Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД

Эрендженова Д.Б. 1 Акиева С.А. 1 Арбунова Т.В. 1 Кукуева А.А. 1 Дармаев А.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»
Мировой опыт научно-технического прогресса в сельском хозяйстве показывает, что аграрный сектор располагает значительным инновационным потенциалом. В целях определения направлений стимулирования инновационной деятельности в аграрной сфере изучен опыт зарубежных стран. В развитых странах преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений. Вследствие этого государственная поддержка, особенно в сфере стратегических направлений НТП и фундаментальных исследований, а также при распространении научно-технических идей стала важнейшей составляющей финансовой основы инновационного развития. Анализ предпринимаемых государственных мер в развитых странах показал, что для развития сельского хозяйства необходимо использовать следующие факторы: целевое бюджетное финансирование АПК; формирование организационно-экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе; усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности; разработка региональных инновационных программ развития АПК; совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.
агропромышленный комплекс
зарубежный опыт
инновации
нтп
сельское хозяйство
эффективное развитие
1. Ермолова О.В. Институциональные факторы инновационного развития агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iagpran.ru (дата обращения: 03.02.2019).
2. Максимова Т.П. Институциональные преобразования в аграрной сфере России // Российское предпринимательство. – 2017. – № 7-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-preobrazovaniya-v-agrarnoy-sfere-rossii (дата обращения: 03.02.2019).
3. Матюшок В.М. Инновационная экономика в странах ЕС: формирование и методы ее количественной оценки // Экономика природопользования. – 2012. – № 2. – С. 118–141.
4. Шатохин, М. Состояние конкурентоспособности сельскохозяйственного производства // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. – № 1. – С. 34–36.
5. Шутьков, А.А. Аграрная политика: проблемы и пути решения // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – № 5. – С. 48–63.

Анализ опыта стран с развитым сельским хозяйством свидетельствует, что государственная политика в области АПК является ключевым фактором для развития сельского хозяйства. Набор методов и средств государственного регулирования инновационного процесса достаточно широк, хотя его варианты и решения в разных странах имеют свои особенности.

Усиление роли государства в процессах, связанных с организацией и поддержкой кооперации на всех стадиях внедрения инноваций на современном этапе связано с поощрением государством межфирменной кооперации, сотрудничеством университетов с промышленностью, возглавленным кооперационных объединений или вхождением в их состав. Государственная активность в сфере НИОКР, являясь составной частью экономической политики преследует решение таких общих, задач, как экономический рост, увеличение занятости, улучшение конкурентных позиций страны, экологии и т. д.

Способность предприятий внедрять инновации – создавать перспективную продукцию, проникать в новые сферы бизнеса стала в современных условиях определять в значительной степени конкурентоспособность и на внутреннем, и на международном рынке.

В целом государственное стимулирование инновационных процессов в зарубежных странах осуществляется наиболее важными тремя основными методами: налоговое стимулирование (налоговые скидки, каникулы, зоны, кредит и т. п.); стимулирование через амортизационную политику; прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.

В основе научно-технической политики США хорошо развитая институциональная структура. Особенность американской структуры управления НТП заключается в тесном взаимодействии государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников организаций.

Такие организации включают – Национальный центр промышленных исследований, Национальную академию наук, Национальную техническую академию и Американскую ассоциацию содействия развитию науки. Важной чертой инновационного механизма является контактирование государственных и частных институтов в области НИОКР.

Выражая интересы крупнейших производителей, частные организации, работающие в сфере НИОКР, обеспечивают обратную связь с государственными органами, предоставляя им информацию, свидетельствующую об эффективности или неэффективности для бизнеса проводимых ими мероприятий и принимаемых ими мер, а бизнесу – об экономической политике государства. Частные организации играли важную роль, когда формировалась современная модель государственного управления научно-технического развития страны [2].

Венчурный бизнес можно отнести к разряду экономических «открытий», совершенных США. Американский инновационный процесс имеет свою особенность, характеризуемая бурным ростом количества занятых поиском и разработкой новых идей, их внедрением и «стартовым « производством малых и средних фирм. Государственные органы США создали благоприятные налоговые и кредитные условия для функционирования венчурных фирм и способствовали образованию единого для всей страны рынка венчурного капитала [1].

