Введение
Вопросы развития международного таможенного сотрудничества неразрывно связаны с особенностями реализации внешней политики государства и во многом определяются сложившейся геополитической обстановкой в мире. Для Российской Федерации геополитическая ситуация начала обостряться в 2014 г. и ожидаемо ухудшилась после начала специальной военной операции (СВО) в 2022 г. Значительное число экономических санкций, введенных в отношении Российской Федерации после 24.02.2022 г., оказало негативное влияние на существующие механизмы таможенного сотрудничества и значительно осложнило международную деятельность ФТС России. Вместе с тем, существующие проблемы в сфере международного таможенного сотрудничества России со странами Запада обуславливают для ФТС России необходимость более активно заниматься вопросами развития сотрудничества в таможенной сфере со странами Глобального Юга в целом и странами Северо-Восточной Азии, в частности. От оперативности решения вопросов таможенного сотрудничества во многом зависят темпы и масштабы развития торговых и экономических отношений России с указанными странами.
Цель исследования: обоснование мер по совершенствованию экономических условий международного таможенного сотрудничества Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики (далее КНДР).
Материал и методы исследования
Методология исследования основана на анализе и обобщении теоретических основ, а также отечественного опыта международного таможенного сотрудничества РФ. Основными методами исследования являются: общенаучные методы (индукция, дедукция, абстракция, анализ, синтез, сравнение и др.); экономико-статические методы (методы исследования динамики и структуры экономических явлений, группировки); метод системного анализа. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, посвященные вопросам международного таможенного сотрудничества, проблемам совершенствования деятельности таможенных органов РФ и развития регионов Дальнего Востока: А.А. Вороны, Р.Х. Кочкарова [1], С.В. Губарькова [2-5], А.А. Комиссарова [6], В.Б. Мантусова, Д.А. Дитц [7], Н.Г. Липатовой, А.Р. Гладкова [8], С.Н. Овчинникова, В.В. Атаманчук [9], Б.И. Кецбы, Е.В. Жеребен, А.Э. Петросяна, А.А. Русановой [10] и др. Проблемам развития внешнеторговых отношений РФ и КНДР в условиях экономических санкций посвящены труды К.В. Асмолова и Л.В. Захаровой [11], А.Л. Лукина [12].
Результаты исследования и их обсуждение
Важной целью международного таможенного сотрудничества является упрощение формальностей для ускорения процессов перемещения грузов, людей и транспортных средств через таможенную границу. Для этого требуется совершенствовать внешнеторговые отношения между странами и проводить работу по согласованию законодательства Российской Федерации в области таможенного дела с международным правом.
Учитывая заявленную руководством РФ стратегию «Поворот на Восток», а также современную геополитическую ситуацию, представляется важным оценить существующие экономические условия международного таможенного сотрудничества РФ со странами Северо-Восточной Азии (далее СВА) и определить направления их совершенствования.
При разработке рекомендаций по совершенствованию экономических условий международного таможенного сотрудничества РФ (в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления – далее ДВТУ) и стран СВА следует обратить внимание на целевой ориентир 20, отраженный в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. (далее – Стратегия 2030).
Целевой ориентир 20 (направленный на развитие таможенного сотрудничества) призван обеспечить [13]:
˗ позиционирование таможенной службы Российской Федерации в числе лидеров коммуникационных систем ЕАЭС (далее Союза) и безбумажной таможенной среды на пространстве Союза;
˗ продвижение инициатив таможенной службы Российской Федерации в международных организациях и интеграционных объединениях по созданию условий по упрощению и гармонизации таможенных процедур;
˗ укрепление позиций ФТС в сообществе таможенных служб государств – членов Союза, СНГ, а также в международных интеграционных объединениях и организациях;
˗ участие в процессе глобализации без потери собственной аутентичности.
Достижению данного целевого ориентира способствует реализация стратегического направления развития таможенной службы РФ № 8 в Стратегии 2030 – осуществление и развитие международного сотрудничества в таможенной сфере, где в числе разных задач особого внимания, на наш взгляд, заслуживают следующая задача [13]: расширение географии международного таможенного сотрудничества посредством развития института представительств таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах.
