 02.08.2024).
14. Тимофеев А.В. Теоретические аспекты и тенденции развития региональной экономической интеграции // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2012. № 3(42). С. 58-63.
15. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. Социология. Этнология. 2004. Т. 13. № 2. С. 115-133.
16. Табакаев П.В. Государственное регулирование территориального развития в условиях трансформации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2007. 25 с.
17. Маслихина В.Ю. Особые экономические зоны как инструмент территориального развития // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. № 3 (61). С. 20-25.
18. Генералова С.В. Цифровизация как стратегический приоритет территориального развития // Гуманитарный научный журнал. 2020. № 1. С. 19-23 DOI: 10.24411/2078-9661-2020-10003.
19. Кушнир К.В., Ивлиева О.В. Эффективность функционирования туристско-рекреационного комплекса как фактор территориального развития (пример Азовского побережья России) // Наука. Инновации. Технологии. 2018. № 1. С. 117-130.

Введение

Территориальное развитие – это многогранный процесс, направленный на повышение конкурентоспособности и устойчивости территорий, а также создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, который включает в себя различные аспекты (экономические, социальные, экологические и др.) [1]. Важнейшим направлением территориального развития является обеспечение устойчивого развития, обеспечивающим оптимальное сочетание интересов общества, экономики и экологии [2]. При этом должны быть созданы условия для интеграции различных уровней управления, включая территориальные, региональные и государственные структуры. Государственное регулирование является ключевым механизмом территориального развития, его «вектором развития» [3].

Вопросами территориального развития занимались многие ученые, такие как Д.А. Гайнанов, Р.Ф. Гатауллин, Ю.Н. Гладкий, Н. Лексин, П.А. Минакаир, Б.В. Столяров, Н.В. Зубаревич, И. Чистобаев, Б.М. Штульберг и др. [4]. Троцковский А.Я. предложил организационно-экономическую модель разработки субфедеральной территориальной политики, включающую следующие блоки: диагностика, мониторинг, концепция и стратегии развития региона, и оценка эффективности региональной политики, мероприятия. [5]. Казанчева Х.К. и Кильчукова А.Л. определили, что механизмами территориального развития выступают: технопарки, инвестиционные проекты, особые экономические зоны, территории опережающего развития и др. [6]. Предложено уделять особое внимание межмуниципальному взаимодействию как приоритету развития территорий.

В современных условиях подчеркивается важность определения направлений развития экономики и активизации имеющихся ресурсов для обеспечения устойчивого роста. Поэтому целью нашего исследования является исследование экономического механизма территориального развития, адаптированного к условиям их развития.

Материалы и методы исследования

Представим аспекты экономического механизма территориального развития, адаптированных к условиям их развития.

Основным аспектом является анализ текущего положения, который включает оценку экономического потенциала и ресурсов, включая анализ ключевых отраслей экономики, состава занятости в них, уровня бедности и развития малого и среднего бизнеса (МСБ). А также анализ демографических факторов, куда входит исследование численности и структуры населения, миграционных процессов и урбанизации. В анализ текущего положения должен быть включен анализ социальных факторов, в том числе оценка уровня образования, квалификации работников, качества жизни, состояния здравоохранения и социальной защиты. Следующими компонентами являются анализ инфраструктуры и транспортной доступности, включающий изучение транспортной сети, доступности коммунальных услуг, развитие цифровой инфраструктуры; анализ природных ресурсов и их использования, экологической ситуации и уровня загрязнения; анализ политической и административной структуры, оценка эффективности местного самоуправления, наличие стратегических программ и планов развития. Особое место в оценке текущего положения занимает исследование культурных и исторических особенностей территории, воздействия местных традиций на развитие региона и туристический потенциал [8].

Следующий аспект – адаптация механизмов управления, совершенствование систем управления состоит из следующих ключевых компонентов: реализации гибких моделей управления, которые могут оперативно реагировать на изменения, включая корректировку организационной структуры, возможность перераспределения полномочий и делегирования задач; реализацию новых инструментов и методов управления, таких как разработка стратегий территориального развития, учитывающих особенности региона, применение цифровых технологий, привлечение инвестиций и инноваций; возможность адаптация к новым условиям, таким как климатическим и демографическим изменениям, цифровизации [9].

Следующий аспект экономического механизма – инвестиции и финансирование, которые тесно взаимосвязаны между собой. Инвестиции могут служить источником финансирования, с другой стороны, финансирование может быть необходимо для осуществления инвестиций. Включают в себя следующие компоненты: привлечение инвестиций с учетом особенностей региона, который представляет собой стратегически значимый процесс, требующий комплексного анализа экономических, социальных и экологических характеристик территории; использование государственных и частных партнерств (ГЧП), что представляет собой одну из наиболее эффективных моделей для реализации крупных инвестиционных проектов в условиях ограниченных финансовых ресурсов; разработку механизмов налоговых льгот и субсидий, что является важной составляющей государственной инвестиционной политики, направленную на стимулирование экономической активности (налоговые каникулы, целевые субсидии др.) [10].

Следующий аспект экономического механизма территориального развития – это инновации и технологии предоставляют новые возможности для развития не так давно образованных отраслей экономики, включая цифровую экономику, биотехнологию, зеленые технологии, которые могут способствовать повышению производительности, автоматизировать производственные процессы, создать новые высококвалифицированные рабочие места и улучшить качество жизни населения. Так как инновационные технологии, могут применяться для улучшения транспортной инфраструктуры, систем водоснабжения и энергоснабжения, управления отходами и для проектов социального развития. А также способствовать сохранению окружающей среды, эффективно используя имеющиеся ресурсы, уменьшая «экологический след» [11].