Современная концепция научно-технического развития Японии была создана японским правительством, которое в послевоенное время разработало долгосрочные прогнозы по развитию национальной экономики, определило приоритетные отрасли и сферы НИОКР. Возглавляет систему государственного управления НТП Совет по делам науки, главой которого является премьер-министр. Он состоит из руководителей ряда министерств, а также представителей крупнейших частных промышленных корпораций. Советом по делам науки формулируется стратегическая линия научно-технического развития страны и определяются размеры государственных бюджетных расходов на НИОКР.

В основе Японской модели государственного регулирования НТП конца 70-х – начале 80-х гг. следующее: долговременная программа научно-технического развития страны; опорой являются крупные корпорации в реализации научно-технической политики; стимулируется преимущество прикладных исследований и разработок; поощряются активные закупки лицензий за рубежом.

Наиболее серьезным изменением, которое произошло в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е гг., это то, что правительство этой страны решило сделать ее одним из мировых лидеров уже в ближайшее десятилетие в новейших отраслях, которые еще окончательно не сформированы.

Научно-техническая политика – это ядро всей экономической стратегии государства. Для достижения поставленной задачи Совет по науке решил увеличить государственные расходы на НИОКР с 2,5 до 3,5 % ВВП. Все возрастающая часть средств по решению Совета, следует использовать на то, чтобы финансировать фундаментальные исследования и генерировать принципиально новые идеи. Приоритеты государственной политики исходили из желания превратить Японию из импортера лицензий в экспортера, не отказываясь при этом от приобретения ценного мирового опыта.

В связи с изменением стратегии государства изменилась и стратегия ведущих японских компаний и, если она раньше была нацелена на вытеснение иностранных конкурентов с рынка за счет таких параметров, как дешевизна и высокое качество, то теперь стратегической задачей становится формирование новых рынков с одновременным сохранением низких цен и высокого качества новой продукции.

Национальным государственным органам ведущих европейских стран – Германии, Великобритании, Франции, отводится значительная роль в формировании потенциала научно-технического развития, поддержке корпораций, способных поднять конкурентоспособность собственной продукции и экономики страны в целом. Хотя в западноевропейских странах управленческие структуры не единообразны и принципы макроэкономической политики и тактические цели различаются, существует много общих для этих стран моментов.

В этих странах научно-техническая концепция государства построена на базе стимулирования «национальных чемпионов», к которым относятся небольшое число крупных корпораций, способных выдержать конкуренцию с ведущими фирмами США и Японии. Поэтому основная часть государственных средств, выделяемых на промышленные НИОКР приходится на эти корпорации [5].

К многообразным примерам такого сотрудничества, имеющим место в европейских странах можно отнести совместные государственно-частные институты и лаборатории, кооперацию ученых, разработку сов- местных программ и проектов, информационный взаимообмен. Еще в 80-х годах прошлого века в поисках механизмов, позволяющих ускорить процесс технологических нововведений, являющийся условием, без которого невозможно осуществить структурную перестройку национальных экономик и повысить их конкурентоспособность, правительствами ведущих стран предприняты меры, позволяющие быстрей и эффективней внедрять в экономику результаты НИОКР государственных исследовательских организаций.

Западноевропейская научно-техническая политика в 80-е годы имела своей главной особенностью государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (в основном, межевропейском) уровне. Роль ЕС, которую оно играло в вопросах, связанных с координацией научно-технического развития стран Со- общества, прежде всего, в новейших отраслях, возросла и стала более заметной. Согласно мировой практике, нормальное и результативное функционирование науки вообще, а аграрной – тем более, невозможно без стабильно растущего финансирования.

Любое государство, любая нация добивается прогресса в своем развитии, если обеспечивается систематический рост вложений в науку. К важному направлению, способствующему эффективности инновационного процесса можно отнести информатизацию. Для развитых стран характерно наличие действующей сети консультационных и инжиниринговых фирм, которые действуют как на коммерческих условиях, так и за счет средств государственного бюджета.