Анализ степени и особенностей реализации указанной задачи с учетом современной геополитической ситуации позволит определить перспективные направления совершенствования экономических условий международного таможенного сотрудничества РФ (в зоне ответственности ДВТУ) и стран СВА.
Выступая в качестве важных субъектов международной деятельности ФТС России, представительства (представители) таможенной службы РФ являются значимыми инструментами развития международного таможенного сотрудничества. Учитывая степень взаимодействия ФТС России с таможенной службой какой-либо страны, а также специфику продвигаемых интересов Российской Федерации на территории иностранного государства может быть создано Представительство таможенной службы РФ, либо интересы российской таможенной службы будут представлять один или несколько сотрудников ФТС России.
По состоянию на 2024 г. представительства ФТС России открыты в 23 странах, в том числе, в 4 странах СВА. Сведения о представительствах (представителях) ФТС России в странах СВА представлены в таблице [14].
Данные в таблице свидетельствуют о наличии представительств таможенной службы Российской Федерации в четырех странах СВА из пяти. Поэтому в рамках расширения географии международного таможенного сотрудничества посредством развития института представительств таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах логично рассмотреть возможность открытия представительства ФТС России в КНДР.
При оценке деятельности представительств ФТС России в странах СВА следует помнить, что на деятельность представителей влияет много факторов – от национального менталитета партнеров РФ до особенностей администрирования и специфики в подходах к решению организационных и финансовых вопросов. Например, при работе в Республике Корея и Японии представители таможенной службы РФ сталкиваются с необходимостью постоянного налаживания контактов с новыми сотрудниками таможенных служб иностранных государств при их регулярной ротации – это приводит к дополнительному расходу ресурсов и затягиванию времени при решении производственных вопросов. К тому же в недружественных странах (Япония и Республика Корея) в настоящее время очень сложно решать вопросы развития таможенного сотрудничества вследствие чрезмерной политизации экономических отношений РФ с данными странами.
Сведения о представительствах ФТС России в странах СВА
№ п/п |
Страна |
Представитель таможенной службы РФ и адрес представительства РФ |
1 |
Китайская Народная Республика |
Белоногов Евгений Георгиевич, КНР, 100600 г. Пекин, р-н Дунчэн, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4. |
2 |
Япония |
Кузьминков Виктор Вячеславович, 2-1-1, Azabudai, Minato-Ku, Tokyo, 106-0041, Japan |
3 |
Республика Корея |
Акимов Илья Анатольевич, 04516, Republic of Korea, Seoul, Jung-gu,11-gil, Seosomun-ro, 43 (Посольство Российской Федерации в Республике Корея) |
4 |
Монголия |
Чагдуров Алексей Викторович, адрес представительства на сайте ФТС России не указан |
5 |
КНДР |
Представительство ФТС России отсутствует. |
Перспективы развития международного таможенного сотрудничества РФ (в зоне ответственности ДВТУ) и КНДР напрямую связаны с изменением геополитической обстановки в мире, что будет способствовать смягчению санкционных ограничений в отношении КНДР.
На протяжении многих лет Россия действовала с учетом стереотипов прежнего миропорядка, где во взаимоотношениях между странами приоритетным является уважение к международным институтам (в частности, приоритет международного права над национальным) и безукоризненное соблюдение всех санкций, иногда даже в ущерб национальным интересам страны. Однако, в последние годы ситуация стала меняться – например, в 2020 г. «Президент России Владимир Путин подписал пакет законов, устанавливающих на территории России приоритет Конституции РФ над международными соглашениями и решениями межгосударственных органов» [15]. Впоследствии депутатами Государственной Думы был принят ряд других поправок в законодательные акты, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности страны [16].
Все эти изменения в законодательстве РФ отражают текущую тенденцию в мировой политике на укрепление суверенитета для тех стран, которые планируют стать ведущими акторами при переустройстве мирового порядка с учетом национальных интересов своей страны. И несмотря на то, что в настоящее время в мире складывается два «полюса силы» – США и Китай, тем не менее, у РФ имеются хорошие шансы занять достойное место в системе нового миропорядка.
