Введение
В настоящее время поддержание соответствующего уровня конкурентоспособности для большинства предпринимателей – экономических субъектов любого масштаба деятельности является реальной проблемой. Размер проблемы, как правило, определяется видом деятельности и территориальным расположением предприятия. Так для отдельных видов деятельности, таких как розничная торговля, оказание услуг населению конкуренция – соперничество за покупателя, рынки сбыта, рабочую силу является неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности. Своевременный, качественный и полный анализ эффективности всей деятельности и оценка конкурентоспособности позволит предпринимателю не только своевременно и правильно принимать соответствующие управленческие решения, но и уверенно чувствовать себя в настоящем и будущем.
Для того чтобы определить какие задачи должен решить предприниматель для поддержания определенного уровня конкурентоспособности необходимо выяснить какие факторы и в каком размере оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия.
Общепринятым определением считается, что конкурентоспособность это способность предприятия предоставлять услуги и товары высокого качества, как на внешнем, так и на внутреннем рынке в условиях свободной торговли (без ограничений). Основополагающим в данном определении является именно – качество товара или услуги. Однако, многочисленные исследования вопросов конкурентоспособности за последние 5-10 лет показали, что для успешной реализации своих бизнес-проектов на разных этапах своей деятельности предпринимателю приходится учитывать и иные показатели, такие как: цена или стоимость товаров, услуг. С развитием и всесторонним внедрением во все сферы деятельности цифровых технологий конкуренция в большей части бизнеса, в настоящее время в основном связана напрямую с использованием различных инновационных технологий.
Для любого бизнеса во все времена одним из способов развития является наличие и достаточность соответствующего финансирования, следовательно, для усиления конкурентоспособности следует учитывать не только возможности привлечения инвесторов, но и возможности самому предпринимателю осуществлять инвестиционную деятельность.
Цель данного исследования – изучить не только факторы, которые имеют непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия, но по возможности оценить их существенность в современных экономических и политических условиях.
Материалы и методы исследования
Источниками исследования явились многочисленные научные работы современных ученых, которые изучают вопросы конкурентоспособности предприятий с учетом масштаба бизнеса, отраслевой особенности и географического расположения.
Анализ научных трудов по данному вопросу показал следующее, исследователи в основном рассматривают вопросы конкурентоспособности предприятия по следующим направлениям.
1) Определение понятия «конкурентоспособность». Ее возникновение, существенность ее влияния на хозяйственную деятельность предприятия, изменение в связи с изменением экономических и политических условий.
2) Изучение, выделение и анализ факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность предприятия, установление возможных взаимных связей.
3) Определение и разработка мер, мероприятий позволяющих повысить конкурентоспособность предприятия.
Определение конкурентоспособности представлялось разными учеными, в разные периоды исследования по-разному.
Проблемами конкурентоспособности и ее повышения интересуются как зарубежные, так и российские ученые – экономисты, труды опубликованы в работах: Ф. Котлера [1], М. Портера [2], В.Ю. Манакова, Р.В. Ширганов, Ю.В. Шарапов [3] и других.
Понятие «конкурентоспособность» представляет достаточно сложную конструкцию, которая включает в себя различные процессы коммерческой деятельности предприятия такие как:
1) Качество товара (работы, услуги).
2) Стоимость (цена).
3) Производительность труда.
4) Инновации (технологии, позволяющие снизить издержки).
5) Уникальность товаров (работ, услуг).
6) Деловая репутация (бренд, товарный знак).
7) Иные.
Все, вышеперечисленное можно отнести к факторам, которые непосредственно оказывают существенное влияние на конкурентоспособность, каждый из которых имеет для конкурентоспособности конкретного предприятия определенное значение и существенность. Кроме того все выше перечисленные факторы определенным образом взаимозависимы.
Изучение и анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, является необходимым действием для осуществления хозяйственной деятельности и для дальнейшего развития бизнеса.
С учетом активного использования во всех сферах деятельности цифровых технологий структура различных видов деятельности многих коммерческих предприятий претерпела значительные изменения. В настоящее время внедрение различных IT технологий в значительной степени влияет на конкурентоспособность предприятия.
Для усиления, повышения конкурентоспособности предприятия используют различные методы. Значительное изменение методы усиления конкурентоспособности получили с 1902 года, когда официально в крупнейших университетах США были прочитаны курсы маркетинга.
С определение основных принципов маркетинга появились инструменты, позволяющие предприятию управлять рынком со стороны контрагента (поставщика или покупателя). В дальнейшем маркетинг как самостоятельный вид деятельности развивался, определяя и разрабатывая различные комплексы практических мероприятий, процессов, направленных на совершенствование взаимоотношений с партнерами, улучшения коммуникаций по доставке, обмену различными предложениями. В настоящее время ни одна компания, которая стремится соответствовать определенным требованиям, применяет различные маркетинговые мероприятия. Современная маркетинговая стратегия представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение или достижение определенных параметров конкурентоспособности которые включают в себя четыре основных показателя: продукт, стоимость, местоположение, продвижение.
