Введение
Санкционное давление на экономику России, в том числе и, в частности, на аграрный сектор, способствует активизации дополнительных исследований по преодолению их негативных последствий. В этих условиях возрастает роль повышения самообеспечения основными ассортиментами аграрной продукции в стране, включая и снабжение сельскохозяйственный товаропроизводителей необходимыми материально-техническими ресурсами для соблюдения технологических процессов производства. Значительное место в этом отводится малым формам хозяйствования (МФХ) с использованием преимуществ сельскохозяйственной кооперации.
Согласно проведенным исследованиям и итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи большая часть личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения не имеет больших излишков продукции для дальнейшей реализации [1, 2]. Однако при должной организации закупок излишков у сельского населения, в том числе через сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), большинство владельцев ЛПХ готовы увеличить производство сельскохозяйственной продукции на своих участках и помещениях (животноводческая продукция).
В решении этих вопросов важная роль отводится развитию кооперационных связей на селе [3, 4].
Сельскохозяйственная кооперация способствует созданию благоприятного климата для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей МФХ и показывает достаточно высокие результаты их финансово-хозяйственной деятельности, а также приводит к активизации сельчан к ведению предпринимательской деятельности [5, 6].
Исследования показывают о целесообразности укрепления и расширения межмуниципальных и межрегиональных кооперационных связей, которые позволяют аграрным производителям влиять на увеличение производства и продвижение продукции; снижать давление различных посреднеческих структур; аккумулировать стартовый капитал к новому типу бизнеса; формировать идею рыночного кооператива и стать важной составляющей развития сельских территорий.
На основе анализа финансирования существующей системы сельской кооперации, а также выявления проблем функционирования малых форм хозяйствования на селе предложить мероприятия по достижению более высокой самообеспеченности аграрной продукцией в Республике Башкортостан с использованием преимуществ сельскохозяйственной кооперации с элементами межмуниципального и межтерриториального сотрудничества.
В наших исследованиях в качестве объекта исследования были выбраны сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения.
Материал и методы исследования
В ходе исследования применялись статистические методы, монографический метод, методы сравнения, расчетно-графический метод и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая уровень самообеспечения основными ассортиментами аграрной продукции в Республике Башкортостан видим, что в целом он имеет положительную динамику (табл. 1).
Исключение составляет 2023 г., который оказался не очень удачным с точки зрения климатических условий для ведения сельскохозяйственного производства, а также с возникшими проблемами в ОАО «Птицефабрика «Башкирская», расположенного в пос. Авдон Уфимского района Республики Башкортостан и являющимся крупнейшим производителем яиц и яйцепродуктов в России, а также мяса птицы и субпродуктов (по производству пищевого яйца занимает 5-е место по Российской Федерации с долей 2,4%, 1-е место в Приволжском федеральном округе с долей более 9%).
Таблица 1
Уровень самообеспечения основной аграрной продукцией в Республике Башкортостан (в процентах) [7]
Показатели |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Мясо |
82,2 |
83,4 |
82,7 |
84,5 |
81,6 |
Молоко |
107,0 |
107,3 |
106,3 |
107,7 |
106,3 |
Яйца |
79,6 |
79,5 |
80,5 |
81,2 |
74,4 |
Картофель |
106,4 |
104,2 |
96,7 |
103,3 |
95,6 |
Овощи |
85,8 |
80,1 |
81,2 |
85,6 |
82,5 |
При этом птицефабрика занимает передовые позиции в рейтинге крупнейших производителей отечественной продукции животноводства и растениеводства клуба «Агро 300».
В общем объеме производства мяса, картофеля и овощепродуктов в регионе существенную долю занимают организации малых форм хозяйствования на селе, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения [1, 7].
В этих условиях перспективным направлением по достижению более высокой самообеспеченности аграрной продукцией в Республике Башкортостан является разработка мероприятий по развитию малых форм хозяйствования на селе, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения с использованием преимуществ сельскохозяйственной кооперации с элементами межмуниципального и межтерриториального сотрудничества.
По данным Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 2023 года в республике зарегистрировано всего 408 организаций, функционирующих на условиях сельскохозяйственной кооперации, в т.ч. 397 сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). Из 397 сельскохозяйственных кооперативов: 243 ед. – перерабатывающие; 87 ед. – снабженческие, сбытовые; остальные 67 ед. – обслуживающие, садоводческие (дачные) и смешанные [7]. При этом наблюдается динамика увеличения количества СПоК и численности пайщиков за рассматриваемые годы. Выделяются также кооперативы, получившие государственную поддержку – они составляют не менее 5% от общего количества СПоК.
