Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Буракова Е.А. 1 Дятлова И.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Развитие сферы туризма является одним из наиболее важных векторов развития экономической политики стран, поскольку в значительной мере оказывает влияние на объем ВВП. Данная статья посвящена оценке практики государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в зарубежных странах. В исследовании рассматриваются экономические результаты туристической деятельности в разных странах, анализируются меры государственной финансовой поддержки, направленные на стимулирование развития туристической инфраструктуры, и приводятся конкретные примеры эффективных стратегий и инструментов. Полученные результаты могут стать основой для принятия обоснованных решений по внедрению эффективных мер государственной финансовой поддержки туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства, адаптированных к российским условиям, что позволит увеличить вклад туристической отрасли в экономику страны и повысить ее конкурентоспособность на международном уровне.
государственное финансовое стимулирование
туристическая инфраструктура
индустрия гостеприимства
меры государственной поддержки
развитие туризма
1. Travel & Tourism: Economic Impact 2023 // World Travel & Tourism Council. [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/ (дата обращения: 03.06.2024).
2. Industries & Markets: Tourism worldwide // Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/ (дата обращения: 05.06.2024).
3. Countries with the highest number of international tourist arrivals worldwide from 2019 to 2022 // Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/ (дата обращения: 05.06.2024).
4. Чуваткин П.П., Горбатова А.А. Анализ международного опыта институционального обеспечения социального туризма // Вестник Академии знаний. 2021. № 43(2). С. 271-281.
5. OECD (2022), OECD Tourism Trends and Policies 2022 // OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/a8dd3019-en (дата обращения: 10.06.2024).
6. U.S. Tourism: Economic Impacts and Pandemic Recovery // Congressional Research Service, November 29, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://crsreports.congress.gov/ (дата обращения: 15.06.2024).
7. Tourism Strategy of Turkey – 2023 and Activity Plan for Tourism Strategy of Turkey 2007-2013 от 28.02.2007 № 2007/4. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405126865/#block_41 (дата обращения: 18.06.2024).
8. Law for the encouragement of tourism от 16/03/1982 № 2634. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ktb.gov.tr/ (дата обращения: 22.06.2024).
9. Новый проект Министерства культуры и туризма Турции призван трансформировать сезонный туризм в круглогодичный / МК-Турция. [Электронный ресурс]. URL: https://mk-turkey.ru/ (дата обращения: 30.06.2024).
10. Turismo 4.0 «Piano Nazionale di Ripresa e Resilienza» // Ministro del turismo della Repubblica Italiana. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ministeroturismo.gov.it (дата обращения: 08.06.2024).

Введение

Развитие туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства является важным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности стран на международной арене. Государственное финансовое стимулирование играет ключевую роль в поддержке и развитии этой отрасли, оказывая значительное влияние на создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни населения и привлечение иностранных инвестиций. В условиях глобализации и усиления конкуренции между странами за туристические потоки изучение международной практики государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства становится актуальным.

На данный момент существует множество различных мер государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры, направленных на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, повышение качества туристических услуг и развитие новых туристических направлений. Цель исследования состоит в выявлении эффективных стратегий и инструментов государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства, которые могут быть адаптированы и применены в российской практике для повышения конкурентоспособности отрасли и увеличения ее вклада в экономику страны.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на основе отечественных и зарубежных информационных источниках, включающих в себя данные актуальной статистической отчетности, нормативно-правовые акты, труды экономистов, а также официальные данные пресс-центов министерств и ведомств. В основу исследования легли такие зарубежные отчеты и документы, как Economic Impact Research, Plan de reconquête et de transformation du tourisme, Tourism Strategy of Turkey, Code du Tourisme français и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Туризм занимает важное место в экономической стратегии многих государств, являясь одним из ключевых секторов экономики. Вклад туризма в мировой ВВП в 2019 году составлял 10 трлн. долларов США, что равнялось 10,3% от общего мирового ВВП. В 2020 году этот показатель снизился до 4,8 триллиона долларов США (5,3% от мирового ВВП), а в 2021 году составил 5,8 триллиона долларов США (6,1% от мирового ВВП).

В целом в период 2020-2021 гг. наблюдались значительные изменения в мировой туристической индустрии. В 2020 году, из-за пандемии COVID-19, мировой вклад сектора туризма и путешествий в ВВП сократился, достигнув уровня 49,6% от предыдущего года. В 2021 году началось восстановление, и объем вклада туриндустрии в ВВП составил 121,7% по сравнению с 2020 годом.

