Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Логутова Т.Г. 1 Борблик К.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Мариупольский государственный университет им. А.И. Куинджи»
В работе представлен анализ сущности классических теорий интеграции: федерализма, функционализма, неофункционализма, транснационализма, межправительной теории европейской интеграции, а также региональной интеграции различных уровней теореотизации. Отмечено, что процесс теоретизации непрерывно эволюционирует, что обусловлено динамичной геополитической ситуацией в мире. Определено, что прошлые, «устоявшиеся» политические конструкции рушатся. Образуются новые интеграционные объединения стран и регионов с целью обеспечения их плодотворного сотрудничества в экономической, социальной и политической сферах. Примером таких союзов являются БРИКС – основатели: Россия, Китай, Индия, Бразилия; ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. В ее состав вошли: Россия, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. ЕАЭС – организация регионального экономического сотрудничества. Организаторы Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Армения. В работе дана краткая характеристика интеграционных процессов в новых регионах Российской Федерации: Донецкой и Луганской Народных республик, Запорожской и Херсонской областях. Отмечено, что длительность интеграционных процессов в каждом регионе различна, что обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, а также продолжающейся СВО. Значительные успехи произошли в восстановлении промышленной и социальной инфраструктуры новых регионов и особенно логистической системы. Восстанавливаются дороги, создан сухопутный мост, обеспечивающий доставку грузов из РФ в Республику Крым – Ростов-на-Дону – Мариуполь – Мелитополь – Джанкой, близится к завершению строительство железной дороги, которая пройдет вдоль побережья Азовского моря. Большое значение для успешной реализации интеграционных процессов имеют организационно-патриотические, культурно-просветительские мероприятия для молодежи новых регионов. В заключении можно сделать вывод, что процессы интеграции в реальном мире имеют свои особенности и невозможно в данном случае следовать одной, определенной (даже классической) теории интеграции, поскольку здесь сказывается влияние факторов. Так интеграционные процессы в новых регионах происходят, примерно соответствуя региональной теории интеграции, но вместе с тем в каждом регионе присутствуют свои особенности.
теория
классификация
концепция
региональная
новые регионы
1. Теории европейской интеграции [Электронный ресурс]. URL: https://en.nvsu.ru/newsfiles/2022/1516/Lecture_4.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
2. Schmitter Philippe C. Neo-neo-functionalism // European University Institute. July 2002. P. 2–3. For publication in: Wiener, Antje and Thomas Diez, eds. European Integration Theory. Oxford: Oxford University Press, 2003. [Электронный ресурс]. URL:http://www.iue.it/SPS/People/Faculty/CurrentProfessors/PDFFiles/SchmitterPDFfiles/NeoNeoFunctionalismRev.pdf (дата обращения: 03.06.2024).
3. Моисеева Д.Э. Теория европейской интеграции в поисках объяснения дезинтеграции. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН. 2022. № 2. Р. 37-44. DOI: 10.20542/afij-2022-3-37-44 (дата обращения: 01.06.2024).4. Стрежнева М.В. Дифференцированная региональная (дез)интеграция после Брексита // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 3. С. 39-60. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-3-84-39-60.
5. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в Европейском Союзе. Теория и практика применения. М.: Издательство ЛКИ, 2012.
6. Буторина О.В. Сужение Европейского союза и потенциал интеграции // Современная Европа. 2020. № 2. С. 20-32. DOI: 10.15211/ soveurope220202032.
7. Заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 26 апреля 2024 года [Электронный ресурс]. URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/Zasedaniya-Prezidiuma-Soveta-zakonodatel/item/28490296/ (дата обращения: 25.05.2024).
8. Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта от 30 сентября 2022 года (ратифицирован Федеральным законом от 4 октября 2022 года № 372-ФЗ, вступил в силу 5 октября 2022 года, письмо МИД России от 05.10.2022 № 19696/дп) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210030001 (дата обращения: 30.05.2024).
9. Активная интеграция: как новые регионы вливаются в Россию. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/17017631 (дата обращения: 01.06.2024).
10. Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69465 (дата обращения: 01.06.2024).

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что одним из важнейших вопросов в настоящее время является решение проблемы успешной интеграции четырех южных регионов: Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в социально-экономическое пространство Российской Федерации. Многие авторы придерживаются мнения, что основным моментом в процессе интеграции является экономическое сближение [1]. Однако, надо учитывать, что Россия активно взаимодействует с многими странами мира и, здесь не исключено влияние внешних факторов, т.е. отношения некоторых государств к процессу интеграции новых регионов. Также необходимо принимать во внимание, что интеграционные процессы в каждом из новых регионов имеют свои отличительные черты, что обусловлено влиянием внутренних факторов.

Целью исследования явилось исследование сущности теорий интеграции различных уровней теореотизации и, на основании полученных результатов, определение наиболее рациональных интеграционных направлений для новых регионов.

