Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Бессонов А.В. 1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью трансформации механизма распределения бюджетных средств ввиду снижения его эффективности в России из-за санкционного давления и усиленного влияния внутренних и внешних рисков. Механизм распределения бюджетных средств предназначен для обеспечения субъектов бюджетных отношений дополнительными финансовыми ресурсами для реализации целей налоговой, социальной-экономической, бюджетной политики, а также для реализации иных целей. Вместе с тем, в последние годы из-за повышенного давления на государственный бюджет излишняя централизация доходов бюджета приводит к дефициту бюджетов других уровней. Требуются дополнительные исследования в области распределения бюджетных средств и поиск новых, более эффективных механизмов распределения, которые в первую очередь позволят повысить самостоятельность субъектов бюджетных отношений. В настоящем исследовании автором проведен анализ сущности механизма распределения бюджетных средств, предложено расширение перечня принципов распределения бюджетных средств посредством редакции Бюджетного кодекса РФ, а также, обоснована необходимость его трансформации. В статье изложен, что на сегодняшний день регионы страны не обладают достаточным уровнем бюджетной самостоятельности, поэтому нуждаются в получении бюджетных трансфертов. Для повышения устойчивости бюджетной системы и эффективности распределения бюджетных средств требуется в долгосрочной перспективе пересмотр механизма распределения бюджетных средств в целях его концептуальной и качественной трансформации.
бюджетный процесс
распределение бюджетных средств
перераспределение бюджетных средств
бюджетные расходы
бюджетные доходы
бюджетная политика
межбюджетные отношения
1. Охрина М.В. Механизм распределения бюджетных средств // Экономика и Право. 2019. № 9. С. 77-79.
2. Фильчинкова М.Д. Структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-4(69). С. 240-244.
3. Фрыгин А.В. Бюджетные риски и их влияние на бюджетный процесс в муниципалитетах // Журнал Бюджет. 2021. № 8(224). С. 76-79.
4. Дзгоева Д.Т., Романов И.С. Общественное участие в бюджетном процессе: теория и методология // Управленческое консультирование. 2023. № 11(179). С. 114-121.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп.). «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2024).
6. Пушкарев Д.С., Греф С.В., Маркевич М.Ю., Сафарова А.И. Моделирование механизма распределения трансфертов И3 федерального бюджета // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 5-3(99). С. 35-38.
7. Хамурадов М.А. Сущность и роль бюджетного планирования и прогнозирования в повышении эффективности бюджетной политики страны // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-7. С. 83-85.

Введение

Бюджетная система, независимо от формы государства и направленности социально-экономической политики, является важнейшей составляющей государственного регулирования и обеспечения развития общества. В современных условиях, сопряженных с вызовами внутреннего и внешнего характера, а также с рисками возникновения экономических кризисов бюджетная система нуждается в трансформации и повышении уровня ее эндогенной составляющей. Соответственно, требуются соответствующие институциональные трансформации в системе финансово-бюджетного регулирования, которые прямо будут повышать эффективность механизма распределения бюджетных средств, что в последующем будет оказывать влияние на состояние всех уровней бюджетной системы, ее эффективность и результативность. Государства, которые направлены на развитие социально-ориентированной экономики реализуют бюджетную политику исходя из конкретных направлений повышения уровня благосостояния общества, что безусловно требует глубокого изучения механизма распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней, частыми и государственными органами, центральными и местными органами исполнительной власти. Только анализ и контроль распределения бюджетных средств, а также выявление проблемных направлений и их корректировка позволит добиться наивысших результатов бюджетной экономической политики в целом, поэтому изучение механизма распределения бюджетных средств имеет высокую актуальность.

Цель исследования заключается в рассмотрении механизма распределения бюджетных средств и специфики его построения в Российской Федерации.

Материал и методы исследования

Материалами для анализа послужили исследования отечественных ученых в области финансов, бюджетного процесса и бюджетирования, а также в области распределения бюджетных средств. Методологическая основа исследования представлена такими методами научного познания: эмпирическое исследования, посредством которого был осуществлен сбор необходимой теоретической информации; анализ и сравнение; статистическое исследование; синтез теоретического и практического материала.

