Введение
Проблемой, к решению которой подходят авторы в рамках настоящей работы, является недостаточная изученность динамики развития институциональной среды, формирующейся в результате внедрения новых технологий. Ситуация обновления существующих институтов и появления новых в результате появления новых технологий является стабильной с начала XIX столетия и будет сохраняться в прогнозируемом будущем. Не сомневаемся в том, что появление цифровых технологий задает тенденцию дальнейшего развития институтов, в котором можно выделить определенные повторяющиеся этапы, представляемые в виде жизненного цикла.
Логика развития институтов под влиянием новых информационных (и других) технологий объясняется тем, что передовые технологии нуждаются в определенной институциональной среде. На ранних этапах развития информационных технологий и компьютерной техники многие руководители организаций считали, что для автоматизации процессов достаточно приобрести ЭВМ. Затем выяснилось, что компьютеры нуждаются в программном обеспечении, кроме того, необходим обученный персонал, а для эффективной работы нужны соответствующие регламенты, облегчающие выполнение задач и использование возможностей инноваций. Можно согласиться с А.А. Аузаном в том, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не обеспечивают появления цифровой экономики [1].
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что далеко не всегда внедрение цифровых технологий обеспечивает повышение экономического эффекта. Известна фраза Р. Солоу о том, что «мы видим компьютерный век везде, кроме статистики производительности» [2]. Несомненно, положительное влияние цифровых технологий на эффективность хозяйственной деятельности в сфере простых повторяющихся процессов: например обработки бухгалтерской информации или расхода тепловой энергии. За пределами монотонных процессов эффективность цифровых технологий не всегда очевидна. Так, послания целевой аудитории теряются в информационном пространстве, существует высокий риск банкротства IT-проектов, наблюдается отсутствие прибыли у многих крупнейших цифровых гигантов, например Uber.
В настоящее время необходимо глубже изучать процессы модификации институциональной среды в ходе развития цифровых технологий для определения принципов их эффективного внедрения.
Исходя из вышесказанного, формулируется цель настоящей работы – выявить факторы и тенденции развития институтов под влиянием внедряемых технологий. Гипотеза состоит в том, что тенденции формирования новых институтов схожи при внедрении любых технологий. При этом, в основном, взаимодействие с институциональной средой будет рассматриваться на примере цифровых технологий. В рамках поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- уточнить модель жизненного цикла развития институциональной среды под влиянием технологического прогресса;
- изучить специфику динамики институтов под влиянием научно-технического прогресса, взяв в качестве примеров последнего цифровые технологии.
Материалы и методы исследования
Методологической базой исследования послужили эволюционная теория развития институтов, в частности, концепция жизненного цикла институтов, экономико-математическое моделирование производительности труда под влиянием институциональной среды. Методы исследования – анализ процессов взаимного влияния технологий и институтов, синтез условий их эффективного взаимодействия, моделирование тенденций развития институциональной среды.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках национальной технологической инициативы, в Указе Президента от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» перечислены так называемые «сквозные» технологии. Сквозными они названы потому, что определяют развитие не только цифровой сферы экономики, но всех отраслей народного хозяйства. К сквозным технологиям относятся:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- специальные компоненты робототехники, в том числе сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальности;
- облачные и туманные вычисления.
Как видно из перечня, все сквозные технологии являются цифровыми по способу хранения и обработки информации. В результате внедрения цифровых, технологий, в социально-экономической системе наблюдаются следующие изменения.
1. Резкое увеличение количества производимой, передаваемой и сохраняемой информации. Так, по прогнозам аналитиков, общее количество сохраненной информации на Земле к 2025 г. составит 163 зетабайт (1023 байт). Это в десять раз больше, чем количество накопленной в мире информации на конец 2016 г. [3].
