Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Панькин П.В. 1 Селезнева Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»
В динамично меняющихся условиях всё серьезнее становится проблема эффективности регулирования рынка труда. В свою очередь экономика отдельного региона и страны в целом находится в определенной зависимости от его состояния и развития. Формирование и развитие рынка труда в стране имеет выраженную региональную дифференциацию, которая определяется отраслевой спецификой, уровнем социально-экономического развития, объемом нелегальной занятости на рынке труда и величиной миграционного потока. В целях формирования перспективных направлений развития рынка труда в регионе возникает необходимость в определении его реального состояния. В соответствии с предложенной методикой, в основе которой лежит система показателей, анализируется рынок труда исследуемого региона и его реальное состояние по двум критериям: состояние условий труда на рынке и степень воздействия трудовой иммиграции на региональный рынок труда. Это позволило выявить основные тенденции его развития и резервы совершенствования. На основе рассмотренных программ государственной поддержки развития региона и рынка труда, и проведенного анализа его состояния предложены ключевые направления по развитию и совершенствованию регионального рынка труда с учетом трудовой иммиграции.
миграция
трудовая миграция
региональный рынок труда
рабочая сила
трудовые ресурсы
коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда
1. Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 108-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013 – 2017 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/872620620 (дата обращения: 16.04.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 733 (ред. от 29.12.2021) «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384215/ (дата обращения: 21.04.2024).
3. Постановление Правительства Липецкой обл. от 26.12.2023 № 786 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW220;n=134380#MODYLBUqxdDT8aEE1 (дата обращения: 23.04.2024).
4. Постановление администрации Липецкой области № 465 от 16 октября 2013г. «Об утверждении государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW220; n=63025 (дата обращения: 16.04.2024).
5. Бунеева М.В., Гаврилюк С.И., Кравченко В.М. Проблемы и перспективы занятости населения в Липецкой области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 5(84). С. 153-162.
6. Бондаренко Н.А. Трудовая миграция как социально-экономическое явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 191-193.
7. Единак Е.А., Ксенофонтов Д.М. Межрегиональная трудовая миграция в России: моделирование и оценка последствий // Проблемы прогнозирования. 2023. № 5(200). С. 166-183.
8. Ионцев В.А. Международная трудовая миграция в условиях «комфортного» рынка труда в России // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 2. С. 90-96.
9. Информация о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на территории Липецкой области в 2021 году // Управление социальной политики Липецкой области [Электронный ресурс]. URL: https://usp.admlr.lipetsk.ru/iblock/programms/trudoustrojstvo_i_programmi_zanjatosti/e/informacija_dlja_sootechestvennikov/ (дата обращения: 01.04.2024).
10. Итоговый рейтинг регионов России – 2023 / РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20231225/itogi-1917517698.html (дата обращения: 10.04.2024).
11. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления // Социально-трудовые исследования. 2023. № 4(53). С. 179-189.
12. Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. Развитие рынка труда в Липецкой области в период перехода к новому технологическому укладу // Регион: система, экономика, управление. 2014. №4. С. 72-77.
13. Красинец Е.С. Международная трудовая миграция в развитии современной России // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 2. С. 104-115.
14. Воробьева О.Д., Топилин А.В., Гребенюк А.А., Лукьянец А.С., Мукомель В.И., Парфенцева О.А. Миграция населения: теория и политика: учебное пособие. М.: Экономическое образование, 2012. 364 с.
15. Гурина М.А., Сокольская Т.И., Румянцева Ю.В. Черняев В.В., Сухина Ю.В. Направления обеспечения эффективной занятости региона в условиях реализации национального проекта по повышению производительности труда (на примере Липецкой области) // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 5. С. 439-456.
16. О положении на регистрируемом рынке труда Липецкой области в III квартале 2023 года // Управление социальной политики Липецкой области [Электронный ресурс]. URL: https://usp.admlr.lipetsk.ru/documents/otcheti/trud_i_zanjatost/ (дата обращения: 12.04.2024).
17. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2022 год // Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/f82/rostrud_2022.pdf (дата обращения: 28.04.2024).
18. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 г. / РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html (дата обращения: 10.04.2024).
19. Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2023 / Инфографика. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093.html (дата обращения: 21.04.2024).
20. Седлов А. Деформации российского рынка труда в контексте использования дешевой иностранной рабочей силы: реиммиграция и трудовые стандарты // Общество и экономика. 2021. № 9. С. 91-106.
21. Статистический сборник «Липецкий статистический ежегодник» 2023 год // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [Электронный ресурс]. URL: https://48.rosstat.gov.ru/official_publications (дата обращения: 20.04.2024).
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 23.04.2024).
23. Шичкин И.А. Тенденции и детерминанты трудовой миграции в России в условиях дефицита достойного труда // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30, № 12. С. 177-183.
24. Borjas G.J. The Analytics of the Wage Effect of Immigration // NBER Working Paper. № 14796. 2009. URL: http://www.nber.org/papers/w14796.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
25. Kirshin I.A. et. al. (2013) Analysis of Consumer Behavior Impact on Human Capital Development Through the Example of the Altai Republic // World Applied Science Journal. 2013. Vol. 27, Is. 13. P. 207-211.

