Введение
Изменение условий развития мировой экономики, рост неопределённости и геополитических рисков привели к необходимости разработки и внедрения новой макроэкономической модели стратегического управления промышленным производством, направленной на создание мер и инструментов антикризисного менеджмента. Это означает, что для формирования новой стратегии управления промышленной политикой и устойчивым функционированием российских компаний необходимы исследования в области регулирования геополитических рисков, инновационной промышленной политики и информационного регулирования, направленного на сохранение устойчивости бизнеса в сложных экономических условиях, связанных с санкционным режимом в отношении Российской Федерации [1].
Несмотря на мощные ограничения, экономика Российской Федерации смогла справиться с ужесточением западных санкций со стороны США и других страны Запада. Наша страна не только увеличила темпы роста экономики, но и создаёт новую стратегию промышленного развития, соответствующую имеющимся экономическим, финансовым, произведённым ресурсам и уровню развития человеческого капитала. Развитие промышленности и российской экономики в целом происходит на основе поддержки инструментов цифровой трансформации.
Вместе с тем, в настоящее время актуализировалась задача модернизации человеческого каптала, так как динамику развития этого фактора производства ограничивает кадровый голод. В Российской Федерации насчитывается порядка 10 млн «самозанятых», в то время, как большая половины отечественных предприятий ощущает кадровый голод.
Известно, что основная масса «самозанятых» работает, прежде всего, в сервисных отраслях, в сфере различных услуг и в сетевой торговле. Вместе с тем, в условиях жестких ограничений на поставку технологий, материалов и промышленной продукции, очевидно, что в Российской Федерации необходимо развивать промышленное производство с учетом технологий цифровой трансформации в рамках модели государственно-частного партнерства.
В настоящее время основная масса российских производственных компаний испытывает «кадровый голод», а задачи, которые решает отечественная экономика, связаны с обеспечением технологического и экономического суверенитета на основе развития именно промышленного производства, связанного с развитием оборонно-промышленного комплекса, инновационного вооружения, сопутствующих товаров, обеспечивающих военную, экономическую, технологическую, продовольственную и информационную безопасность нашей страны.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования выступили механизмы формирования новой стратегии управления промышленной политикой. Важно предвидеть следующий этап стратегической трансформации экономики, а именно: что стратегия промышленного развития требует новых знаний, технологий, инструментов и мер поддержки, а также подготовки новых специалистов, выражающих высокий уровень компетенций и развития человеческого капитала.
В рамках данного исследования выделяются несколько направлений: человеческий капитал, искусственный интеллект и государственно-частное партнерство. Очевидно, что для того, чтобы формировать контекст исследования этих направлений, необходимо соотносить их особенности не столько с мировыми тенденциями, а сколько с основными трендами, складывающимися в отечественной экономике, связанной с формированием модели государственно-частного партнерства и приоритетах развития человеческого капитала.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды за рубежных и отечественных авторов. В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов был использован комплекс общенаучных и специальных методов экономических исследований: анализ и синтез, абстрактно-логический, графический, сравнительный, методы дедукции и индукции.
Результаты исследования и их обсуждение
Структурируя сервисную экономику на основе привлечения новых информационных технологий, инструментов связевого капитала, методов поддержки нового бизнеса и формирования высокого уровня спроса в этом сегменте, правительство Российской Федерации и макрорегуляторы допустили отток трудовых ресурсов в торговлю и сервисные услуги (например, расширение вектора компаний по формированию сервисной торговой инфраструктуры). Развитие сервисной экономики привлекло значительную часть трудовых ресурсов с российского рынка, затормозило приток кадров в промышленность и транспорт, так как условия труда в сервисных и торговых компаниях более привлекательны, заработная плата и другие материальные факторы выше [2].
Уровень устойчивости развития промышленных компаний напрямую отражает качество человеческого капитала, уровень производственной культуры, лояльность персонала и навыки командной работы в компании. Вместе с тем, основной фактор обеспечения устойчивого развития компаний базируется на риск-ориентированной модели управления и качественном функционировании персонала.