Прогнозы на будущее также выглядят оптимистично: с 2024 по 2033 год ожидается, что доходы от туристической индустрии будут расти в среднем на 6,3% ежегодно, что приведет к увеличению экономического вклада туризма в мировую экономику на 55% по сравнению с 2019 годом. Вклад туризма и путешествий в мировой ВВП за 2019 и 2022 годы, а также прогнозы на 2023 и 2024 годы, представлены на рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Общий вклад путешествий и туризма в общемировой ВВП в 2019 и 2022 годах с прогнозом на 2023 и 2033 годы [1]

missing image file

Рис. 2. Рейтинг стран с наибольшим количеством въезжающих туристов в 2019 и 2022 годах [3]

США возглавляют список стран по объему ВВП, полученного от туристической индустрии, с показателем в 2 018,3 млрд долларов США. Следом за ними идут Китай (582,8 млрд долларов), Германия (353,1 млрд долларов), Великобритания (290,8 млрд долларов) и Япония (257,3 млрд долларов) [2].

В то же время в рейтинге стран с наибольшим количеством туристов в 2022 году лидировали Франция (79,4 млн человек), Испания (71,7 млн человек), США (50,9 млн человек), Турция (50,5 млн человек) и Италия (49,8 млн человек). Более полный рейтинг представлен на рис. 2.

Рассмотрим практики государственной финансовой поддержки развития туристической инфраструктуры в пяти лидирующих странах по количеству туристов.

Основные инструменты и меры государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры во Франции включают ряд значимых инициатив. Национальное агентство отпускных чеков (ANCV) занимается распространением отпускных чеков через работодателей, обеспечивая право на отдых для всех граждан. Отпускные чеки представляют собой инструмент, позволяющий владельцу оплачивать такие туристические услуги, как проживание, трансферт, питание, экскурсионные программы и другие. Чеки предоставляются на основе социальных критериев, как правило сотрудникам промышленных предприятий или госслужащим. Также их можно получить на основе софинансирования собственных накоплений или от профсоюзов. Стоимость этих чеков освобождена от налогообложения для малых предприятий и физических лиц, что стимулирует малый бизнес и трудовую мотивацию. Кроме того, неиспользованные чеки передаются в благотворительные организации, а субсидии предоставляются социально незащищенным слоям населения [4].

В период пандемии COVID-19 во Франции были введены фонды солидарности и механизмы фиксированных расходов, направленные на поддержку всех отраслей экономики, включая туризм. Эти меры включали частичное покрытие государством заработной платы сотрудников туризма и гарантированные займы на сумму 36 млрд евро, что помогло сохранить рабочие места и предотвратить потери активов. Для поддержки инвестиций в гостиничный и ресторанный сектор в 2020 году были введены стимулирующие меры на общую сумму 1,3 млрд евро.

В 2021 году во Франции началась реализация плана «Будущее гор», направленного на развитие устойчивого горного туризма и стимулирование экологически чистых видов деятельности, с выделением 640 млн евро на эти цели. Также в конце 2021 года был запущен план «Destination France» по возрождению и преобразованию туристического сектора, который включает поддержку талантов, укрепление устойчивости сектора, продвижение туристических активов Франции и реагирование на вызовы преобразования сектора [5].

Испания применяет широкий спектр мер для государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры. Одним из основных инструментов является предоставление кредитов через Официальный кредитный институт (ICO), который обеспечивает финансирование самозанятых, предпринимателей, а также частных и государственных туристических компаний. Помимо традиционных кредитов, ICO также предлагает совместные займы, сочетающие элементы традиционного кредита и венчурного капитала. Национальная компания инноваций (ENISA) поддерживает малые и средние предприятия, а также молодых предпринимателей, предоставляя финансовые ресурсы на ранних стадиях развития бизнеса, включая туристические проекты. Министерство культуры Испании осуществляет программы субсидирования для содействия модернизации и инновациям в сфере культурных ценностей.

Государственное финансовое стимулирование Испании также включает налоговые льготы, компенсирующие расходы на исследовательские разработки и технологические инновации. Дополнительно существуют программы поддержки предпринимательского туризма, такие как «EMPRENDETUR», координируемая компанией SEGITTUR, которая предоставляет возвратные кредиты с погашением через 5 лет и льготным периодом в два года.

В США в 2022 году была принята Национальная стратегия путешествий и туризма (National Tourism and Travel Strategy), направленная на продвижение страны в качестве ведущего туристического направления, а также на стимулирование экономического роста, создание рабочих мест и поддержание устойчивого развития. Важную роль в продвижении туризма играет Корпорация по продвижению туристических услуг (Brand USA), которая разрабатывает ежегодные цели по продвижению туристической отрасли страны. Финансирование Корпорации осуществляется из двух основных источников. Первый источник финансирования, государственные туристические бюро и частные туристические бренды, покрывает половину бюджета Корпорации за счет ежегодных взносов и оплаты рекламы. Второй источник, гранты от федерального правительства, поступают из Фонда содействия развитию туризма (Travel Promotion Fund) в размере до 100 млн долларов в год. Эти гранты формируются за счет сборов, взимаемых с международных путешественников из стран, участвующих в программе безвизового въезда [6].

