Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Пониматкина Л.А. 1 Леванова Т.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
2 ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»
В статье рассмотрены подходы к стратегическому развитию предпринимательства на региональном уровне. Установлено, что региональное предпринимательство можно представить как кластер, локализованный в пределах отдельного региона и характеризующийся присущими только ему признаками, спецификой которого является ориентация на региональные рынки потребления, сырья, ресурсов. Определено, что субъектами регионального предпринимательства являются малые предприятия и частные предприниматели, осуществляющие свою хозяйственную деятельность преимущественно или исключительно на территории региона, где они зарегистрированы. Доказано, что важным фактором социально-экономического развития региона является обеспечение решения региональных существующих и потенциальных проблем. Выяснено, что стратегия развития предпринимательства в регионе должна основываться на осознании первичности региона и определении потребностей и проблем региона, которые могут быть решены за счет развития регионального предпринимательства. При этом необходимость выделения категории регионального предпринимательства открывает новые возможности в управлении эффективностью развития региона, рассматривая его как основную движущую силу, которая способна наиболее гибко приспособиться к изменениям рыночной среды, привлекая в эти процессы ресурсы региона, обеспечить занятость и благосостояние основной части населения.
стратегия
развитие
предпринимательство
регион
уровень
рынок
эффективность
потребность
возможность
управление
1. Агамирова Е.В., Кожина В.О., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Совершенствование подходов к реструктуризации предприятий в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 353-356.
2. Глущенко А.В., Самедова Э.Н., Темников В.А. Оценка, учет и контроль финансовых рисков компании: прикладные аспекты для малого и среднего бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. № 4 (535). С. 692-716.
3. Денисова И.В., Антонов В.Г. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период кризиса на примере легкой промышленности // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2023. Т. 14, № 1. С. 19-25.
4. Добровольская Э.В., Покотильская Н.В. Перспективы развития аграрного предпринимательства // Европейский журнал экономических наук и управления. 2023. № 1. С. 15-18.
5. Змияк С.С., Иванова Д.Е., Иванов В.Е., Шукель В.В. Инструментарий государственной поддержки устойчивого развития малого и среднего предпринимательства РФ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 118-124.
6. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаем сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 50-52.
7. Купцов М.М. Стратегический менеджмент и малый бизнес. Поведенческий аспект независимых игроков // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2023. № 1. С. 223-233.
8. Лебедева О.Е. Развитие маркетинговой инфраструктуры на рынке молокопродукции // Проблемы и перспективы развития предпринимательства: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2010. С. 86-87.
9. Ливанова Р.В., Бачаева А.Х. Основные аспекты о внедрении электронного документооборота в организации // Перспективные направления научных исследований: Сборник статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции. 2019. С. 88-93.
10. Матюнина О.Е., Завалько Н.А., Кожина В.О., Соколов А.А., Лебедева О.Е. Развитие финансовой инфраструктуры в системе государственного регулирования цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 26-29.
11. Самонина О.В. Актуальные вопросы стратегического планирования и правового регулирования государственной поддержки бизнеса // Интернаука. 2024. № 2-3 (319). С. 31-33.
12. Строев В.В., Чуев С.В., Тихонов А.И. Развитие многоуровневой экосистемы поддержки предпринимательства // Муниципальная академия. 2024. № 1. С. 3-11.
13. Токарев Ю.А., Рахманов А.Н., Трусов И.Е. Анализ реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России в условиях геополитической нестабильности // Экономика и предпринимательство. 2023. № 2 (151). С. 285-290.
14. Ухина Т.В., Троицкая Н.Г., Подсевалова Е.Н., Зикирова Ш.С., Лебедева О.Е. Совершенствование управления персоналом в туристской индустрии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 1194-1197.
15. Хоружий Л.И., Каратаева О.Г., Шитикова А.В., Манохина А.А. и др. Организация агробизнеса. Цифровая трансформация. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 189 с.
16. Rudenko L., Goryachikh S., Bykova O., Livanova R.V., Lapteva S. Mechanism providing information infrastructure support of sustainable development of small business in the region // IV International Scientific and Practical Conference ‘Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society’ (ATG 2019). 2020. P. 249-252.

