Введение
В современных условиях, важным фактором социально-экономического развития региона является внедрение инноваций в промышленность, что способствует повышению его устойчивости, а также налаживанию производственного и научно-технического сотрудничества как с другими регионами государства, так и мирового сообщества. Принимая во внимание ограниченность финансовых и кадровых ресурсов ДНР, а также формирование новых хозяйственных связей в условиях интеграции в РФ в качестве нового субъекта важным является коллаборация участников инновационного процесса на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) посредством технологической платформы (ТП), как элемента инновационной инфраструктуры, консолидирующей ресурсы ее участников для реализации инновационных проектов. Важно подчеркнуть, что практический базис формирования и функционирования ТП основывается на положениях, урегулированных различными нормативными правовыми актами (НПА) как федерального, так и регионального уровня, что в условиях ДНР, где установлен переходный период, формирует дополнительные особенности, учет которых необходим для успешной деятельности данного субъекта.
Цель исследования – создание технологической платформы в ДНР на основе ГЧП, для объединения возможностей государства и бизнеса, и ускорения коммерциализации результатов инновационной деятельности.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования использовались методы: дедукции (при анализе зарубежного опыта финансирования НИОКР), логического анализа (при выделении субъектов инновационной инфраструктуры, участвующих в трансфере технологий); диалектический (при обосновании выбора ТП в качестве субъекта инновационной инфраструктуры); системный (при разработке порядка заключения договора ГЧП). Источниками информации послужили статистические данные ОЭСР, а также НПА, регламентирующие отношения в сфере инновационной деятельности и ГЧП.
Результаты исследования и их обсуждение
В международной практике действующим методологическим документом, обеспечивающим системный подход к инновациям, является «Руководство Осло», содержащее методику сбора данных и рекомендации в области статистики инноваций, трактовка которых менялась в зависимости от редакции. В последней четвертой редакции дано определение инноваций как нового или усовершенствованного продукта/процесса (или их комбинации), существенно отличающегося от предыдущих продуктов/процессов и введенного в хозяйственный оборот субъектом хозяйствования [1]. В Республике Беларусь под инновацией понимается «введенная в гражданский оборот или используемая для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, технология, услуга, организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера»[2]. В РФ инновация – это «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, метод продаж или организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [3]. В Республике Казахстан инновацией считается «новый или усовершенствованный результат инновационной деятельности в виде продукта (товара, работы или услуги), ставшего доступным потенциальным пользователям, или процесса, введенного в эксплуатацию, обеспечивающего конкурентоспособность и сравнительное преимущество в отличие от предыдущих продуктов или процессов» [4].
Весомым аспектом для создания инноваций является финансовое обеспечение, где важно учитывать объем валовых затрат и структуру их источников финансирования, что позволяет выявить основных потребителей НИОКР. Так, в странах с наибольшими затратами на НИОКР основным инвестором являются предпринимательские структуры, обеспечивающие в среднем 70% валовых расходов, в том время как в РФ 67,8% (в 2020 г.) финансирования инноваций осуществляется в виде субсидий и грантов из средств федерального и региональных бюджетов через соответствующие государственные структуры и преимущественно в готовые проекты. Таким образом, движущим фактором инновационного развития в развитых странах является предпринимательский сектор, а в РФ государство (таблица).
Структура расходов стран-лидеров по валовым внутренним расходам на НИОКР по источникам финансирования, млн долл., в ценах 2013 г.
Страна |
Государственное финансирование |
Предпринимательские структуры |
Научные и образовательные учреждения |
Некоммерческие организации |
||||
2013 |
2021 |
2013 |
2021 |
2013 |
2021 |
2013 |
2021 |
|
США |
27,52 |
23,14 |
61,08 |
78,99 |
3,38 |
3,49 |
3,55 |
2,88 |
Китай |
21,11 |
22,05 |
74,60 |
90,74 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Япония |
17,30 |
17,98 |
75,48 |
90,81 |
5,86 |
6,01 |
0,83 |
0,80 |
Германия |
29,10 |
34,85 |
65,44 |
73,03 |
0,05 |
0,08 |
0,31 |
0,37 |
Южная Корея |
22,83 |
26,52 |
75,68 |
88,54 |
0,73 |
0,54 |
0,46 |
0,38 |
Великобритания |
29,12 |
22,57 |
46,21 |
68,09 |
1,27 |
9,88 |
4,72 |
3,41 |
Франция |
35,30 |
37,76 |
55,07 |
64,48 |
0,96 |
3,42 |
0,78 |
1,73 |
Тайвань |
23,47 |
17,62 |
75,34 |
97,93 |
0,88 |
0,63 |
0,09 |
0,06 |
РФ |
67,64 |
78,86* |
28,16 |
34,00* |
1,04 |
1,08* |
0,12 |
0,33* |
Турция |
39,32 |
31,93 |
43,39 |
63,49 |
15,48 |
19,10 |
0,08 |
0,03 |
*Данные за 2020 г.
