Введение
В публикациях разного уровня и характера регулярно констатируется, что российские вузы выпускают огромное количество специалистов (бакалавров, магистров) по направлению «Экономика». Насколько это оправдано, покажет время и рынок труда. Смущает другое, а именно: большое количество нестроений в российской экономике, во-первых, и неблагополучие с экономической и финансовой грамотностью населения, во-вторых. Очевидно, что первое и второе взаимосвязаны. Следует признать, что до сегодняшнего дня экономическая компетентность граждан остается низкой. Это изъян, связанный с объективными обстоятельствами становления рыночной экономики, ввиду чего «значительные финансовые средства, сосредоточенные в руках населения, не работают на экономический рост страны и фактически исключены из процесса расширенного воспроизводства» [2, с. 5]. Возникает необходимость установления причин такой искаженной модели социально-экономического развития.
Целью исследования является обоснование необходимости и разработка предмета реформирования системы экономического образования в России.
Материалы и методы исследования
В основе исследования лежит системный подход, предполагающий рассмотрение образования как сложной иерархической системы взаимосвязанных элементов и подсистем, а также многодисциплинарный, институциональный, социокультурный подходы. Для разработки реалистичных решений существующих проблем российского экономического образования авторы использовали методы сочетания позитивного и нормативного анализа, методы статистических наблюдений и оценок, а также методы факторного и сравнительного анализа.
В качестве информационных источников привлекались аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, экспертно-аналитические выводы Фонда содействия развитию образования имени Ильи Сегаловича, данные Института образования НИУ ВШЭ, материалы Вольного экономического общества России.
В ходе исследования авторы опирались на собственный многолетний опыт преподавания экономических дисциплин на разных уровнях образовательного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Стремясь соответствовать сложившимся в стране социально-экономическим и политическим обстоятельствам, российские граждане, однако, по разным причинам, в полном объеме не реализуют свой человеческий потенциал (капитал), который характеризуется высокими показателями. Достаточно указать на то, что присутствие малого предпринимательства в индустриальном, в том числе инновационном секторе экономики значительно меньше, чем в сфере коммерции [3]. Красноречиво свидетельствует об этом структура российского малого предпринимательства по видам экономической деятельности, в которой длительное время не наблюдается заметных структурных сдвигов. Структура численности работников малых предприятий (по видам экономической деятельности) в 2021 г. выглядела следующим образом (в порядке убывания доли в общем итоге): торговля оптовая и розничная – 24,7%; обрабатывающие производства – 15,1%; строительство – 12,3%; деятельность по операциям с недвижимостью – 7,9%; деятельность профессиональная, научная и техническая– 6,9%; транспортировка и хранение – 6,7%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 3,6%; добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 0,7%; другие виды деятельности – 22,1% [6, с. 25-26.].
На рис. 1 отражено участие малых предприятий в инновационной деятельности. Как видим, оно незначительно и существенно не меняется. При этом образовательный уровень предпринимателей достаточно высокий, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 2. Налицо противоречие, указывающее на необходимость повышения уровня экономической составляющей образования.
Государство всё еще не вышло в реализации своей экономической политики на эффективную и прорывную модель социально-экономического развития, на ускорение экономического роста. Крупный бизнес не стал настоящей опорой национальному проекту развития конкурентоспособной экономики. Возникает вопрос – что поможет преодолеть всем понятные проблемы? Ответов много. Социологи ответят по-своему, демографы – по-своему, политики – по-своему и т.д.
Рис. 1. Инновационная активность малых предприятий (по видам экономической деятельности), % [6, с. 75–76]
Рис. 2. Структура предпринимателей по уровню образования, % к итогу 2021 г. Источник: составлено по [6, с. 93]
В настоящем исследовании авторы, опираясь на многолетний опыт преподавания экономических дисциплин на разных уровнях образовательного процесса, пытаются раскрыть один из существенных аспектов решения обозначенных проблем.
Начнем с системы высшего образования. Полагаем, что экономическая теория должна преподаваться во всех вузах как обязательная дисциплина. Причем, учебников по экономической теории, адаптированных к профилю высшего учебного заведения, должно быть много. В качестве примера незаурядного образовательного пособия можно привести «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900–1902 годах», в котором излагались важнейшие экономические категории, рассматривались события и факты экономической политики России начала XX века. Его автором выступил С.Ю.Витте, занимавший тогда пост министра финансов. Учебное пособие разделено на два больших раздела – «Лекции о народном хозяйстве» (их – 34) и «Лекции о государственном хозяйстве» (их – 15). Научная и практическая составляющие излагаемого предмета тесным образом переплетены и являются энциклопедией экономического знания своего времени.