Очевидно, что при ограниченности финансовых ресурсов, повышения стоимости кредита, а также нарушения сложившихся логистических цепочек, увеличивается тенденция к росту формированию коррупционных схем при проведении хозяйственных операций. Возникают различные дисбалансы в реализации промышленной политики. В российских компаниях уровень производительности труда в настоящее время не позволяет запустить программы реиндустриализации. Приход к модели устойчивого развития предполагает внедрение выверенных инновационных инструментов и методов антикризисного менеджмента промышленных компаний.
Отечественные промышленные компании, реализующие стратегию роста, находятся в условиях конкурентного взаимодействия с транснациональными компаниями, западными предприятиями и даже восточными компаниями из дружественной России стран.
Усиление рисков неопределенности мировой экономики способствует приближению финансового кризисы, углублению гибридной войны стран НАТО против России, при этом, политические и военные действия усиливают ортодоксальный характер. Поддержание устойчивого положения российских компаний промышленного производства определяет необходимость привлечения инвестиционных и недорогих кредитных ресурсов, способных сохранить конкурентоустойчивость российских компаний.
Сохранить конкурентоустойчивость возможно при условии развития отечественного бизнеса в рамках модели государственно-частного партнерства, направленной на поиск инвестиционных ресурсов для расширения производства и оптимизации процессов управления рисками на отраслевом уровне и на уровне риск-менеджмента компаний. Определяющую роль в обеспечении устойчивости развития промышленных компаний в новой экономике играет искусственный интеллект и уровень развития человеческого капитала, параметры развития которых определяются системой мер и инструментов государственной поддержки. Наиболее эффективно это взаимодействие происходит в рамках модели проектного управления государственно-частного партнерства [3].
Причиной развала Советского Союза стал кризис системы управления, который тормозил переход промышленного производства на новую экономическую модель развития. Экономика должна обеспечить техническое перевооружение производства, формирование технологического суверенитета и развитие интеллектуального капитала [4].
Поддержка российского бизнеса осуществляется комплексно, по многим направлениям, одно из которых – национальный проект «Производительность труда» [5]. Разработка технологий бережливого производства актуализировалась в рамках нацпроекта «Производительность труда». Эта новая стратегия устойчивого развития, анонсированная Президентом Российской Федерации, направлена на проведение реиндустриализации промышленного производства на основе механизма государственно-частного партнерства. Внедрение принципов бережливого производства расширяет возможности российского бизнеса и осуществляется на основе методов картирования должно постепенно внедряться во всех отраслях промышленного производства и сопровождаться построения логистической и информационной структуры в базовых отраслях экономики. Развитию этого направления должны способствовать информационные и интеллектуальные ресурсы Федерального центра компетенций, накопленные в условиях реализации механизма государственно-частного партнерства.
Условия устойчивости промышленных компаний обеспечиваются на основе подбора методов и инструментов управления рисками при расширении потоков параллельного импорта, который поддерживает бесперебойную работу отечественных промышленных компаний, целевым образом продвигая на российский рынок необходимые запасные части и оборудование [6].
Технологические потоки обеспечивают российские компании оборудованием, что увеличивает возможность обеспечить себе устойчивое положение на российском и мировом рынке. Развитие цифровой трансформации в промышленном секторе проходит в условиях санкционных ограничений на использование зарубежных технологий и оборудования. К ограничениям для проведения реиндустриализации можно отнести технологические риски, отсутствие инструментов картирования производств, медленное внедрение процессов цифровой трансформации, недостаточная динамика разработок по внедрению искусственного интеллекта и интеллектуального капитала, институционально-правовые условия и риски (рисунок 1).
Разрабатывая новую стратегию промышленной политики, отечественным регуляторам важно учитывать трансформацию инструментов налоговой политики, а также концепцию мер торговой политики. Значимую роль в промышленной политике играет денежно-кредитная политика Банка России, однако, макрорегулятор держит высокий уровень ключевой ставки, что не позволяет оптимизировать инвестиционную политику промышленным компаниям. На российском рынке со своей продукцией присутствуют торговые представители западных промышленных предприятий, а также восточные торговые фирмы, продвигающие продукцию своих компаний.
Моделирование стратегии на основе инновационной политики происходит с помощью цифровых инструментов. Стратегия структурирования новой промышленной политики формируется на основе опыта проектной работы сотрудников, а также их высокой их экспертности, позволяющей картипровать риски и расширять инструменты бережливого производства (рисунок 2).