Экологическая устойчивость в контексте территориального развития представляет собой комплексный подход, нацеленный на сохранение экосистем и природных ресурсов, который может включать мероприятия для сохранения биоразнообразия и экосистемных услуг, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду (уменьшение выбросов парниковых газов, управление отходами, защита водных ресурсов), создания зеленой инфраструктуры, внедрение устойчивых технологий (применение солнечной, ветровой, геотермальной и других возобновляемых источников энергии для сокращения использования ископаемого топлива), применение технологий, способствующих энергосбережению [12].

Следующий аспект социальная политика включает в себя комплекс мер, нацеленных на повышение качества жизни, гарантию социальной справедливости и равенства, что включает в себя обеспечение доступности и качества социальных услуг, регулирование доходов населения, защиту социально уязвимых групп населения. А также поддержку экономической активности и создание рабочих мест, включая развитие профессионального образования и переподготовку кадров, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, поддержку МСБ, которые способны создавать новые рабочие места. При разработке социальных целевых программ необходимо учитывать региональные особенности (климатические, экономические, демографические) [13].

Интеграция с внешними рынками в контексте экономического механизма территориального развития, требует реализации мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, что включает разработку законодательной базы, обеспечивающую защиту прав инвесторов и стимулирующую их деятельность, а также предоставление льгот и развитие инфраструктуры. Развитие экспортного потенциала подразумевает поддержку экспортно-ориентированных сфер, повышение их конкурентоспособности, развитие логистики и транспортной инфраструктуры для снижения издержек, участие в международных экономических организациях, союзах и интеграционных проектах, таких как Всемирная торговая организация, в торговых соглашениях [14].

Культурное и историческое наследие играет является одним из важных аспектов рассматриваемого механизма развития, включает в себя развитие туристической инфраструктуры, продвижение маршрутов, организацию культурных фестивалей, сохранение культурного наследия (реставрацию исторических объектов, создание музеев и выставок, поддержку традиционных ремесел и искусств через мастер-классы и фестивали). Необходимо использовать культурное наследие в экономической деятельности, в развитии креативных индустрий, создании брендов и этнопродуктов, развитие сельского туризма и экотуризма; в образовании путем введения элементов культурного наследия в учебные программы; сотрудничество с местным населением для сохранения и развития традиций и обычаев [15].

Результаты исследования и их обсуждение

В контексте территориального развития адаптация механизмов управления означает изменение или совершенствование существующих систем управления для повышения их эффективности. Адаптация механизмов управления должна быть комплексной, устойчивой и ориентированной на результаты, при этом учитывать особенности территорий.

Одним из основных факторов экономического роста являются инвестиции и финансирование, которые могут способствовать росту экономики и улучшить уровень жизни населения. Табакаев П.В. считает, что многие функции управления и источники финансирования должны перераспределяться от федеральных властей к региональным [16]. Маслихина В.Ю. предполагает, что наиболее эффективным инструментом являются особые экономические зоны, территории опережающего развития [17]. Инновации и технологии должны применяться с учетом потребностей территории. Необходимо сосредоточиться не только на разработке новых технологий, но и на их интеграции, предоставить доступ к ним всем слоям общества. По мнению Генераловой С.В. создание «умных» территорий (городов, ферм, предприятий и др.) является приоритетом развития цифровизации [18]. Экологическая устойчивость является неотъемлемой частью всех аспектов территориального развития, необходимо интегрировать принципы экологической устойчивости на каждом этапе – от планирования до реализации и мониторинга различных проектов. Социальная политика должна быть направлена на обеспечение социальной справедливости и равенства. Меры, необходимые для этого, включают обеспечение доступности и качества социальных услуг, регулирование доходов, защиту социально уязвимых групп населения, развитие профессионального образования и предпринимательства, поддержку МСБ, а также улучшение инфраструктуры и охраны окружающей среды. Интеграция с внешними рынками должна быть сбалансированной и диверсифицированной, чтобы не допустить зависимости. Успех интеграции зависит от эффективности государственного регулирования, развития человеческого капитала, инновационной активности и конкурентоспособности экономики. Культурное и историческое наследие требует комплексного подхода и представляет собой уникальный ресурс, который включает в себя его сохранение, популяризацию, а также образовательные инициативы и использование его в экономической деятельности. По мнению Кушнир К.В. именно туристская отрасль способна создавать мультипликационный эффект [19].

В процессе принятия решений необходимо учитывать все выше рассматриваемые факторы с усилением роли общественных организаций.

Заключение

Исследование экономического механизма территориального развития, адаптированного к условиям конкретной территории, является важной задачей в современных условиях с точки зрения оптимизации процессов развития этой территории и повышения ее экономического потенциала. Анализ и совершенствование экономического механизма территориального развития позволят повысить конкурентоспособность территорий, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, привлечь инвестиции, инновации и способствовать устойчивому территориальному развитию. Ошибки в использовании финансирования могут привести к негативным последствиям не только в экономической, но и в социальной сфере. Эффективное функционирование представленных в статье экономических механизмов создаёт благоприятные условия для развития предпринимательства, инфраструктуры, образования и науки, тем самым улучшая уровень жизни населения.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки планов, проектов, стратегии развития территории, направленной на повышение ее экономического потенциала и устойчивости.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00570-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


Библиографическая ссылка

Аслаева С.Ш. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, АДАПТИРОВАННЫЙ К УСЛОВИЯМ ИХ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 9-3. С. 372-376;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3745 (дата обращения: 21.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.3745