Одновременно с маркетингом, как обязательным атрибутом конкурентоспособности предприятия появился фондовый рынок, как рынок свободного капитала. Предпринимательская деятельность характеризуется не только получением определенного дохода, но и необходимостью наличия источников финансирования деятельности. В настоящее время невозможно представить предпринимательскую деятельность без включения в нее инвестиционной деятельности. Именно инвестиционная деятельность позволяет совершенствовать бизнес-процессы, расширять производство, иными словами повышать свою конкурентоспособность. Любая инвестиционная деятельность предприятия требует не только определенных знаний, но и системного подхода к ее осуществлению. Каждая система инвестирования это не только сложный выбор, определяемый управленческим решением, но и ответственность конкретного руководителя, та как оценка эффективности принятого решения будет определена в будущем.
Отдельно следует отметить влияние различного рода информации, информационного массива на конкурентоспособность предприятия. Информация, даже малозначительная, может оказать существенное влияние на выделение преимуществ бизнеса или наоборот свести все преимущества к нулю [5].
Методы измерения и оценки конкурентоспособности играют значительную роль для снижения рисков при принятии управленческого решения. Кроме того оценка конкурентоспособности необходима для разработки стратегии развития предприятия. В настоящее время учеными разработаны и активно используются методики, позволяющие не только минимизировать риски при принятии управленческого решения, но и большей долей определенности измерить конкурентоспособность предприятия в текущем времени. Условно методы делятся на аналитические и графические. Аналитические методы предоставляют возможность сформировать рейтинговую оценку, какое место предприятие занимает на рынке, а также оценить эффективность осуществление хозяйственной деятельности в целом. Графические методы формируют графики, позволяющие наглядно увидеть, как негативные, так и положительные моменты. Для более полной и качественной оценки предприятия используют все возможные методы в комплексе. В условиях повсеместного использования компьютерных программ в настоящее время существует достаточно много предложений для автоматизации процессов анализа и оценки конкурентоспособности. Основной проблемой является наличие полной, достоверной информации на основании которой будет проводится анализ с последующей оценкой сложившейся ситуации для конкретного предприятия.
К основным методам можно отнести:
1) Матричный метод или метод SWOT анализ [4]. Данный метод позволяет описать и провести оценку таких показателей как сильные и слабые стороны компании, ее возможности и угрозы. Данный метод считается инструментом, позволяющим представить достаточно качественную информацию, но при условии, что сбором и обработкой такой информации будет заниматься специалист-профессионал, имеющий возможность исследовать влияние как внешней, так и внутренней среды предприятия.
2) Дифференциальный метод [6]. Это чисто математический метод, который основан на сопоставлении отдельных параметров. Например, объем продаж и стоимость товара (работы, услуги). Расчет производится по определенной формуле.
3) Следующий метод предназначен для оценки конкурентоспособности предприятия, в которых имеет место разветвленная структура подразделений с высокой эффективностью работы всех подразделений. Данным методом формируется многоугольник конкурентоспособности, который позволяет визуально сравнить широкий спектр ключевых параметров продукта: цена, сроки хранения, уровень торгового предложения, уникальность, лояльность и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Каждый предприниматель выбирает приоритетные направления для решения возникших в данное время или потенциального возникновения в будущем проблем конкурентоспособности. Одним из основных параметров конкурентоспособности экономического субъекта можно выделить устойчивость финансового положения организации, которое определяется оптимальным соотношением структуры собственного и заемного капитала [7].
Выбор методов измерения и оценки конкурентоспособности предприятия определяется менеджментом предприятия исходя из поставленных задач.
Выбор способа усиления конкурентоспособности основывается на последовательном изучении и анализе таких показателей как:
- появление новых предприятий, которые могут являться вашим потенциальными конкурентами;
- появление товаров (работ, услуг), позволяющих заменить производимые нашим предприятием;
- изменение законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- и иное.
Выводы
В целом исследование вопросов конкурентоспособности предприятия в современных условиях показало следующее.
Своевременный и полный анализ и оценка своих позиций на рынке необходим каждому предпринимателю независимо от масштаба деятельности, вида деятельности и на какой территории осуществляется деятельность. Немаловажным является выбор и определение существенности факторов, оказывающих влияние на усиление конкурентоспособности предприятия.
Общий вывод заключается в том, что для повышения конкурентоспособности необходим системный подход, который предполагает изучение, рассмотрение, анализ и оценку всех элементов хозяйственной деятельности, обеспечивающих непрерывную работу предприятия.
Следует учитывать, что на разных этапах деятельности предприятия, критерии для оценки конкурентоспособности предприятия должны быть тщательно отобраны. Обязательным условием для каждого критерия должно быть возможность его надежно измерить. Эти моменты как правило и являются критичными, по которым возникают определенные проблемы.
Еще одной из проблем является, то что менеджмент предприятия зачастую предпочитает свои собственные управленческие неудачи списывать на проблемы, возникающие из-за агрессивной внешней среды. Грамотные руководители, прежде всего при выявлении негативных результатов по итогам оценки и рейтинга конкурентоспособности наоборот прежде всего обращают внимание на проблемы, связанные с организацией и управлением внутри производства. Имеющиеся в распоряжении предпринимателя различные инструменты, позволяющие своевременно оценить свое место позволит занимать лидирующие позиции.
Библиографическая ссылка
Кондаков Н.А., Головина А.Н. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ, СПОСОБЫ УСИЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 106-110;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3568 (дата обращения: 21.11.2024).