Введение
Профессиональное образование и переподготовка сотрудников имеют решающее значение для организационной производительности и конкурентоспособности высокотехнологичных компаний авиационной и ракетно-космической промышленности. Однако, определение затрат и выгод от таких образовательных программ, а также влияния компетенций сотрудников на бизнес-процессы, представляет значительные вызовы для работодателей. Данная статья направлена на рассмотрение различных аспектов оценки инвестиций в профессиональное образование сотрудников, а также на выявление рыночных и нерыночных выгод для бизнеса.
Понимание затрат и выгод профессионального образования и переподготовки (VET – vocational education and training) обеспечивает основу для принятия решений об инвестировании в обучение. Такое понимание важно для многих заинтересованных сторон в системе профессионального образования, включая частных лиц, предприятия и правительство.
Целью исследования является определение экономической эффективности инвестиционных вложений в организацию профессионального обучения квалифицированного персонала высокотехнологичных компаний.
Результаты научных исследований
Cуществует множество способов измерения затрат и выгод от обучения персонала, что приводит к различным оценкам отдачи от инвестиций. Однако на каждом из этих уровней можно сделать некоторые общие выводы, основанные на повторяющихся результатах исследования. С точки зрения бизнеса процесс оценки затрат и выгод программ профессионального обучения значительно разнится в зависимости от размера предприятия.
В дополнение к рассмотрению затрат и выгод, связанных с обучением сотрудников, фирмы могут также рассмотреть проблему с точки издержек, связанных с отсутствием необходимых компетенций у работников.
Согласно исследованию, проведенному Национальным исследовательским центром профессионального образования Австралии, 33,8% сотрудников исследуемых компаний не в полной мере обладают необходимым набором компетенций для выполнения своих профессиональных обязанностей [4]. Такое положение дел может иметь ряд негативных последствий для организации (таблица 1). В частности, наиболее часто отмечаемыми негативными последствиями, связанными с недостатком компетенций, являются увеличение рабочей нагрузки для других сотрудников (83,0%) и увеличение операционных расходов (58,7%). Также интересно отметить, что некоторые эффекты потенциально влияют на способность фирм внедрять инновации и сохранять конкурентоспособность. Например, задержки в разработке новых продуктов или услуг (30,8%), трудности при внедрении технологических изменений (38,4%) и потеря бизнеса или заказов (30,9%).
Можно ли при этом сделать вывод, что наличие полностью компетентного персонала может оказать положительное влияние на производительность на уровне компании? Многие работодатели могут быть не заинтересованы в проведении детального анализа отдачи от инвестиций в обучение. Даже при наличии некоторого интереса к анализу затрат и выгод многие предприятия могут не располагать временем, опытом или ресурсами для проведения сложной оценки, особенно учитывая сложности, связанные с подобным анализом.
Таблица 1
Проблемы при недостаточности компетенций работников (% опрошенных работодателей о влиянии на результаты деятельности организации)
Проблема |
% респондентов |
Увеличение рабочей нагрузки для других сотрудников |
83,0% |
Увеличение операционных расходов |
58,7% |
Трудности с соблюдением стандартов качества |
49,8% |
Трудности в достижении целей обслуживания клиентов |
48,9% |
Трудности с внедрением новых методов работы |
41,9% |
Трудности при внедрении технологических изменений |
38,4% |
Неспособность расширения деловой активности |
37,7% |
Потеря бизнеса или заказов в пользу конкурентов |
30,9% |
Задержки в разработке новых продуктов или услуг |
30,8% |
Необходимость прибегнуть к аутсорсингу |
19,7% |
Источник: [12].
Трудности при оценке затрат и выгод от обучения для бизнеса
Доступ к соответствующим и точным данным или их сбор для оценки затрат и выгод от обучения на уровне бизнеса могут быть затруднены [9]. Оценить затраты на профессиональное образование и переподготовку зачастую непросто, так как значительная часть такого обучения может производиться неаккредитованными организациями или в формате неформального обучения на рабочем месте. К расходам, которые несет бизнес в процессе обучения своих сотрудников, следует также добавлять время, затрачиваемое работниками на обучение, которое не всегда учитывается в таких анализах [13].