Всем выпускникам многочисленных вузов страны, на которых, по меткому выражению академика Д.С.Львова, возлагается миссия «опорного слоя нации», надлежит быть экономически грамотными. А это означает, что до них важно, прежде всего, довести общее понимание экономики как триады, в единстве сочетающей «представления», «действия» и «результаты», испытывающие взаимное влияние (рис. 3). Кроме того, им следует хорошо знать и понимать основные закономерности экономики, особенности экономического развития зарубежных стран, очень хорошо – особенности российских регионов, включая их экономический потенциал. Они должны быть в курсе ключевых дискуссионных вопросов, рассматриваемых через призму ретроспективы экономической мысли. И, наконец, им надо иметь определенное представление о финансовом механизме в контексте задач экономической политики, с учетом политико-экономической турбулентности и быстро меняющегося ландшафта мирохозяйственных связей.
В соответствии с представленной концепцией можно следующим образом структурировать процесс изучения экономических дисциплин в высших учебных заведениях. Экономические знания учащиеся любого вуза (кроме экономических) должны получать на протяжении двух семестров обучения. В рамках первого семестра осваиваются экономическая история, краткая история экономических учений (с обязательным акцентом на русской экономической мысли), а также основы современной экономической парадигмы. В контур второго семестра включается знакомство с современными геополитическими и геоэкономическими реалиями, а также актуальными проблемами российской экономической политики в условиях растущей неопределенности.
Переходя к уровню общеобразовательной школы, остановимся на экономическом просвещении школьников (потенциальных претендентов на получение высшего образования) как средстве повышения их когнитивных способностей. Здесь необходимо ориентироваться на новые образовательные стандарты, которые направляют процесс обучения на развитие функции мышления. Это особенно важно в условиях глубокой погруженности обучающихся в «океан» информации, что создает только иллюзию знания, ибо умственное становление – это не приобщение к информации. От информированности до знания предмета изучения – огромная дистанция.
Рис. 3. Экономика в широком определении Источник: составлено по [7, с. 40]
Изучение экономики должно давать школьнику представление о реальной структуре всего народнохозяйственного комплекса России (макроэкономический уровень), об экономике федеральных округов и регионов, их специализации (мезоэкономический уровень), а также об экономике уровня непосредственного проживания школьников – экономике местного сообщества. Применительно к этому уровню предполагается ориентация обучения на потребности местного сообщества, что в дальнейшем может содействовать усилению конкурентоспособности местной экономики. Далее необходимо изучение деятельности первичного производственного звена в его различных организационно-правовых формах (микроэкономический уровень). Наконец, в процессе обучения важно обращение к конкретным примерам деятельности предпринимательских структур как малого и среднего, так и крупного российского бизнеса в контексте идеи его социальной ответственности и социального служения. Освоение этого уровня экономики сопровождается использованием деловых игр, составлением бизнес-планов различного уровня сложности, возможным посещением предприятий региона, волонтерством. На этом уровне подготовки должна быть ликвидирована элементарная финансовая безграмотность.
Реализация предлагаемого подхода к экономическому просвещению в школах позволит обогатить содержательную часть ЕГЭ по разделу «Экономика», так как даст возможность уйти от «заезженных» вопросов, которые воспроизводятся из года в год и, по мнению абитуриентов, не представляют особой (никакой) сложности.
Повторим, что основная идея заключается в переводе экономического раздела из области теоретического понимания экономики в область понимания ее как реально действующего национального (народного) хозяйства в рамках единого экономического пространства страны. В целях конкретизации проблемы, предлагаем следующую примерную структуру экономического раздела дисциплины «Обществознание» (рис. 4).
Практическая составляющая экономического просвещения школьников включает формирование у них первых навыков предпринимательского дела.
