Введение
Высокоэффективная индустрия туризма невозможна без присутствия в ней предпринимательской идеи. В Российской Федерации для широкомасштабного внедрения предпринимательства в индустрии туризма и усиления его влияния на экономические процессы еще надо создать соответствующие правовые, экономические, политические, социальные основы. Но, прежде всего, необходима разработка научных основ управления его развитием, поскольку те условия, в которых оно рождается в индустрии туризма, достаточно специфичны.
При этом различным проблемам развития туризма посвящены труды И.Ф. Жуковской [4], Д.В. Ивановой [7], А.В. Кучумова [8], М. Реджеповой [12], Т.В. Ухиной [13], С.Д. Фурсовой [14] и др. Однако многие проблемы, связанные с введением в действие резервов предприимчивости как специфического фактора развития индустрии туризма не только не решены, но даже не сформулированы. Отсутствуют работы, рассматривающие предприимчивость как сложный по форме ресурс сервисной деятельности, нет обоснованных методик количественной оценки и моделирования потенциала предприимчивости, его типологии. Нет рекомендаций по определению оптимального соотношения традиционных и инновационных аспектов в управлении динамикой и надежностью туристского бизнеса.
Целью исследования является обоснование рекомендации по оценке резервов развития потенциала предпринимательства и усиления инновационных тенденций в индустрии туризма.
Материалы и методы исследования
Теоретико-методической основой исследования были базовые теоретические положения экономической теории, разработки туристской науки в сфере предпринимательства, а также диалектический метод познания и системный подход к изучению изучаемых явлений [1, 3, 11]. Решению определенных задач способствовало применение специальных и общенаучных методов осуществления экономических исследований. В частности, использовались следующие методы: монографический, сравнения-обобщения – для рассмотрения базовых теоретико-методических основ предпринимательского потенциала в индустрии туризма; статистического наблюдения, группировки, сравнения, графический – для исследования прикладных аспектов процесса предпринимательства, оценки состояния и основных тенденций развития туристских предприятий; абстрактно-логический метод – для определения направлений совершенствования системы предпринимательства в индустрии туризма.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования показали, что развитие технологических революций коренным образом изменило качественное представление о роли человека в сервисных процессах. Постепенно под его влиянием гарантией надежности туристского бизнеса стали управляемые инновации, а главным источником получения прибыли стали люди, обладающие знаниями и быстро реагирующие на изменение ситуаций, то есть наделенные ресурсом предприимчивости. В связи с этим человека в системе сервисных отношений стали определять через два фактора – «труд» и «предприимчивость».
В то же время предприимчивость представляет собой организационные и управленческие навыки, необходимые для производства туристских услуг [2, 5, 10]. Предпринимательство – особый вид туристского бизнеса, когда значительное внимание наделяется использованию творческого потенциала его участников, что позволяет получить сверхприбыль. Оценить потенциал туристского предпринимательства можно через оценку наличия ресурса предприимчивости у субъектов хозяйствования: владельцев капитала, непосредственно принимающих участие в сервисных процессах, менеджеров, которых они нанимают для управления капиталом.
Поскольку все большую актуальность в управлении туристским предприятием приобретает необходимость коллективного принятия решений, можно говорить о ресурсе предприимчивости команды управленцев. При этом предпринимательство тесно связано с инновационными процессами. Переход туризма к рыночно-предпринимательской ориентации сформировал новую парадигму эффективного менеджмента, ориентированного на инновации. В ее рамках необходимо рассматривать туристское предприятие как открытую систему, обеспечивающую скорость и адекватность реакции на изменения окружающей среды. При этом менеджеры должны сочетать три качественно разные реакции на ситуации: действовать строго по регламенту; выбирать один из известных вариантов поведения; создавать принципиально новый вариант решения.
Последние две реакции более рискованны, чем первая, но при условии управляемого риска и введения в действие предприимчивости только они сохраняют капитал. В туристском бизнесе, который имеет тенденцию усложнять и использовать наемную рабочую силу, менеджеров, их функции постепенно усложняются. Если в начале развития менеджмента его эффективность обеспечивалась специализацией и кооперацией четко регламентированных рутинных функций, то впоследствии появились предпосылки развития эвристического менеджмента.
Его назначение – стимулировать овладение менеджером предпринимательской философии хозяйствования. Тенденции усложнения проблем в работе туристских организаций, информатизация сервисных процессов привели к тому, что их уже не может решить один человек, даже очень предприимчивый. Возникла потребность принятия групповых творческих решений, которая нашла научное обеспечение в рамках развития так называемого креативного менеджмента. И эвристический, и креативный менеджмент невозможны без ориентации на использование фактора предприимчивости.