Результаты исследования и их обсуждение

Механизм распределения бюджетных средств выступает важнейшей частью бюджетного процесса и бюджетного регулирования. Он предназначен для обеспечения эффективного распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней, а значит, можно говорить о том, что посредством распределения государство регулирует процессы формирования и использования бюджетных ресурсов. На этапе составления бюджета решается задача по распределению бюджетных средств исходя из текущих потребностей бюджетов различных уровней.

Распределение бюджетных средств формирует общественные отношения по поводу расходования средств бюджета, а значит, данный процесс неразрывно связан с планирование и расходованием части национального дохода, поступающего в бюджет [1, с. 77]. Администраторы бюджетных средств на разных уровнях представлены на рисунке.

Согласно п.1 ст. 40 БК РФ распределение доходов осуществляют органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после зачисления поступлений от соответствующих доходов.

Ежегодное, в рамках процесса составления бюджетов различных уровней происходит распределение бюджетных средств, что выражается через передачу части доходов федерального бюджета нижестоящим уровням. Основная форма распределения представлена в виде отчислений средств от установленных законодательством федеральных и региональных налогов бюджетам других уровней. Само перечисление средств осуществляется после того, как утвержден государственный бюджет.

Все источники доходов разных уровней, которые должны быть переведены в бюджет соответствующего уровня, закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Доходы бюджетов представлены налоговыми, неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями [2, с. 241]. Согласно действующей редакции ст. 40 БК РФ, в федеральный бюджет поступают доходы от федеральных налогов в 100 % размере, за исключением государственных пошлин, которые в 100 % размере направляются в бюджеты субъектов РФ, НДС, большая часть акцизов и другие налоги.

В региональные бюджеты поступают налоги на имущество, транспортный налог, часть акцизов и другие. В целом, основной объем доходов поступает именно в федеральный бюджет, что обеспечивает возможность функционирования бюджетной системы в целом.

missing image file

Администраторы бюджетного процесса и их полномочия

С другой стороны, такая организация бюджетной системы Российской Федерации снижает эффективность финансирования бюджетов нижестоящих уровней, что приводит, как следствие, к дефицитам. В последующем дефициты перекрываются в рамках процесса перераспределения бюджетных средств. Также, регионы самостоятельно пополняют бюджет за счет соответствующих поступлений, что направлено на повышение эффективности финансирования процесса развития соответствующего уровня и на покрытие дефицита.

На сегодняшний день такая централизованная система распределения части национального дохода уже показала свою недостаточную эффективность, поэтому, требуется изменение системы расщепления уплаченных налогов и трансформация порядка распределения бюджетных средств, что даст возможность повысить скорость реагирования субъектов на экономические колебания, а также усилить поддержку и развитие приоритетных отраслей.

Следует отметить, что нельзя путать распределение и перераспределение бюджетных средств. Потребность в перераспределении возникает только тогда, когда у конкретного субъекта фиксируется отсутствие возможности удовлетворения той или иной потребности за счет собственных источников дохода или полученных средств в рамках распределения [3, с. 77]. Тогда наступает процесс перераспределения доходов в целях обеспечения общественных потребностей и наибольшей эффективностью. В буквальном смысле, механизм перераспределения необходим ввиду того, что с одной стороны, механизм распределения несовершенен, с другой стороны, в течении неопределенного периода времени могут реализоваться те или иные риски, которые требуют вмешательства со стороны соответствующих органов государственного управления в виде перераспределения средств. Поэтому можно говорить о том, что перераспределение обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Механизм распределения основан на принципах функционирования бюджетной системы, вместе с тем, можно отметить некоторые другие принципы, которые не закреплены в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ, но их действие имеет место быть. В частности, речь идет о принципе распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ, который содержался в старой редакции Бюджетного кодекса РФ, однако, до сих пор не потерял своей актуальности. Данный принцип является частным случаем разграничения доходов и означает то, что за каждым уровнем бюджетной системы закреплены соответствующие расходы на покрытие которых осуществляется распределение. Распределение не может осуществляться без привязки к расходам, которые несет конкретный уровень, иначе это будет нарушать целевое планирование бюджетной системы и в целом приведет к не эффективному расходованию бюджетных средств [4, с. 114]. Соответственно, целесообразно данный принцип включить в действующую редакцию БК РФ и выделить в качестве отдельного принципа. Принцип укрепляет принцип самостоятельности бюджетов, а также и иные принципы, предусмотренные главой 5 БК РФ [5].