Источник: рассчитано по [5].
Необходимо подчеркнуть важность и необходимость комплексной организационной поддержки создания инноваций, предполагающей построение системы взаимодействия участников инновационного процесса по поводу обмена результатами интеллектуальной деятельности и перераспределения свободных ресурсов, базисом которой являются субъекты инновационной инфраструктуры, при этом, их количество не всегда предопределяет ее результативность. Промежуточное положение субъектов инновационной инфраструктуры между инвесторами, заказчиками инноваций и их потребителями способствует не только расширению круга участников инновационного процесса и их интеграции, но и ускорению инновационного цикла.
Следует отметить, что роль, функции и значение инновационной инфраструктуры в РФ отражены, как правило, в НПА федерального уровня, например в законах [3, 6 ,7], стратегии инновационного развития [8]. На региональном уровне определяются полномочия органов исполнительной власти субъекта Федерации в части финансирования и создания инновационной инфраструктуры. В соответствии с федеральным законом [9] на территории ДНР до 1 января 2026 г. действует переходный период и ранее принятые НПА, не противоречащие российским (ч. 2 ст. 4 закона).
В Концепции технологического развития РФ на период до 2030 г. [10] отмечается, что ключевым ответом на происходящие системные изменения является применение новых технологий посредством формирования сетевой инфраструктуры, объединяющей участников инновационного процесса. Представителем такого объединения является ТП, содержание которой трактуется по-разному. На международном уровне евразийские ТП – это «объекты инновационной инфраструктуры, позволяющие обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций)» [11]. В Республике Казахстан ТП используется в качестве инструмента реализации государственной технологической политики и под ней понимается «комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов образовательной, научной и промышленно-инновационной инфраструктуры, субъектов научной, научно-технической, инновационной и промышленной деятельности, необходимой для обеспечения непрерывного процесса генерации и совершенствования технологий, подготовки кадров, реализации инновационных проектов» [4]. На уровне субъекта РФ ТП – «организационная форма реализации государственно-частного партнерства и инструмент осуществления научно-технической и инновационной политики в приоритетных направлениях технологической модернизации региональной экономики» [12].
Следует отметить, что у предприятий и учреждений ДНР (в том числе научных и проектно-конструкторских институтов) различных форм собственности имеются нереализованные объекты исключительных прав. Поэтому для условий ДНР целесообразно использование ТП, содействующей сбору, обмену и интеграции ресурсов, связанных с инновациями на основе сотрудничества государства, предпринимательских структур, гражданского общества, науки и образования, создающей предпосылки для практической реализации результатов интеллектуальной деятельности.
Одним из инструментов коммерциализации инноваций является ГЧП, позволяющий выйти за пределы бюджетных ограничений при реализации инновационных проектов, способствующий эффективному использованию бюджетных средств и распределению ресурсов в экономике. В ДНР основой ГЧП является соответствующий закон [13], определяющий порядок заключения договора между участниками. Принимая во внимание важность ТП, как связующего элемента в инновационной системе, целесообразным считается создание данного субъекта в ДНР на основе ГЧП. На рис. 1 представлен порядок заключения договора о ГЧП по созданию ТП, где инициатором может выступать орган исполнительной власти или частный партнер. Следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством Правительством РФ определены формы предложения о реализации проекта; порядок оценки эффективности проекта; порядок осуществления контроля соблюдения частным партнером условий соглашения, на региональном уровне осуществляется распределение полномочий между органами исполнительной власти в части ГЧП.
Рассмотрим порядок заключения договора о ГЧП по формированию ТП, инициированного публичным партнером, который обеспечивает разработку предложения о реализации проекта и направляет его в Правительство ДНР (1) (рис. 2), которое в течении 30 дней издает распоряжение, определяющее орган исполнительной власти, уполномоченный выступать публичным партнером при реализации проекта (2).
Рис. 1. Порядок заключения договора о ГЧП по формированию ТП Источник: составлено по [14]
Рис. 2. Порядок заключения договора о ГЧП по формированию ТП, инициированного публичным партнером Источник: составлено по [15]
Публичный партнер может принять решение о невозможности реализации проекта, мотивированное и соответствующее основаниям, определенным ч. 8 ст. 8 закона (2*) [13]. Если публичный партнер согласен реализовывать полученное предложение, то он направляет его в МЭР ДНР или РФ для оценки его эффективности (3).