Финансирование малых форм хозяйствования в Республике Башкортостан в 2020-2023 гг. представлено далее (табл. 2).
При множестве форм поддержки агропромышленного комплекса отдельной строкой выделяют финансирование в виде грантов для поддержки сельскохозяйственных производителей и МФХ.
Как видно из таблицы 2, грантовая поддержка начинающих фермеров и других уже функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйств в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к уменьшению.
Таблица 2
Финансирование малых форм хозяйствования в РБ в 2020-2023 гг.
Направления государственной поддержки |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Итого 2020-2023 гг. |
|||||
К-во, ед. |
Сумма, млн руб. |
К-во, ед. |
Сумма, млн руб. |
К-во, ед. |
Сумма, млн руб. |
К-во, ед. |
Сумма, млн руб. |
К-во, ед. |
Сумма, млн руб. |
|
Поддержка начинающих фермеров |
40 |
124,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
40 |
124,6 |
Грант на поддержку семейных животноводческих ферм (семейных ферм) |
26 |
238,8 |
28 |
253,2 |
28 |
259,7 |
14 |
95,2 |
96 |
846,9 |
Гранты на развитие проекта «Агропрогресс» |
- |
- |
1 |
29,8 |
- |
- |
- |
- |
1 |
29,8 |
Грантовая поддержка СПоК для развития материально-технической базы |
8 |
100,0 |
11 |
100,0 |
3 |
15,6 |
1 |
22,7 |
23 |
238,3 |
Грант «Агростартап» |
68 |
211,5 |
50 |
154,3 |
39 |
125,4 |
24 |
97,7 |
181 |
588,9 |
Субсидии на создание системы развития сельской кооперации |
28 |
49,4 |
39 |
79,7 |
69 |
172,9 |
70 |
212,4 |
206 |
514,4 |
Грант «Агротуризм» |
- |
- |
- |
- |
1 |
7,5 |
4 |
22,7 |
5 |
30,2 |
Итого |
170 |
724,3 |
129 |
617,0 |
140 |
581,1 |
113 |
450,7 |
552 |
2373,1 |
Примечание: составлено по данным Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан.
Таблица 3
Финансирование малых форм хозяйствования в РБ в 2024 году
Направления государственной поддержки |
млн руб. (план) |
Грант «Агростартап» |
149,1 |
Грант на поддержку семейных ферм «Агропрогресс» Субсидии на поддержку семейных ферм |
76,9 |
Грантовая поддержка СПоК для развития материально-технической базы Начинающих СПоК |
22,7 |
Субсидии на создание системы развития сельской кооперации |
139,3 |
Грант «Агротуризм» |
28,4 |
Итого |
416,4 |
Примечание: составлено по данным Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан.
Таблица 4
Основные финансовые результаты сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан
Годы |
Вновь создано СПоК, ед. |
Всего количество организаций, ед. |
Предоставлено отчетов |
Выручка, млн руб. |
Всего налогов и страховых взносов, млн руб. |
Среднегодовая численность работников кооператива, чел. |
Расходы на оплату труда с отчислениями, млн руб. |
|
Количество, ед. |
% |
|||||||
2021 |
52 |
367 |
311 |
87 |
1541,43 |
50,20 |
710 |
91,24 |
2022 |
26 |
375 |
329 |
88 |
2102,35 |
72,55 |
893 |
139,24 |
2023 |
27 |
397 |
335 |
85 |
2644,13 |
91,11 |
925 |
159,74 |
Примечание: составлено по данным Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан.
Согласно данным Государственного бюджетного учреждения Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан, за 2020-2023 гг. было поддержано 552 агропроектов на общую сумму 2373,1 млн руб. В то же время увеличиваются субсидии на создание системы развития сельской кооперации, а также финансирование проекта «Агротуризм». А если рассматривать плановое финансирование малых форм хозяйствования в РБ в 2024 году, то видим, что расходы на грант «Агротуризм» увеличиваются более чем в 7 раз по сравнению с 2023 годом и составят около 36 % от всего финансирования МФХ (табл. 3).