Определенные шаги в смягчении санкционного давления на КНДР Россия начала реализовывать после начала СВО, так в мае 2022 г. РФ и Китай заблокировали в СБ ООН американский проект резолюции об ужесточении санкционного давления в отношении КНДР, а в марте 2024 г. Россия «наложила вето на резолюцию СБ ООН о продлении мандата группы экспертов, следящих за соблюдением международных санкций против Северной Кореи» [17].
Вместе с тем, РФ пока не рискует открыто нарушать резолюции СБ ООН, в принятии которых она участвовала, будучи постоянным членом Совбеза ООН. Учитывая, что статус постоянного члена Совбеза ООН для России имеет очень большое значение (это практически единственный инструмент в донесении российской позиции по любым вопросам для всего мирового сообщества на площадке ООН), то лишаться данного инструмента влияния для развития отношений с КНДР Россия не может себе позволить. Тем более, что сейчас многие страны активно поднимают вопрос о реформировании состава Совета Безопасности ООН и для России повышается риск исключения из числа постоянных членов этого органа, если РФ начнет открыто нарушать резолюции, в принятии которых она участвовала. В этой связи, Россия пока занимает позицию, при которой «она против новых санкций, но намерена соблюдать старые, пусть и по принципу «что не запрещено, то разрешено» [18].
После визита в июне 2024 г. президента РФ в КНДР и подписания «Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве России и КНДР» все ждут существенных изменений в отношениях между двумя странами. Эти изменения уже происходят, наиболее наглядно это видно по развитию отношений между странами в сфере туризма. Вполне очевидно, что будет развитие и по остальным вышеперечисленным перспективным направлениям сотрудничества между КНДР и Россией. Также нужно принимать во внимание, что ситуация со смягчением санкционного режима в отношении КНДР во многом будет зависеть от действий КНР с учетом трансформации их отношений с США.
Таким образом, скорость и динамика развития экономического сотрудничества РФ и КНДР зависит от множества факторов, но экономические условия для международного таможенного сотрудничества двух стран необходимо формировать уже сейчас, что вполне вероятно в будущем может привести к открытию представительства ФТС России в КНДР.
Оценка экономических условий для открытия представительства ФТС России в КНДР. В 2023 г. экономика КНДР впервые за последние 7 лет продемонстрировала рост ВВП на 3,1 %, причем многие экономисты утверждают, что это произошло вследствие «сближения КНДР с Россией и более активной продажи оружия» [19]. Несмотря на то, что Российская Федерация в 50 раз уступает КНР по объемам товарооборота, тем не менее, в экономическом плане Россия является вторым по значимости торговым партнером с хорошим потенциалом для дальнейшего увеличения масштабов сотрудничества между странами [11].
Перспективные направления сотрудничества России и КНДР Источник: составлено авторами
В силу сложившихся геополитических обстоятельств, представительство ФТС России в КНДР в настоящее время отсутствует. Однако, ситуация в геополитике меняется быстро и в перспективе вполне могут возникнуть условия для открытия такого представительства в будущем.
Анализ существующих российско-северокорейских торгово-экономических связей и военно-технического сотрудничества позволяет выделить 4 перспективных направления сотрудничества России и КНДР, которые могут способствовать открытию представительства таможенной службы РФ в КНДР (рисунок).
Характеристика перспективных направлений сотрудничества России и КНДР, которые могут способствовать открытию представительства таможенной службы РФ в КНДР:
1. Экспорт дешевой рабочей силы из КНДР (до введения наиболее жестких санкций СБ ООН в отношении КНДР в 2017 г., которые существенно ограничили экономическое взаимодействие Москвы и Пхеньяна, например, около 30% строителей в Приморском крае в 2017 г. были рабочими из КНДР) [20]. После присоединения к России 4 новых регионов в 2022 г. в рамках проведения СВО, возникла потребность в оперативном строительстве нового жилья на этих территориях. Вследствие чего, в августе 2022 г. вице-премьер РФ Марат Хуснуллин озвучил идею о привлечении северокорейских строителей к восстановительным работам на Донбассе [21].