Поскольку предприимчивость – это наиболее характерная черта рыночных отношений, то можно утверждать, что переход к рынку невозможен без развития предпринимательства в различных его формах [6, 9, 15, 16]. Только предприимчивый бизнесмен может перебороть неопределенность окружающей среды, отыскивая необычные способы эффективного реагирования на проблемы в условиях ограниченных ресурсов в индустрии туризма.
Но, на наш взгляд, нельзя считать, что предприимчивость – это особый вид творческой деятельности исключительно в сфере частного туристского бизнеса. Безусловно, частные собственники, только формирующие свой капитал, создают систему экономических связей, вынуждены больше, чем любые субъекты хозяйствования, вводить в действие фактор предприимчивости. Как раз он позволяет им компенсировать недостаточность ресурсов, квалифицированных кадров, несовершенное законодательство. Но, в то же время и туристские предприятия, имеющие значительную долю коллективной собственности, испытывают потребность в формировании новой предпринимательской культуры поведения менеджеров, функции которых также значительно меняются.
В любом случае носителем фактора предприимчивости выступает человек, а потому для повышения эффективности его использования предпринимательство целесообразно рассматривать как особую трудовую функцию. Предприимчивый человек (предприниматель или менеджер) как субъект-носитель фактора предприимчивости – это личность, которая способна взять на себя инициативу и ответственность за результаты объединения в систему других факторов туристской деятельности, за надежность сервисных процессов, которыми она управляет.
Как практики, так и теоретики изначально определяли инновационного менеджера как специалиста по управлению инновациями, но теперь его одновременно рассматривают как творческого человека, наделенного даром предприимчивости, то есть эффективного прогнозирования и предупреждения негативных тенденций в развитии туристского бизнеса с использованием творческого потенциала коллектива.
Выход из кризиса небезосновательно мы связываем с развитием малого и среднего бизнеса, который активно реализует предпринимательские идеи, за счет гибкости и мобильности успешно решает такие важные проблемы как структурная перестройка индустрии туризма, укрепление финансовой базы туристских предприятий, развитие конкуренции, создание новых технологий, обеспечение занятости. Формирование малого и среднего бизнеса в индустрии туризма можно идти двумя путями: за счет самоинициативы и самоорганизации отдельных субъектов предпринимательства, а также коммерциализации государственных туристских предприятий.
Каждый путь определяет свои источники обеспечения и сохранения туристского бизнеса. Так, приватизация создала условия формирования жизнеспособных предпринимательских структур в сфере малого и среднего туристского бизнеса, мощность которых обусловлена использованием значительного потенциала существующих экономических связей, известных источников ресурсов и туристских рынков. Малые и средние туристские предприятия превращаются в органическую часть индустрии туризма, успешно решают проблемы восстановления экономических отношений с партнерами.
Но к сожалению возможности их развития исчерпываются. При абсолютном росте количества таких туристских предприятий, темпы их создания замедляются. Но пока государство не создало для него предпосылок эффективного развития. Вклад частного капитала мог бы быть более существенным, если бы не существовали многочисленные проблемы, обусловленные как общим состоянием индустрии туризма так и субъективными социально-психологическими факторами. Среди них нестабильность законодательной базы, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие маркетинга и достаточных возможностей внедрения новых технологий, неравноправная конкуренция с крупными туроператорами, сложная система учета, финансирования и кредитование, медленное формирование положительного отношения общественности к предпринимательской деятельности в индустрии туризма.
Заключение
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что экономическое развитие индустрии туризма можно обеспечить только оптимальным сочетанием туристских предприятий всех форм собственности и размеров. В Российской Федерации следует вводить в действие фактор предприимчивости в крупных туристских компаниях, возрождать их инновационный потенциал, создавать предпосылки высокой отдачи творческого труда менеджеров и специалистов. Наряду с ними будут возникать новые туристские предприятия, которые за счет предприимчивости их владельцев будут создавать туристскую инфраструктуру для более мощных предприятий.
Неустанный рост влияния творческого поведения участников туристского бизнеса на достижение его конечных результатов требует обоснования диагностической оценки потенциала предпринимательства. Ее практическое использование позволит сделать более обоснованными рекомендации по определению резервов его сохранения и развития. Такая оценка должна базироваться на следующих положениях: потенциал предпринимательства необходимо рассматривать как сложную, целостную динамическую систему; оценка должна быть комплексной и реализовать функции познавательную, статистическую, измерительную; она также должна определять типичные особенности развития определенных форм предприимчивости в индустрии туризма.
Библиографическая ссылка
Лебедева О.Е. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТУРИЗМЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 415-419;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3364 (дата обращения: 03.12.2024).