2. Возрастание количества потенциальных связей между людьми и организациями благодаря используемым гаджетам, интернет, беспроводной связи и новым сетевым формам организации общения и бизнеса. Дж. Паркер, М. Ван Альстин и С. Чаудари и другие авторы говорят о возрастающей роли цифровых платформ как форме организации сетевых хозяйственных связей, увеличивающей количество парных связей контрагентов, снижающей трансакционные издержки и увеличивающей доходы участников [4, 5]. Сетевая форма организации коммуникаций, сокращая трансакционные издержки, делает более привлекательными модели совместного использования объектов в процессе потребления, примером чему является «каршеринг» [6].
3. Расширение обычной повседневной реальности человека виртуальной и «дополненной» реальностью. История технологий Augmented Reality (AR) началась в 1962 г. вместе с запатентованной «сенсорамой» кинематографиста М. Хейлинга, названной изобретателем театром погружения. В настоящее время рынок средств виртуальной и дополненной реальности составляет сотни миллиардов долларов. Т.Н. Юдина называет виртуализацию экономики хрематистикой, подчеркивая, что виртуальными стали не только игры, но и финансы, отношения, институты [7].
4. Цифровое дублирование физических объектов и людей, виртуализация общественного пространства и отношений. Развитие облачных технологий и интернета вещей, сделало возможным присутствие в цифровой среде не только отдельных устройств, снабженных датчиками, но и целых производственных компаний. Объединение деятельности всей организации на базе цифровой модели позволяет эффективнее построить цепочки различных процессов, что снижает себестоимость продукции и повышает рентабельность собственных активов за счет использования чужих удаленных ресурсов [8], создает базы данных для последующей реализации информации на специализированных рынках [9].
5. Нивелирование значения территориальной удаленности для передачи информации, изменение традиционных представлений людей о «близком» и «далеком». Ранее от расстояния объектов зависели себестоимость, частота и результативность коммуникаций. На смену ходокам, странникам и государственным гонцам пришли почтовая служба, телеграф, телефон и беспроводная связь. В настоящее время и рынок труда претерпел значительные изменения, система аутсорсинга, дистанционной занятости и автоматизации рабочих мест изменили облик и содержание трудовой деятельности [10].
6. Появление угроз, связанных с новыми свойствами цифровых объектов и уязвимостью электронных устройств. Это разные классы опасностей, объединенные в одну группу и связанные с угрозами потери данных, отключения электричества, незаконного внешнего воздействия на электронные приборы и человеческий организм с электронными имплантами [11]. Также возрастают риски жизнедеятельности из-за отсутствия альтернатив использованию сетевых ресурсов и электронных устройств в качестве основных корпоративных и бытовых коммуникационных информационных средств.
7. Появление угроз, связанных с расширением возможностей и полномочий автоматических устройств и компьютерных программ. Возрастают риски, связанные с вероятностью ошибок принятия решений искусственным интеллектом, манипулированием спросом и исключением человека из процесса принятия решений [12]. На смену узконаправленному искусственному интеллекту и интеллекту общего действия может прийти суперинтеллект с неизвестными угрозами всему человечеству. Новые возможности искусственного интеллекта не всегда будут использоваться во благо, подтверждением чему являются примеры использования нейросетей для фальсификации выпускных квалификационных работ, исторических документов, художественных произведений, учебной и специальной литературы, распространенной в интернет. Parkes D.C. и Wellman M.P. говорят о необходимости внедрения нового уровня защиты финансовых рынков в условиях работы искусственного интеллекта [13].
Все это приводит к необходимости установки определенных ограничителей деятельности искусственного интеллекта и проверки его деятельности, защиты электронных библиотек, распространения цензуры и появления сертифицированных поисковых систем.
Научной новизной исследования является то, что авторы выстраивают жизненный цикл институтов, связанных с инновациями, принимая во внимание доступность использования новых технологий. Представим развитие институтов в виде цикла меняющихся этапов:
- элитарное использование;
- массовые возможности;
- снижения рисков;
- упрощения и расширения возможностей.
В следующей таблице представлено развитие институтов на примере технологий, каждая из которых в свое время революционно изменила окружающую жизнь.
