Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ

Никифоров А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Статья посвящена вопросу увеличения границ и повышения эффективности контроля в сфере государственных финансов в условиях роста количества мер господдержки и объема их финансирования со стороны государства. Целью исследования является обоснование необходимости внедрения новых методов государственного финансового контроля в деятельность контрольных (надзорных) органов, отвечающих текущему уровня развития цифровых технологий и искусственного интеллекта. Для достижения цели исследования в статье проведен анализ проектов нормативно-правовых документов, актуальная литература, посвященная проблематике исследования, а также материалы, используемые контрольными органами в рамках разработки новых методов и новаций в сфере контроля и аудита.
контрольный мониторинг
внутренний государственный финансовый контроль
информационные системы
эффективность системы управления финансами
меры государственной поддержки
1. Законопроект № 532893-8 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля). СОЗД ГАС «Законотворчество». 2024. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/532893-8 (дата обращения: 08.08.2024).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 г. № 381-р. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 2024. URL: http://government.ru/docs/all/126478/ (дата обращения: 08.08.2024).
3. Шебунова Е.Д. К вопросу о совершенствовании правового регулирования государственного финансового контроля в условиях цифровизации // Актуальные проблемы государства и права. 2020. № 15. С. 319-326.
4. Бодяко А.В. Развитие концепции учетно-контрольных процессов в системе управления компаниями с государственным участием // Экономическая наука современной России. 2020. №1 (88). С. 94-109.
5. Агапова Т.Н., Воевода Т.В. Функции контрольно-ревизионных институтов по противодействию негативным процессам в экономике Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 292-298.
6. Симко Н.Н. Алгоритм осуществления внутреннего государственного финансового контроля Казначейством России: проблемы и пути решения // Финансы: теория и практика. 2020. №6. С. 123-139.
7. Чхутиашвили Л.В. Государственный аудит XXI века: новые методы контроля // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 4, № 12(141). DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.12.04.033.

Введение

Сегодня Российской Федерацией направляются колоссальные ресурсы на оказание поддержки населению, регионам, отечественным производителям товаров, работ и услуг разных отраслей экономики. Ежегодно юридическим лицам из федерального бюджета предоставляется более 300 различных мер государственной поддержки на общую сумму более 2 трлн рублей. Указанное обуславливает особое внимание государства к обеспечению эффективности использования указанных средств. В настоящий момент наблюдается низкий уровень анализа эффективности предоставляемых мер поддержки, не позволяющий осуществлять оперативный и непрерывный мониторинг ключевых показателей эффективности.

В рамках указанного исследования поставлена цель – обосновать необходимость внедрения новых методов государственного финансового контроля с определением их преимуществ над классическими проверками и ревизиями.

Текущий уровень развития информационных технологий позволяет создавать цифровые продукты для анализа эффективности управления бюджетными средствами, а также приводит к углублению уровня цифровизации контрольной деятельности, что обеспечивает большую эффективность контроля в финансово-бюджетной сфере и большую помощь объекту контроля в поисках наиболее взвешенных и результативных решений, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития страны. Ключевой задачей управления государственными финансами становится гармонизация экономической активности и взаимодействия государства, населения и бизнеса.

В рамках данной трансформации, принимая во внимание достижения цифровой экономики, государственный финансовый контроль смещает свой акцент на анализ эффективности и результативности получателей господдержки, консультирование в части поиска внутренних резервов для оптимизации деятельности и повышения финансовой устойчивости. И одним из приоритетов контрольных органов становится содействие объекту контроля в формировании системы управления финансами, направленной на реализацию целей деятельности организации и содействующей оптимальному распределению и затрат имеющихся у организации ресурсов. Ревизор сегодня становится важным консультантом и помощником для участника финансовой системы, ключевой задачей которого является контроль и содействие результативности использования средств бюджета.

Возможности и преимущества контрольного мониторинга как нового метода контроля

Контрольный мониторинг, будучи инновацией контроля в финансово-бюджетной сфере, представляет собой непрерывную коммуникацию органа и объекта контроля в режиме «онлайн», целью которого является оптимизация расходов организаций, увеличение рентабельности их деятельности и фондоотдачи государственного имущества. Контрольный мониторинг предполагает дополнительные возможности и преимущества для получателей господдержки, в том числе:

- освобождение от проведения проверок;

- возможность получения разъяснений по финансовому менеджменту и управлению активами;

- оперативное взаимодействие с органом контроля;

- возможность получать «мотивированные мнения» по рискам совершенных и будущих ФХО компаний, следование которых может привести к совершению бюджетных нарушений;

- сокращение «административной» нагрузки на компании.