По оценке экспертов Банка России на 26.07.2024 г. «дефицит трудовых ресурсов в России продолжает нарастать, что увеличивает издержки компаний и, как следствие, усиливает инфляционное давление…» [22]. Учитывая отрицательные последствия трудовой миграции в России по сложившимся странам-донорам (в основном это касается трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, на которых в 2023 г. приходилось четыре пятых от всей иностранной рабочей силы [23]), привлечение северокорейских рабочих в значительном количестве оказало бы положительное влияние, как на насыщение рынка трудовых ресурсов, так и на криминогенную обстановку в РФ.
2. Военно-техническое сотрудничество. Несмотря на наличие у КНДР ядерного оружия, которые является важным фактором сдерживания вероятных противников от агрессии в отношении Северной Кореи, тем не менее, в настоящее время с учетом последних достижений в сфере ВПК данный фактор уже не является безоговорочным способом обеспечения безопасности и сохранения суверенитета страны. Технологические и финансово-ресурсные ограничения, имеющиеся у КНДР, значительно ограничивают ее возможности по созданию надводного и подводного флота, такая же ситуация наблюдается и в других критически важных областях современного военного дела [12]. Учитывая, что Китай не торопится ухудшать отношения с США, Республикой Корея и Японией, то КНДР не может рассчитывать на существенное сотрудничество с КНР в военно-технической сфере для усиления своего военного потенциала. В этой связи, только сотрудничество с Россией может дать КНДР возможность получить доступ к технологическим инновациям в военно-технической сфере и поддерживать военно-технический паритет с Республикой Корея в течение длительного времени. В соответствии с «Договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве России и КНДР», заключенным лидерами двух стран 19.06.2024 г, «Россия не исключает военно-технического сотрудничества с КНДР, заявил Путин» [24]. Безусловно, подобное военно-техническое сотрудничество увеличит объемы российского экспорта в КНДР за счет продукции военного назначения. КНДР также есть что предложить российской стороне в военно-технической сфере, представляющее интерес по определенным группам вооружения, особенно сейчас в условиях ведения СВО.
3. Сотрудничество в сфере железнодорожной логистики. Между КНДР и Россией до 2017 г. действовал совместный логистический проект «Хасан-Раджин», в рамках которого российские производители через созданную транспортную инфраструктуру перевозили каменный уголь в КНР. В настоящее время можно было бы вернуться к этому проекту, а также реализовать проект строительства трансграничного автомобильного моста в Приморском крае, который мог бы существенно расширить объемы внешней торговли и обеспечить гибкость поставок товаров и их окупаемость [11].
4. Сотрудничество в сфере связи, туризма, образования, здравоохранения, спорта и культуры. Данные направления сотрудничества имеют хорошие перспективы, поскольку по некоторым позициям не подпадают под действие существующих санкций [12]. Сотрудничество в сфере туризма, например, уже активно развивается. Так, в апреле и мае 2024 г. были запланированы три поездки туристических групп из Приморского края в КНДР [25], с 22 июля по 2 августа 2024 г. около 200 приморских школьников были приглашены на отдых в Северную Корею – в Международный детский лагерь «Сондовон», а ученики русского отделения училища при Университете иностранных языков в Пхеньяне в июле 2024 г. также были приглашены для отдыха во Всероссийском детском центре «Океан» [26].
Заключение
Экономические условия для международного таможенного сотрудничества РФ (в зоне ответственности ДВТУ) и КНДР уже сформированы и после решения вопроса со смягчением или снятием санкционного ограничения с КНДР вполне можно прорабатывать вопрос об открытии представительства ФТС России на территории данной страны, что способствовало бы решению задачи по расширению географии международного таможенного сотрудничества РФ в иностранных государствах.
Открытие представительства ФТС России на территории КНДР будет способствовать решению проблем, существующих в российско-северокорейских торгово-экономических отношениях и в сфере военно-технического сотрудничества.
Библиографическая ссылка
Губарьков С.В., Кирбитова С.В. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КНДР // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-1. – С. 38-44;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3695 (дата обращения: 24.11.2024).