Введение
Россия является социальным государством. Соответственно, основными целями социально-экономического развития страны являются цели в области экономики, финансов и социума. К ним можно отнести цели, которые сформированы в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и реализуемые в национальных проектах [1]. Немногим позже Указа был принят Федеральный закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», установивший их характерные особенности [2]. Услуги предоставляются за счет субсидий бюджетов бюджетной системы РФ, в качестве потребителей выступают исключительно физические лица, отраслями социальной сферы являются образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм. Таким образом, сферы социального заказа и национальные проекты взаимосвязаны между собой и направлены на поддержание и развитие перечисленных выше отраслей.
Большинство авторов, исследовавших проблемы финансирования социальной сферы, отмечают положительную динамику в ней за счет постепенного решения социально значимых проблем, таких как пенсионное обеспечение, расширение льгот, повышение значимости здравоохранения и образования [3, с. 13], а также благодаря формированию и реализации значительного количества государственных программ и проектов, направленных на решение острых социальных вопросов в стране [4, с. 27].
Актуальным представляется рассмотрение состояние эффективности реализации национального проекта (далее НП) «Образование» и государственного (муниципального) заказа.
Целью исследования является анализ состояния реализации национального проекта НП «Образование», а также государственного (муниципального) заказа в социальной сфере, в т.ч. по данным отдельного региона РФ – Новосибирской области.
Материал и методы исследования
Теоретической основой явились законодательные и нормативные документы по вопросам реализации НП «Образование», а также государственного (муниципального) заказа в социальной сфере. В качестве научно-методического аппарата использовались методы общенаучного познания: абстрактно-логический; анализа и синтеза; экономико-статистический; нормативный.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на то, что в Федеральном законе №186-ФЗ говорится об оказании государственных (муниципальных) услуг, предоставлять их могут не только государственные учреждения, но и иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг, соответствующие установленным требованиям [2].
Однако, в отличие от социального заказа, который может быть профинансирован только за счет субсидий бюджетов бюджетной системы РФ, источниками финансирования национальных и федеральных проектов могут выступать средства внебюджетных фондов и частных инвесторов. Это можно увидеть на примере финансирования НП «Образование» (табл. 1) [5].
В качестве основного источника финансирования НП «Образование» выступает федеральный бюджет, доля которого составляет 45,5%. Частные инвесторы планируют вложить 16,5%. В качестве остальных источников выступают консолидированные бюджеты субъектов РФ с долей 38%. Как и во всех национальных проектах и стратегических инициативах большую долю составляют бюджетные средства. Суммы инвестиций ежегодно увеличиваются. Если в первый год реализации национального проекта доля инвестиций от их общей суммы составляла 9%, то к концу срока реализации проекта, в 2024 году, она должна составить 25%.
При реализации государственных программ проектные и процессные подходы обособляются, при этом мероприятия их проектной части характеризуются конечным сроком реализации и появлением новых качественных результатов. При формировании НП «Образование» был применен проектный подход, результатом реализации которого являются такие показатели как количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях, количество общеобразовательных организаций и др. Информацию о расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ на капитальные вложения в объекты государственной собственности по объектам общего образования представляет Счетная Палата РФ (табл. 2) [6].
Таблица 1
Финансовое обеспечение НП «Образование», млрд руб.
Источник |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Федеральный бюджет |
98,5 |
121,4 |
157,1 |
122 |
150,5 |
180,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
67,4 |
89,7 |
126,8 |
104,1 |
140,1 |
163 |
Внебюджетные источники |
2,2 |
2,5 |
43,3 |
50,2 |
93,7 |
109,25 |
Итого |
168,1 |
213,6 |
327,2 |
276,3 |
384,3 |
452,75 |
Таблица 2
Бюджетные расходы на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства среднего общего образования, млрд руб.
Направление расходов бюджета |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
1 полуг. 2023 |
Капитальные вложения в объекты государственной собственности |
140,1 |
175,3 |
174,0 |
296,7 |
123,8 |
Бюджетные инвестиции |
123,2 |
160,9 |
160,9 |
276,7 |
115,4 |
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность |
12,7 |
5,3 |
4,8 |
15,5 |
4,4 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности |
109,9 |
153,4 |
148,5 |
248,9 |
105,6 |
Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями |
0,6 |
2,1 |
7,6 |
12,3 |
9,4 |
Количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Современная школа», нарастающим итогом, тыс. ед. |
н.д. |
141,3 |
196,6 |
501,1 |
н.д. |
Численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, млн ед. |
16, 5 |
16, 9 |
17,3 |
17,7 |
н.д. |
Большая часть бюджетных расходов была направлена на капитальные вложения в объекты государственной собственности и на бюджетные инвестиции, что составило, соответственно 35% и 32%. Наименьшая сумма была направлена на бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями, что составляет всего 1,2% расходов бюджета. Сумма ежегодных расходов на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства среднего общего образования увеличивается. Наибольшая доля средств на строительство и эксплуатацию была израсходована в 2022 году и составила 32,8%. Растет численность обучающихся в школах, что становится возможным за счет создания новых мест в общеобразовательных организациях.
