Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Тарчоков С.К. 1 Пониматкина Л.А. 2 Попов С.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
2 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
3 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
В статье показано влияние налогов на туристское предпринимательство. Установлено, что на основе нечеткой логики модели имеют то преимущество, что дают возможность использовать экспертные знания о структуре объекта моделирования в туризме. Благодаря этому компенсируется отсутствие аналитических зависимостей между входными и выходными переменными, характеризующими объект исследования. В этих условиях одной из важных задач является формирование налоговой системы, которая бы усиливала финансовую состоятельность индустрии туризма и обеспечивала возможность ее государственного регулирования экономическими преобразованиями. Доказано, что существующая в индустрии туризма налоговая система носит фискальный характер и не стимулирует развитие сервисной деятельности. Анализ существующих методов управления налоговой политикой подтвердил актуальность повышения требований к достоверности сделанных прогнозов эффективности налоговых стратегий. Выяснено, что решение этой проблемы требует использования научно-обоснованных методов моделирования, включая новейшие, доказавшие свою эффективность в построении процедур принятия решений в туристской сфере. Определено, что методы моделирования, основанные на теории нечеткой логики, современные компьютерные технологии, позволяют поднять уровень прогнозирования в индустрии туризма на качественно новую ступень.
влияние
налоги
туризм
предпринимательство
управление
моделирование
прогноз
технологии
методы
эффективность
1. Абакарова Р.Ш. Налог на добавленную стоимость и развитие туризма в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 105-107.
2. Агамирова Е.В., Кожина В.О., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Совершенствование подходов к реструктуризации предприятий в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 353-356.
3. Воеводина Т.М., Боброва Е.А. Туризм: учет и налогообложение затрат в организациях малого бизнеса // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2014. № 1 (9). С. 101-106.
4. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаем сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 50-52.
5. Коняева Д.А. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в сфере туризма // Студенческий вестник. 2023. № 21-7 (260). С. 69-71.
6. Лебедева О.Е. Развитие маркетинговой инфраструктуры на рынке молокопродукции // Проблемы и перспективы развития предпринимательства: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2010. С. 86-87.
7. Ливанова Р.В., Бачаева А.Х. Основные аспекты о внедрении электронного документооборота в организации // Перспективные направления научных исследований: сборник статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции. 2019. С. 88-93.
8. Мадиярова А.С., Бертаева К.Ж., Блембаева А.Н. Некоторые аспекты налогообложения туристической деятельности // Статистика, учет и аудит. 2018. № 4 (71). С. 207-214.
9. Малолетко Д.Н. Проблемы налогообложения в сфере туризма (на примере налога на добавленную стоимость) // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 9 (36). С. 45-61.
10. Матюнина О.Е., Завалько Н.А., Кожина В.О., Соколов А.А., Лебедева О.Е. Развитие финансовой инфраструктуры в системе государственного регулирования цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 26-29.
11. Новиков С.А. Курортный сбор как инструмент развития туризма в России // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 125-132.
12. Ткаченко И.К. Туризм как фактор экономического развития Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 75-77.
13. Ухина Т.В., Троицкая Н.Г., Подсевалова Е.Н., Зикирова Ш.С., Лебедева О.Е. Совершенствование управления персоналом в туристской индустрии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 1194-1197.
14. Хоружий Л.И., Каратаева О.Г., Шитикова А.В., Манохина А.А. и др. Организация агробизнеса. Цифровая трансформация. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 189 с.
15. Цвзорко М.Г. Роль инновационного предпринимательства в развитии национальной экономики // Журнал экономических исследований. 2024. Т. 10, № 1. С. 30-35.
16. Rudenko L., Goryachikh S., Bykova O., Livanova R.V., Lapteva S. Mechanism providing information infrastructure support of sustainable development of small business in the region // IV International Scientific and Practical Conference ‘Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society’ (ATG 2019). 2020. P. 249-252.

Введение

Рыночные преобразования индустрии туризма были начаты на фоне глубоких макроэкономических диспропорций, которые заметно углублялись в условиях переходного типа организации общества. Отсутствие внутреннего и внешнего равновесия сервисной системы привело к разбалансировке туристской индустрии. Формирование эффективной туристской системы требует создания нового механизма государственного регулирования отрасли, одной из составляющих которой является бюджетно-налоговое регулирование.