Введение

Позитивные тенденции, уже наметившиеся в экономике Российской Федерации, еще не приобрели стабильного характера и требуют более полного использования накопленного в регионах экономического и природно-ресурсного потенциала. Одним из основных способов стабилизации экономики и обеспечения высоких темпов ее роста является усиление роли и функций регионов в реализации социально-экономической государственной политики, оптимизация процессов управления через применение комплексных подходов к решению проблем государственного регионального развития.

Движущей силой в обеспечении эффективного развития национальной экономики в условиях рынка является деятельность предпринимательского сектора экономики. Следует отметить, что в Российской Федерации создан достаточно мощный сектор предпринимательства, но эффективность его функционирования является низкой. Основными причинами низкой отдачи предпринимательских структур в Российской Федерации являются оторванность их деятельности от стратегических направлений развития национальной экономики, неравномерность расположения предпринимательских структур в регионах, наличие диспропорций в темпах развития предпринимательства в центре и на периферии.

Различным проблемам развития предпринимательства посвящены труды А.В. Глущенко [2], И.В. Денисовой [3], Э.В. Добровольской [4], С.С. Змияка [5], М.М. Купцова [7], О.В. Самониной [11], В.В. Строева [12], Ю.А. Токарева [13] и др. При этом аспекты стратегического развития предпринимательства на региональном уровне изучены недостаточно.

Целью исследования является обоснование подходов к стратегическому развитию предпринимательства на региональном уровне.

Материал и методы исследования

Методологическую основу исследования составляют современные теории рыночной экономики, отечественные и зарубежные разработки по вопросам построения стратегии развития предпринимательства, действующее законодательство Российской Федерации, экономико-статистические и экономико-математические модели, методы экономического анализа и оценки влияния внешних и внутренних факторов на деятельность субъектов хозяйствования. Информационной базой исследования являлись материалы Федеральной службы государственной статистики, характеризующих результаты деятельности экономики Российской Федерации, аналитические расчеты автора, выполненные в процессе исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Важным направлением решения проблемных вопросов является углубление исследований предпринимательства в регионах в соответствии с социально-экономическими целями их развития [1, 8, 15]. В то же время под региональным предпринимательством понимается кластер или совокупность субъектов предпринимательства, которая расположена и функционирует в пределах отдельного региона, использует ресурсы региона и является субъектом местных или региональных рынков.

Такой кластер может состоять из сконцентрированных по географическим признакам субъектов предпринимательства, сходных по характеру деятельности, размеру, степени влияния на регион, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. К субъектам регионального предпринимательства можно отнести совокупность малых предпринимательских структур и частных предпринимателей – физических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность (или основную ее часть) на территории отдельного региона и зарегистрированных в пределах данного региона.

Yеобходимость выделения категории регионального предпринимательства открывает новые возможности в управлении эффективностью развития региона, рассматривая его как основную движущую силу, которая способна наиболее гибко приспособиться к изменениям рыночной среды, привлекая в эти процессы ресурсы региона, обеспечить занятость и благосостояние основной части населения [10, 16].

В основу построения стратегии можно положить концепцию развития регионального предпринимательства, направленную на решение проблем региона на основе реализации предпринимательского потенциала на основе взаимодействия четырех элементов: государства, предпринимательства, науки и общественности. В этих условиях мы определяем стратегию развития регионального предпринимательства как совокупность целей и способов их достижения, направленных на реализацию интересов региональных предпринимательских структур и общественности, способных обеспечить решение проблем и эффективное развитие данного региона.

Основным принципом в разработке стратегии можно выделить системный подход, на базе которого мы предлагаем структурировать взаимосвязи и взаимоотношения между субъектами хозяйствования, органами государственной власти, общественностью по развитию регионального предпринимательства. Поэтому можно обосновать целесообразность исследования отношений таких уровней: 1) предпринимательство-предпринимательство; 2) предпринимательство-власть; 3) предпринимательство-наука; 4) предпринимательство – общественность.