Введение

В современных условиях неотъемлемой частью экономической системы выступают трудовые ресурсы, которые в зависимости от качественного состава и необходимого количества оказывают существенное воздействие на эффективность ее функционирования [13, 23].

Актуальность исследования заключается в том, что трудовые ресурсы выступают формирующим элементом рынка труда, обеспечивающие его функционирование и развитие. Однако в условиях нерационального использования собственных трудовых ресурсов, а также особенностей развития региона, наблюдается несбалансированность рынка труда [11]. В следствие несовпадения формируемого спроса и предложения на трудовые ресурсы на региональном рынке труда наблюдается существенный дисбаланс [7,8,15].

В связи с этим актуальным является изучение состояния регионального рынка труда с его социально-экономическими особенностями и анализ имеющихся трендов развития и существующих мер поддержки со стороны государства для характеристики объективной оценки развития данного региона.

Целью исследования является проведение анализа объективного состояния рынка труда Липецкой области по предложенной методике, определение имеющихся резервов и перспектив развития.

Материалы и методы исследования

Состояние рынка труда региона и страны в целом определяется с помощью определенных показателей на основе статистических данных. Разработанная методика, основанная на группировке ключевых показателей по двум направлениям, позволяет оценить реальное состояние и имеющиеся резервы регионального рынка труда Липецкой области. Исследуемый регион географически входит в Центральный федеральный округ, имеет общие границы с Воронежской областью, обладает положительной тенденцией роста трудовой иммиграции, кроме этого, следует отметить наличие значительную вариацию видов экономической деятельности в регионе.

По данным статистики и рейтингу качества жизни Липецкая область занимает 18 место в 2022 и 2023 годах [19], что свидетельствует о том, что регион обладает относительно высоким социально-экономическим уровнем и является привлекательным для трудовых иммигрантов, прибывающих в Россию. В связи с чем возникает необходимость определения реальной обстановки на рынке труда с учетом иммиграции.

Предложенная методика разделяет показатели на две группы. К первой относятся показатели, определяющие состояние условий труда на рынке, а ко второй группе – характеризующие степень воздействия трудовой иммиграции на региональный рынок труда.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствие с предложенной методикой можно оценить уровень развития регионального рынка труда. За анализируемый период отмечается снижение уровня безработицы до 3,7% всего на 0,1% при этом численность безработных сократилась на 800 человек, однако последствия ограничений пандемии и экономического кризиса способствовали приросту показателя в 2020 году до 4,3% и 2021 году (4,2%).

Изучение занятости населения выявило сокращение данного показателя на 7,5% до 60,7% к концу периода в связи со снижением занятых в экономике на 37,6 тыс. человек.

missing image file

Рис. 1. Коэффициент напряженности на рынке труда Липецкой области, человек Источник: составлено автором по данным Росстата [22]

Важным показателем состояния рынка труда выступает коэффициент напряженности на рынке труда (КНРТ), показывающим сколько безработных приходится на 1 вакансию. Динамика данного показателя, представленная на рисунке 1 показывает общее снижение коэффициента на 0,6 пунктов и к концу анализируемого периода составил 1,6.

Следует отметить, что существенное уменьшение потребности в работниках в 2021 году на 58% по сравнению с 2020 годом, в связи с ковидными ограничениями, экономическим кризисом и оптимизацией в складывающихся условиях производственных процессов в большинстве организаций, привело к росту КНРТ в Липецкой области на 3,2 пункта до 5,8. Однако после отмены ковидных ограничений и резкого заполнения рынка труда данный коэффициент сократился до 1,6 пунктов в 2022 году. Следует отметить, что не смотря на наметившиеся положительные моменты на рынке труда региона, наблюдается диспропорция.