От того, насколько правильно организован процесс формирования и использования финансовых ресурсов индустрии туризма напрямую зависит эффективность его влияния на экономические процессы, туристскую сферу и другие жизненно важные составляющие отрасли. Налоговая система является базой стабилизационной политики, которую проводит государство, и одновременно, она является главным орудием макроэкономической политики.

Различным проблемам функционирования туристской отрасли посвящены работы Р.Ш. Абакаровой [1], Е.В. Агамировой [2], Т.М. Воеводиной [3], Д.А. Коняевой [5], А.С. Мадияровой [8], Д.Н. Малолетко [9], С.А. Новикова [11], И.К. Ткаченко [12] и др. При этом вопросы влияния налогов на туристское предпринимательство еще не достаточно изучены.

Целью статьи является анализ влияния налогов на туристское предпринимательство.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования служили методы: системного анализа (в частности при обосновании и выборе системы показателей налоговой нагрузки и показателей деловой активности), моделирования (в частности при построении экономико-математической модели и методов для анализа связей между показателями налоговой нагрузки и деловой активности и оценки уровня налоговой нагрузки на туристское предпринимательство). Информационную основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты, научные материалы.

Результаты исследования и их обсуждение

Практика показала, что с помощью налогов государство обеспечивает себя необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций [4, 14, 16]. Через систему налоговых льгот государство может стимулировать развитие индустрии туризма, защищать национальные туристские предприятия, развивать инвестиционные источники, достигать полной занятости, уменьшать циклические колебания и тому подобное. Однако, пытаясь решить проблему чрезмерной налоговой нагрузки и административного контроля, субъекты туристского бизнеса могут переносить отношения и свои доходы в теневой сектор экономики.

Исследования налогового регулирования экономических процессов в туризме не новы. В то же время туристские предприятия часто испытывают потребность в получении надежной информации относительно налоговой политики, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Без надежного прогнозирования налоговой политики невозможно правильно оценивать результаты экономической деятельности, планировать прибыльную и расходную части различных бюджетов, разрабатывать эффективную сервисную политику, направленную на защиту экономических интересов субъектов туристского бизнеса, определять цены на услуги и тому подобное.

Методы моделирования, основанные на теории нечеткой логики, современные компьютерные технологии, позволяют поднять уровень прогнозирования на качественно новую ступень. В связи с этим исследования указанной проблемы, предусматривающие применение эффективных методов моделирования для прогнозирования налоговой политики, являются актуальными и перспективными. В развитом обществе основной задачей государства должно быть повышение благосостояния его граждан. Согласно традиционному подходу, благосостояние и справедливость распределения туристского продукта можно анализировать на основании построения функции благосостояния, которая основывается на соотношении благосостояния отдельного туристского предприятия и благосостояния общества.

Исследования свидетельствуют, что снижать уровень налогообложения субъектов туристского бизнеса нужно, но поэтапно, одновременно отыскивая источники компенсации возможного уменьшения поступлений в бюджет за счет сокращения бюджетных расходов или за счет привлечения неинфляционных источников финансирования. В вопросах реформирования налоговой системы основное внимание нужно обратить на совершенствование состава и структуры налоговой системы, механизма исчисления и уплаты налогов. Нет четкого понимания к такому элементу налоговой политики, как налоговые льготы, целью которых является стимулирование (или, наоборот, сдерживание) отдельных сфер индустрии туризма.

В то же время влияние налоговой ставки на поступления в бюджет вследствие уплаты налогов от туристской деятельности можно осуществлять с учетом фактора наличия в стране теневой экономики [6, 13, 15]. В качестве коэффициента уровня теневой экономики принята доля теневого сектора в индустрии туризма. Более того, недостаточное внимание уделено выявлению влияния налогообложения на деловую активность субъектов туристской деятельности. Исходя из этого разработка методики для количественной оценки связи между налоговым давлением на туристские предприятия и их деловой активностью является чрезвычайно актуальной проблемой.

Экономические процессы, которые имеют место, препятствуют получению достоверных данных о состоянии и тенденциях развития экономических ситуаций на туристском рынке. Имеющиеся официальные данные о состоянии индустрии туризма в современный период часто бывают малопригодными для моделирования. При этом управление налоговой политикой – сложный процесс, обусловленный взаимосвязью различных факторов. Поэтому при прогнозировании ситуаций учитываются факторы и их неоднозначное влияние на налоговую политику в зависимости от конкретных условий.