Материал и методы исследования

В работе проведен анализ сущности классических теорий интеграции: федерализма, функционализма, неофункционализма, транснационализма, межправительной теории европейской интеграции, концепции региональной интеграции, что явилось материалом исследования. В работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез, аналогия, обобщение, конкретизации.

По результатам анализа особенностей интеграционных процессов в четырех новых регионах был сделан вывод, о том, что реализация этих процессов происходит, примерно соответствуя теории региональной интеграции, невозможно многосложные и неоднозначные процессы интеграции в реальной действительности поместить в рамки одной из существующих теорий разной теоризации, что обусловлено влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Исторический опыт свидетельствует о том, что процессы интеграции во все времена протекали сложно и, в значительной степени, противоречиво. Как следствие, многими учеными были предприняты попытки создания различных теорий интеграции. До недавнего времени теории интеграции во многом ориентировались на единственную модель – модель интеграции Евросоюза [2].

Многообразие теорий интеграции в настоящее время представлено наличием теорий интеграции различного уровня [3].

К теориям высокого уровня относятся: федерализм (И.С. Монне, П. Дюкло, А. Спинелли), функционализм (Э. Хаас, Ф. Шмиттер, А. Этциони), транснационализм (К. Дойч), межправительственная теория европейской интеграции [4].

Концепция «региональной интеграции» была предложена Э. Хаасом и К. Дойчем. Сущность основных классических теорий состоит в следующем. Конечная цель теории интеграции федерализма состоит в объединении суверенных государств и образовании нового федерального государства.

А. Спинелли, К. Фридрих, Д. Элезор считали необходимым создание национального государства в наднациональных масштабах, т.е. союза государств, объединившихся на принципах федерализма [5]. Основанием возникновения теории интеграции функционализма являлась теория международных отношений и была ориентирована на сотрудничество различных регионов мира. Общими чертами упомянутых теорий являлись следующие. И федерализм, и функционализм ставили своей целью обеспечение мира, а существование национального государства представлялось как препятствие на этом пути; государство, нация и привязка к территории воспринимались как пережиток Вестфальской системы мира, устройство которой провоцировало войны и конфликты.

Источником «региональной интеграции» явились теоретические работы Э. Хааса и К. Дойча.

Неофункционалисты (Э. Хаас, Ф. Шмиттер, А. Этциони и др.) и транснационалисты не отделяли политику и процессы интеграции. Ф. Шмиттер определил основные положения неофункционализма, которые и являлись сущностью теории региональной интеграции, основные положения которой ставили акцент на роль негосударственных факторов. Принимались во внимание в процессе региональной интеграции группы интересов и социальных движений, действующих на уровне региона; государства-участники устанавливали условия соглашения, но не являлись единственными субъектами, определяющими направления и степень интеграции; на процессы интеграции также влияют региональные бюрократические элиты и группы интересов, которых они лоббируют [6]. Ф. Шмиттер трактует интеграционные процессы как противоречивые и конфликтогенные. Однако, созданные региональные организации в условиях демократии призваны влиять на действия национальных правительств с целью разрешения возникающих конфликтов.

В результате граждане национальных государств все больше своих ожиданий будут связывать с региональной интеграцией и, таким образом, процессы социальной и экономической интеграции трансформируются в политические.

Межгосударственная теория европейской интеграции базируется на приоритете национальных интересов государств [7]. Сущность этой теории неоднозначна, она проявляется в двух направлениях. Первое направление – это трактовка интеграции с учетом европейского опыта, т.е. приоритет в интеграционных процессах принадлежит национальным государствам. Второе направление развития межправительственной теории интеграции основывается на критике неофункционализма и оценок европейской интеграции. В последнее время отмечается развитие теоретизирования процессов региональной интеграции, что дало основание определить различные уровни теоретизирования теорий интеграции [8]. Так, кроме вышеупомянутых теорий высокого уровня, разработаны теории интеграции среднего уровня; исторический неоинституционализм; институционализм рационального выбора; социологический неоинституционализм. Появились и новые теории интеграции: концепция политических сетей, теория многоуровневого управления. Подводя итог далеко неполного анализа существующих теорий интеграции различных уровней, следует сделать вывод о том, что процессы теоретизации непрерывно эволюционируют, что обусловлено динамичной геополитической ситуацией в мире. В настоящее время идет процесс распада ранее созданных союзов, государств и происходит образование новых интеграционных объединений.

Таким образом повседневная деятельность государств и различных субъектов международных отношений сопровождается интеграционными процессами, осуществляемыми в различных формах и видах. Политическая интеграция, результатом которой является появление интеграционных союзов, является таким примером. Происходит изменение миропорядка и подтверждением этому является возникновение таких союзов дружественных стран, как: БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др. [8]. Мотивом возникновения таких союзов является стремление государств к мирному сосуществованию и рациональному взаимодействию в интересах союзных государств, обеспечение их безопасности. БРИКС, основателями которого явились четыре страны: Россия, Китай, Индия и Бразилия, в короткий срок принял в свое содружество ЮАР, а затем изъявили желание присоединиться к нему еще 30 стран.