Современные реалии таковы, что вызовы нового времени требуют развития превентивного, предупреждающего контроля, а также внедрения цифровых механизмов и методов контроля, обеспечивающих эффективность трудозатрат ревизора и снижающих риски недостоверности данных, а также укрепляющих доверие и прозрачность между получателями господдержки и органами контроля.

И вместе с этим внедрение новых цифровых методов государственного финансового контроля сможет внести значимый вклад в трансформацию форм и средств взаимодействия между участниками бюджетного процесса всех уровней, что позволит повысить информированность, достоверность данных, достичь заданных результатов и снизить административную нагрузку.

Предпосылки и направления развития новых методов финансового контроля

Государственной думой Российской Федерации на данный момент рассматривается законопроект, основными изменениями которого являются: новые методы осуществления финансового контроля и полномочия органов внутреннего контроля в сфере государственных финансов, включая анализ обоснованности получения мер поддержки и финансово-хозяйственной деятельности проверяемых организаций [1].

По аналогии с концепцией развития налогового мониторинга [2] основными предпосылками для развития системы контрольного мониторинга и новых методов финансового контроля стали:

- успешная практика внедрения новых методов налогового контроля на основании результатов цифровой революции, подтверждающая необходимость повышения эффективности и снижение трудозатрат в рамках применения классических методов финансового контроля;

- необходимость совершенствования информационного взаимодействия контрольных органов с объектами контроля на основании использования современных высокотехнологических решений;

- необходимость своевременного выявления и анализа рисков с целью предотвращения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств;

- необходимость снижения эффекта «человеческого фактора» при предоставлении бюджетных средств и проведении финансового контроля;

- необходимость сокращения количества документов (информации), представляемых в орган контроля на бумажном носителе, и стимулирования развития информационных систем и цифровой инфраструктуры объектов контроля;

- высокая актуальность тщательного исследования особенностей видов деятельности получателей мер господдержки, целью которого является не только выявление нарушений и замечаний, но и разработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение финансовой устойчивости.

Основная цель внедрения новых методов внутреннего государственного финансового контроля – определение путей и способов цифровизации финансового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на предотвращение рисков совершения нарушений в рамках финансовых и хозяйственных операций, с последующим получением доступа органов контроля к корпоративным информационным системам получателей мер господдержки с целью обеспечения высокой эффективности оказываемых мер поддержки, что сулит за собой достижение целей ключевых документов стратегического планирования и снижение административного бремени для объекта контроля.

Применение новых методов контроля также позволит до принятия решения о предоставлении бюджетных средств оценить различные варианты финансирования юридических лиц, в том числе не предусматривающие использование финансовых мер государственной поддержки, что обеспечит:

- экономию бюджетных средств;

- повышение обоснованности предложений о предоставлении мер государственной поддержки;

- оценку рисков реализации мероприятия, на которое предполагается выделение мер государственной поддержки:

- выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления юридическим лицом в целях минимизации выявленных рисков и финансирования мероприятия за счет внутренних резервов.

Исходя из цели, предпосылок и преимуществ новых методов контроля, необходимо выделить основные направления их развития:

- осуществление контрольного мониторинга только в части деятельности тех организаций, которые обладают высоким уровнем развития собственных информационных систем и цифровизации видов деятельности;

- разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию финансового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах объекта контроля;

- создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам объектов контроля, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации;

- усиление возможностей контрольных органов посредством получения удаленного доступа к сведениям и документам получателей господдержки, обеспечивающего дистанционный анализ рисков в расходовании бюджетных средств;

- расширение форм и методов контроля через внедрение форм превентивного контроля [7], развитие механизмов «обратной связи» между органом и объектом контроля, создание единых цифровых платформ, обеспечивающих открытость данных объекта контроля для органа контроля, использующих алгоритмы искусственного интеллекта при верификации данных.

В отдельных исследованиях, посвященных государственному финансовому контролю, выделяются также следующие перспективные направления развития методов контроля:

- применение контроля в режиме онлайн с использованием информации, имеющейся в самом контрольном органе, получение удаленного доступа к программным продуктам объекта, создание для органов государственного финансового контроля единой информационной базы [6];

- переход на превентивный контроль, т.е. недопущение возможности и условий совершения противоправных действий в сфере экономики и финансов [5];

- полноценный переход от контроля законности расходования средств к анализу эффективности использования финансовых средств государства [3];

- расширение охвата объектов и предметного поля контроля, создание условий для взаимодействия органов внутреннего контроля копаний с государственным участием с привлечением профессионалов из институциональных и ведомственных структур [4].