Эти показатели являются обязательными элементами в нашей модели аналитического исследования прогноза изменений налоговой стратегии. Перечень данных показателей охватывает совокупность традиционных показателей, характеризующих состояние налоговой политики. Основными этапами прогнозирования будем считать: расчет статистических показателей, имеющих влияние на процессы налогообложения; формирование экспертных знаний относительно влиятельных факторов и событий, которые могут существенно влиять на налоговую политику; оценка уровня рефлективности действий; определение глубины прогноза. На основе конкретной характеристики процессов формирования налоговой политики создается математическая модель, которая обеспечивает расчет такого параметра как вероятность изменения налоговой стратегии в индустрии туризма.

Функциональные зависимости параметров в общем виде будут такими:

y 1 = f1 (x1, x2) (1)

y 2 = f2 (x3, x4, x5, x6, x7) (2)

y 3 = f3 (x8, x9, x10, x11, x12 ) (3)

y 4 = f4 (x13, x14) (4)

y 5 = f5 (x15, x16) (5)

y 6 = f6 (с) (6)

y7 = f7 (ф) (7)

На первом этапе осуществляется построение структурных схем зависимостей для начальных переменных модели, показывающих зависимость результативного параметра Р от входных параметров, приведенных. Данная структурная модель оценки успешности реализации проекта фактически содержит в себе семь моделей: а) уровня налоговой нагрузки; б) уровня экономического содействия; в) уровня сервисной деятельности; г) уровня политического содействия; д) уровня естественного содействия; е) рефлексивного состояния; ж) уровня глубины прогноза.

Оценка налоговых стратегий базируется на основных переменных [7, 10]. Факторы, используемые для оценки отобранных влиятельных факторов (переменных модели) и их диапазоны изменения определены с использованием экспертных оценок. В модели используются параметры в качественном и количественном виде. Для переменной y7 используются условия, соответствующие глубине прогноза краткосрочного прогнозирования – от одного до трех лет.

Вероятность изменения налоговой стратегии Р в индустрии туризма находится в зависимости от параметров y1,...,y7 в виде функции Р = ξ(f1, f2,…, f7). Ее изменение определяется в следующих диапазонах: Р1 – высокое (от 80% до 100%); Р2 – выше среднего (от 60% до 80%); Р3 – среднее (от 40% до 60%); Р4 – ниже среднего (от 20% до 40%); Р5 – малое (от 0% до 20%). Результатом модельных экспериментов будет ее процентное изменение (от 0% до 100%).

Нечеткие значения функций принадлежности исходной переменной переводятся в их четкое значение через операцию дефазификации, которая является последним этапом моделирования и является обратным преобразованием найденного нечеткого логического решения в исходную физическую величину. Применение того или иного метода дефазификации зависит от типа объекта моделирования. В нашем случае исходные параметры носят дискретный характер, поэтому наиболее целесообразно применять метод центра весов. Он обеспечивает высокий уровень точности и эффективен при дискретной и непрерывной выходной величине.

Выводы

Подводя итоги можно отметить, что на основе нечеткой логики модели имеют то преимущество, что дают возможность использовать экспертные знания о структуре объекта моделирования в туризме. Благодаря этому компенсируется отсутствие аналитических зависимостей между входными и выходными переменными, характеризующими объект исследования. В этих условиях одной из важных задач является формирование налоговой системы, которая бы усиливала финансовую состоятельность индустрии туризма и обеспечивала возможность ее государственного регулирования экономическими преобразованиями.

Существующая в индустрии туризма налоговая система носит фискальный характер и не стимулирует развитие сервисной деятельности. Анализ существующих методов управления налоговой политикой подтвердил актуальность повышения требований к достоверности сделанных прогнозов эффективности налоговых стратегий. Решение этой проблемы требует использования научно-обоснованных методов моделирования, включая новейшие, доказавшие свою эффективность в построении процедур принятия решений в туристской сфере.


Библиографическая ссылка

Тарчоков С.К., Пониматкина Л.А., Попов С.А. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-3. – С. 499-503;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3453 (дата обращения: 03.07.2024).