В процессе оценки предложения о реализации инновационного проекта (4) МЭР ДНР/РФ вправе запрашивать у публичного партнера и (или) инициатора проекта дополнительные материалы и документы, проводить переговоры с участием публичного партнера и инициатора проекта, в том числе в форме совместных совещаний. По результатам переговоров могут быть внесены изменения в предложение о реализации инновационного проекта на основе ГЧП, при условии согласия МЭРДНР/РФ, публичного партнера, а также инициатора проекта, которое оформляется протоколом и подписывается этими сторонами. В случае получения отрицательного заключения, МЭР ДНР/РФ направляется его инициатору проекта и публичному партнеру, либо для доработки и повторном рассмотрении в установленном законом порядке (4.1*), либо для отказа от реализации проекта (4.2*), с правом обжалования в установленном законом порядке, если инициатор проекта с ним не согласен (4.3*). При положительном заключении предложение направляется в Правительство ДНР (4.1), которое принимает решение о реализации проекта и утверждает процедуру выбора частного партнера на конкурсной основе или без нее (5). Если выбор частного партнера осуществляется на конкурсной основе, то решением Правительства ДНР также утверждаются: критерии конкурса и их параметры; конкурсная документация либо, в случае ее отсутствия, порядок и сроки ее утверждения; сроки проведения конкурса на право заключения договора; состав комиссии по проведению конкурса и порядок его утверждения. Для организации и проведения конкурса по выбору частного партнера МЭР ДНР создает комиссию, а также определяет регламент ее работы, а публичный партнер обеспечивает размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте ДНР. Выбор частного партнера без проведения конкурсного отбора возможен несколькими способами: по инициативе Главы ДНР (ч. 2 ст. 19 закона о ГЧП ДНР); если в конкурсе нет участников или подал заявление только один единственный участник (ч. 3 ст. 19 закона о ГЧП ДНР). В таком случае частный партнер утверждается Советом Министров ДНР. После выбора частного партнера между ним и публичным партнером подписывается соответствующий договор ГЧП о реализации инновационного проекта, после чего осуществляет его государственная регистрация, определенная Постановлением Совета Министров ДНР (6) [15].
На рис. 3 представлены этапы заключения договора о ГЧП по формированию ТП, инициированного частным партнером (1). В данном случае, предложение о реализации проекта (2) вместе с документами, подтверждающими обеспечение предложения (гарантийный денежный взнос, внесенный на счет, открытый публичным партнером в банке, или банковская гарантия) направляются частным партнером в Правительство ДНР (3), которое после рассмотрения предложения издает распоряжение, где определяется публичный партнер для реализации проекта (4). После получения предложения публичный партнер рассматривает его и принимает одно из двух решений: о невозможности реализации проекта (4*); о направлении предложения о реализации проекта на оценку его эффективности в МЭР ДНР/РФ (5).
Рис. 3. Порядок заключения договора о ГЧП по формированию ТП, инициированного частным партнером Источник: составлено по [15]
МЭР ДНР рассматривает предложение о реализации проекта в целях оценки его эффективности и определения его сравнительных преимуществ (6), по итогам рассмотрения МЭР ДНР/РФ утверждает заключение об эффективности проекта и направляет его публичному партнеру и инициатору проекта. Отрицательное заключение может быть доработано (6.1*) или обжаловано (6.2*), если частный партнер отказался исправлять проект, ему возвращают внесенный ранее денежный взнос (6.3*). В случае получения положительного заключения публичный партнер направляет данное заключение в Правительство ДНР для принятия решения о реализации проекта (6.1), где будут определены публичный и частный партнеры, заключающие договор, который в течении 30 дней должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке (7).
Мониторинг реализации соглашений о ГЧП производится в соответствии с Приказом МЭР РФ обоими министерствами [16], а контроль за исполнением частным партнером условий соглашения договора о ГЧП осуществляется публичным партнером в соответствии с Постановлением Правительства РФ [17].
Заключение
Анализ источников финансирования НИОКР в различных странах выявил, что основным инвестором и потребителем инноваций являются предпринимательские структуры, в то время как в РФ государство играет ключевую роль в данном процессе. С целью экономии бюджетных средств и активному вовлечению в инновационный процесс всех заинтересованных сторон предложено два порядка заключения договора по созданию технологической платформы на основе государственно-частного партнерства. Думается, что создание данного субъекта инновационной инфраструктуры благоприятно скажется на социально-экономическом развитии ДНР.
Библиографическая ссылка
Шабалина Л.В., Шавкун Г.А., Тимко М.В. СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-2. – С. 381-388;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3610 (дата обращения: 21.11.2024).