Измерение потенциальной отдачи от инвестиций в профессиональное образование и переподготовку также сопряжено со своими трудностями. На положительные результаты деятельности фирмы также могут оказывать влияние различные факторы, в том числе технологические изменения. Зачастую возникают трудности при определении объема положительных изменений, связанных непосредственно с инвестициями в образование и профессиональную подготовку [9]. Проблемы, связанные с выявлением влияние различных факторов, могут приводить к ошибочным оценкам влияния инвестиций в профессиональное образования и переподготовку [9].
Рыночные преимущества образования и профессиональной подготовки для бизнеса
Выгоды для бизнеса от профессионального образования и переподготовки можно разделить на рыночные (имеют финансовое выражение, например – влияние на производительность) и нерыночные.
Исследование, проведенное Агентством по трудовым ресурсам и производительности труда Австралии, показывает значительные различия с точки зрения влияния обучения на производительность фирмы, варьирующиеся от нуля (отсутствие существенной связи) до отдачи в 13% [9].
На тему влияния профессионального образования и переподготовки был произведен ряд других исследований. Результаты этих исследований представлены в таблице 2.
Все исследования выявили положительное влияние инвестиций в обучение работников на производительность труда и прибыльность бизнеса. Примеры особенно высокой окупаемости инвестиций были выявлены на производственных предприятиях, где обучение носит специфический характер, быстро осуществляется и связано с внедрением новой технологии или новых производственных процессов. Результаты исследования оказались менее очевидными в отраслях, связанных со сферой услуг. В этих случаях обучение оказало незначительное влияние на уровень производительности, что, возможно, обусловлено неприменимостью выбранных методологий для оценки влияния профессионального образования на уровень производительности в сфере обслуживания.
Проведенное исследование Doucouliagos и Sgro также было направлено на разработку процесса оценки обучения с использованием различных статистических методов, которые могли бы помочь предприятиям оценить окупаемость инвестиций в обучение.
Таблица 2
Исследования взаимосвязей между корпоративным обучением и производительностью труда
Исследование |
Используемая методология |
Результаты исследования |
Blandy et al. 2018 |
Опросы, анкетирования, углубленный анализ единичных случаев (case studies). |
Увеличение объема обучения на 10% привело к росту производительности на 1%. Количество и качество обучения были положительно связаны с прибыльностью. |
Maglen, Hopkins and Burke 2019 |
Углубленный анализ единичных случаев (case studies). |
Рост производительности труда в результате обучения. В компаниях в сфере производства обуви инвестиции в обучение показали доходность в размере 58 долл. на каждый, вложенный в обучение 1 долл. В компаниях в сфере производства проволоки инвестиции в обучение показали доходность в размере 190 долл. на каждый вложенный 1 долл. Используемые методы исследования показали неэффективность в контексте отраслей из сферы услуг. |
Doucouliagos and Sgro 2018 |
Семь case studies и различные статистические методы. |
Окупаемость инвестиций от 30% до 7000%. |
Источники: [3, 7, 11].
Целью данного исследования также было количественно оценить чистую прибыль, получаемую от проведения учебных программ для предприятий различного профиля, включая коммерческие, некоммерческие, частные и государственные. Исследование показало, что экономический эффект от программ профессионального обучения был существенным, а окупаемость инвестиций от обучения составила от 30% до 7000%. Окупаемость от подобных инвестиций в размере 7000%, которой удалось достигнуть в отдельных предприятиях, стала результатом существенного снижения текучести кадров, полученного в результате семинаров по подбору персонала и внутри корпоративным отношениям. По результатам исследования все включенные в выборку организации получили существенную отдачу от своих инвестиций [7].
Таким образом, можно выявить и измерить на уровне предприятия связь между профессиональным обучением и ростом производительности. Однако следует отметить, что со времени проведения рассмотренных исследований бизнес-среда и экономика в целом претерпели существенные изменения, что ограничивает их применимость в сегодняшних обстоятельствах.