В марте 2022 года по государственной программе «Развитие образования» Министерством Просвещения было одобрено заключение 73 концессионных соглашений на строительство школ [7]. Проверка Счетной палаты концессионных соглашений по итогам реализации НП «Образование» за 2023 год показала, что было заключено 60 соглашений на 113,4 млрд рублей в 23 субъектах РФ [8]. К сожалению, заключение концессионных соглашений на строительство школ, еще не означает, что школы будут построены и сданы в установленные сроки. Так, например, в Новосибирске, одном из крупнейших городов России и Сибирского Федерального округа, в рамках концессионных соглашений было запланировано строительство 6 школ [9]. Сроки окончания строительства переносились, начиная с 2022 года по май 2024 года. Школы не построены до сих пор, прямой ущерб государству составляет 3,1 млрд руб. Прокуратурой Новосибирской области в мае 2024 года возбуждено уголовное дело в отношении концессионера [10].
Аналогичная ситуация в Новосибирской области складывается и с другим объектом социальной сферы – с поликлиниками. В 2019 году было подписано концессионное соглашение о строительстве семи поликлиник. Срок сдачи объектов был установлен до января 2022 года, но он постоянно переносится. Отмечается более чем двукратный рост стоимости объектов и их удорожание для областного бюджета. Депутатами законодательного собрания неоднократно вносились предложения о расторжении концессии [11]. По состоянию на февраль 2024 года только одна из семи поликлиник получила заключение и соответствии проекту и в скором времени ее можно будет вводить в эксплуатацию [12]. В мае 2024 года было принято решение о расторжении одной концессии на строительство поликлиники [13].
Таким образом, реализация национальных проектов в социальной сфере с использованием государственно-частного партнерства не всегда показывает положительные результаты. Основным источником финансирования в большой мере по-прежнему являются средства бюджетов.
Таблица 3
Исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в Новосибирской области
Направление деятельности |
Значение планового показателя |
Значение фактического показателя |
Отклонение |
Социальное обслуживание, чел. |
11013 |
11820 |
7,32 |
Спортивная подготовка, чел. |
106 |
86 |
-18,87 |
Содействие занятости населения, чел. |
132170 |
133733 |
1,1 |
Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе: |
|||
Количество койко-дней, ед. |
40 819,00 |
39 893,00 |
-2,27 |
Количество выездов, ед. |
29 135,00 |
30 977,00 |
6,32 |
Число посещений, ед. |
29 624,00 |
30 238,00 |
2,07 |
Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ, чел. |
2428 |
0 |
2428 |
Тем не менее, реализация государственных программ в социально-экономических сферах показывает хорошие результаты. Появление нового инструмента в области предоставления социальных услуг, такого как социальный заказ, на данном этапе проходит апробацию. Период его реализации продлится до начала 2025 года, субъекты внедрения определены Распоряжением Правительства РФ, распространяется на часть услуг социальной сферы.
В Новосибирске социальные услуги предоставляются по таким направлениям как социальное обслуживание, кроме обслуживания в стационарах, оказание паллиативной медицинской помощи, спортивная подготовка (шахматы), содействие занятости населения, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ, реализация дополнительных образовательных программ.
На получение дополнительного образования действует социальный сертификат [14]. На технические средства реабилитации в НСО также оформляется электронный сертификат. Всего их было оформлено более 5 тысяч на общую сумму 70 млн руб. [15].
Для оценки эффективности реализации социального заказа рассчитывается базовая величина за первый год его формирования и целевая величина. По окончании отчетного периода они сравниваются. Так, например, при реализации социального заказа в Новосибирской области были получены следующие результаты (табл. 3) [16]. Необходимо добавить, что в каждом направлении деятельности реализуется от одной и более социальных услуг.
Исполнение государственного социального заказа не по всем направлениям было успешным. Так, например, спортивной подготовкой было охвачено меньшее количество человек относительно запланированного. Причиной этого может быть наличие только одного вида спорта – шахмат. Очевидно, что необходимо расширять диапазон спортивных мероприятий, в которых можно получать государственные (муниципальные) услуги гражданам.
Оказание паллиативной медицинской помощи по различным направлениям социального заказа также показало отличия от планового показателя. Такие расхождения могут быть обусловлено психологическим состоянием паллиативных больных и их близких.
К сожалению, реализация социального заказа на предоставление дополнительных общеразвивающих программ в 2023 году не осуществлялась. В планах на 2024 и 2025 годы предусмотрено оказание социальных услуг в этой области для 150 тыс. человек ежегодно.
Заключение
Таким образом, практика подтверждает успешность реализации национальных проектов в России. Основным инвестором в этой области является федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Государственно-частное партнерство в форме концессий на примере исследуемого региона положительных результатов не показало. Предоставление государственных (муниципальных) услуг в рамках социального заказ осуществляется исключительно за счет бюджетных средств и является востребованным гражданами страны.
Библиографическая ссылка
Халтурина О.А., Терешкина Н.Е. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-1. – С. 190-194;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3518 (дата обращения: 03.12.2024).