Создание финансируемых государством консультативных служб является одной из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей. Консультационная служба США входит в структуру Министерства сельского хозяйства. При университетах, сосредотачивающих исследовательскую и учебную (образовательную) деятельность существует региональная консультационная служба. Исследовательские и консультационные программы финансируются как из федерального бюджета, так и бюджета штатов.

В качестве примера, интересного с точки зрения организации, можно привести сельскохозяйственное консультирование в Польше. В соответствии с соглашением, которое было заключено правительством Польши и Комиссией Европейского Сообщества (Союза) образован Фонд программ помощи сельскому хозяйству (FAPA) в рамках программы помощи для стран Центральной и Восточной Европы – PHARE. Этой программой предусматриваются главным образом консультации, обучение, научные исследования и организаторскую работу. Происходит перенос центра тяжести информационно-консультационной службы (ИКС) с консультирования технологического на консультирование социальное и организационно-экономическое [4].

Для большинства развитых стран, в особенности для США, характерно активное развитие в последнем десятилетии особого вида предпринимательства, которое специализируется на научно-инновационной деятельности. Реализация потребностей в предпринимательской деятельности ученых, инженеров, изобретателей в сфере производства, освоения, коммерциализации новых научно-технических идей сформировались в условиях, прежде всего, сферы малого бизнеса, явившегося главным носителем «инновационного предпринимательства». Множество малых инновационных предприятий стали дополнять деятельность традиционных научно-исследовательских и конструкторских комплексов промышленных корпораций, университетов, бесприбыльных организаций, государственных лабораторий, различных целевых (временных) структур. Не располагая таким же уровнем ресурсного обеспечения, как эти предприятия, малые предприятия, действующие в научно-инновационной сфере, находятся в выигрышном положении в части возможностей максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Научно-техническое малое предприятие располагает возможностью связывать труд своих работников с конечными результатами, и удовлетворять их экономические интересы. Следовательно, из зарубежного опыта следует, что сети инновационно-предпринимательских структур, формирующиеся вокруг крупных научно- исследовательских учебных центров способствует включению, осуществленных ими научно-технических разработок, их ученых и преподавателей в инновационную сферу Развитие малого инновационного предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой это, в первую очередь, активная его поддержка со стороны государства. Наиболее последовательной политикой в этой области владеет США.

Главное в государственной политике в этой области заключается в том, чтобы создать своего рода «инновационный климат»,т. е. обеспечить благоприятные экономические, правовые, организационные, психологические и другие условия для того, чтобы стимулировать появление и развитие новых фирм и, в первую очередь тех, которые заняты генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Льготное кредитование – важнейший механизм, который стимулирует инновационное развитие. К примеру – в Италии Фондом технологических нововведений могут выдаваться льготные кредиты сроком на 15 лет. При этом, 80 % от общей суммы кредита выделяется в ходе реализации программы и оставшиеся 20 % – на стадии завершения. В систему финансового регулирования инноваций входит также страхование займов. Гарантом 90 % ссуд, предоставленных коммерческими банками малым предприятиям, в США выступает администрация по делам малого бизнеса. Существующая в Германии и Великобритании система страхования кредитов дает гарантии на возврат 80 % стоимости заказа частным банкам на период от 15 до 23 лет [3].

Всеми странами практикуется применение таких методов поддержки малого инновационного бизнеса, как льготное налогообложение на всех инновационных стадиях и ускоренная амортизация, позволяющие добиваться сокращения величин налоговых выплат, поскольку часть прибыли уходит на издержки. К примеру, в Японии размер ускоренной амортизации равен 14 % первоначальной стоимости оборудования.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки и вытеснять национальных товаропроизводителей. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений.


Библиографическая ссылка

Эрендженова Д.Б., Акиева С.А., Арбунова Т.В., Кукуева А.А., Дармаев А.Л. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-2. – С. 384-388;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=340 (дата обращения: 24.06.2021).