Изучение существующих диспропорций на рынке труда выявило наличие наибольшего спроса на рабочие профессии (70,9%), таких как: оператор производственных установок и машин, сборщик и водитель; рабочий пищевой, текстильной и швейной промышленности; низкоквалифицированный рабочий (работники по сбору мусора, грузчики и прочее). Существенную потребность регион испытывает в таких специалистам как врачи и специалисты в научной и технической областях, которая сохраняется на протяжении всего анализируемого периода. В большинстве случает это объясняется относительно низким уровнем заработной платы, низким социальным статусом и невозможности удовлетворить постоянный спрос собственными специалистами, что приводит к невостребованности данных профессий. Следует отметить, что за период с 2019 по 2022 годы увеличилась доля молодежи (до 35 лет) в общем числе безработных. Так, например, на 01.10.2021 года доля составляла 12,3%, а на 01.10.2022 уже 27,8% [16].

Таким образом, в Липецкой области наблюдается существенная нехватка рабочих профессий [5] и соотношение с потребностями в квалифицированными кадрами составляет 70% к 30%. Всё это свидетельствует о существующем дисбалансе и нерациональном распределении на региональном рынке труда. Аналогичная ситуация прослеживается и в целом на рынке труда России в целом [11, 20].

Кроме этого, отмечается ежегодное сокращение среднегодовой численности работников в регионе. Так за последние 3 года количество сократилось на 14,1 тыс. человек или на 4,2%. Наибольшее сокращение наблюдается в области деятельности здравоохранения и социальных услуг – на 5,9%, а также в строительстве – на 20,5 % [21].

Одним из ключевых факторов социально-экономических условий развития региона и его привлекательности выступает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата. По данным статистики Липецкая область занимает 32 место по уровню заработной платы в стране [22].

В динамично развивающихся условиях и наличия характерных трендов эффективность развития регионального рынка труда и его сбалансированность во многом будут зависеть от использования как внешней, так и внутренней миграции рабочей силы. Однако существует низкая мобильность трудовых ресурсов на региональном уровне, в том числе территориальный, что в определенной степени уменьшает эффективность от использования располагаемых в регионе собственных трудовых ресурсов [6,12] и основными причинами данной тенденции являются:

- недостаточный уровень информационного обеспечения и доступности существующих вакансий на рынке труда других регионов, в том числе с мероприятиями поддержки возможного трудоустройства в соседние субъекты страны;

- низкая результативность системы подбора соответствующей рабочей силы для реализации федеральных и региональных инвестиционных проектов;

- неразвитость инфраструктуры и законодательной базы для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, а также русскоговорящих иммигрантов, в том числе возвращающихся соотечественников.

В основе любого миграционного процесса лежат определенные факторы. Наиболее важным фактором, особенно для трудовой миграции, выступает уровень социально-экономического обеспечения населения, в том числе средняя заработная плата, который способствует усилению иммиграционных процессов [14]. Следует отметить, что в большинстве случает иммигранты будут стремиться в регионы с более высоким уровнем социально-экономического развития, а Липецкая область занимает всего 25 место среди всех регионов (27 место в 2022 году) [10,18], поэтому для основной массы потока трудовых иммигрантов регион выступает «транзитной» территорией. Такие процессы в определенной степени не способствуют сбалансированности и развитию регионального рынка труда [24].

По данным статистики рост международной трудовой иммиграции в исследуемый регион составил 3,2 тыс. человек (рисунок 2).

Проводимая государственная политика по предотвращению нелегальной иммиграции и ограничению доступа иммигрантов из-за рубежа на рынок труда привела к сокращению трудового иммиграционного потока в регион до 2,2 тыс. человек в 2012 году. Следует отметить, что в 2020 году международная трудовая иммиграция сократилась в 2 раза относительно 2019 года до 2,9 тыс. человек, что связано с вводимыми ковидными ограничениями в стране.

По прогнозным данным к 2030 году, на основе существующих тенденций развития и спроса на рынке труда, потребность в иностранных трудовых ресурсах составит 9,1 тыс. человек.

При анализе иммиграционного потока важным моментом является его состав с точки зрения качества, что определяется посредством такого показателя как индекс образования (рисунок 3).

missing image file

Рис. 2. Международная трудовая иммиграция в Липецкую область, тыс. человек Источник: составлено автором по данным Росстата [22]

missing image file

Рис. 3. Изменение индекса образования Источник: составлено автором по данным Росстата [22]

missing image file

Рис. 4. Коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда Липецкой области Источник: составлено автором по данным Росстата [22]

Все прибывающие иммигранты указывают свой уровень образования, что обеспечивает им более быструю интеграцию на рынок труда, однако в случае, когда они не указывают уровень образования, их приравнивают к лицам без образования. Следует отметить, что уровень жизни в регионе реципиенте для иммигранта в определенной степени зависит от уровня его образования [25].