На данный момент в условиях развития цифровой экономики прослеживаются определенные тенденции развития технологий, необходимых для применения новых методов контроля, которые определяют будущее взаимодействие органов и объектов контроля, обеспечивающее оптимальность и эффективность реализуемых мер господдержки.

К этим тенденциям можно отнести:

- межведомственное электронное взаимодействие органов власти при оценке соответствия организации условиям получения мер господдержки с формированием машиночитаемых данных в государственной информационной системе;

- расширенное информационное взаимодействие с получателями мер господдержки на основе организации доступа органов контроля к их информационным системам в режиме реального времени;

- машинная обработка данных получателей господдержки, разработка которой может быть предусмотрена в стратегиях цифровой трансформации органов власти, внедрение которой позволит осуществить цифровую трансформацию государственного управления;

- выгрузка первичных учетных документов и сведений, необходимых для анализа и контроля из информационных систем объектов контроля в информационные системы органов контроля, с обеспечением полноты, достоверности и актуальности выгружаемых данных, необходимых для оценки результативности мер государственной поддержки.

В информационных системах объектов контроля, к которым предоставляется доступ органам контроля, в том числе должны осуществляться следующие процедуры:

- контроль полноты, актуальности и достоверности предоставляемых сведений;

- контроль наличия ссылок на первичные учетные документы, в том числе договоры, с возможностью просмотра (визуализации) электронных документов и (или) электронных копий документов в целях документального подтверждения операций (транзакций);

- использование механизмов криптографической защиты информации и других стандартов и методов контроля и подтверждения достоверности данных в информационных системах для целей контроля подлинности, неизменности, полноты, целостности и хронологической последовательности хранимых и обрабатываемых данных;

- совместная оценка эффективности и уровня организации системы внутреннего контроля и управления рисками.

Конечной точкой развития методов внутреннего финансового контроля государственных финансов при условии внедрения и апробирования новых методов контроля в деятельности контрольно-надзорных органов Федерального казначейства является трансформация самой сущности государственного контроля, ключевой задачей которой будет нивелирование возможности совершения нарушений и возникновения признаков неэффективности использования средств субсидии до их совершения и наступления посредством мониторинга деятельности (в части реализации ими мер государственной поддержки) объектов контроля с помощью цифровых сервисов, операторами которых является Федеральное казначейство, без влияния человеческого фактора, что позволит контрольным органам принимать управленческие решения на основе данных высокого качества. Данные инновации могут стать предпосылкой для существенного развития системы государственного управления в целом, в функционировании которой в условиях цифровой трансформации экономики должны активно применяться алгоритмические подходы и регулирование.

Заключение

Таким образом, обобщая перспективы развития государственного аудита и контроля государственных финансов, отметим, что новые методы контроля представляют собой инновации в системе государственного управления, направленные на углубление информационного взаимодействия между хозяйствующими субъектами и государством в рамках целеполагания и планирования социально-экономическим развитием страны, и в целом обеспечивают снижение вероятности негативных событий для финансово-бюджетной сферы. Контрольный мониторинг, внедрение которого становится все более актуальным с учетом развития цифровых технологий в сфере налогового контроля в частности и государственного контроля в целом, постепенно станет одним из основных методов осуществления контроля за использованием средств федерального бюджета при условии цифровизации деятельности объектов контроля.

В связи с усилением внутренних и внешних вызовов для нашей страны эффективное управление публичными финансами становится одним из необходимых условий для обеспечения высокой конкурентоспособности отечественной экономики, в связи с чем развитие отмеченных в статье трендов и направления развития методов финансового контроля становится все более значимыми приоритетами в деятельности контрольных органов.

В связи с чем внедрение новых методов контроля обусловлено объективными факторами и прежде всего цифровизацией механизмов использования бюджетных средств, при которых все процессы должны происходить в информационных системах и обеспечивать качество и полноту данных, позволяющие принимать решения, не прибегая к документам объектов контроля.


Библиографическая ссылка

Никифоров А.В. НОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-2. – С. 261-265;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3730 (дата обращения: 28.10.2024).