Соответственно, субъектами стратегии являются региональное предпринимательство, власть, научные круги, общественность с той разницей, что интересы регионального предпринимательства представлены непосредственно предприятиями и частными предпринимателями, а интересы власти, науки и общественности – опосредованно, через разнообразные институты [6, 9, 14].

При этом можно выделить следующие принципы построения и реализации стратегии развития регионального предпринимательства: подчиненности, приоритетности, правового обеспечения, эффективности, специфичности (учета особенностей региона), комплексности, партнерства, финансового и информационного обеспечения.

Сложностью формирования стратегии развития регионального предпринимательства является то, что в Российской Федерации стоит задача создания и развития регионального предпринимательства, в отличие от других стран, где оно сложилось естественным путем, за сотни лет. Исследования показали, что за последние годы органами государственной власти сделаны определенные шаги по содействию развитию предпринимательства, среди которых следует отметить принятие национальной программы развития малого бизнеса, введение регуляторной политики, разработка программ развития предпринимательства, базирующихся на методических рекомендациях центральных органов государственной власти.

При этом существующие государственные регуляторы и инструменты управления развитием предпринимательства в недостаточной степени учитывают экономический потенциал регионов, в том числе и региональное предпринимательство в обеспечении эффективного развития национальной экономики. По нашему мнению, современная политика регионов по проблемам развития регионального предпринимательства должна формироваться на основе осознания первичности региона и определения стратегии его развития, роли, места и функций регионального предпринимательства в ней.

Таким образом, стратегия развития регионального предпринимательства выступает неотъемлемой частью социально-экономического развития региона. Приоритетными направлениями в региональной стратегии должны стать совершенствование предпринимательской среды и развитие предпринимательского потенциала. На основе проведенного анализа определено, что улучшение предпринимательской среды целесообразно проводить по следующим направлениям:

1) совершенствование нормативно-правового поля, в том числе инициация изменений в законодательстве, формируемом высшими органами власти, направленных на существенное улучшение внешней среды для развития предпринимательства и уменьшения административных барьеров (создание Государственного экспертного совета по изучению проблем предпринимательства, научно-методическое, статистическое и аналитическое обеспечение поддержки регионального предпринимательства, внедрение механизма обсуждения проектов регуляторных актов, принимаемых местными органами власти, с представителями власти, предпринимательства, общественности и научных кругов;

2) содействие обеспечению потребностей предпринимательства развитой инфраструктурой (создание сети лизинговых центров; создание местных инвестиционных компаний и фондов; создание системы информационного, консультационного обеспечения регионального предпринимательства; развитие различных форм бизнес-инкубации (прежде всего, создание деловых центров во всех районных центрах и «точках роста» предпринимательства));

3) активное взаимодействие и партнерство с предпринимательской общественностью, объединениями предпринимателей, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведомстве местных органов власти (создание бизнес-ассоциаций общественных объединений, поддержка самоорганизации предпринимателей; формирование благоприятного общественного мнения о региональном предпринимательстве; организация сотрудничества с другими региональными объединениями граждан, объединениями других регионов, всероссийскими объединениями).

Выводы

Подводя итоги можно отметить, что региональное предпринимательство можно представить как кластер, локализованный в пределах отдельного региона и характеризующийся присущими только ему признаками, спецификой которого является ориентация на региональные рынки потребления, сырья, ресурсов и т.д. При этом субъектами регионального предпринимательства являются малые предприятия и частные предприниматели, осуществляющие свою хозяйственную деятельность преимущественно или исключительно на территории региона, где они зарегистрированы.

Важным фактором социально-экономического развития региона является обеспечение решения региональных существующих и потенциальных проблем. Исходя из этих позиций стратегия развития предпринимательства в регионе должна основываться на осознании первичности региона и определении потребностей и проблем региона, которые могут быть решены за счет развития регионального предпринимательства.


Библиографическая ссылка

Пониматкина Л.А., Леванова Т.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 129-133;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3572 (дата обращения: 23.11.2024).