Динамика индекса составила всего +0,02 пункта и к концу анализируемого периода равнялся 0,64, что говорит о недостаточном уровне среднего образования иммигрантов. Следует отметить, что в 2019 году данный показатель опустился до 0,57 в связи с большим количеством иммигрантов, которые не указали свой уровень образования и были приравнены к лицам без образования (21,4% от общего количества прибывших при среднем уровне в 6-10%).

Показателем, определяющим воздействие потока иммиграции на рынок труда, выступает коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда (КМНРТ). Общая динамика коэффициента по данным рисунка 4 составила минус 0,4 пункта.

Проведенный анализ выявил существенный рост коэффициента в 2013 и 2015 – 2016 годах, что определяется ростом сальдо миграционного потока в трудоспособном возрасте, когда его величина была больше 3 тыс. человек. Это свидетельствует о том, что трудовые иммигранты могут компенсировать долее 50% заявленной работодателями потребности в работниках. Однако в 2020 и 2022 годах данное влияние отсутствовало, что подтверждается отрицательными значениями показателя.

Проведенные расчеты в соответствие с предложенной группировкой показателей (таблица) позволяют сделать вывод, что в исследуемом регионе имеется потенциал его эффективного развития. К положительным факторам можно отнести выход уровня безработицы на показатели докризисного периода, снижение коэффициента напряженности и дисбаланса, рост номинальной начисленной заработной платы, а также минимизация миграционного влияния на развитие рынка труда.

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что в исследуемом регионе имеется потенциал его эффективного развития. К положительным факторам можно отнести выход уровня безработицы на показатели докризисного периода, снижение коэффициента напряженности и дисбаланса, рост номинальной начисленной заработной платы, а также минимизация миграционного влияния на развитие рынка труда.

Анализ социально-экономических условий в Липецкой области показал, что принимаются различные решения на федеральном и региональном уровнях, направленные на поддержание сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и иммиграционного совершенствования. Например, с 2013 года по 2020 год администрацией Липецкой области реализовывалась Программа «Развития рынка труда и содействия занятости населения в Липецкой области» [4]. Она способствовала совершенствованию кадрового потенциала региона, безопасности трудовых условий и развитию рынка труда в целом.

Характеристика рынка труда Липецкой области в соответствие с разработанной методикой

Показатели состояния рынка труда

Годы

Отклонение от 2012 г.

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1 группа

       

Уровень

безработицы, %

3,6

3,7

3,7

4,1

4

3,9

3,8

3,7

4,3

4,2

3,7

0,1

Уровень

занятости, %

68,2

65,8

64,9

65

65,9

66,3

66,4

66,1

65,8

60

60,7

-7,5

КНРТ, чел.

2,2

2,4

1,9

3,1

3

2,3

2,4

2,4

2,5

5,8

1,6

-0,6

Заявленная работодателями потребность в работниках, тыс. чел.

10,1

9,6

11,7

7,8

7,8

10,2

9,5

9,2

10,2

4,3

13,6

3,5

Дисбаланс на рынке труда, тыс. чел.

14

14,8

12,7

17,4

15,6

13,5

13,4

13,1

15,6

20,7

8,2

-5,8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работникам, тыс. руб.

19,4

21,4

23,1

24,5

26,2

28,5

31,6

34,3

36,8

40,2

46,7

27,3

2 группа

       

Международная трудовая иммиграция, тыс. чел.

2,2

3,8

12,5

5,9

6

5,7

5,8

6

2,9

5,1

5,4

3,2

Индекс образования

0,62

0,66

0,66

0,67

0,67

0,66

0,65

0,57

0,64

0,64

0,64

0,02

Кипт

2,83

4,12

4,04

5,45

6,1

4,9

4,97

5,59

3,57

2,72

2,65

-0,18

КМКт

-0,7

-0,94

-0,7

-0,87

-0,95

-0,21

-0,27

-0,38

0

-0,08

0,07

0,77

КМНРТ

0,35

0,55

0,33

0,56

0,53

0,12

0,16

0,27

0

0,49

-0,05

-0,4

Примечание: составлено автором.

Кроме этого, была реализована Программа социально-экономического развития Липецкой области [1] за период 2013-2020 годы. Данная программа обеспечила определенный рост показателей уровня жизни населения, инфраструктурной доступности и социально-экономической обеспеченности.

