Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Павлова А.С. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье обоснована необходимость формирования и внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора в целях обеспечения эффективной координации, учета и контроля за их деятельностью на основе имеющихся информационно-аналитических данных. В целях реализации указанного положения автором предложена карта периодизации внедрения системы контроллинга в организации государственного сектора. В исследовании подчеркивается эффективность внедрения системы контроллинга на двух концептуальных уровнях: на общегосударственном уровне и на уровне субъектов государственного сектора, и раскрываются практические рекомендации поэтапного внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора. В исследовании большое внимание уделено важности формирования единого цифрового пространства контроллинга в целях обеспечения возможности обработки большого объема информационных потоков при одновременном повышении качества анализа данных и сокращении вероятности ошибок.
контроллинг
организации государственного сектора
карта периодизации
общегосударственный уровень
уровень субъектов государственного сектора
1. Ванькович И.М., Васюнина М.Л., Головчанский И.А., Горохова Д.В., Гусарова Л.В., Зуева А.С., Коновалова С.А., Липатова И.В., Ложечко А.С., Лысенко А.А., Маркина Е.В., Медина И.С., Павлова А.С., Плужникова Т.В., Савина Н.В., Сыромятникова А.В., Тимкин Т.Р., Федченко Е.А., Шмиголь Н.С. Контроллинг в государственном секторе: теория и практика: учебное пособие / под ред. Э.А. Исаева. М.: Прометей, 2022. 790 с.
2. Тимкин Т.Р. Перспективы формирования системы контроллинга в государственных учреждениях и государственных корпорациях // Аудиторские ведомости. 2022. № 4. С. 93-98.
3. Горохова Д.В. Модель автоматизированной электронной среды системы контроллинга субъектов государственного сектора // Управленческий учет. 2022. № 9-1. С. 20-26.
4. Зуева А.С. Внедрение СМАРТ-контроллинга в субъектах государственно-финансового сектора на цифровой платформе «ГосТех» // Сегодня и завтра Российской экономики. 2023. № 113-114. С. 88-100.
5. Васюнина М.Л. Контроллинг в государственных органах: особенности содержания и назначения // Управленческий учет. 2021. № 10-3. С. 485-491.
6. Павлова А.С. Внедрение системы контроллинга в функциональную и организационную структуру федеральных органов исполнительной власти // Контроллинг. 2022. № 3(85). С. 36-45.

Введение

Внедрение системы контроллинга в деятельность субъектов государственного сектора является важной задачей, решение которой позволит обеспечить эффективную координацию, учет и контроль их деятельности, базируясь на имеющихся информационно-аналитических данных. Назначением контроллинга применительно к государственному сектору является достижение эффективной координации управленческих действий [1].

Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций для обеспечения возможности поэтапного внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора.

Материал и методы исследования

Информационной основой выполненного исследования стали работы российских исследователей в сфере контроллинга в государственном секторе – И.М. Ванькович и соавторов [1], М.Л. Васюниной [5], Д.В. Гороховой [3], А.С. Зуевой [4], Т.Р. Тимкина [2] и других. Методологической основой послужили такие научные методы, как анализ, синтез, обобщение, группировка, классификация, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Внедрение системы контроллинга в организациях государственного сектора предлагается рассматривать на двух концептуальных уровнях:

1) на общегосударственном уровне, со стороны органа, осуществляющего методологическое руководство в области осуществления контроллинга в организациях государственного сектора;

2) на уровне субъектов государственного сектора в зависимости от типа (государственные органы, государственные некоммерческие организации, государственные коммерческие организации).

В целях графического представления поэтапного внедрения системы контроллинга в организации государственного сектора разработана карта периодизации внедрения системы контроллинга в организации государственного сектора (далее – карта периодизации), что представлено на рисунке 1. Выше временной шкалы представлены этапы внедрения системы контроллинга на общегосударственном уровне, ниже – на уровне соответствующей организации государственного сектора. Карта дополнена цветовым индикатором, отражающим повышение уровня зрелости системы контроллинга по мере продвижения к заключительному этапу внедрения системы контроллинга.

Практические рекомендации по внедрению системы контроллинга в организации государственного сектора на общегосударственном уровне сформированы в разрезе следующих этапов:

1. Разработка и утверждение концепции внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора.

Внедрение системы контроллинга в организации государственного сектора на общегосударственном уровне целесообразно начать с разработки стратегического документа в рассматриваемой области – Концепции внедрения системы контроллинга в организациях государственного сектора до 2030 (далее – Концепция).

2. Создание правовых основ осуществления контроллинга в организациях государственного сектора.

Вопросы формирования системы контроллинга в организациях государственного сектора не получили широкого теоретического и практического рассмотрения в том числе по причине отсутствия нормативного правового и методического обеспечения в рассматриваемой сфере [2].