В целом, большинство проводимых исследований продемонстрировали положительное влияние корпоративного обучения на производительность труда на предприятиях. Исследования, проведенные в Канаде [2], Италии [5], Германии [14] и Великобритании [6], показали, что увеличение объема профессиональной подготовки на 1% приводило к повышению производительности фирмы в диапазоне от 0,07% до 1,7%. Более того, наблюдаемое повышение производительности было более значительным, чем повышение зарплатных ожиданий работников в результате роста их компетенций. Таким образом, обучение работников выглядит экономически привлекательным как для самого предприятия, так и для самих работников.
При этом сравнивать отдачу от повышения производительности труда в результате прохождения работниками обучения между разными организациями проблематично, поскольку существует ряд факторов, влияющих на эффект обучения. К ним относится сфера деятельности предприятия и существующие системы управления человеческими ресурсами. Содержание программ обучения также варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия, что также способствует различной степени влияния на производительность труда персонала.
Нерыночные преимущества образования и профессиональной подготовки для бизнеса
Нерыночные выгоды, которые бизнес получает за счет предоставления профессионального образования и переподготовки сотрудникам, являются гораздо менее исследованной темой. Это связано с тем, что рыночные (финансовые) выгоды более очевидны и легче измеримы, и поэтому считаются более важными, чем нерыночные выгоды. Тем не менее нерыночные выгоды могут быть ценны сами по себе, но также могут приводить к повышению производительности.
Профессиональное образование не только повышает профессиональные качества квалифицированных работников, но также способствует развитию социального и культурного капитала [4].
Другие нерыночные преимущества для организаций, инвестирующих в профессиональное образование и переподготовку работников, включают: снижение текучести кадров, числа невыходов на работу, увольнений по собственному желанию, профессиональное развитие сотрудников и их продвижение на более высокие должности и повышение репутации компании как работодателя [4].
Согласно исследованию Национального института трудовых исследований (NILS) при Университете Флиндерса (Австралия), корпоративное обучение , как правило, связано со снижением текучести кадров. Это исследование также выявило, что модели корпоративного обучения, в рамках которых используются методы высокопроизводительной работы и поощряется командная работа, обмен информацией, приводят к повышению лояльности работников к компании и росту удовлетворенности работой, снижению текучести кадров [10].
Заключение
Профессиональное образование имеет значительные преимущества не только для работников, но и для организаций, в которых они трудятся. Оно способствует развитию социального и культурного капитала, снижает текучесть кадров, увольнения по собственному желанию, повышает профессиональное развитие сотрудников и их продвижение на более высокие должности, а также улучшает репутацию компании как работодателя. Корпоративное обучение, особенно при использовании методов высокопроизводительной работы и поощрении командной работы, также приводит к увеличению лояльности работников и снижению текучести кадров.
В данной статье отмечается, что оценка затрат и выгод от обучения сотрудников предприятия играет важную роль для бизнеса. Размер предприятия имеет существенное влияние на процесс оценки затрат и выгод от обучения, а также на решение проблем, связанных с отсутствием необходимых компетенций у работников. Исследование, проведенное Национальным исследовательским центром профессионального образования Австралии, показывает, что 33,8% сотрудников исследуемых компаний не в полной мере обладают необходимым набором компетенций для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Важно отметить, что недостаток компетенций у сотрудников может привести к ряду негативных последствий для организации, таких как увеличение рабочей нагрузки для других сотрудников, увеличение операционных расходов или даже потеря бизнеса или заказов. Подобные проблемы влияют на способность фирм внедрять инновации и сохранять конкурентоспособность.
Однако, несмотря на важность проведения анализа отдачи от инвестиций в обучение, многие работодатели могут быть не заинтересованы в проведении детальных и сложных оценок. Трудности при оценке затрат и выгод от обучения для бизнеса связаны с доступом к точным данным, а также со сложностями в измерении потенциальной отдачи от инвестиций.
Библиографическая ссылка
Кербер Л.С., Тихонов А.И. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ВЫГОД ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 405-409;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3362 (дата обращения: 21.11.2024).