Развитие туристической отрасли Турции строилось на основе Стратегии развития туризма Турции до 2023 года [7] и Законе о поощрении туризма [8]. В соответствии с этими документами приоритетными направлениями развития туристической отрасли стали:

– предоставление льгот по налогу на добавленную стоимость для объектов размещения туристов и туристических агентств;

– предоставление долгосрочных льготных кредитов для туристических компаний;

– предоставление льготных кредитов до 6 месяцев для компаний туристического сектора, имеющих просроченную дебиторскую задолженность;

– грантовая поддержка непопулярных для туризма регионов с целью развития альтернативного туризма;

– предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, под объекты туристической инфраструктуры и другие.

Также стоит отметить проект «Век туризма», представленным Министерством культуры и туризма Турции в марте 2024 года, предполагающий развитие круглогодичного туризма. Кроме того, в рамках проекта планируется увеличить число привлекательных для туристов городов путем распространения опыта туристических центров страны на остальные города Турции [9].

В Италии сфера туризма в настоящее время активно цифровизируется. Интегрированная туристическая экосистема Digital Tourism Hub, направлена предоставление возможности туристам планировать свой отдых онлайн, оценивать состояние объектов культурного наследия с использованием искусственного интеллекта, а также использовать единую цифровую платформу для осуществления всех платежей туристического характера (трансферт, бронирование и другое). С целью внедрения инновационных цифровых технологий в сферу туризма Италии малому и среднему бизнесу предоставляются субсидии и государственные инвестиции [10].

Кроме того, в Италии применяется практика предоставления налоговых кредитов с целью стимулирования проведения мероприятий по реконструкции объектов туристической инфраструктуры, внедрения энергосберегающих и сейсмостойких технологий. В настоящее время до 2025 года налоговые кредиты предоставляются 3500 компаниям туристического сектора.

Имплементация опыта рассмотренных зарубежных стран в России для развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства может поспособствовать развитию отечественного туристического сектора его устойчивому росту. В этом контексте можно выделить несколько ключевых мер, которые могут быть внедрены в России.

Во-первых, введения аналога отпускных чеков по примеру Франции будет стимулировать внутренний туризм. Отпускные чеки, предоставляемые через работодателей, могут обеспечить доступность отдыха для широких слоев населения и поддержать малый бизнес в сфере туризма. Также направлением государственного финансового стимулирования развития туризма в России может послужить предоставление льготных туристических услуг школьникам и студентам, что поспособствует развитию культуры туризма у молодого поколения и принесет экономические выгоды в будущем.

Во-вторых, внедрение фондов солидарности и гарантированных займов, аналогичных французским, поможет туристической отрасли в кризисные периоды. Эти фонды могут частично покрывать заработную плату сотрудников и предоставлять государственно гарантированные займы для поддержки компаний. Такой подход поможет сохранить рабочие места и избежать потерь активов в периоды экономической нестабильности.

В-третьих, создание института по примеру Официального кредитного института (ICO) в Испании позволит предоставлять льготные кредиты и совместные займы туристическим компаниям. Это обеспечит доступ к финансированию для самозанятых, предпринимателей и частных компаний, способствуя развитию туристической инфраструктуры и инноваций в отрасли.

В-четвертых, поддержка инноваций в туризме может быть обеспечена через создание аналога Национальной компании инноваций (ENISA) в Испании. Такая организация будет предоставлять финансирование малому и среднему бизнесу, а также молодым предпринимателям на ранних стадиях развития их проектов. Это стимулирует внедрение новых технологий и бизнес-моделей в туристическую отрасль, повышая ее конкурентоспособность.

В-пятых, создание специализированной корпорации по продвижению туризма по примеру Brand USA будет способствовать активному продвижению России как туристического направления на международной арене. Эта организация могла бы осуществлять разработку и реализацию маркетинговых стратегий, сотрудничать с международными туристическими брендами и государственными туристическими бюро, а также получать финансирование из государственных и частных источников.

Наконец, для большей привлекательности России с точки зрения внешнего туризма важно формирование стратегий развития туризма в России с учетом ESG-факторов. Это возможно сделать путем разработки ряда задач и контрольных точек в рамках нового Национального проекта «Экологическое благополучие», а также применения ESG-рейтингов компаний и регионов для предоставления грантов и субсидий на развитие сферы туризма.

Заключение

В рамках исследования был проведен анализ практик государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры в зарубежных странах. Применение опыта рассмотренных стран в России может включать создание агентства отпускных чеков, фондов солидарности, институтов льготного кредитования, поддержки инноваций и корпорации по продвижению туризма. Эти меры помогут укрепить туристическую инфраструктуру, повысить конкурентоспособность России на международной арене и стимулировать экономический рост в секторе туризма и гостеприимства. Внедрение этих инструментов позволит России эффективно поддерживать и развивать туристическую отрасль, делая ее более устойчивой и привлекательной для внутренних и международных туристов.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.


Библиографическая ссылка

Буракова Е.А., Дятлова И.И. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-1. – С. 18-23;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3692 (дата обращения: 28.10.2024).