В связи с этим на первом этапе реализации Концепции предлагается создание системы регулирования организации и осуществления контроллинга в организациях государственно сектора, что будет в том числе обеспечено за счет наделения Минфина России полномочиями по нормативному правовому и методическому обеспечению организации и осуществления контроллинга в субъектах государственного сектора путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», штатное расписание Минфина России, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников Минфина России. Дальнейшие шаги по реализации Концепции предполагают разработку и утверждение правовых основ осуществления контроллинга в организациях государственного сектора, в частности, федерального закона об осуществлении контроллинга и соответствующих стандартов. В целях обеспечения согласованности и соответствия действующему законодательству предлагается осуществление на постоянной основе актуализации нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие организацию и осуществление контроллинга в субъектах государственного сектора.

3. Создание системы методического обеспечения контроллинга в организациях государственно сектора.

Этап утверждения правовых основ осуществления контроллинга в организациях государственного сектора целесообразно завершить созданием методического обеспечения по направлениям организации и осуществления контроллинга. В целях повышения качества подготовки методических документов, консультационной помощи субъектам государственного сектора и активизация деятельности по выявлению и распространению лучших практик в сфере контроллинга предлагается создать консультационный орган – Совет по развитию контроллинга в организациях государственного сектора.

4. Создание системы внешней оценки качества осуществления контроллинга в организациях государственного сектора.

missing image file

Рис. 1. Карта периодизации внедрения системы контроллинга в организации государственного сектора Источник: составлено автором

Создание полноценной системы контроллинга в организациях государственного завершается формированием комплекса нормативных правовых и методических документов. При этом в целях совершенствования, донастройки и устранения проблемных аспектов действующей системы целесообразным представляется внедрение практики независимой внешней оценки качества осуществления контроллинга, полномочия по проведению которой предлагается возложить на Федеральное казначейство. Проведение оценки качества осуществления контроллинга в организациях государственного сектора невозможно без формирования соответствующей методики, утвержденной нормативным правовым актом. Результатом исполнения указанных полномочий будет выступать формирование информационно-аналитических материалов, в том числе содержащих лучшие практики осуществления контроллинга, распространение и помощь во внедрении которых позволит повысить качество осуществления контроллинга в организациях государственного сектора.

5. Создание автоматизированной электронной среды системы контроллинга субъектов государственного сектора (далее – АЭССК СГС).

По мере внедрения системы контроллинга в организации государственного сектора с учетом возрастания объемов информационных потоков, которые необходимо обработать контроллерам в процессе осуществления соответствующих полномочий, встает задача по автоматизации процессов контроллинга в организациях государственного сектора [3]. В целях решения указанной задачи целесообразным представляется создание АЭССК СГС на базе единой цифровой платформы Российской Федерации «Гостех» [4].

6. Повышение квалификации контроллеров в государственном секторе.

Успешное внедрение в практическую деятельность субъектов государственного сектора системы контроллинга требует подготовки кадров соответствующей квалификации. Для формирования комплекса требуемых компетенций, знаний и навыков контроллеров в государственном секторе предлагается разработать и утвердить соответствующий профессиональный стандарт, а также разработать программы повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов в рассматриваемой сфере ведущими образовательными организациями Российской Федерации совместно с Минфином России и Советом по развитию контроллинга в организациях государственного сектора. Кроме того, в качестве одного из способов мотивации специалистов к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и навыков, интеграции их в профессиональное сообщество контроллеров в государственном секторе рассматривается внедрение практики сдачи экзамена на получение квалифицированного аттестата контроллера в государственном секторе. В целях реализации указанного предложения требуется разработка соответствующих программ экзамена, организация подготовки претендентов на получение квалификационного аттестата контроллера в государственном секторе и организация сдачи экзамена.

7. Консолидация профессии контроллера в государственном секторе.

В связи с относительно молодой историей концепции контроллинга в государственном секторе необходимо осуществлять комплекс мер по популяризации профессии контроллера в государственном секторе и повышению ее престижности, привлекать молодых специалистов в рассматриваемую сферу. Кроме того, проведение профессиональной дискуссии на площадке Совета по развитию контроллинга в организациях государственного сектора, в том числе с возможностью открытого участия и публикацией результатов в общедоступных источниках, позволит повысить узнаваемость профессии среди населения.

После установления рамочных условий осуществления контроллинга на общегосударственном уровне субъектам государственного сектора необходимо принять комплекс мер по его внедрению на организационном уровне.

Практические рекомендации по внедрению системы контроллинга со стороны субъектов государственного сектора сформированы в разрезе следующих этапов:

1. Диагностика действующей в организации государственного сектора системы управления.

Диагностика может проводиться в соответствии с концептуальной моделью, представленной на рисунке 2, с использованием методического обеспечения в части опросных листов и процедур тестирования.

2. Принятие решения о профиле функциональной структуры контроллинга организации государственного сектора.

missing image file

Рис. 2. Модель диагностики действующей в организации государственного сектора системы управления Источник: составлено автором

С учетом общегосударственных методических подходов к организации системы контроллинга на основе результатов диагностики действующей системы управления субъект государственного сектора выбирает концептуальную модель организации контроллинга. Децентрализованная модель предполагает наделение структурных подразделений организации государственного сектора функциями по контроллингу, централизованная – выделение в штатной структуры субъекта должности главного контроллера.