Для поддержания рынка труда Липецкой области и минимизации миграционного потока реализовывалась «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По результатам данной программы на территорию региона было принято более 66 тыс. человек. Так, в 2021 году было принято 1430 человек, 66,2% из которых составляли люди в трудоспособном возрасте [9]. Однако за анализируемый период времени отмечается изменение в качественном составе: выросло число лиц с низким уровнем образования, не имеющих профессиональную квалификацию или невостребованными профессиями.

Однако динамично меняющиеся событий и тенденции мирового и национального уровня способствовали необходимости разработки и реализации новой государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» (2024-2030 годы) [3]. В соответствие с программой ключевыми целями выступают:

- сокращение регистрируемой безработицы на уровне 0,4 и сохранения ее на этом уровне;

- стабилизация и рост демографии в Липецкой области путем обеспечения миграционного прироста;

- формирование условий безопасного труда и мер по сохранению жизни и здоровья работников.

Для сокращения существующего уровня безработицы и повышения доли занятого населения, а также развития информированности работодателей и потенциальных работников, в России с 2022 года функционирует «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» [2]. В соответствии с данным Постановлением были реализованы витрины данных Роструда для обеспечения данными Единого портала государственных и муниципальных услуг через систему электронного взаимодействия на межведомственном уровне. С 2022 года во всех регионах России кроме г. Москва используется Единая цифровая платформа «Работа в России» для оптимизации подбора существующих вакансий и резюме [17].

Проведенные мероприятия имеют положительные тенденции на региональном рынке труда, однако остаются и проблемные моменты, которые тормозят дальнейшее его развитие:

- недостаточная координация между потребностями в рабочей силе и структурой кадрового потенциала и уровнем подготовки;

- недостаточная мобильность располагаемой в регионе рабочей силы, а также низкая адаптированность рыка труда;

- опережающий спрос на востребованные в регионе специальности, приводящий к развитию дисбаланса на рынке труда;

- низкая результативность привлечения и использования квалифицированной иностранной рабочей силы, а также соотечественников, возвращающихся из-за рубежа.

Можно сделать вывод, что для достижения всех поставленных показателей в рамках реализуемых Программ необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение роста инновационной активности предприятий, развитие научно-технического потенциала и формирование условий появления и расширения предприятий для создания рабочих мест и соответствующих вакансий;

- совершенствование образовательной системы для подготовки специалистов по преимущественно востребованным направлениям для субъекта и формирования условий привлечения молодых специалистов из других регионов;

- обеспечение условий для развития качественной трудовой иммиграции с акцентированием на привлечение специалистов, по которым наблюдается значительный спрос, а также совершенствование условия для поддержания соотечественников, возвращающихся из-за рубежа [15];

- своевременное совершенствование законодательной базы по регулированию миграционного потока в рамках протекционизма, направленное на сплошной контроль всего иммиграционного потока и повышение административной и уголовной ответственности, препятствующей распространению нелегальной трудовой иммиграции и трудоустройство.

Перспективное развитие рынка труда Липецкой области невозможно без комплексного решения представленных задач, что также обеспечит сбалансированность существующего спроса и предложения, и его качественное совершенство.

Заключение

Проведенное исследование и анализ состояния рынка труда Липецкой области позволяет сделать вывод, что для рынка труда Липецкой области характерна зависимость от иностранной рабочей силы, что связано с наличием ежегодного дефицита кадров по конкретным специальностям, а также отсутствием возможностей их покрытия собственными трудовыми ресурсами. Однако регион обладает определенным потенциалом дальнейшего развития, что подтверждается изменениями некоторых показателей в 2022 году (уровень безработицы, коэффициент напряженности и КМНРТ).

В тоже время, несмотря на реализуемые в регионе программы развития рынка труда, направленные на обеспечение его сбалансированности и повышение социально-экономических условий для населения, наблюдаются определенные проблемы максимизации эффективности данных программ, которые невозможно достичь без решения определенных задач.

Таким образом, первостепенной задачей для перспективного развития регионального рынка труда является его оперативное совершенствование, включающее нормативно-правовое развитие и адаптация под изменяющийся спрос. Решение поставленной задачи должно носить комплексный характер, учитывающий не только состояние рынка труда, миграционных процессов, но и имеющихся внутренних резервов и их эффективного использования.


Библиографическая ссылка

Панькин П.В., Селезнева Ю.А. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-1. – С. 105-113;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3505 (дата обращения: 03.07.2024).