Цели механизма распределения бюджетных средств разнообразны. Они не закреплены действующим БК РФ, поэтому исследователи предлагают авторские трактовки основных целей распределения. Как указывают Пушкарев Д.С., Греф С.В., Маркевич М.Ю., Сафарова А.И., [6, с. 3] цели распределения предопределяются моделью оказания финансовой помощи и подходами к самому распределению трансфертов. Если выделять цели распределения бюджетных средств из положений БК РФ, то можно сказать, что основная цель заключается в межбюджетном выравнивании уровней минимальной бюджетной обеспеченности, поэтому механизм распределения бюджетных средств можно понимать как систему оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в следствии определенных исторических причин не обеспечены достаточными средствами для реализации своих полномочий. Такое выравнивание в том числе направлено на достижение целей бюджетной политики, социальной политики, налоговой политики, денежно-кредитной политики и т.д. [7, с. 84]. Иными словами, на сегодняшний день, распределение бюджетных средств дает возможность планомерно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране посредством обеспечения возможности реализации различных направлений развития государства.

Вместе с тем, на сегодняшний день централизованная система распределения бюджетных средств демонстрирует свою несостоятельность в условиях повышенных рисков и санкционного давления на Российскую Федерацию. Вместе с тем, политика регионального выравнивания, одной из инструментов которой является распределение бюджетных средств, демонстрирует недостаточную эффективность, т.к. не способствует самостоятельному развитию регионов и более того, вместе с распределением доходов на регионы переадресовываются дополнительные обязательства, которые не всегда прозрачным образом финансируются. Бюджетная система гипертрофировано централизована, что оставляет для регионов мало маневра для собственной инициативы. Политика выравнивания не затрагивает фундаментальные причины регионального неравенства и диспропорций, а само финансирование депрессивных регионов способствует только восполнению расходов, но не направлена на долгосрочную перспективы развития. Таким образом, распределение доходов между бюджетами целесообразно рассматривать как систему, функционирование которой обусловлено наличием субъективных и объективных факторов, влияющих на бюджетные отношения, и одновременно как инструмент, призванный нивелировать их негативное влияние, однако, он не решает проблему низкой самостоятельности регионов и в буквальном смысле слабо стимулирует их экономическое развитие. Поэтому, требуется повышение уровня самостоятельности субъектов бюджетных отношений в целях снижения нагрузки на государственный бюджет. Именно сами субъекты бюджетных отношений должны играть определяющую роль в достижении целей бюджетной политики, а государственный бюджет и механизм распределения должны играть вспомогательную и поддерживающую роль.

Заключение

Сложившаяся система распределения бюджетных средств отражает специфику реализации идей бюджетного федерализма, проявляющуюся в преобладании идеи централизации над идеями самостоятельности и распределения ресурсов. Сложившаяся централизованная система распределения бюджетных средств обоснована в первую очередь самим построением системы государственного управления, а также состоянием и уровнем развития субъектов бюджетного процесса. На сегодняшний день большое количество субъектов не имеют достаточного уровня самостоятельности, что является следствием несовершенства бюджетирования в регионах и важнейшей причиной существования современной системы распределения бюджетных средств. В связи с этим можно утверждать, что рассмотренная особенность бюджетной системы должна быть изменена, и ее изменение возможно только в долгосрочной перспективе, т.к. такая трансформация качественно и концептуально изменит всю систему межбюджетных отношений, трансформировав механизм распределения бюджетных средств из инструмента обеспечения бюджетного выравнивания и инструмент поддержки субъектов отношений. Само межбюджетное выравнивание в долгосрочной перспективе должно быть возложено на соответствующие органы соответствующих субъектов бюджетных отношений.


Библиографическая ссылка

Бессонов А.В. МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-2. – С. 228-232;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3585 (дата обращения: 21.11.2024).