Этап организационной настройки системы контроллинга завершается:

1) в случае централизованной модели – внесением изменений в структуру и штатное расписание организации государственного сектора путем введения должности главного контроллера и/или структурного подразделения, наделенного полномочиями в сфере контроллинга, а также разработкой и утверждением должностной инструкции главного контроллера и/или положения о структурном подразделении, наделенном полномочиями в сфере контроллинга, и соответствующих должностных инструкций работников;

2) в случае децентрализованной модели – внесением изменений в положения о структурных подразделениях организации сектора государственного управления и должностные инструкции работников путем расширения функциональных обязанностей в части осуществления контроллинга.

3) Формирование правового и методического обеспечения механизма контроллинга в организации государственного сектора.

3.1. Разработка внутреннего акта в сфере контроллинга.

3.2. Определение методического инструментария системы контроллинга по функциональным областям и элементам управления.

3.2.1. Определение экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих влияние на функционирование организации государственного сектора.

В целях формирования инструментария контроллинга в организациях государственного сектора необходимо определить факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на функционирование субъекта.

В отношении контроллинга факторами внутренней среды выступают, например, система ресурсного обеспечения, внутренние стандарты и регламенты. При этом факторами внешней среды системы контроллинга, определяемыми составом реализуемых бюджетных полномочий и особенностями экономических процессов, могут быть условия законодательной среды, особенности организации бюджетного процесса.

3.2.2. Cегментирование финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора.

Cегментирование финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора проводится на основе выделения типовых и специальных функциональных областей [6]. Подход к построению системы контроллинга является универсальным для всех организаций государственного сектора, однако функциональные области определяют специфику системы контроллинга разных типов организаций государственного сектора.

3.2.3. Выделение индикаторов, характеристики которых оцениваются в ходе реализации полномочий по контроллингу.

В соответствии с типовыми и специальными областями контроллинга выделяются пять направлений контроллинга, для которых необходимо разработать индикаторы (контрольные точки, формируемые на основе оценки массива информационных потоков): целеполагание (оценка выбора целей и допустимых параметров отклонения), стратегическое планирование (оценка достижения значений контрольных индикаторов деятельности экономического субъекта по формированию планов работы на отчетные периоды), бюджетирование (оценка оптимального соотношения затраты / результат в целях повышения эффективности использования финансовых и иных ресурсов, повышения финансовой устойчивости и создания необходимого информационного базиса для принятия управленческих решений), внутренний контроль и управление рисками (оценка достижения целевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и оценка рисков) [5].

3.2.4. Завершение разработки единой экосистемы контроллинга путем определения центров финансовой ответственности и разработки ключевых показателей эффективности.

Успешное функционирование системы контроллинга экономического субъекта обеспечивается интеграцией систем индикаторов (аналитического обеспечения контроллинга), бюджетной модели (системы центров финансовой ответственности) и ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators – далее KPI) в единую экосистему. KPI строятся на системе разработанных индикаторов.

3.3 Формирование системы внутренней оценки качества осуществления контроллинга в организации государственного сектора.

Внешняя оценка осуществления контроллинга в организациях государственного сектора является действенным инструментом повышения качества его проведения, однако указанная оценка может носить нерегулярный характер, кроме того, вопросы методических подходов к оценке могут быть дискуссионными. В связи с этим представляется целесообразным проведение на регулярной основе внутренней оценки качества осуществления контроллинга в соответствующей организации государственного сектора.

Контроль качества предлагается осуществлять в ходе каждого из процессов контроллинга в рамках текущего мониторинга и единожды в рамках годового мониторинга. Внедрение практики контроля качества позволит минимизировать вероятность возникновения нарушений требований нормативных правовых и внутренних актов в сфере контроллинга, признавать выводы контроллеров достоверными, а предложения по принятию управленческих решений обоснованными. Проведение регулярного контроля качества позволит системе контроллинга в организации государственного сектора перейти к положению непрерывного совершенствования.

3.4. Формирование единого цифрового пространства контроллинга.

Завершающим этапом внедрения системы контроллинга на уровне соответствующей организации государственного сектора выступает создание единого цифрового пространства контроллинга путем подключения субъекта государственного сектора к созданной АЭССК СГС. Проведение процедур контроллинга с использованием АЭССК СГС позволит обрабатывать большой объем информационных потоков при одновременном повышении качества анализа данных и сокращении вероятности ошибок, повысить эффективность и прозрачность управления, сократить затраты на персонал и ресурсы для формирования эффективной системы принятия управленческих решений.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования разработаны практические рекомендации поэтапного внедрения системы контроллинга на общегосударственном уровне и на уровне субъекта государственного сектора, а также карта периодизации, поэтапная реализация которой позволит создать в государственном секторе эффективную систему контроллинга, способствующую принятию обоснованных управленческих решений.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Павлова А.С. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-2. – С. 273-279;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3732 (дата обращения: 28.10.2024).