Интересно, что не всегда этап упрощения оставляет в неизменности прежнюю технологию. Например, пик совершенства паровозной техники пришелся на 1940-1950-е гг. жесткость отбора и сложность системы подготовки машинистов паровоза были сравнимы с подготовкой летчиков или космонавтов. Для снижения зависимости от человеческого фактора и уменьшения сложности подготовки специалистов потребовалось заменить технологию парового транспорта на применение дизельных и электрических двигателей.
Остановимся подробнее на институтах снижения рисков, вызванных к жизни цифровыми технологиями. С 1993 г. в России начинает формироваться юридическая база, направленная на борьбу с информационными угрозами. Юридические основы информационной безопасности в России формируют следующие законы:
- Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне»;
- Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 26.01.2007 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Федеральный закон от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Основополагающий Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет следующую иерархию видов информации, в зависимости от возможности ее распространения:
- подлежащая обязательному представлению или распространению (законодательные акты);
- информация в свободном доступе, распространяемая по желанию сторон;
Этапы жизненного цикла институтов на примере различных технологий
Технология |
Особенности развития институтов на различных этапах |
|||
Элитарное использование |
Массовые возможности |
Снижение рисков |
Упрощение и расширение возможностей |
|
Книгопечатание |
Изготовление книг вручную для образованной элиты |
Всеобщая грамотность |
Единые правила языка, цензура |
Появление электронных текстовых книг, аудиокниг |
Паровой двигатель |
Монополия промышленного производства, исчезновение ремесленничества |
Доступность парового транспорта |
Жесткая система отбора и подготовки машиниста, сложные правила управления |
Замена паровозного транспорта электровозами и тепловозами |
Двигатель внутреннего сгорания |
Автомобили для элиты, отсутствие выбора (Г. Форд: «автомобиль любого цвета, при условии, что он черный») |
Распространение автомобилей |
Сложная система экзаменов для получения водительских прав, обучение устройству автомобиля |
Упрощение правил получения водительских удостоверений |
Цифровые технологии |
Высокая цена на ЭВМ |
Соцсети, цифровые платформы |
Законы, ограничивающие движение информации |
? |
Примечание: составлено авторами.
- передаваемая или распространяемая лишь по соглашению заинтересованных лиц (коммерческая тайна, персональные данные);
- запрещенные или ограниченные к распространению ложные, вредные или незаконные сведения, (например, нарушающие права или дискредитирующие органы власти);
- запрещенная к распространению информация, составляющая государственную тайну, используемая исключительно отдельными органами власти.
Кроме этого, согласно Федеральному закону «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» государство защищает безопасность информационных систем организаций в сферах здравоохранения, науки, транспорта, энергетики, оборонной промышленности, ракетно-космической промышленности, химической и металлургической промышленности, а также предприятий, обеспечивающих их функционирование.
Заключение
В работе предложена авторская модель жизненного цикла развития институтов, формируемых под влиянием внедряемых технологий. С помощью изучения тенденций развития институтов показано, что для эффективного использования новых технологий необходимо осуществить не только технологическое упрощение их применения различными слоями общества, но и разработать соответствующие институты. Особенность цифровых технологий заключается в том, что они являются сквозными, то есть определяющими результативность и эффективность не только сферы производства и обработки информации, но и вообще любой отрасли экономики.
Упрощение и расширение возможностей применения цифровых технологий может происходить технологически, с помощью совершенствования программного обеспечения и средств обработки информации, например создания интерфейса «мозг-компьютер». Но не упрощению самих технологий посвящена настоящая работа. Инновации могут дать максимальный полезный эффект лишь при поддержке соответствующих институтов упрощения применения новых технологий, облегчения их использования, более широкого доступа к технологиям. Таким образом, наблюдается взаимная зависимость между эффективностью применяемых технологий и формируемых вокруг них общественных норм и правил.
Библиографическая ссылка
Котванов М.В., Рыжкова М.В., Котванова С.Г. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНСТИТУТОВ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 410-414;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3363 (дата обращения: 21.11.2024).