Рис. 1. Институционально-правовые и экономические условия обеспечения устойчивости промышленных компаний
Рис. 2. Модель включения технологий цифровой трансформации и инновационных продуктов в стратегию промышленной политики
Если оценить уровень технического суверенитета Российской федерации сегодня, то он явно не является достаточным для обеспечения устойчивой промышленной политики. На российском рынке уже достаточно давно доминируют автомобили зарубежных автомобилестроительных компаний, продукция зарубежного самолетостроения, строительство морских судов, продукция станкостроения, лекарственные препараты, мебель, одежда, бытовая техника, телефоны, одежда, мебель, строительно-дорожная техника – все эти товары в основном импортные. Новая промышленная политика должна включать формирование механизма обеспечения производства этих товаров на основе государственно-частного партнерства [7].
Заключение
Можно сделать вывод, что за 2 года и 3 месяца прохождения операции СВО иностранные промышленные и торговые предприятия фактически бросили бизнес и покинули российский рынок. При этом, они получили упущенную экономическую выгоду в сумме более 100 млрд долларов, но ускорить динамику роста промышленного производства из-за кредитной политики Банка России отечественные компании не в состоянии. Для обеспечения устойчивого роста промышленного производства действия Центробанка должны быть связаны со стратегией развития промышленной политики правительства Российской Федерации. Банк России должен отвечать за рост экономики, а не только за таргетирование инфляции.
Промышленная политика Российскими Федерации должна быть направлена на стимулирование инноваций. Промышленные инновации, направленные на обеспечение технологического суверенитета, разработку искусственного интеллекта, безусловно, обеспечат устойчивость национальных промышленных компаний. Население России растет, а ресурсов для развития промышленности становится со временем меньше.
Усилиями правительства и российского бизнеса сложные последствия рисков санкций, ограничивающих развитие отечественной промышленности, рядом регулирующих мер и инструментов удалось нивелировать часть возможных рисков. Новая стратегия развития промышленности будет основана на построении в России мобилизационной экономики, что означает рост расходов на национальную оборону в 2024 г. более чем на 60%, а именно: до 10,38 трлн рублей. В настоящее время решено, что расходы на оборону составят 6,7% российского ВВП. Дополнительные средства будут направлены и в другие сегменты. Например, строительная отрасль, сдавшая на 7,5 % жилья больше, получит для своего развития больше ресурсов.
Важно выделить, что делать акцент роста только на оборонно-промышленный сектор как единственный локомотив роста национальной экономики России невозможно, так как это приведет к высокой концентрации рисков в национальной экономике, которые будет сложно застраховать в связи с закрытием для нашей страны мирового перестраховочного рынка. Для обеспечения финансовой устойчивости отечественным промышленным компаниям необходимо адаптироваться к вызовам новой индустриализации, которая в настоящее время разворачивается в рамках государственно-частного партнерства[3].
В настоящее время значительное число санкционных рисков, несущих негативные последствия не только для промышленного сектора, но и для экономики Российской Федерации, удалось реструктуризировать, при этом годовой рост ВВП по итогам 2023 г. составил 3,6%. Российская экономика не утратила устойчивость. В последнее время, несмотря на установленные против компаний секторальные санкции и экономическую изоляцию от мирового производства, обрабатывающая промышленность растет высокими темпами, динамично развивается экономика высоких переделов.
Стратегической целью роста российской экономики выступает рост уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности к 2030 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2022 г. Для выполнения поставленных задач уже разработаны необходимые инструменты поддержки в рамках реализации институционального механизма государственно-частного партнерства. Например, правительство Российской Федерации планирует выделить в качестве поддержки станкостроительной отрасли до 2030 года более 300 млрд рублей из федерального бюджета.
Новая промышленная политика, формируется в процессе структурного трансформирования российской экономики в условиях складывания многополярности глобальной экономики. Основой для формирования промышленной политики должно стать классификация направлений деятельности и критериев проектов устойчивого развития. При поддержке правительства Российской Федерации и интеграции инвестиционных потенциалов стран-партнеров, возможности устойчивого роста компаний с помощью новых инструментов поддержки будут возрастать.
Библиографическая ссылка
Александрова Т.Я., Андреева О.В. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 6-11;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3552 (дата обращения: 23.11.2024).