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 г. Декларация о сотрудничестве подписана главами России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Цель образования обеспечение безопасности территорий от Москвы до Пекина с перспективой развития до Южной Азии, а затем и Ирана.

ЕАЭС – это организация регионального экономического сотрудничества, которое привлекает внимание стран даже не имеющих общих границ с государствами-основателями (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Армения).

В сложившейся ситуации реализация стратегии устойчивого развития России в значительной степени зависит от реализации интеграционных процессов в новых регионах Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Необходимо отметить, что пути интеграции новых регионов отмечаются многообразием и осуществляются под влиянием следующих факторов: оказывают ли военное сопротивление жители новых регионов; насколько Россия заинтересована в новых территориях; насколько отличаются экономика, социальные структуры и политический порядок новых регионов; какова международная ситуация и возможная реакция других государств на процессы интеграции новых регионов в социально-экономическое пространство России; как, с течением времени изменялся характер интеграционных процессов. Таким образом, методы административной, экономической, социальной, культурно-религиозной интеграции новых территорий в Российскую Федерацию весьма разнообразны и изменяются с течением времени.

Опыт свидетельствует, что длительность процессов интеграции может быть различной – от одного месяца до нескольких лет. Так процесс интеграции Республики Крым и Севастополя показал, что в различных сферах народного хозяйства интеграционные процессы проходят неодинаково. Законы Донецкой и Луганской народных республик были унифицированы с законами Российской Федерации еще до вхождения в РФ. Проблемы интеграции новых регионов были обсуждены на заседании Совета законодателей (апрель, 2023 г., Санкт-Петербург) [9]. Госдумой был принят законопроект о создании свободной экономической зоны, что создаст выгодные условия для инвесторов, которые имеют возможность организовать новые рабочие места. В 2023 году в региональном парламенте было зарегистрированы 67 проектов законов, касающихся интеграционной сферы. Де-юре Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области присоединились к Российской Федерации в 2023 году, на основании результатов референдума 2022 г. Однако для полноценного интегрирования в социально-экономическое пространство России новым регионам необходимо время и принятие соответствующих законодательных и подзаконных актов в сфере социального обеспечения по оформлению пенсий, выплат по обязательному социальному страхованию, пособий по временной нетрудоспособности. В 2023 году Государственная дума приняла в первом чтении законопроект об интеграции ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в Российскую Федерацию. Президент Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений развития определил реализацию интеграционных процессов новых регионов как создание действующей системы трудовых и социальных гарантий, включая медицинское обслуживание, а также создание рабочих мест, условий для экономического роста, скорейшего восстановления инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения [9].

30 сентября 2022 г. Президентом РФ и главами ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей был подписан договор о присоединении регионов к РФ. Решением Конституционного суда РФ было зафиксировано, что период интеграции продлится до 1 января 2026 г. [10].

Особенностью процессов интеграции является тот факт, что в каждом из регионов они происходят с различной скоростью. Это обусловлено влиянием как внешних, так и внутренних факторов, а также продолжающейся СВО. Так, например, в Херсонской области интеграционные процессы происходят сложнее, чем в ДНР, ЛНР, Республике Крым, поскольку замедлился процесс создания действующего законодательного органа. Определённый промежуток времени потребовался на создание в регионах органов федеральных ведомств. Завершение этих процессов планируется до 2028 г. [11].

Большое значение для реализации интеграционных процессов имеют грандиозные усилия, которые приложила Россия к восстановлению разрушений в новых регионах и, особое значение, имеют успехи в восстановлении логистической системы: восстановление дорог, создание сухопутного моста Ростов-на-Дону – Мариуполь – Мелитополь – Джанкой, и близкое к завершению строительство железной дороги, которая пройдет вдоль побережья Азовского моря.

Автомобильное и железнодорожное сообщение позволит обеспечить безопасность транспортировки грузов и в новые регионы, и на Крымский полуостров, что имеет большое стратегическое значение для всего государства.

Необходимо отметить, что Россия уделяет большое внимание патриотическому и культурному воспитанию молодежи, что является действенным фактором в интеграционных процессах. Школьники и студенты новых регионов приглашаются на экскурсии, слеты, игры, туристические поездки по территории Российской Федерации, поступают учиться в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, приобретают разнообразные дружеские связи.

Заключение

Обобщая результаты исследования особенностей интеграционных процессов в новых территориях РФ, можно сделать вывод, что их реализация происходит, примерно соответствуя положениям теории региональной интеграции. Однако, невозможно многосложные и неоднозначные процессы интеграции в реальном мире втиснуть в рамки одной из перечисленных теорий интеграции различных уровней теоретизации. Причины очевидны – это влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. Несмотря на сложности, в новых регионах процессы интеграции активно реализуются и это оказывает положительное влияние на экономическую, социальную и политическую обстановку как в новых субъектах Российской Федерации так и на территории государства.


Библиографическая ссылка

Логутова Т.Г., Борблик К.Э. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 8-1. – С. 112-116;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3630 (дата обращения: 03.12.2024).