Далее приведем основные финансовые результаты сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2021-2023 годы (табл. 4). Как видно из таблицы 4, выручка СПоК также имеет тенденцию к увеличению, растут также налоговые платежи кооперативов в бюджеты разных уровней.
Одним из показателей социальной эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов можно отметить опережающий темп роста расходов на оплату труда с отчислениями по сравнению с ростом среднегодовой численности работников кооперативов.
В целом, если рассматривать развитие МФХ на селе за последние годы, можно выделить следующие проблемы:
– приобретение техники, оборудования и животных по завышенным (договорным) ценам;
– отсутствие необходимого уровня софинансирования и невозможность получения льготного кредитования;
– отсутствие гарантированных рынков сбыта;
– увеличение затрат (постоянное удорожание) на ГСМ и удобрения;
– отсутствие автоматизированной системы бухгалтерского учета.
В качестве решения выявленных проблем можно выделить следующие направления поддержки:
– для физических лиц – это консультирование, обучающие мероприятия и программы, участие в Форумах, конференциях, подготовка пакета документов для получения мер поддержки;
– субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – это консультирование, обучающие мероприятия и программы, участие в Форумах, конференциях, программа «Наставничество», вывод на электронные торговые точки, участие в коллективном стенде на российских выставках, проведение стратегической сессии, регистрация товарных знаков, проведение исследований, участие в бизнес-миссиях (только для производственных субъектов МСП на условии софинансирования), подготовка бизнес-плана, маркетинговые услуги (сайт, брендбук, этикетка, фирменный знак), сертификация и декларирование продукции, разработка конструкторской документации;
– для самозанятых – это консультирование, обучающие мероприятия и программы, участие в Форумах, конференциях, программа «Наставничество», вывод на электронные торговые точки, участие в коллективном стенде на российских выставках, подготовка пакета документов для получения мер поддержки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение также следующих задач:
1. Возрождение традиционных отраслей животноводства, которые наиболее приемлемы для МФХ и как наиболее адаптированные и экологически безопасные. При этом следует предусмотреть ориентирование в развитии животноводства, прежде всего на повышение уровня продуктивности, уменьшая тем самым долю поддерживающего кормления и снижая кормоемкость продукции; при определении масштабов кормопроизводства ввести в практику выполнение предварительного расчета экономической эффективности превращения растительного белка в животный белок; организовать мясомолочные отрасли с развитием межмуниципальной кооперации, контролируя индекс сезонности. Это связано с тем, что спрос на продукты этих отраслей относительно выровнен, а большое отклонение в ту или иную сторону связано с излишними затратами.
2. Восстановление зонального земледелия на основе научно-обоснованных севооборотов, ведения семеноводства, включая первичное, по основным сортам сельскохозяйственных культур, взаимодействуя с Башкирским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства УФИЦ РАН. При этом предусмотреть ведение адаптивного растениеводства.
3. Развитие новых форм организации хозяйствования и создание новых производств через ориентирование на формирование преимущественно крупных кооперированных предприятий, использующих современные достижения аграрной науки и технологии [8, 9]. Целесообразно развитие кооперации сельскохозяйственного производства на основе как горизонтальной, так и вертикальной интеграции с предприятиями, изготавливающими продукты конечного назначения, хранения и сбыта. Традиционно фермерство ориентируется на те сферы производства, где используется слабо механизированная технология и преобладает ручной труд (плодоводство, выращивание овощей и ягод, пчеловодство, кумысоделие и т.д.). Важной составляющей для развития агропромышленного производства является дополнительное привлечение инвесторов.
Заключение
В регионе низок уровень потребления продукции, прошедшей промышленную переработку. Для развития перерабатывающей промышленности в регионе имеются крупные сырьевые ресурсы, на основе которых возможно организовать производство в больших масштабах экологически чистых пищевых продуктов. В этих целях необходимыми являются расширение действующих, строительство новых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.
Таким образом, на основе укрепления и расширения межмуниципальных и межрегиональных кооперационных связей становится возможным для аграрных товаропроизводителей влиять на увеличение производства и продвижение продукции; снижать давление различных посреднеческих структур, а также достигать более высоких экономических и социальных результатов своей деятельности. Все это будет способствовать насыщению регионов продовольственными ресурсами и достижению более высокой самообеспеченности аграрной продукцией регионов России.
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № № 075-00570-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Библиографическая ссылка
Галикеев Р.Н. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 43-48;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3559 (дата обращения: 23.11.2024).