Рис. 4. Примерная структура раздела «Экономика» в составе дисциплины «Обществознание»
С этой целью в учебные программы школ следует ввести уроки основ предпринимательства, разработку несложных бизнес-проектов и других форм приобщения учащихся к бизнесу. Наряду с прочим это поможет школьникам в выборе будущей профессии и учебного заведения для овладения ею. Предложения носят новаторский характер и обращены к представителям всего преподавательского сообщества с призывом стать педагогами-новаторами. В этих условиях трудно переоценить значение методик и методического обеспечения учебного процесса как в школах, так и в вузах. Преподаватель-новатор – недооцененный субъект образования, что является явным упущением современной российской средней и высшей школы. Педагог-новатор, создавая увлекательную атмосферу процесса познания, способствует вовлеченности своих учеников в мыслительный процесс, воспитывает в них дух поиска, инициативы, который и дальнейшем, в ходе практической или научной деятельности нынешних учеников, будет поддерживать в них постоянное стремление следовать дальше.
До сих пор речь шла о всеобщем сквозном экономическом просвещении от школы до учреждений среднего и высшего профессионального образования. Однако необходимо остановиться и на реформировании процесса подготовки самих экономистов.
Профессия экономиста требует выработки рефлексивного мышления, целостного видения, навыков комплексного анализа. В условиях стремительных изменений и нарастающей неопределенности, профессиональный экономист должен обладать быстротой интеллектуальной реакции для своевременного принятия решений, способностью ориентироваться в новом цифровом пространстве, формируемом гигантскими потоками информации. Последнее невозможно без глубоких знаний в области информационных технологий.
Рис. 5. Пути повышения уровня использования потенциала цифровых технологий в высшем образовании
Специальные исследования [10] подтверждают, что применение цифровых технологий в образовании (совместно с традиционными формами обучения) повышает его эффективность. Вместе с тем это предъявляет новые требования к методическому обеспечению процесса подготовки высококвалифицированных кадров для работы в сфере экономики. Специфика такой подготовки заключается в использовании возможностей моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся. Применение цифровых технологий в образовании отражается не столько на содержании преподаваемых дисциплин, сколько на форме представления информации, способах ее обработки и анализа.
На рис. 5 представлены проблемы, сдерживающие цифровизацию процесса подготовки специалистов в высшей школе, а также основные пути расширения возможностей продуктивного использования современных цифровых технологий в высшем, в том числе экономическом, образовании.
По сравнению с традиционной, современная модель обучения должна быть более гибкой, предлагающей студентам различные способы работы с реальными прецедентами. Это позволит расширить возможности овладения компетенциями в области решения конкретных профессиональных задач [8].
Практическая направленность подготовки специалистов по экономическим направлениям не снижает необходимости их оснащения основательным теоретическим и методологическим багажом. А потому опорными дисциплинами в процессе обучения должны оставаться история экономической мысли; экономическая теория; институциональная экономика и др. Экспертами Вольного экономического общества России предложено обогатить образовательные программы экономического профиля путем увеличения объема курсов политической экономии и национальной экономики, а также преподавания будущим экономистам теории научно-технологического прогресса и дисциплин гуманитарного цикла. Последние не просто способствуют развитию интеллектуальной культуры. Их значение определяется, прежде всего, тем, что обучение предполагает нечто большее, чем простую передачу знаний и формирование навыков. Его цель – формирование человека в целом, «образование» в широком значении этого понятия.
Заключение
Освоение теоретических дисциплин призвано формировать у учащихся навыки использования в будущей профессиональной деятельности основных экономических понятий, понимание принципов функционирования рыночного механизма, его возможностей и ограничений, роли государственной экономической политики и, на базе этого, способность оценивать тенденции развития национальной экономики. Помимо этого, преподавание экономической теории развивает у слушателей склонность к системному осмыслению реальности, готовность к дискуссии, стимулирует к принятию нестандартных решений.
Представляется, что в целях обеспечения более содержательного и национально-ориентированного экономического образования как учащихся высшей школы, так и всего населения в целом, следует принять во внимание изложенную авторами позицию. При этом важно осознавать, что, реформируя образование, надлежит постоянно сверяться с тем, насколько реформы совместимы с основами российского государства и его интересами.
Библиографическая ссылка
Урунов А.А., Рыбина М.Н., Морозова И.М., Азоева О.В. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СКВОЗНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-1. – С. 182-189;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3517 (дата обращения: 03.12.2024).